Педагогический смысл упражнения. — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Педагогический смысл упражнения.

2018-01-30 209
Педагогический смысл упражнения. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Известная игрушка - так называемый "Hampelmann"[27]. В этом упражнении, как при гимнастике, делаемой с музыкальным сопровождением, беспрерывный ритм столь сильно поддерживает и несет нас, что его можно было бы продолжать почти бесконечно.

В «игре между тяжестью и легкостью» упражняющийся дополняет, оформляя ритм, - паузой, являющейся немым повтором предшествующего ей движения, что дает возможность не засыпать вниманию. Как детей, так и взрослых в любом возрасте это удерживает от возникновения механического в движении.

Когда надо установить свой собственный ритм, а темп своих движений привести в согласие с дыханием, - как своим, так и тех, с кем вместе ты делаешь упражнение, - то в любом возрасте это оказывает живительное воздействие.

Также и выработка координации движений рук и ног сообщает телу и душе ловкость и подвижность.

6. Треугольник (упражнение делается с 12 лет).

 

Уже тысячи лет форма треугольника является священным знаком, символом единения космических небесных сил, и сил земных, знаком взаимосвязи различных качеств.

По отношению к человеку это означает, что начиная с возраста 12 лет силы верхнего (система головы) и нижнего (система обмена веществ) полюсов организма постепенно начинают, взаимно проникая, охватывать друг друга.

48. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики

 
 


В этом возрасте начинается усиленный рост членов тела в длину, вытягивание. Это проявляется, как так называемая вторая фаза изменения телесного облика, которая достигает пика в период полового созревания.

Костная система, определяющая телесный облик, дает нам возможность, в первую очередь ощутить, - а позже также и завоевать - осознание пространства. И окружающий мир мы переживаем, выходя наружу из этого, построенного таким образом «дома». Архитектура – в первую очередь, храмов и церковных построек – во все времена являлась выражением того, каким образом человек переживает свою взаимосвязь, взаимоотношение со Вселенной, мирозданием – и - миром земным. В ходе развития человечества также изменялось и это переживание. Оно преображается также и у человека по мере перехода от одной возрастной фазы развития к другой.

Упражнения, где появляется треугольник, используют в первую очередь в период вытягивания, роста конечностей. Новым здесь является точный, геометрический характер движений, а также то, что теперь нужно самостоятельно исправлять себя, и самому упражняться в движении. Дети уже сами замечают, если в упражнении ноги стоят чересчур широко или узко. Они уже обладают естественным чувством меры и могут не только поправить себя сами, но и корректировать друг друга. Им не надо говорить, как должен выглядеть треугольник, они знают это инстинктивно. (Рис. 4.)


Рис. 4. Изменния грудной клетки и таза в ходе развития ребенка. Обе дуги ребер образуют, вместе с грудиной так называемый эпигастрический угол (показан красным). Противоположностью ему является угол, возникающий благодаря тому, что в тазовой кости формируется треугольная кость крестца (Os sacrum). Вершиной этого «сакрального угла» является копчик..

Обратите внимание, что также в течение жизни меняется и угол наклона шейки бедренной кости, уменьшаясь от 150° у новорожденного - до 120-130° у взрослого.

a) У годовалого ребенка ребра располагаются почти горизонтально, т.е. эпигастрический угол - широко раскрыт (является тупым углом угол). „Сакральный угол" мал (являясь острым углом). Позвонки, образующие крестец, еще не вполне окостенели.

b) У подростка, (до периода полового созревания) грудная клетка постепенно понижается, доходя до более низкого уровня. Эпигастрический угол становится меньше (острее). „Сакральный угол " увеличивается.

c) У взрослого оба угла достигают их окончательного вида.. Эпигастрический угол благодаря опусканию ребер вниз еще более уменьшается, и образует - вместе с расставленными ногами - большой, направленный к земле, угол.. „Сакральный угол" увеличивается и образует, вместе с поднятыми вверх руками, большой, направленный к небесам угол..


49 B. Упражнения Ботмеровской гимнастики


«Треугольник»: упражнение с палкой

Описание упражнения (Рис. 5)

Для этого упражнения ученикам нужны деревянные палки, - длиной 100-120 см, и около 2 см. в поперечнике[28]. Для взрослых берут палки длиной от 120 до 126 сантиметров. Палка лежит на земле.

1. Прыжок - ноги врозь, руки – взмах, взлетают в через стороны вверх. Ноги образуют основание, руки – вершину треугольника. Руки при этом устремлены по направлению вверх. (Рис. 5a).

 

2. Делается мах руками вниз, между широко расставленных ног; затем, при обратном махе, руки расходятся вперед -

3. к носочкам, на ширину расставленных ступней ног, чтобы затем подхватить именно там палку. (Рис. 5 b и 5c).

4. Теперь палка на вытянутых руках поднимается наверх, пока не окажется над головой. Еще несколько вытянувшись, делают прыжок - ноги вместе. Треугольник теперь оказался перевернут: его вершина внизу, а основание наверху (рис. 5d).

5.Палка опускается за спиной, двигаясь вниз. Возникает следующий треугольник –голова - руки- палка. Ладони при этом направлены вперед.

6. Палку перехватывают внизу, позади себя, - отпустив ее сверху. Руки совершают быстрый взмах вниз - и назад. Палку при этом на момент отпускают – и снова ловят [уже внизу].

7. Правой рукой переносят палку вперед, описывая дугу, и снова укладывают на пол [двумя руками]. Упражнение повторяют - или завершают на этом.

 

Рис. 5

У пражнение «Треугольник» с палкой


50. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики

«Треугольник»

(вариант без палки)

Описание упражнения

Упражнение проделывается, как «Треугольник» с палкой, с той лишь разницей, что расстояние между кончиками пальцев рук определяется уже не палкой. Это требует большего внимания.

1. Основное положение.

2. Прыжок – ноги в стороны, руки поднимаются вверх (1ый треугольник).

3. Руками совершается мах вниз низ, между ногами, [и при возврате их вперед] «cхватывают» размер основания.

4. Руки поднимают размер основания наверх. На момент при выполнении упражнения мы находимся одновременно в двух треугольниках, проникающих друг друга.

5. Прыжок - ноги вместе. - Треугольник теперь перевернут. (Вершина внизу, основание – наверху) (2ой треугольник).

6. На миг встаем на носочки, полностью отдаваясь ощущению легкости, в то время, как до этого, находясь в стойке «ноги врозь», мы были целиком отданы тяжести, охвачены ею.

7. Затем прямые руки бросают назад; руки под действием силы тяжести совершают круговое движение (мах) и, следуя за этим движением вниз, опускаемся на всю ступню. После чего взлетевшие вверх по инерции руки спокойно опускают в низ, в исходное положение.

Дополнение, которое пропущено в оригинале. (добавлено с согласия Д. Милакова.)

Педагогический смысл

Подрастающий человек хочет и должен ориентироваться на земле, - найти себя. Насколько широк прыжок «ноги врозь» у того или иного ученика? Один прыгает слишком широко, другой – слишком узко. Оба отклонения являются значимыми признаками личного отношения к силам тяжести и легкости. Слишком широкий прыжок показывает более сильное отношение к силе тяжести, а слишком узкий – чересчур сильное стремление к легкости. Обе силы, однако, должны быть приведены в гармоничное отношение друг к другу. Также с этим связано, конечно же, и физическое развитие. Оно пробуждается в ходе сознательной работы с положением ног.

Если на занятии соорудить из палок треугольник со сторонами различной длины, и попросить учеников выбрать, какой из треугольников им больше нравится, то они, как правило, выбирают равносторонний, а не треугольник с большим или маленьким основанием.

У человека, стоящего прямо, оба треугольника обнаруживаются в строении его тела (см. Рис. 4). Впереди вверху находится вершина нижнего треугольника. Линии, которые являются продолжением направления ног, (в положении «ноги врозь») образуют стороны этого треугольника. А руки, вытянутые наверх, в свою очередь образуют треугольник, вершина которого располагается примерно на высоте копчика. Его основание остается открытым наверх (как в упражнении «треугольник» без палки). Силы обеих форм треугольника встречаются, взаимно пронизывая друг друга, в области корпуса; снизу на тело действует сила тяжести, а сверху - лучатся в него силы света, легкости, - открывая телу космические (мировые) силы. В возрасте 12-13 лет (иногда и

51. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии

 
 


позже) эти две области сил переживаются преимущественно по отдельности. Однако для здорового развития они должны быть объединены друг с другом и переживаться в их взаимопроникновении. Также и в более позднем возрасте это упражнение может помочь для того, чтобы вновь привести себя в гармоничное отношение к обоим полярным потокам сил.

Для детей в возрасте с 12 и до 13 лет упражнение «треугольник» можно вводить, однако, уже не только пробуждая жизнь их чувств посредством образов, но также уже формировать и посредством более точных представлений. Часто именно в 6 классе впервые начинает преподаваться геометрия. Треугольник при этом получают исходя от круга[29], его и рисуя соответственно. И почти само собой получается затем, что дети хотят перевести это также и в движение.

При этих упражнениях нужно в первую очередь переживание только двумерного треугольника между верхом и низом, передним и задним пространством. В движении переживаются быстро следующие друг за другом ощущения тяжести - и «пьянящей» легкости; формирует же их в едином взаимодействии третья сила: ритм. Трехмерное пространство поначалу в этих упражнениях еще не возникает.

Терапевтическое значение

Эти упражнения (вне зависимости от возраста) могут помогать снова приводить человека к гармоничному соотношению между полярно-противоположными потоками сил Верха и Низа (верхний треугольник, нижний треугольник), если это отношение по тем или иным причинам нарушено. Если человек из-за органических нарушений или душевных тягот чересчур сильно переживает силы тяжести, быть может, даже депрессивное состояние, то упражнение - «треугольник» - может помочь поднять проблемы до уровня сознания, и тем самым, преодолеть их. Также и в случае, когда чрезмерно сильна тенденция, направленная вверх, эти упражнения могут быть хорошей помощью для того, чтобы снова возвратиться на реальную почву.

Квадрат (с 12 лет)

Не только сегодня, но уже и в древнейших культурах квадрат являлся символом земного начала. Как основание, сокрыто от внешнего взгляда, четырехугольник лежит под египетскими пирамидами. А четыре стороны пирамиды, напротив, являют собой треугольники, устремленные к общей вершине (в прежние времена блиставшей под солнцем золотом). Лишь много столетий позже - например, в основе планировки греческого храма - на передний план выходит

52. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики.

прямоугольник. В противоположность упражнению «треугольник», вершина которого оказывается один раз вверху, а другой раз – внизу, квадрат в данном упражнении остается все время в горизонтали, а именно – всегда параллельно поверхности пола. Это упражнение (квадрат) с палкой может оказать особенно хорошую помощь в возрасте 12 лет. Дети отграничиваются – и ограничивают себя - при помощи палки, так, как если бы они хотели построить вокруг себя небольшое укрытие, домик. Также и взрослые охотно упражняются в совместном точном и согласованном движении палок. Геометрический порядок, который часто может быть найден в одном-единственном движении, так же, как и смена форм и движений, - всё требует пробужденности и общих - единых, ясных представлений движения.

Описание упражнения

1. Руки висят свободно вниз, палка легко прихватывается за кончики извне. Ступни сомкнуты, взгляд направлен прямо вперед.

2. Палку поднимают впереди на уровень плеч. Руки при этом выпрямлены, но без чрезмерного их вытягивания (без напряжения). Палка держится свободно (без зажима), большие пальцы внизу, тыльная сторона кисти руки обращена вверх. Суть в том, чтобы чувствовать расстояние палки от тела, а не твердость материала или ее форму.

3. В течение всего упражнения палка двигается, как бы скользя параллельно полу вокруг выполняющего упражнение.

4. Теперь палку ведут направо. Появляется вторая сторона выстраиваемого квадрата. Взгляд и верхняя часть туловища следуют за движением, ступни и таз остаются направленными вперед.

5. Третью сторону квадрата образуют, переводя палку за спину. При этом правая рука остается фиксированным центром вращения, в то время как левая вытянутая рука переводит палку через голову. Тыльные стороны кистей рук, когда они находятся позади, направлены вниз. Верхняя часть туловища снова обращена вперед. Расстояние от палки до тела остается все время постоянным.

6. Четвертая сторона квадрата образуется, когда в качестве фиксированного центра вращения остается левая рука, а правая ведет палку над головой в сторону. Направление взгляда и верхняя часть туловища следуют за палкой. Тыльные стороны кистей рук снова обращаются вверх.

7. Теперь палка снова пришла вперед. Если упражнение хотят завершить, то опускают палку. В другом случае «квадрат» повторяется в противоположном направлении.


53. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии


Педагогический смысл

Геометрический характер упражнения проявляется лучше всего, когда ученики становятся по четверо - таким образом, чтобы палки, которые держат перед собой на вытянутых руках, образовывали квадрат. Группы тогда должны стоять друг за другом таким образом, чтобы при каждом движении возникали прямые углы или новые квадраты. Дети переживают вследствие этого геометрический строй, упорядоченность пространства, которую в смене движения и формы они видят возникающей и вновь исчезающей. Геометрия становится живой. Они чувствуют, что треугольник и квадрат проходят совершенно разные процессы.

В отличие от треугольника (верх-низ), квадрат возникает в горизонтали, окружая собой верхнюю часть грудной клетки. Он как бы «обыгрывает» область грудной клетки. Квадрат, находясь на границе между верхней и нижней областью, головой и туловищем, собственным внутренним пространством - и пространством внешним, - одновременно со- единяет и разъ- единяет их. Упражняющийся - центральная точка формы, его руки образуют радиусы, а палка в руках является ограничением.

Точные движения получаются лучше всего при совместных упражнениях, вместе с другими. Тогда палки, как уже было описано ранее, постоянно находятся под прямым углом. Текучего, (бегущего потоком) образования форм в этом упражнении с палками удается добиться только в том случае, если общий ритм находится исходя из хода самого упражнения. Движение всегда корректирует себя формой.

Связав оба упражнения - треугольник и квадрат - друг с другом соответствующей расстановкой 4 человек, можно пережить пирамиду в динамическом движении.

4 палки образуют в начале основание пирамиды.- Все 4 участника делают прыжок «ноги врозь». - Их руки вытянуты параллельно вверх, а 4 треугольника находятся в основании. 4 вершины качаются медленно вниз, так, что на половине высоты они встречаются. Когда же все четверо одновременно поднимают палки, то они вновь встречаются на пути вверх. Достигнув верхнего положения, все одновременно прыгают на носочки, - и пирамида оказывается перевернута (вершины внизу, основание наверху).

Терапевтическое значение

Квадрат как отграничивает <от другого>, так и выделяет <личное пространство>. Это упражнение может помочь в любом возрасте защитить собственное пространство от всего, что непосредственно извне обрушивается на каждого. Часто, когда невозможно ни на что «опереться» „в теле", палка помогает познакомиться с его границами и осознать их.

Упражнения в паре с партнером помогает в этом отношении, когда при этом, например, палку в начале можно держать очень близко к его телу, с тем, чтобы медленно двигать его от себя, пока позволяет длина вытянутых рук. При этом образуется и переживается личное пространство. Часто благодаря этому может стать свободнее дыхательный процесс.

 


54. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики.

8 Катящаяся палка (с 12 лет)

В этом упражнении ученик учится прокатывать по своему телу круглую палку. Он управляет процессом в той мере, в которой он приноровляется к ее свойствам, ее качествам. Это начинается с кистей рук, которые подхватывают палку – при этом внимание сосредотачивается на осязании. Если же при этом кисти рук, например, напряжены (жестки), то палка будет причинять боль. То же самое относится к рукам, плечам и спине. Осязание при этом проходит обучение - поскольку с одной стороны воспринимается вес, а с другой стороны - движение палки. Пространство, расположенное позади, в определенной степени «темное», вдвигается тогда в сознание упражнящегося.

Описание упражнения

1. Палку держат в свободно опущенных вниз, параллельно друг другу, руках.

2. Руки поднимаются с легким взмахом, кисти рук открываются, палка подбрасывается вверх, и принимается на оборотные стороны пальцев кистей рук. При этом кисти рук свободно вытянуты (вперед).

3. Ощущая вес палки, руки опускаются вниз - насколько возможно низко, взгляд при этом следует за палкой. Кисти рук при этом по возможности держаться перпендикулярно к предплечьям, дабы палка могла продолжать лежать на них.

4. Распрямляются начиная с рук (не с головы!), описывая дугу вперед. Руки держат свободно и прямо, чтобы при этом можно было ощущать катящуюся (по ним) палку и управлять ею. Качение палки ОСТОРОЖНО направляется по предплечьям, через голову (поверх головы) и по лопаткам (не надо давать ей стукнуться о голову).

5. В ходе распрямления палке предоставляют катиться («падая» под собственной тяжестью) за спину.

6. Кисти руку в нужный момент переводят вниз, чтобы поймать палку. При этом они не поднимаются, не тянутся вверх, но вытягиваются вниз так, чтобы палка не ударила по косточкам у локтя („ музыкальной кости "). Движение на схватывание палки и распрямление рук происходят одновременно.

Когда упражнением уже в достаточной степени овладели, его можно сделать также каноном. Различные первоначальные установки дают тогда простые формы или же волнообразные движения. Или же все встают друг за другом в один ряд; первый начинает качение палки назад через спину, а следующий подхватывает ее движение, и т.д. Последний стоящий в ряду может перебегать с палкой вперед, и все начинается снова.


55. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии


Педагогический смысл

Палка является неподкупным «мастером обучения». Становится больно, если мы где-то не подчиняемся ее законам. Мускулатура перестраивается на восприятие, вместо того, чтобы нести нагрузку. Голова же учится тому, что она не является неограниченным в своей власти господином. Вместо того, чтобы контролировать, она включается в нужный момент в ход всего движения. Возрастает чувствительность мускулатуры на руках и на спине.

Дальнейшие достижения связаны с тем, что происходит между видимым и невидимым, т.е. между передним и задним пространством. Пока мы можем следить взглядом (т.е. пока остаемся в области видимости) за ходом упражнения, все просто. А вот за спиной начинаются трудности. Здесь необходимо подключить описанную ранее чувствительность тела по отношению к палке. Чтобы ловить палку в заднем пространстве требуется внимание, спокойствие и выдержка (терпение). Грохот, который, неизбежно производит палка, падая на пол, детям по преимуществу доставляет удовольствие, - а учителю в гораздо меньшей мере. Взрослым грохот мешает, так же, как и неудача в упражнении. Если палки чересчур часто падают на пол, то желание продолжать упражнение теряется. – Как правило, мы не очень-то довольны, когда у нас что-то падает…

Область шеи и отдел между лопатками становятся чувствительнее и подвижнее в сочленениях при их сгибании.

 

Терапевтическое значение.

Взрослые научатся в этом упражнении в особенности взаимодействию движения головы и остального тела. Голову надо втягивать не тогда, когда думаешь, что по ней что-то попадет, но уже тогда, когда это фактически происходит. Голова наклоняется в нужный момент, и сразу же вновь поднимается, как только палка над ней прокатилась. Тренировка сознания, на взаимодействии тела и предмета, которая переживается при этих движениях, при определенных показаниях может иметь терапевтическое значение.


65. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики


9 Прыжок в середину (с 13 лет)

С периодом полового созревания приходит время усиленного вытягивания, (роста в длину), при котором также усиливается мускулатура и связки. Поэтому теперь конечности выглядят скорее худыми, и мускулатура менее развитой. Жировые прослойки-подушечки, которые образовываются во время «фазы наполнения», вновь рассасываются.

В упражнениях «Треугольник» и «Квадрат» в движении более акцентирован линейный элемент. В упражнении «прыжок в середину» на первое место выступает круговые формы движения, движения, по своему качеству повторяющие характер движения мускулов, напряжение и расслабление, - т.е. когда они принимают округлую форму и вновь вытягиваются. Ритм этого упражнения можно сравнить с пульсацией сердца при его работе. Впервые мускулатура настолько сильно охватывает костную систему, что все тело в прыжке может полностью собраться - как бы в одну точку. Это - новая способность.

Рис. 6 и 7.

Прыжок в середину



55. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии


Описание упражнения (Рис. 6 и 7)

1. В начале делается прыжок «ноги врозь». Руки расставлены в стороны. Ладони направлены вниз. Рис. 6a).

2. Кисти рук и сами руки делают медленный взмах, направленный внутрь, перекрещиваясь на уровне груди, и образуют при этом некое маленькое, округлое пространство. Одновременно с руками, легко подлетающими перед грудью, прыжком собирают вместе ноги, для того, чтобы в следующий момент одновременно с падающими вниз руками сделать приседание.

3. Теперь руки идут снизу через стороны наверх, причем ладони идут по границе переднего и заднего пространств, распрямляются вверх, и широко охватывающим движением в стороны формируют большой круг; его высшую точку акцентируют, вставая на носочки. (Рис. 6б).

4. Сверху руки быстро и динамично живым движением по тому же пути вновь устремляются вниз, и все тело сильным прыжком собирается вместе, как своего рода мячик, который на момент зависает в воздухе. Движения рук и ног должны быть согласованы между собой таким образом, чтобы все части тела к центру собрались одновременно. (Рис. 6c).

5. После сжатия, вновь распрямляясь, пружинисто – «ноги вместе» - опять прыгают на пол, и тут же следует прыжок «ноги врозь». (Рис. 6d).

6. Весь процесс повторяют - Или заканчивают упражнение, для чего руками еще раз делают мах - с обеих сторон к груди, и оттуда через стороны наверх - и в конце снова опускают их вниз.


58. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики.

 
 

 


 

Рис.7 Прыжок в середину. (В целом)

Педагогическое значение

Смена вытягивания и сгибания, напряжение и расслабление между периферией и центром ставит высокие требования перед способностью координации, силой и дыханием. Мускулатура интенсивно напрягается, когда тело в некий момент настолько, насколько это возможно, сжимается, собираясь, - и тотчас вновь вытягивается, распрямляясь.

По ходу дела тренируется также сила прыжка. Как уже упоминалось, здесь мы имеем дело с совместным действием мускулатуры и костной системы в связи с дыханием (выдох – при собирании себя в прыжке), о котором здесь и идёт речь. Усиливается и ритмизируется сердечная деятельность.

 

Мускулатура, которую можно было бы также рассматривать, как периферическое окружением сердца, может быть теперь напряжена или расслаблена - по собственной воле молодых людей. Соотношение ритма пульса и дыхания настраивается в возрасте полового созревания на отношение 4:1, чему данное упражнение может поспособствовать - поскольку оно своими качествами соответствует работе сердца.

С упражнением "Прыжок в середину" можно работать в любом возрасте, если человек до определенной степени, так сказать, "в норме". Оно, кроме того, активизирует работу сердца и кровообращение; благодаря чему также усиливается кровоснабжение всего тела.


59. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии


10. Ритм (или «Большой ритм»). (С 13 лет)


Высь – глубина (Höhe – Tiefe)

В даль, (zur Weite)

В середину, (Mitte)

Круг осветить, (Strahle zum Kreis)

Вниз – и наверх. (Tiefe - zur Höhe)


 

Граф фон Ботмер.

Рис. 8 и 9. (Большой) ритм.

Подобно предыдущему, упражнение "Ритм[30]" также действует гармонизирующее на функции сердца и кровообращения. По причине своего лабильного, неуравновешенного душевного настроя в период пубертета, дети нуждаются в этих движениях, которые пространственно соответствуют противоположностям высоты и глубины, широты и узости, - и которые захватывают своим уравновешивающим и стабилизирующим воздействием ритмическую систему.


60. B. Упражнения Ботмеровской гимнастики.

 

Описание упражнения (Рис. 8)

1. Делая небольшой шаг, подымаем без напряжения кисти рук наверх и вперед, руки параллельны друг другу (не перекрещиваются и не раздвигаются в стороны). (Рис. 8b)

2. В легком прыжке со сменой ног - кистям рук, рукам дают вновь упасть вниз - (Рис. 8c), и из этого положения сразу же -

3. - руки раскрываются в стороны, держа их на высоте плеча; ноги вновь вытягиваются, выпрямляясь (Рис. 8d).

4. (протянутые) вперед руки перекрещиваются во внутреннем пространстве, но не слишком близко к груди. При этом они соприкасаются примерно на середине предплечья. (Рис. 8e).

5. Перекрещенные руки раскрываются, поднимаясь наверх, где-то на середине своего пути (движение идет от предплечий) (Рис. 8f), и -

6. с самого верха они вновь падают, опускаясь через стороны глубоко вниз. Мы приседаем - и снова, вставая, поднимаем руки через переднее пространство, приводя их наверх.

7. Затем упражнение либо заканчивают (для чего руки через стороны опускают вниз (Рис. 8g), или повторяют (Рис.6).

Упражнение может дополняться поворотом в высочайшей точке на 180°. Поворот происходит, когда руки, поднимаясь из скрещенного положения, вновь оказываются наверху. Поворот ног совершается через сторону, открытую в шаге. После поворота все движения повторяются – но уже назад, в обратном направлении.

Рис. 8. Большой ритм



61. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии

Педагогический смысл

Фигура, которую руки в этом упражнении формируют (образуют) вокруг тела, похожа, напоминает строение кровообращения (см. Рис. 8a). Руки скрещиваются все время в середине, между верхней и нижней областями, т.е. на уровне плеч. Движение выполняется вытянутыми руками, - таким образом, чтобы их кисти насколько возможно далеко отстояли от тела. Это особенно важно в возрасте пубертета, когда молодые люди охотнее всего уходят, прячутся в себя, как бы выставляя девиз "закрыто на реконструкцию"[31]

Здесь поток движения устремляется через кисти рук, и может через руки действовать вплоть до мышц, окружающих лопатки и позвоночник. При этом рука не вдвигается в чувствительный плечевой сустав, но все время слегка выдвинута из него. Таким образом, при упражнении находят наиболее благоприятные, наименее обременительные движения и делают их сознательно. При этом движение устремляется, струится постоянно сквозь кончики пальцев наружу, так, что в руках движение не останавливается.

Форма и ход во времени в этом упражнении соответствуют дыхательным движениям. Когда руки поднимаются, воздух устремляется в легкие, и, соответственно, когда же руки опускаются, он снова выходит. – Выполняющий упражнение соединяется с окружением, или отделяется при этом от него. Когда находят темп, в котором могут долго продолжать упражнение, то это по преимуществу ритм 4:1, который соответствует так называемому отношению "дыхание-пульс" (18 дыхательных циклов и прибл. 72 удара пульса в минуту). Это не некий произвольный, а физиологический ритм, который взаимосвязан с большими (космическими) ритмами. В ботмеровской гимнастике нет каких-либо стремлений к манипуляциям с частотой дыхания, как это должно происходить в силовом спорте; но напротив, пытаются придать гармоничный ритм (отношению) пульса и дыхания школьникам, находящимся в критическом периоде пубертета. Самое "узкое место" в движении, скрещение рук перед грудью, подобно краткой остановке тока крови в сердце, - это момент пробуждения сознания. Когда руки не блуждают без смысла вокруг, то движения могут выполняться с различной скоростью. Чтобы найти некий объективный ритм, необходимо не проспать ни одного момента движений, но постоянно искать его форму, облик. Если упражнение делать в большой группе, то этим предоставляются интересные возможности посредством соответствующей хореографии (организации движения группы) в формирования различных композиций из форм и ритмов данного упражнения. В этом присутствует также и социальный элемент: замечают другого человека, дают друг другу место и время, взаимно подстраивают скорость форму движения – и благодаря этому переживают – как при игре в оркестре – существенно больше, чем когда упражняются в одиночку.

Упражнение это, как и все ботмеровские упражнения, не являет собой выражение какого-либо душевного содержания, но целиком и полностью ориенитировано на физиологические процессы.


62. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики.


12. Запертый треугольник (с 14 лет)

 

Упражнение "Запертый треугольник" является производным от обоих ранее описанных упражнений с треугольником. Как говорит уже само его название, в этом упражнении вершина треугольника сдерживается, запирается. Руки при этом сгибаются в локтевых суставах.

Уже само построение и ход этого упражнения является отображением того, что происходит в пубертате (возрасте полового созревания): Путь, по которому проходят сжатые в кулаки руки, ведет сверху - сначала через область груди, а затем дальше, вниз, вплоть до области лобковой кости, - т.е туда, где в области половых органов происходит в этот период интенсивный процесс развития. Индивидуальность в определенном смысле «проталкивается», проникая вплоть до органов таза. Процессы в описанных ранее упражнениях ступень за ступенью вели молодых людей сверху вниз, в их тело. "Дом" (ср. с образом из первого хоровода для младших классов) теперь почти обитаем... (готов к заселению).

Рис. 9. Запертый треугольник.

Описание упражнения (Рис. 9)

1. Одновременно с прыжком "ноги врозь" руки через стороны выбрасываются, взлетая наверх, и в тот момент, когда они достигают там вершины треугольника –

2. руки рывком вниз сжимаются в кулаки. Затем, пройдя (перед лицом) мимо головы, они останавливаются рядом друг с другом над грудиной, поверх нее. Костяшки пальцев при этом соприкасаются друг с другом, а большие пальцы смотрят в вниз. Благодаря этому возникает вывернутый в обратную сторону маленький треугольник.(Рис. 9a).

63. VI. Упражнения Ботмеровской гимнастики во втором семилетии


3. Оказавшись в этом положении, ненадолго задерживаются, и затем кулаки проталкиваются дальше вниз накрест перед животом, продолжая оставаться сжатыми. (Рис. 9a).

4. Отсюда скрещенные руки, без ослабления напряжения, переносятся назад, через голову (Рис. 9b).

5. Суставы кистей рук поворачиваются при этом относительно друг друга таким образом, что пальцы кистей, сжатых в кулаки, разворачиваются назад, а затем кулаки ложатся позади примерно в районе 7-го шейного позвонка (ни в коем случае не на голову и не на шею!). Плечи при этом вверх подниматься не должны. (Рис. 9c).

6. Туловище под сильным давлением перекрещенных рук склоняется и падает, опускаясь вниз, руки же и дальше остаются скрещенными позади (Рис. 9c).

7. Импульс к выпрямлению исходит из области плеч, но не из головы!

8. Когда тело вновь выпрямляется, вместе с прыжком ноги вместе одновременно освобождаются от напряжения кулаки (Рис. 9d).

9. Руки раскрываются в широко охватывающим пространство движении и через стороны опускаются вниз.

Педагогическое значение

Создается - и выдерживается - почти непереносимое напряжение. Поток движения, который в ином случае движется сквозь руки, запружается, задерживаясь в локтевых суставах. Голова, однако, несмотря на сильное напряжение в области шеи, остается свободной. Это становится возможным благодаря осознанному взаимодействию мышц туловища, груди и рук. Изучаемые на уроках анатомические взаимосвязи теперь становятся практически переживаемыми.

Душевно на этой жизненной стадии (пубертата) голова время от времени оказывается подчинена власти бурных телесных процессов. Молодые люди еще не имеют (своего) внутреннего устоя.

Благодаря этому упражнению ученики могут тренировать себя в том, несмотря на сильные напряжения держать голову свободной. Когда же напряженность разрешается, то упражняющийся может по-новому, и из свободной воли соединиться с окружающим миром.

 

Терапевтическое значение

Что может дать это упражнение взрослому? Часто в критических жизненных положениях мы теряем широту взора, события завладевают человеком, всё, что несет с собой проблемы, нагромождается вокруг него, возникая разом отовсюду. – Никто не в состоянии справиться с этим, и ситуация быстро нарастает и тогда приходят одолеть это, и приходит отчаяние.

Уже в том, как построен ход упражнения, может быть найдено несу


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.14 с.