Интерпретативизм как парадигма социологического исследования — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Интерпретативизм как парадигма социологического исследования

2018-01-30 198
Интерпретативизм как парадигма социологического исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Своими корнями эта парадигма уходит в идеи М. Вебера, немецкого социолога, который подчёркивал необходимость понимания средыпонимающая социология») с точки зрения тех людей, которые в ней находятся. М. Вебер считал, что главная задача социологической науки – изучение социальных действий людей, интерпретация их понимания через первичное объяснение. По его мнению, социальное действие, осуществлённое индивидом, это такое действие, которому он придаёт значение и при реализации которого он принимает во внимание возможное ответное поведение других людей. Для понимания социального действия необходимы наблюдение и объяснение мотивов действия.

Основной вклад в развитие парадигмы (собственно и давшие ей название) внесли представители символического интеракционализма американские социологи Дж. Г. Мид и его последователи – Г. Блумер, И. Гоффман, Ф. Дэвис, сосредоточившие свои усилия на объяснении социальных действий через значения, придаваемые индивидом этим действиям. При этом их более интересуют интеракции (взаимодействия) на малом уровне, нежели крупномасштабные социальные изменения. Парадигма символического интеракционализма представляет собой модель для построения теорий, которые воспринимает общество как результат (продукт) повседневного взаимодействия индивидов.

Так, по теории Мида, мысли, опыт и поведение людей являются сугубо социальными. Индивиды обретают свою человеческую природу благодаря взаимодействию с другими, на основе социального опыта («социализация»), с помощью символов, важнейшие из которых содержатся в языке. Символ не просто обозначает предмет или событие, но описывает их особым образом, предполагая определённую реакцию. Социальная жизнь может продолжаться, если значения символов в большей степени воспринимаются и разделяются другими членами общества. Однако общепризнанные символы обеспечивают лишь средства интеракции (взаимодействия); для продолжения интеракции каждый вовлечённый в неё должен интерпретировать значения символов и намерения других. Это осуществляется в процессе «принятия роли», в которую индивид, чтобы понять намерения своего партнёра по общению, ставит себя на его место с помощью воображения.

Согласно взгляду Мида на интеракцию, люди сами активно создают социальную среду и находятся под её воздействием. Индивид и общество рассматриваются в неразрывном единстве – индивид может стать человеком только в социальной среде. Люди живут в мире символов, которым придают значение и значимость жизни и создают основу для человеческой интеракции.

Чтобы подчеркнуть ситуационный, процессный характер действий и их интеракции, ученик Мида – Блумер сформулировал в книге «Символический интеракционализм» (1969) три постулата, на основе которых строится описание и объяснение социальных явлений как процессов интеракции:

1. Люди действуют в отношении объектов на основе значений, придаваемых этим объектам.

2. Значение объектов для индивида возникает в процессе взаимодействия, в котором он/она участвует.

3. Значения используются и видоизменяются индивидом в процессе интеракции объектов, с которыми он/она имеет дело.

Структурность, т.е. упорядоченность и повторяемость социальных взаимодействий возникает на основе общности значений, вырабатываемых и разделяемых участвующими в этих взаимодействиях людьми. Если общность значений отсутствует, и партнёр по взаимодействию истолковывает символ в другом значении, то возникает конфликтная ситуация. Однако, бесконфликтное развитие взаимодействий возможно, но только в том случае, если первый участник, используя иные действия, сможет вызвать у второго участника впечатление, что первоначальный сигнал означал определённый и дружественный смысл.

Зависимость процесса взаимодействия от интерпретации значений поступков приводит к тому, что действия индивидов приобретают характер управления впечатлениями других людей. Этот аспект социального взаимодействия выделил И. Гофман в знаменитой книге «Презентация себя в повседневной жизни» (1959). Определив свою версию символического интеракционализма как драматургический анализ, Гоффман показал, что индивиды даже в самых обычных ситуациях целенаправленно добиваются желательной интерпретации:

· выстраивают серию действий – «пьесу»,

· выбирают и подготавливают ситуацию взаимодействия – «сцену»,

· используют особенности места – «декорации» и вещи – «реквизит».

Цель презентации – создание устойчивого впечатления, определяющего в сознании людей, кем является индивид, какое социальное положение он занимает, т.е. создаёт или поддерживает свою идентичность (от англ. identify – отождествлять, опознавать).

Интеракционалистская схема «определение ситуации – презентация значений» может использоваться как универсальный инструмент анализа социальных явлений. Символический интеракционализм позволяет хорошо описывать и объяснять межиндивидуальные взаимодействия и массовое поведение в ситуациях, предполагающих возможность различных интерпретаций.

Представители феноменологической социологии свой подход основывают на рассмотрении социального взаимодействия как процесса координации поступков людей, наделяющих смыслом действия друг друга, типичным для их жизненного опыта. Общность и устойчивость смыслов, придаваемых ситуациям взаимодействия, упорядочивает их и превращает в представлении участников взаимодействия в объективную реальность – социальные феномены. Социальная реальность конструируется в сознании людей, придерживающихся общепринятых способов интерпретации как очевидных, естественных.

Сравнительно новое направление в рамках данной парадигмы, развивающее феноменологическую схему, образует этнометодология, предметом которой являются исследования методов, с помощью которых люди воспроизводят социальный мир. Социальная жизнь представляется упорядоченной только потому, что члены общества активно заняты приданием ей смысла. Г. Гарфинкель в своей работе «Исследования по этнометодологии» (1967) на экспериментальном материале показал, что коммуникация основывается на привязке высказываний к контексту. Смысл высказывания зависит и определяется выбором контекста, при этом структура возможных контекстов для каждого индивида задана его жизненным миром.


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.