Показатели основных разделов производственной программы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Показатели основных разделов производственной программы

2018-01-30 133
Показатели основных разделов производственной программы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОГЛАВЛЕНИЕ

Цели и задачи учебной дисциплины  
Лекция 1 Лекция 2 Методологические основы планирования Стратегическое планирование  
Лекция 3 Лекция 4 Лекция 5 Лекция 6 Лекция 7. Лекция8. Лекция 9.   Тактическое планирование Планирование продаж Планирование производственной программы Планирование потребности в персонале Планирование средств на оплату труда Планирование издержек Планирование финансов  
Список рекомендуемойлитературы.  

 

 

Цели и задачи учебной дисциплины

Основная цель дисциплины - освоение теоретических знаний и практических навыков по разработке различных видов планов предприятия

Задачами дисциплины являются обеспечение студента теоретическими знаниями в области методологии и методики планирования деятельности предприятия; сформировать практические навыки по проведению плановых технико-экономических расчётов.

 

Лекция 1. Методологические основы планирования

1.1 Сущность планирования.

Планирование – процесс или совокупность действий хозяйствующего субъекта по установлению целей и задач его функционирования.Планированиепредставляет собой умение предвидеть цели организации на перспективу, способы их реализации, ресурсное обеспечение и контроль за достижением поставленных целей.

Объекты планирования на предприятии - социально-экономические процессы, явления и события, происходящие на уровне предприятия, на которые направлена деятельность по разработке прогнозов и планов.

Субъекты планирования юридические или физические лица, осуществляющие планирование объекта. В условиях рынка, в этой роли могут выступать: органы государственной власти на уровне РФ, субъектов РФ, муниципального и местного самоуправления; корпорации и предприятия; научно-исследовательские и консалтинговые организации, от­дельные эксперты, осуществляющие разработку прогнозов.

Особенности планирования в условиях рыночной экономики:

- должно быть ориентировано на потребителя, т.е. по своей сути должно быть маркетинговым, основанным на изучении рыночных потребностей и постоянном поиске привлекательных «рыночных ниш»;

- должно быть направлено на получение устойчивой прибыли (соразмерение рыночных потребностей с возможностями предприятия);

- должно учитывать неопределённость, присущую рынку;

- должно иметь системный характер, учитывая как внешние, так и внутренние условия жизнедеятельности предприятия;

- должно рассматриваться как «открытая система» (предприятие должно приспособить всю свою внутреннюю деятельность к изменениям в окружающей среде в политике, экономике, обществе, технологии, экологии);

- должен быть присущ предпринимательский дух (способность принятия решений и способность рисковать, без чего невозможно выработать стратегию выживания, развития и роста).

Функции планирования: инициирование; прогнозирование; оптимизация; координация и интеграция; безопасность управления; упорядочение; контроль; воспитание и обучение; документирование.

Инициирование – активизация, стимулирование и мотивация намечаемых действий, проектов и сделок.

Прогнозирование – предвидение и обоснование желаемого состояния предприятия в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Оптимизация – обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и интеграция – учет взаимосвязи и взаимозависимости всех структурных подразделений предприятия с ориентацией их на единый общий результат.

Безопасность управления – обеспечение информацией о возможных рисках для своевременного принятия упреждающих мер по уменьшению или предоставления отрицательных последствий.

Упорядочение – создание единого общего порядка для успешной работы и ответственности.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения плана, выявления ошибок и возможной его корректировки.

Воспитание и обучение – благоприятное воздействие образцов рационально спланированных действий на поведение работников и возможность обучении их, в том числе, и на ошибках.

Документирование – представление действий в документальной форме, что может быть доказательством успешных или ошибочных действий руководителей предприятия.

Основные функции планирования тесно связаны между собой и ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально – экономических результатов предприятия.

Задачи планирования в условиях рынка:

-формулировать состав предстоящих плановых проблем, определять системы ожидаемых опасностей или предполагаемых возможностей развития предприятия;

-обосновывать выдвигаемые стратегии, цели и задачи, которые планирует осуществить предприятие в предстоящий период, проектировать желаемое будущее предприятия;

-планировать основные средства достижения поставленных целей и задач;

-определять потребности ресурсов, планировать объемы и структуру необходимых ресурсов и сроков их поступления;

-проектировать внедрение разработанных планов и осуществлять контроль за их выполнением.

Конечным результатом планирования является ожидаемый экономический эффект, определяющий в общем виде степень достижения заданных плановых показателей, социально-экономических и других целей. Сравнение планируемого и фактического эффекта является основанием для оценки достигнутых конечных результатов, но и степени научной разработанности применяемых методов планирования на предприятии.

Принципы планирования - основные теоретические положения, которыми следует руководствоваться в процессе планирования на предприятии.

Принципы планирования: принципнаучности; принцип комплексности; принцип непрерывности; принцип гибкости; принцип участия; принципадекватности; принцип точности; принцип необходимости; принцип единства.

Принцип научности означает, что планирование должно осуществляться на научной основе, т.е. на достоверной информации и научно проверенных методах, в планах должны использоваться самые последние достижения в науке и технике.

Принципкомплексности предполагает наличие взаимосвязи и отражение в плане всех направлений финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Принципнепрерывности означает, что процесс планирования это не единовременное действие, это непрерывный, постоянный процесс, планы сменяют друг друга по схеме и логической увязки.

Принцип гибкости тесно связан с непрерывностью планирования и предполагает возможность корректировки установленных показателей и координации планово-экономической деятельности предприятия.

Принцип участия предполагает важность самого процесса планирования, с точки зрения вовлечения в него всех возможных участников процесса функционирования предприятия.

Принцип адекватности означает отражение реальных проблем в процессе планирования.

Принципточности - требует обоснованности, детализации и конкретизации плановых показателей. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей.

Принцип необходимости - означает повсеместное и обязательное применение планов при выполнении любого вида трудовой деятельности.

Принцип единства - предполагает комплексный, системный характер процесса планирования.

Метод планирования -способы и приемы разработки и обоснования плановых документов. Методы планирования призваны наиболее полно реализовывать в практической деятельности сущность и принципы планирования.

Методы планирования на предприятии: балансовый; нормативный; технико-экономический; опытно-статистический; факторный.

Балансовый метод – метод взаимного сопоставления ресурсов (материальных, трудовых, финансовых) и потребностей в них. Реализуется через систему балансов.

Нормативный метод планирования заключается в том, что плановые показатели рассчитываются на основе прогрессивных норм использования ресурсов с учетом их изменения в результате внедрения организационно-технических мероприятий в плановом порядке.

Технико-экономический метод планирования позволяет с меньшими затратами времени и средств находить количественное выражение взаимосвязи между сложными социально-экономическими, технологическими и иными процессами, опосредованными в показателях (например, оптимальную зависимость между партией поставки товаров и издержками на их транспортировку и хранение; объемом деятельности и издержками с учетом необходимой прибыли; объемом капиталовложений и прибылью).

Опытно-статистический метод предусматривает для установления плановых показателей использование фактических и статистических данных за предыдущие годы.

Факторный метод планирования позволяет определить плановые значения показателей на основе расчетов влияния важнейших факторов, вызывающих изменение этих показателей.

Лекция 2.Стратегическое планирование

В рыночных условиях стратегическое планирование:

- является инструментом преодоления неопределённости и подвижности рыночной среды, позволяет предприятию выработать направления развития, чтобы избежать рисков или ослабить их негативные последствия;

-позволяет заблаговременно осуществлять мероприятия по использованию результатов научно-технического прогресса, необходимых для повышения конкурентоспособности предприятия.

Особенности стратегического планирования:

- стратегическое планирование должно дополняться текущим;

-стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно и в тесной связи с разработкой тактического плана;

-основное преимущество стратегического планирования состоит в большей степени обоснованности плановых показателей, большей вероятности реализации планируемых сценариев развития событий;

-имеет недостатки, которые ограничивают сферу его применения: не дает в силу своей сущности детального описания будущего; не имеет четкого алгоритма плана; требует для своего осуществления значительных затрат ресурсов и времени по сравнению с традиционным перспективным технико-экономическим планированием; негативные последствия стратегического планирования, как правило, гораздо серьезнее, чем традиционного перспективного; само по себе стратегическое планирование результата принести не может. Оно должно быть дополнено механизмами реализации стратегического плана.

Характеристики стратегического планирования

Стратегическое планирование характеризуется: степенью неопределённости; временной ориентацией; горизонтом планирования.

Степень неопределённости обусловлена рыночными условиями, для которых характерны нестабильность политики экономики. Может быть высокой, средней и низкой, что обуславливает уровень рисков.

Горизонт планирования - период времени, на который составляются планы. Стратегическое планирование может быть краткосрочным (1-3года), среднесрочным (3-5лет) и долгосрочным (10-15лет).

Временная ориентация процесса планирования учитывает в процессе планирования его отношение к прошлому, настоящему и будущему. По классификации Р.Л. Акоффа, планирование бывает реактивным (учет прошлого опыта), инактивным (приспосабливающим к настоящему), преактивным (направленным в будущее) и интерактивным (ориентированным на взаимодействие всех лучших идей по данным видам планирования в настоящем, прошлом и будущем).

Этапы стратегического планирования:

1-й этап - определение миссии предприятия;

2-й этап - формулирование целей и задач функционирования предприятия;

3-й этап - анализ и оценка внешней среды;

4-й этап - анализ и оценка внутренней среды предприятия;

5-й этап - разработка и анализ стратегических альтернатив;

6-й этап - выбор стратегии.

На первом этапе определяется миссия предприятия, которая включает установление смысла существования предприятия, его предназначения, роли и места в рыночной экономике. Наличие сформулированной миссии как основы плана стратегического развития компании позволяет руководству правильно ориентироваться в ситуации, вселяет клиентам уверенность в надежности ее персонала, обеспечивая тем самым дополнительные конкурентные преимущества.

На втором этапе формулируется цель. Цель - конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена её деятельность. Установление целей переводит стратегическое видение и направление развития компании в конкретные задачи, связанные с производством и результатами деятельности фирмы.

Анализ и оценка внешней и внутренней среды осуществляется на третьем и четвёртом этапах. Анализ внешней среды предполагает исследование двух ее компонентов: макросреды и непосредственного окружения.Анализ макроокружения включает изучение влияния на фирму таких компонентов среды, как состояние экономики, правовое регулирование, политические процессы, природная среда и ресурсы, социальная и культурная составляющие общества, научно-технологический уровень, инфраструктура и т.д. Непосредственное окружение анализирует следующие основные компоненты: покупатели, поставщики, конкуренты, рынок рабочей силы, финансово-кредитные организации и т.д. Анализ внутренней среды проводится по направлениям: производство, рабочая сила(профессионально-квалификационный состав); менеджмент (структура управления, затраты на управления, его эффективность);финансы (показатели платёжеспособности, доходности).

Пятый этап включает разработку и анализ стратегических альтернатив. Стратегия — это комплекс принимаемых менеджментом решений по размещению ресурсов предприятия. Стратегия организации вырабатывается исходя из целей организации с учетом результатов анализа внешней и внутренней среды.

На шестом этапе выбора стратегий из всех рассмотренных стратегий должна быть выбрана одна, в наибольшей степени удовлетворяющая потребностям предприятия.

Лекция 3. Тактическое планирование

Тактическое планирование занимает промежуточное положение между долгосрочным (стратегическим) и краткосрочным (оперативным).

Тактический план - развёрнутая программа всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллектива предприятия, направленная на выполнение заданий стратегического плана.

Тактическое планирование по ряду признаков существенно отличается от стратегического планирования:

- управленческие решения, принимаемые при тактическом планировании, базируются на более объективной и полной информации, чем при стратегическом планировании;

- решения более детальны и конкретны, связаны с меньшим риском, так как разрабатываются на меньший временной период;

- текущие плановые решения легче количественно оценивать, ранжировать по критериям и выбирать наиболее оптимальный вариант.

Функции тактического планирования:

- функция прогнозирования;

-функция координации;

-функция контроля.

Функция прогнозирования заставляет руководителей и специалистов всех уровней предприятия направлять свои усилия на конкретизацию целей и задач, реализующих установки стратегического плана, а также определение средств и методов их достижения.

Функция координации устанавливает определённые пропорции между ресурсами и видами деятельности, создавая основу для координации усилий всех работников предприятия.

Функция контроля направлена на осуществление контроля за выполнением плана, непосредственно связана с системой отчётности о выполнении плана, методами оценки и измерения результатов деятельности предприятия.

Задачи тактического планирования:

- сформировать оптимальную продуктовую программу, обеспечивающую достижение требуемого уровня финансового результата предприятия;

- разработать комплекс соответствующих функциональных и проектных мероприятий.

Требования к разработке тактического плана: гибкость планирования; полнота планирования; поддержка со стороны высшего руководства; комплексность планирования; ответственность за разработку и выполнение плана; приоритет текущих решений над планом; точность, ясность, лаконичность формулировки плана; участие исполнителей в разработке плана.

Гибкость планирования – возможность изменений, означает, что план хотя и носит директивный характер, но не должен сковывать инициативу людей, работающих по нему.

Полнота планирования - учёт при принятии плановых решений всех факторов, влияющих на эффективность и реализуемость заданий тактического плана.

Поддержка со стороны высшего руководства заключается при следующих условиях: организационная структура предприятия должна быть чётко очерчена (каждый руководитель и подчинённый должен знать свои права, ответственность и функции); должна быть эффективная система морального и материального стимулирования работников.

Комплексность планирования заключается в интеграции всех планов со стратегическими и оперативными планами.

Ответственность за разработку и выполнение плана подразумевает необходимость добиваться того, чтобы каждый работник отвечал за свою работу по плану.

Приоритет текущих решений над планом проявляется в том, чтоплан не должен довлеть над решениями. Он составляется для того, чтобы направлять действия работника, служить в качестве инструмента достижения целей предприятия.

Точность, ясность, лаконичность формулировки плана означает то, что план должен быть сформулирован так, чтобы не допускать разночтений.

Участие исполнителей в разработке плана означает,что исполнители должны понимать цели и ограничения, сформулированные в плане.

Структура и содержание тактического планирования

Структура тактического планирования зависит от: специфики и отраслевой принадлежности предприятия; методов управления; традиций;

управленческой культуры; состояния экономики; рыночной конъюнктуры и т.д.

В расширенном варианте тактический план содержит следующие разделы: экономическая эффективность производства; нормы и нормативы; производство и реализация продукции; материально-техническое обеспечение производства; персонал и оплата труда; издержки производства, прибыль и рентабельность; инновации (техническое и организационное развитие предприятия); инвестиции и капитальное строительство; охрана природы и рациональное использование природных ресурсов; социальное развитие коллектива; фонды специального назначения; финансовый план.

Экономическая эффективность производства. В данном разделе проводятся обобщающие расчеты эффективности по всем мероприятиям, при этом учитывается разрыв во времени между осуществлением предприятия и получением эффекта, в результате определяются решения, обеспечивающие более эффективное использование ресурсов в планируемом периоде.

Нормы и нормативы. В разделе разрабатываются или уточняются нормы и нормативы с учетом всех запланированных инновационных мероприятий. С помощью норм и нормативов регламентируются связи между структурными подразделениями предприятия, устанавливаются научно обоснованные пропорции в производстве и распределении производимой продукции и получаемого дохода, осуществляется контроль за уровнем затрат на производство и сбыт продукции.

Основными задачами раздела производства и реализации продукции являются: определение оптимального объема продукции (работ, услуг); изысканиевозможностей наиболее полного удовлетворения спроса на продукцию; эффективное использование производственных мощностей, основных фондов идругих материальных и трудовых ресурсов.

Раздел материально-технического обеспечения производства решает задачи, направленные на: установление потребностей предприятия в материальных ресурсах, необходимых для выполнения производственной программы; разработку мероприятий, предусмотренных планом технического развития и организации производства.

План по персоналу и оплате труда включаетточный расчёт потребности предприятия в персонале и дальнейшее его эффективное использование.

План по издержкам производства позволяет установить рациональную структуру затрат; обосновать уровень затрат, выявить и определить возможность использования резервов; определить балансовую прибыль; осуществить расчет рентабельности.

План инноваций отражает научно-техническую, организационную и экономическую политику предприятия в планируемом периоде. План инноваций разрабатывается на базе стратегического плана и служит средством обоснования плана по инвестициям. На основе мероприятий плана инноваций: формируется система норм и нормативов по использованию материальных, трудовых и финансовых ресурсов, с помощью которых достигается реальность всех планов; производятся сводные расчёты экономической эффективности по всем мероприятиям в разрезе основных источников экономии; обосновывается производственная мощность предприятия, необходимая для расчета производственной программы предприятия.

В задачи плана по инвестициям и капитальному строительству входят следующие:обоснование решений по наращиванию производственных мощностей и основных фондов; разработка организационных, технических и экономических мер, направленных на наиболее эффективное использование капитальных вложений, улучшение их структуры, техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.

В плане по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов обосновывается перечень важнейших природоохранных мероприятий с указанием технико-экономических параметров. План должен быть увязан с разделами планов по инновациям и инвестициям.

План социального развития коллектива охватывает следующие задачи: изменение социально-демографической структуры трудового коллектива; улучшение условий и охраны труда, укрепление здоровья работников; улучшение социально-культурных и жилищно-бытовых условий работающих; совершенствование стиля и методов руководства коллективом.

Раздел плана по фондам специального назначения позволяет установить размеры и направления использования средств специальных фондов предприятия.

Финансовый план является обобщающим разделом сводного плана. Он включает: определение конечных целей деятельности предприятия; расчёт финансовых ресурсов, необходимых для ведения производственно-хозяйственной деятельности; определяет финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, учреждениями банковской системы, а также вышестоящими организациями.

Лекция 4. Планирование продаж

Планирование продаж — начальная стадия системы планирования предприятия в целом, так как на основании планов продаж строятся планы для всех остальных направлений деятельности.

Цель планирования продаж: состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности.

Основные задачи планирования продаж:

- определение существующих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции, исследование закономерностей покупательского поведения на соответствующих рынках;

-критическая оценка продукции предприятия, осуществляемая с позиции покупателя;

- оценка конкурирующих изделий по различным показателям конкурентоспособности;

- принятие решенийо номенклатуре изделий предприятия, (какие изделия следует исключить из-за недостаточной конкурентоспособности и снизившейся рентабельности, а какие следует добавить в номенклатуру выпускаемой продукции, в том числе за счет развития других направлений производства, выходящих за рамки сложившейся специализации предприятия);

-изучение возможностей производства новых или модернизации выпускаемых изделий;

-прогнозирование возможных объемов продаж продукции, цен, себестоимости и рентабельности;

-проведение рыночных тестов новой продукции для выяснения ее приемлемости потенциальными покупателями;

- разработка рекомендаций производственным подразделениям предприятия относительно потребительских свойств параметрического ряда изделий, их цен, упаковки, предпродажного и послепродажного сервиса в соответствии с результатами тестирования.

Технологическая схема планирования объёма продаж включает разделы: исследование конъюнктуры рынка; планирование ассортимента; оценка конкурентоспособности товара; планирование цены; прогнозирование величины продаж.

Исследование конъюнктуры рынка - исследование спроса и предложения на товар. Включает в себя: анализ продаж за предшествующий период; сегментацию рынка; выбор целевого рынка; определение ёмкости рынка; прогноз развития рынка.

В основе планирования ассортимента лежит концепция жизненного цикла товара. Планирование должно быть построено так, чтобы на каждой стадии жизненного цикла товара предприятие получало бы максимальную прибыль. Номенклатура продукции укрупнённый перечень выпускаемой предприятием продукции или оказываемых им услуг (состав изготавливаемой продукции по ее видам или наименованиям).Ассортимент группы товаров по определённому признаку. Целесообразно весь ассортимент продукции разбить на ассортиментные группы:

-основная группа - товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;

-поддерживающая группа - товары, стабилизирующие доходы от продажи и находящиеся в стадии зрелости;

-стратегическая группа - товары, признанные обеспечить будущие доходы предприятия;

-тактическая группа (товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящихся в стадии роста и зрелости);

- группа товаров, снимаемых с продажи, товары находящиеся в стадии насыщения и спада.

Оценка конкурентоспособности товара (способность продукции, производимой данным предприятием, соответствовать требованиям и ожиданиям потребителей) включает следующие этапы: определение цели оценки (например, разработка мероприятий по повышению уровня конкурентоспособности товара); формирование основных требований к товару и выбору образца (эталона, аналога) в качестве базы для сравнения; определение перечня параметров, по которым производится сравнение или оценка конкурентоспособности товара; расчёт показателей конкурентоспособности товара.

Показатели оценки конкурентоспособности товара:

-Показатель конкурентоспособности продуктапо единичному параметрическому показателю (отражает процентное отношение величины какого-либо параметра, характеризующего качество продукта, к величине того же параметра продукта-аналога, выпускаемого конкурентом):

К ЕПП.=ЕППисслед. прод. i / ЕППусл. образцаi,

где ЕПП – единичный показатель товара по i-ым параметрам.

-Показатель конкурентоспособности продуктапо групповому (сводному)параметрическому показателю продукта:

К ГПП =ГППисслед. прод. / ГППусл. образца,

где ГПП – групповой параметрический показатель товара;

ГПП= ,

гдеЕПП – единичный показатель товара по i-му параметру;

ai – вес i-го параметра.

Если КГПП<1, анализируемый продукт уступает образцу по конкурентоспособности;

если К ГПП>1, то он превосходит образец.

При одинаковой конкурентоспособности исследуемого продукта и продукта конкурента-лидера К ГПП =1.

- Интегральный показатель конкурентоспособности товара Кинт..

ИПП= ,

где ИПП-интегральный показатель продукта;

ГПП потр.– групповой показатель продукта по потребительским параметрам;

ГПП эконом. - групповой показатель продукта по экономическим параметрам.

Кинт. = ИППиссл. пр. / ИППусл. обр.

Планирование цены включает этапы: выявление ценообразующих факторов; постановка целей планирования цен; выбор метода ценообразования; разработка ценовой стратегии и определения цены.

На первом этапе в качестве факторов, влияющих на установление цены, анализируются рыночная среда, потребители продукции (услуг) предприятия и государство. На втором этапе постановка целей планирования цен осуществляется исходя из: положения предприятия в отрасли; внешних возможностей и угроз; слабых и сильных сторон предприятия.Третий этап включает выбор метода ценообразования (затратного или рыночного).

К затратным методам относятся: 1) определение цены на основе издержек производства; 2) метод ценообразования на основе безубыточности предприятия. Рыночные методы включают:1) определение цены с ориентацией на уровень конкуренции; 2) определение цены с ориентацией на спрос; 3) определение цены в зависимости от различных параметров товара, важнейшее место среди которых занимают показатели качества товара.

На четвёртом этапе определяется комплекс средств и методов, с помощью которых реализуются цели планирования цен. Популярные ценовые стратегии: стратегия проникновения на рынок (стратегия низких цен); стратегия снятия сливок; стратегия дифференцированных цен; стратегия льготных цен; стратегия гибких цен.

Прогнозирование величины продаж последний этап во всём планировании продаж. Количественно измерить спрос чрезвычайно сложно, а порой и невозможно вследствие того, что он порождается огромным количеством субъективных, порой противоречивых и неподдающихся формализации и оценке факторов. Существует ряд методов прогноза продаж. Эффективность применения того или иного метода прогноза продаж зависит от: конкретных условий; специфики хозяйственной деятельности предприятия.

Лекция5. Планирование производственной программы

Производственная программа предприятия – план производства продукции, характеризующий годовой объем, номенклатуру, качество и сроки выпуска товаров.

И сходные данные при разработке производственной программы:

-результаты фактического выполнения производственной программы за предыдущие периоды;

-данные по спросу на продукцию предприятия;

- сведения о рекламациях, замечаниях по качеству продукции предприятия за предыдущий период;

-сведения об объеме реализации продукции за предыдущий период по месяцам (кварталам);

-расчеты производственной мощности предприятия;

-прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы;

-решения высших органов управления предприятия о стратегических перспективах его развития.

Продукты промышленного пред­приятия - созданные на нем изделия, детали и другие объекты, объем каждого вида, которых может быть выражен в натуральных еди­ницах (тоннах, штуках, метрах).

В технологическом цикле имеются определенные стадии, которые отражают производство продукта во времени: от момента запуска продуктов в производство до момента его готовности.

Постадии готовности продукты промышленного предприятия делятся на три категории:

1. Незавершенное производство ( начальная ступень готовности продукта) продукция, находящаяся в обработке в пределах подразделения предприятия и не получившая законченного товарного вида.

Если изделие закончено, но не сдано на склад готовой продукции, т.е. не имеет соответствующего документа (акта), то его относят к незавершенному производству. Если изделие забраковано, но может быть исправлено в дальнейшем его также относят к незавершенному производству.

2. Полуфабрикат – продукт, который закончен производством и получил документальное подтверждение готовности и годности в пределах отдельного цеха, но должен подвергаться обра­ботке в других цехах того же предприятия.

3. Готовое изделие – продукт, полностью прошедший обработку в пределах данного предприятия.

Основные этапы планирования производственной программы.

1. Анализ выполнения плана производства.

2.Анализ портфеля заказов.

3.Расчёт производственной мощности предприятия.

4. Планирование объёма выпускаемой продукции в натуральном выражении.

5.Планирование выпуска продукции в стоимостном выражении.

6. Оценка производственной программы.

7.Разработка мер по реализации программы.

Разделы производственной программы:

План производства продукциив натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей.

План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;

План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями.

План по производству продукции предприятия

1.1.Валовая продукция – это вся продукция, произведенная на предприятии в календарном периоденезависимо от степени ее готовности.

Объем валовой продукциив стоимостном выражении :

ВП =ТП +∆ НЗП +∆ СПО;

где ТП - объём товарной продукции, руб;

∆ НЗП - изменение остатков незавершенного производства, руб.: ∆ НЗП = НЗПк – НЗПн, где НЗПк, НЗПн – величина незав. производства соответственно на конец и начало рассматриваемого периода.

∆ СПО - изменение остатков полуфабрикатов, инструментов, приспособлений, производимых для внутреннего использования на предприятии (которая конструируется и изготавливается в инструментальных цехах предприятия, так как это самостоятельная продукция инструментальных цехов), руб.: ∆ СПО = СПОк-СПОн.

1.2. Товарная продукция - продукция, подготовленная для передачи потребителям.Товарная продукция отличается от валовой тем, что в нее не входят те результаты производственной деятельности, которые остаются на самом предприятии и не предназначаются к отпуску за его пределы (к ним относятся изменения остатков полуфабрикатов собственного производства, незавершенного производства, инструментов, штампов, опок и других приспособлений).

Объём товарной продукции в стоимостном выражении для конкретного изделия:

ТПи=Nии,

гдеТП и- объём товарной продукции конкретного изделия, руб;

Nи- объем производства изделия в натуральном выражении (шт, тонны, метры);

Ц -оптовая цена изделия, руб.

Суммарныйобъём товарной продукции в стоимостном выражении (по всем изделиям)

ТП =Сгп + Спф + Срп + Cпс,

гдеСгп - стоимость всех изделий (суммарный объём всех изделий), выработанной из своего сырья, реализованной или предназначенной


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.135 с.