Из писем старца Тимона, в схиме Михаила — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Из писем старца Тимона, в схиме Михаила

2018-01-30 146
Из писем старца Тимона, в схиме Михаила 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Как сообщает монахиня Мария: «...Отец Михаил нехотя относился к писанию писем, [но] его двигала на это без­граничная любовь к страждущим. Когда он уже ослеп и был гоним от своих же братий, — только близкие ду­ховные чада писали под его диктовку».

Вот несколько фрагментов из сохранившихся писем старца, тогда еще Тимона [то есть относящихся к пери­оду до принятия им схимы).

 

 

Из письма на Пасху Елене Тихоновой, псаломщице

 

«1940 г. Новый Валаам.

 

Радуйся, незабвенная Еленушка, а с тобой вкупе и все. Мир Вам, моим возлюбленным о Господе, и Божие благословение да почиет на всех Вас. Мы все в тишине и духовной радости поговели и встре­тили Праздник. Аз же, убогий, в первый день служил Божественную Литургию в своей домашней церковочкеутру сущу глубоку.

И так как мои глазки не капризничали, то все записочки о здра­вии и о упокоении — помянул, хотя их и очень много, — так что невидимо, духовною любовью побывал у всех Вас и у ваших родных, у живых и усопших, и было их около 3000.

И как много присланные выписки о поминовении Матери на­шей Православной Церкви вещают: эта моя убогая церковочка была полна невидимых душ, и радостно встретили они праздник и Сладчайшего Господа веселили и радовали...

Господь у Вас в долгу не останется и воздаст Вам сугубо за то, что вы, мои все любимые, своею любовию часто это торжество по­буждаете меня устраивать.

Т[имон]

ПРИПИСКА: Еще, незабываемые мои, любовь моя к Вам заставля­ет меня каждого благодарить отдельно. Другая сторона вещает так, что любителю безмолвия и стремящемуся к нему, а особенно в праздник, вместо молитвы — рассеяние ума и писать ответы. Ду­маю, что это не только не угодно, но скорее Ему, Сладчайшему, про­тивно [то есть в старорусском, церковно-славянском смысле этого слова: противоположно, противостоит. — Авт.].

Затем — простите!

Радуйся о Господе. Христос Воскресе!»

 

 

Из письма к Е. и Г.

 

«1945 г. Новый Валаам.

 

Радуйтесь о Господе, ангелочки мои Е. и Г.

Мир Вам и Божие благословение да почиет на Вас. Спаси Вас Гос­подь и Матерь Божия за Вашу любовь ко мне, убогому, и за молит­вы, и за все...

Моя убогая любовь и молитвы — и о Вас, моих возлюбленных, всегда. Храни Вас Боже ото всех и от всего худого. Многи скорби праведным, и от всех их избавит я Господь (Пс 33, 20). И такова воля Божия: кого Господь любит, тех и скорбями наделяет — к буду­щей жизни приготовляет.

Т[имон]»

 

 

Из письма церковному писателю, профессору С. Большакову, в Оксфорд

 

«19 сентября 1957 г.

 

...Благодарю Сереженьку за память и любовь, усердно молюсь, по­миная его, и, так как Сергеев у меня много, около его имени постав­лено: "Афон и вся Европа". Больше ничего не скажу в наставление. Боженька велел мне только усердно молиться за всех — не учи­тельствовать, а скрываться».

«"Всех люблю — всех бегу", — как говорил святой Ар­сений. После принятия схимы батюшка совсем прекра­тил писать письма, отвечая только в самых исключи­тельных случаях и очень кратко.

Некоторые письма он вовсе не читал, некоторые отделял по своим соображениям — молился об этих людях, не распечатывая писем. Пришлось даже ви­деть письма, которые он клал на свой "временный" престол.

"Когда я был молодым [вспоминал батюшка], ходил иногда к старцу А. — высокой жизни был старец — и как бы некое указание о переписке взял от него. Ему много писали — вот видишь, как мне теперь... Пришел я к нему, а он разбирает письма: на это просят ответ — в сторону, опять [просят] ответ — опять прочь, в сто­рону... Смотрел я и запомнил: пишут много лишних слов, лишних переживаний; если все [письма] перечи­тывать и во всё это входить, — совсем потеряешь мир­ное устроение, [и] всё ведь это надо [потом] вычистить из себя — конца нет: тот сказал то, тот — то..."

Читал он те письма, где была исповедь; но как он знал, что в этом письме исповедь, он не сказал, а на воп­рос — промолчал. Или [читал], если знал о каких-либо особых обстоятельствах в жизни своих чад».

 

ИЗ КРАТКИХ НАСТАВЛЕНИЙ ИНОЧЕСТВУЮЩИМ

 

ТЕРПЕНИЕ

 

«Терпи и терпи всё — все злострадания, всю тяжесть труда, укорения, клевету; но больше всего бойся отчая­ния — это самый тяжелый грех».

«Есть два пути: один — путь самоукорения и смире­ния, другой — путь самооправдания и отчаяния. Пер­вый — есть истинный путь: сокрушения и покаяния, и ведет [он] к утешению и спасению. Второй — путь гор­дыни, самооправдания; тогда никто не поможет, ни мои молитвы, ни Ангелы небесные, только милость Господ­ня, а если не Господь, то этот путь ведет к гибели».

«Какое бы ни произошло поползновение, падение — надо вставать, не отчаиваться, а опять начинать: труд и труд нужен, борьба. Только за мужественную борьбу дают венцы. Должна быть борьба, сокрушение с иск­ренним покаянием и твердое упование.

Сопротивляйся и борись, а остальное предоставь всё Господу».

(Тут батюшка рассказал, как один брат, впадавший в грех прелюбодеяния, горько каялся, сокрушался всем сердцем, — было так до семи раз; и так он каял­ся и боролся, что было ему прощено; и старцу было открыто, что ради сокрушения и борьбы был этот брат увенчан венцами. Он не допустил отчаяния.)

 

ХРАНЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО МИРА

 

«Больше всего храни мир сердца. Всё возложи на Гос­пода, всецело предайся Ему — всё у Него и всё от Него.

Прекрати все знакомства, не ходи в гости и к себе не пускай, беги от всех, но люби всех, не входи в чужие дела и не суди никого — тогда и будет мир в сердце.

А поведёшься со многими — всё вынесут от тебя, что успеешь собрать в себе. Знакомства и разговоры опу­стошают и рассеивают. Кто-то должен быть, кем поде­литься, без этого очень тяжело и трудно. Иногда это не­обходимо даже. Но выбрать надо очень осторожно, надо быть уверенным в человеке — [иначе] не поймут того, что для тебя ценно... Более молчи, учись молчанию...»

 

«Близкого друга не ищи — не найдешь... лучше быть одному, имея только Господа пред собой, — Он все устроит и поведет как надо.

 

Терпи, смиряйся, сокрушайся и береги паче всего мир душевный».

 

«Переписку сократи. Письма, куда легко вкрадыва­ется самолюбие, самолюбование, это сношение с тем, кто тебе приятен, кто к себе привязывает. В них всегда мирская ласковость, тщеславие) Этих искушений надо избегать и бороться с таковыми».

 

«Если случится не преодолеть искушение, если не вы­держишь вражеских нападений (а они всегда будут со всех сторон и неожиданно), если и не делом, а [только] помыслами увлечешься, — [на все это] есть покаяние».

 

«Никому о себе не рассказывай, не делись — мо­гут не понять, а спорить и доказывать нет ни смысла, ни нужды — только лишнее словопрение без пользы».

«Всё, что нарушает мир, — отрезай, избегай; отхо­ди — это необходимо».

 

«Главное — изнутри начинай, внутри очищай, а не напоказ — снаружи».

 

 

ЗНАЧЕНИЕ СКОРБЕЙ

 

«Господь испытывает верность скорбями. Всегда всту­пивших на иноческий путь ждут скорби. Сразу — это для сильных. На середине ли пути... Или для совсем слабых — при конце жизни, чтобы не обратились в бегство. На пути [выпадающие скорби] — это для борьбы, для венцов».

 

 

СИЛА ОБЕТОВ

 

«Господь насильно не удерживает — должно быть свое произволение, но, жалея, видя слабость и немощи, ставит в такие условия, что как бы этим заграждает путь к отступлению и заставляет терпеть».

 

«Всегда помни монашеский обет-оглашение!.. Анге­лы записали [твое] исповедание сие Владыке Христу... подумай... ведь это страшно. Великая тайна».

 

«В ином мире радуются за тебя. Да как им, твоим близким, и не радоваться, когда один инок в роду мо­жет умолить и вывести из ада до семи поколений — так это велико в очах Божиих».

 

[Проси так:] «Господи, оставь меня как есть; не надо больше мне никаких дарований, но — дай любви».

«Любовь покрывает всё...»

 

[Это было сказано митрополиту Николаю Крутиц­кому, который не раз посещал о. Михаила и стал его спрашивать о «благодатной молитве». О благодатной молитве он ему так ничего и не ответил.)

«Когда враг досаждает, хочет мелочами, досадами раздражить, разгневать, похитить мир сердца, — ска­жи только: "Христос воскресе. Христос воскресе. Хри­стос воскресе!.." Этих слов он боится больше всего, они его жгут как огонь, и он убежит от тебя».

 

ЕЩЕ О МОЛИТВЕ

 

«Не только надо молиться: "Господи, помилуй!” — не только просить, [но] надо и постоянно благодарить, и уметь славословить Господа — тогда будет мир в душе».

 

«Мы легко обращаемся к заступничеству святых угодников, к Ангелам, к Божией Матери, обучаем­ся непрестанной молитве Иисусовой, а Троицу Свя­тую забываем, будто Троица Святая чудная — далеко от нас...

Один старец усердно творил непрестанную молит­ву Иисусову, и было ему видение: предстали пред ним трое, потом двое удалились, остался один... Что это значит? Он творил молитву Иисусову и увидел тро­их — [это] Святая Троица; [а] остался только Господь Иисус Христос, Которого призывал — Сына Божия, Одного... Надо чаще обращаться к Святой Троице».

(Верно, этот старец был сам о. Михаил, но, как всегда, не хотел этого сказать.)

 

«Бывают сильные искушения — такие, что не со­владать с собой: ничего не помогает, молитва не идет, и от нее нет облегчения. Ничего не можешь сделать с собой, совсем изнемогаешь, и слезы не облегчают... Тогда молись так: “Господи, за [молитвы] старца мое­го — помилуй мя..." Тогда почувствуешь облегчение; но это только тогда бывает, если есть к старцу полное доверие и полное послушание"...».

 

«СКАЗОЧКА О ПРАВДЕ» ОТЦА МИХАИЛА

 

«..."Священника не суди — бойся этого больше всего. Ты не можешь понять даже, в каком Таинстве он участ­ник. Одной его слезы покаяния, упавшей на престол, довольно, чтобы смыть все его грехи". Это было мне сказано [о. Михаилом] после [его] "Сказочки”.

Я [тогда] приехала и рассказала батюшке о нашем священнике; он был очень несдержанный и бывал в та­кие минуты грубым. "Как так, такими словами, свя­щенник может говорить во время службы? — кипяти­лась я. — Должна же быть правда!" — "Сядь, успокойся [отвечал о. Михаил], я тебе расскажу сказочку” (кото­рую я и записала сразу, придя к себе). Замечателен ко­нец сказочки — слова о Богоматери заставят каждого замолкнуть».

Вот эта мудрая монашеская притча:

«Не ищи правды на земле... ищи ее в себе... Я расска­жу тебе сказочку...

Жила Правда на земле. Плохо ей было: где ни по­явится, куда ни придет — везде ее гонят, везде ей нет места, всем она мешает... "Пойду, — думает Правда, — поближе к храму Божию, пойду в храм". Пришла, вста­ла, но и в самом храме ее стали толкать: "Тут не стой, это мое место", "Туда не иди — там для почетных, бога­тых"... Придвинулась Правда к амвону, — но и здесь ей не нашлось места... Поднялась она, вошла в самый ал­тарь, стала у престола... Один говорит: "Я — старше”... Другой: "Я — саном выше"... "Я — заслуженный"... "Я — ученый, и здесь я должен стоять”... "А тут — я”... И вот даже там Правда не нашла для себя места...

Не ищи Правды... Царица Небесная, Честнейшая Херувим и Славнейшая Серафим, — разве не видела вокруг Своего Божественного Сына неправду, клевету, ложь, несправедливость, которыми платили Спасителю за Его бесчисленные благодеяния и чудеса? Но Она мол­чала. Она никого не упрекнула, никого не осудила. Вот как Она отнеслась к неправде этого мира!..

Крепись всегда, всякий день и час, будь очень вни­мательна к себе во всех мелочах, читай, рассуждай — веруй, что Господь поможет тебе и подкрепит, пошлет благодать восходить от силы в силу — "аще верен и тверд пребудеши".

Царство Небесное Христово силой берется, усили­ем — постепенно, не вдруг, непрестанным вниманием, самоотвержением, терпением, хранением чувств, пока­янием, самоукорением, [а] главное, безмолвием: молча­нием и молитвою.

Скорби от бесов не избежишь: если они сами не мо­гут, посылают людей на то. Идущему по пути самоукорения и покаяния тут нужно всегда быть в напряжении, во внимании; даже если и много злострадания встре­тится, Господь поможет терпеть, видя его твердую веру, решимость и смирение. Помни: как только некий ста­рец сказал о брате "ох" [то есть осудил его, так тут же] был изгнан Ангелами и лишен мантии. Семь лет он блуждал, не вкушал хлеба и каялся.

Бойся, бойся осуждать... не смотри на других.

Послушники — все спаслись, а своевольники — по­вредились, иные же и погибли...

Хотение свое оставить надо. Держи себя всегда в на­пряжении... Полагайся на волю Божию».

Завершая эту подборку кратких поучений старца Ми­хаила, единственно только и хочется сказать: «Аминь!»

 

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.054 с.