Размышление учителя-словесника — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Размышление учителя-словесника

2018-01-28 220
Размышление учителя-словесника 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О ЧТЕНИИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Почему наши дети не любят читать? Что послужило неким толчком к снижению интереса к чтению и у детей, и у взрослых?

Читая статьи на эту тему, часто сталкиваюсь с мыслью о том, что в 90-ые годы был экономический кризис, что книги стоили дорого и не все могли себе позволить покупать их. Но ведь были времена, когда, даже имея деньги, книги купить было трудно, необходимо было подписываться на собрания сочинений или сдавать макулатуру, чтобы потом приобрести книги, или стоять у книжного магазина с вечера до утра. И при этом страна читала, читала и запрещенные самиздатовские книги, ночью под одеялом, чтобы утром передать другому. Если человек хочет читать, то его ничто не остановит.

Проблема снижения интереса к чтению меня интересует и как маму, и как учителя литературы более чем с двадцатилетним стажем. Как мама я эту проблему решила. Я читала своему сыну с рождения, когда он еще и слов-то не понимал, читала в год, в два, в три и сейчас, когда ему уже девять лет и он сам отлично умеет читать. Мы любим читать друг другу вслух и с удовольствием вместе слушаем аудиокниги в дороге.

Но не во всех семьях такой же высокий интерес к чтению. Библиотекарь в моей школе предложила детям и родителям заполнить анкету о чтении в семье. В классе, где учится мой сын, лишь около 10 родителей (из 29!) назвали чтение лучшим способом проведения свободного времени, а многие дети не смогли даже назвать книгу, которую они читают сейчас. В нечитающей семье вряд ли родится читающий ребенок, ведь в этом деле, как и в других, примером должны быть родители. Ребенок должен видеть маму, папу, бабушек и дедушек с книгами в руках, тогда и у него возникнет интерес к чтению.

Как учителю мне гораздо труднее бороться с нечитающими детьми. Печально, что по программе на уроки литературы в 5-8 классах отводится только 2 часа, а в 9-11 классах – 3 часа. Что можно успеть за такое короткое время? А ведь есть такие ученики, у кого дома нет томика стихов Пушкина, рассказов Бунина и уж тем более произведений современных писателей! Многие ученики первый раз в библиотеку пришли со своим учителем, а не с родителями. Каждый день по всем телевизионным каналам многократно крутится реклама новых ток-шоу, очередного сериала и ни одной рекламы книги. Сможет ли введенное в качестве экзамена сочинение исправить положение? Не отобьет ли оно окончательно желание читать у тех школьников, которые читают только заданные по программе книги и не любят или не умеют писать. Есть достаточно много учеников, принимающих активное участие в устной работе на уроке, но для которых сочинение становится непосильным испытанием.

На уроках литературы и русского языка я стараюсь привить детям любовь к чтению. Включаю в урок прослушивание аудиофрагментов изучаемых произведений, просмотр фрагментов из фильмов или спектаклей, часто читаю произведения сама, подбираю самые интересные, острые моменты, но не дочитываю их до конца, подталкивая таким образом к самостоятельному чтению. Не только в конце года, но и в конце каждой четверти рекомендую детям новые книги, читаю отрывки из них, рассказываю о героях, а со старшими учениками всегда делюсь своими читательскими открытиями. На уроках русского языка для комплексного анализа текста, для разного вида диктантов, для изложений я использую отрывки из художественной и научно-познавательной литературы или рассказы о поэтах и писателях. Обязательно организую экскурсии в музеи-квартиры поэтов и писателей, живших в нашем городе, а с девятиклассниками посещаю музей-заповедник Пушкинские Горы. Там, гуляя по садам и паркам Михайловского, Тригорского, мы читаем наизусть стихотворения Пушкина. И всегда по возвращению у кого-то из учеников возникает желание выучить новые стихи сверх программы или прочитать что-то доселе непрочитанное. В нашей школе уже несколько лет проходят конкурсы чтецов поэзии, прозы, драмы и с каждым годом количество желающих выступать растет. Стала популярной среди наших учеников и акция «Свободный микрофон», посвященная знаменательным датам поэтов, не все, конечно, отваживаются выйти к микрофону, но многие приходят послушать своих товарищей, учителей, и с каждым разом все больше людей собирается в зале. Значит, есть среди школьников такие, кто любит книгу, для кого книга – друг и неизменный спутник по жизни.

Я надеюсь, что общими усилиями семьи и школы мы вновь откроем детям дорогу в книжный мир.

А.В. Тимофеева (Оренбург)


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.