Политические реформы М.С. Горбачёва. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Политические реформы М.С. Горбачёва.

2018-01-30 462
Политические реформы М.С. Горбачёва. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В марте 1985 г. новым генеральным секретарем ЦК КПСС стал М. С. Горбачев, который начал реформы, получившие название «Перестройка». Этот термин Горбачев впервые употребил в своем докладе на XXVII съезде КПСС (февраль 1986 г.), но само слово «перестройка» взято из словаря сталинской эпохи (конец 20-х – начало 30-х гг.). Главный результат этих реформ – демонтаж коммунистического тоталитарного режима в СССР и начало демократизации советского государства.Основным направлением горбачевских реформ стала серьезная реорганизация партийно-государственного аппарата, которая проводилась разными методами. Все шесть лет «перестройки».Шла чистка партийного и государственного аппарата от брежневских кадров, Которая отчасти объяснялась обычной при смене тоталитарного вождя процедурой – приходом к власти его личной команды и устранением команды предшественника, отчасти борьбой консервативной и демократической группировок в партийном руководстве. К 1990 г. полностью обновилось Политбюро ЦК КПСС.В июле 1990 г. из него был выведен последний член Политбюро, вошедший в этот орган при Брежневе, — Воротников. При этом горбачевская чистка Политбюро заняла меньше времени, чем за полвека до нее – сталинская. Горбачеву удалось провести ее за пять лет, а у Сталина на это ушло шесть лет. Только в 1930 г. из Политбюро ЦК ВКП(б) был выведен Томский, который вошел в этот орган при жизни Ленина. На 85% обновился состав ЦК КПСС. Апогеем его чистки от брежневских кадров стал апрельский, 1989 года, Пленум ЦК КПСС, когда из ЦК «добровольно» вышли 110 его членов, в основном – из консервативного крыла партии, противники «перестройки». В республиканских ЦК сменилось 45-77% их состава, в обкомах и райкомах партии уже к февралю 1989 года сменилось89 тыс. партработников. Одновременно шла чистка государственного аппарата. Уже в 1985 г. сменились многие члены советского правительства, а всего за шесть лет «перестройки» было сокращено около 1млн государственных служащих.Серьезно изменились отношения партии и государственного аппарата. Уже в 1985 г. Горбачев отказался от обычной для советского руководства подмены Министерства иностранных дел Международным отделом ЦК КПСС, и руководителем этого отдела стал не партработник, а профессиональный дипломат Добрынин, бывший советский посол в США. При этом главное направление внешней политики СССР — отношения с социалистическими государствами — перешло из международного отдела ЦК КПСС в МИД.Позже идея перераспределения власти в пользу государственного аппарата легла в основу горбачевской конституционной реформы 1988-1990 гг. Ее идея была выдвинута на XIX Всесоюзной партийной конференции (май-июнь 1988 г.), юридически (в виде поправок к Конституции СССР) эта реформа была оформлена на сессии Верховного Совета СССР в октябре 1988 г., а проведена в 1989-1990 гг. На XIX партийной конференции было принято принципиальное политическое решение: КПСС продолжает управлять государством, но отказывается от прямых директив и указаний, что было выражено в лозунге «Вся власть советам!» Однако передача партией части власти советам было непродуманной акцией, т. к. в это время в СССР еще не было законов, определявших функции и полномочия советов, источники их финансирования и т. д. Превращение советов в реальные органы власти шло на всех уровнях государственного аппарата. Горбачев в марте 1990 г. стал Президентом СССР, а его ближайшие помощники А. Яковлев и Э. Шеварднадзе перешли из Политбюро в новый орган власти – Президентский совет, который стал штабом «перестройки». В центральном управлении была сделана попытка заменить партийное руководство (съезды КПСС и пленумы ЦК, на которых принимались важнейшие политические решения) новым советским парламентом – Съездом народных депутатов СССР. Он сильно отличался от старого союзного парламента, Верховного Совета СССР. Выборы народных депутатов были альтернативными, восстанавливалась двухуровневая (образца 1918 г.) система представительных органов власти – Съезд народных депутатов и Верховный Совет СССР (такая же двухуровневая структура высших органов государственной власти, съезды народных депутатов и Верховные Советы, была создана в 1990 г. в союзных республиках).Конституционная реформа 1988-1990 гг. была серьезным шагом на пути демократизации советского государства, но у нее были и многочисленные недостатки. Выборы народных депутатов СССР были не вполне демократическими. Треть народных депутатов (750 из 2250) фактически не избирались, а назначались от ЦК КПСС и полностью контролируемых ею организаций и учреждений (ВЛКСМ, профсоюзов, АН СССР и др.), хотя формально они «избирались» на партийных, профсоюзных, комсомольских собраниях и т. п. В половине одномандатных округов был только один кандидат, как правило – секретарь обкома или райкома партии. Выборы не были многопартийными, проходили без наблюдателей от кандидатов и т. д. Отказ КПСС от ее «руководящей роли» во многом обесценивался тем, что ЦК партии «рекомендовал» совмещение должностей секретарей парткомов и председателей советов соответствующего уровня в одном лице (так, первый секретарь Тульского обкома КПСС Ю. И. Литвинцев стал председателем Тульского областного совета).

Это объяснялось тем, что главной целью конституционной реформы 1988-1990 гг. и других политических реформ Горбачева было усиление его личной власти за счет создания ее двойной опоры — на партию и на государственный аппарат. Однако эта попытка провалилась. Партийный аппарат, напуганный горбачевскими чистками и уменьшением своей власти, в большинстве встал в оппозицию «перестройки» (Горбачева поддерживали не более 30% членов ЦК КПСС), а государственный аппарат был очень слаб из-за отсутствия опыта руководства государством и острой политической борьбы, парализовавшей работу съезда народных депутатов СССР и других государственных органов.

66) «Новое политическое преобразование мышление» во внешней политике СССР (1985-1991г.).

Период с 1985 по 1991 год в советской истории ознаменовался правлением Михаила Горбачева – последнего руководителя Советского государства. В течении первых двух лет его власти внешняя политика придерживалась традиционных идеологических принципов. СССР находился в сложных отношениях с внешним миром, участвовал в локальных военных конфликтах, воевал в Афганистане. Экономика страны слабела под действием санкций западных стран, поэтому Советскому Союзу становилось все трудней помогать дружественным государствам. Но, начиная с 1987 года, Горбачев внес изменения во внешнюю политику страны. Во многом это связано с тем, что в министерстве иностранных дел произошла смена руководящих лиц – покинул свой пост министр А.А. Громыко. И если раньше представители внешней политики социалистического блока чрезвычайно жестко отстаивали собственные интересы, то теперь, особенно с приходом к власти министра Шеварднадзе, и других людей, с новым взглядом на внешнеполитическую ситуацию, политика СССР развернулась на 180 градусов, и представляла полное соглашательство с бывшими противниками.Внешнеполитический курс СССР 1985-1991 годов получил название «Новое политическое мышление». Горбачев предложил отказаться от старого идеологического противостояния, согласно которому мир был разделен на две противоборствующие стороны. Все мировое пространство признавалось единым и взаимозависимым, а общечеловеческие интересы и ценности ставились выше классовых, религиозных, национальных и других интересов, что противоречило самой коммунистической идее социалистического интернационала. Так как мир признавался одним большим целым, то международные конфликты предполагалось решать не военным путем, а с помощью переговоров, основываясь на балансе интересов сторон. Предполагалось, что гонка вооружений при этом потеряет всякий смысл.

Исходя из новой внешнеполитической программы, было выделено три важных направления. Во-первых, нормализация отношений с западными государствами. Во-вторых, сотрудничество в полной мере в области экономики и политики со всеми странами, не выделяя при этом государства социалистического лагеря. И в третьих, все международные конфликты Советского Союза должны быть разрешены.Одним из важнейших внешнеполитическим мероприятий стало окончание военного конфликта в Афганистане. Вывод военных подразделений из этого государства начался в мае 1988 года, и спустя год, в феврале 1989 они были полностью оттуда выведены. Была объявлена политика разоружения – в выступлении Горбачева на Генеральной Ассамблее ООН, кроме всего прочего, сообщалось, что советские вооруженные силы будут сокращены. Далее, весной 1989 года, выходит постановление, обязывающее перепрофилировать военные предприятия на выпуск гражданских товаров. Западные страны даже не ожидали, что Горбачев зайдет так далеко со своей новой внешнеполитической концепцией – от него не последовало никакой реакции на падение социалистических режимов в странах Восточной и Центральной Европы, происходившие с осени 1989 года. Благодаря невмешательству Горбачева в дела коммунистических стран, произошло объединение Германии - начиная с августа 1989, в ГДР начался кризис, результатом которого стало массовое бегство жителей в ФРГ. На границе собралось приблизительно два миллиона человек, желавших покинуть страну, но власти ГДР их не пропускали. Начались массовые беспорядки, конечным итогом стало падение коммунистического режима. В 1990 году, в августе, в ГДР состоялись выборы. В них одержала победу оппозиция, взявшая курс на соединение с ФРГ и создание единого государства - Германии. Итогом стало падение Берлинской стены. Граждане разрушили её 9 ноября 1989 года. Впоследствии Германия стала членом НАТО, а Советский Союз вывел свои военные части с территории, ранее принадлежавшей ГДР.Результатом внешней политики СССР под руководством Горбачева стало завершение «холодной войны», представлявшей собой военное противостояние двух военных блоков – с одной стороны СССР и страны социалистического лагеря, и США со сторонниками с другой. Теперь каждый год советский лидер встречался с президентом Соединенных Штатов. Во время этих встреч заключались договоры и соглашения, заметно снизившие общую мировую напряженность. Например, договор об уничтожении ракет средней и меньшей дальности от 1987 года. Следует отметить факт, что впервые два государства согласились полностью уничтожить вооружения данного типа, а не просто сократить его производство. В 1991 году было заключено соглашение, подразумевающее численное уменьшение количества ядерного оружия во всем мире – это соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений. Впоследствии, через 2 года после подписания этого документа, правительство Ельцина подпишет еще одно соглашение, в результате чего практически весь оружейный уран и плутоний из уничтоженных ракет будет продан потенциальному сопернику – Соединенным Штатам Америки.21 ноября 1990 года в столице Франции состоялась конференция, фактически ставшая датой завершения «холодной войны». Стороны на уровне руководителей государств подписали документ, названный «Парижской Хартией для новой Европы». В тексте документа прямо провозглашались либерально-демократические ценности, как всеобщие и знаменующие собой новое время «демократии, мира и единства».Помимо политики разоружения, Советский Союз выстраивал отношения с Западом и в экономической плоскости. Но причина была совсем не благоприятна для советской стороны – экономическое положение страны заметно ухудшалось, в результате чего возникла зависимость от Запада. Руководство СССР надеялось получить экономическую и политическую поддержку, что заставляло все больше и больше делать уступок западным странам. Конечным итогом стало падение международного авторитета государства. В результате разрушения соцлагеря появилась перспектива расширения НАТО на восточную часть Европы. В СССР сложилась обстановка политического кризиса.Конечным итогом всех этих «преобразований», включая смену внешнеполитического курса, стал распад Советского союза на 15 отдельных государств. За короткий период 1985-1991 годов двуполярный мир оказался разрушен, в мире осталась лишь одна «сверхдержава». США и ее союзники фактически могли праздновать победу в долгой «холодной» войне: их противники оказались не только повержены, но и во многом зависимы от победителей, как в политическом, так и в экономическом плане.

Распад СССР.

К середине 80-х гг. отставание СССР от Запада становилось всё более очевидным. Стране требовались реформы. В апреле 1985 г. новый Генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачёв объявил о начале «перестройки и ускорения». Но плана реформ он не имел. Был легализован бизнес под видом кооперативов, но тут же обложен чрезмерными налогами, к тому же там часто «отмывали» деньги криминальных структур. Расширилась самостоятельность предприятий, но ослабление централизации в системе, которая без нее не работала, и в таких условиях промедление с созданием нормальной рыночной системы привело в 1990-1991 гг. к развалу экономики. Появилась гласность, т.е. свобода слова, но в основном лишь в крупных городах. Возобновилась реабилитация жертв сталинского (и не только) режима. Пробуждение надежд и гласность породили новый подъём культуры, стали издаваться прежде запрещенные произведения. Возобновилось разоблачение сталинизма, перешедшее в разоблачение коммунистической системы в целом. В 1989 г. собрался I съезд народных депутатов СССР, избранный на альтернативной основе (прежде выдвигался лишь один кандидат). В ходе выборов возникло антикоммунистическое движение «Демократическая Россия», объединившее сторонников переустройства страны по западному образцу. Их поддерживала прежде всего интеллигенция. На съезде они организовали фракцию «Межрегиональная депутатская группа». Её деятели возглавили с 1990 г. столичные города: Г. X. Попов — Москву, А. А Собчак — Ленинград (Санкт-Петербург).В 1990 г. из Конституции под давлением оппозиции убрали фразу о руководящей роли КПСС. Появились самые разные партии. Постепенно власть стала переходить от партийных структур к избранным народом советам, но и те часто не могли улучшить обстановку. Нередко главы местных партийных организаций сами становились руководителями советов. В 1990 г. введены должности президента СССР (им стал Горбачёв) и РСФСР (член «Демократической России» Б. Н. Ельцин). Сторонники сохранения прежней системы (вице-президент СССР Г. И. Янаев, премьер-министр В. С. Павлов, министр обороны СССР Д. Т. Язов и др.) попытались устроить переворот, ввели 19 августа 1991 г. в Москву войска и объявили чрезвычайное положение, но уже в 21 августа потерпели провал и были арестованы.

С началом перестройки оживились оппозиционные движения в союзных республиках, особенно активные в Прибалтике и на Кавказе. Уже в 1986 г. произошли беспорядки в Алма-Ате из-за смещения местного руководителя Д. А. Кунаева и замены его русским. Оппозиционеры в Литве, Эстонии, Латвии добивались расширения прав своих республик, а на деле стремясь к независимости. Представители русского населения в Верховном Совете СССР создали фракцию «Союз», отстаивая права русского населения в союзных республиках, которое непременно пострадало бы (и пострадало) в случае распада СССР. В 1988 г. разгорелся вооружённый конфликт между Арменией и Азербайджаном из-за Нагорного Карабаха. В 1989 г. начались столкновения на национальной почве в Средней Азии, а также имели место жертвы во время антиправительственной демонстрации в Тбилиси. В январе 1991 г. погибло несколько человек в ходе беспорядков в Вильнюсе (Литва) и Риге (Латвия). Шла этническая война в Осетии. Начавшееся потепление в отношениях с Западом шло лишь за счет уступок со стороны СССР (в 1989 г. выведены войска из Афганистана, сокращены ракетные вооружения, объявлено о выводе войск из Восточной Европы, где произошли антикоммунистические перевороты). СССР терял статус великой державы. В 1990 г. Литва объявила о выходе из СССР. Руководители РСФСР (а вслед за ними и власти иных республик) заявили, что не станут подчиняться законам СССР, если те противоречат российским. В 1991 г. лидеры ряда союзных республик добились от Горбачёва согласия на новый союзный договор, расширявший их власть и делавший Союз почти фикцией. Переговоры прервал августовский путч 1991 г., ставивший одной из своих задач предотвращение принятия нового союзного договора, подрывавшего основы СССР. Украина заявила о выходе из СССР. В декабре 1991 г. руководители РСФСР (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич), желая увеличения своей личной власти, заключили Беловежские соглашения, прекратившие существование СССР.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.