Клиентов в кризисной ситуации — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Клиентов в кризисной ситуации

2018-01-28 262
Клиентов в кризисной ситуации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КЛИЕНТОВ В СИТУАЦИИ ОСТРОГО ГОРЯ

 

Горе — это универсальное переживание всех людей как реакция на утрату значимого объекта, части идентичности или ожидаемого будущего. Переживание горя это естественная реакция, свойствен­ная всем людям. Избежать переживания горя в течение всей жизни невозможно.

Процесс горевания — это процесс смены представлений о себе «имеющего» (человека, любовь, статус) на представление о себе «не имеющего» утраченный объект. Необходимо помнить, что именно процессы горевания позволяют человеку принять утрату, смириться с ней и выстраивать жизнь дальше.

Существуют разные теории горя.

1. Психоаналитическая концепция — острое горе является двумя главными альтернативными человеческими способами справиться с потерей объекта, в норме проходит через депрессию, траур. Другие альтернативные возможности — это отрицание потери, быстрая за­мена другим объектом, патологическая печаль, соматизация, психо­тическая реакция в виде алкоголя, наркотиков, пищевых наруше­ний. Потому при консультировании в психоаналитическом контек­сте на первом этапе необходимо осознание наличия горя и диссоциация между личностью и потерянным объектом. С точки зрения психоаналитического подхода важно переживать печаль и то­ску, так как это приводит к отрыванию эмоциональной привязанно­сти (энергии) с утраченного объекта и переносу ее на существенный объект. Тоска как эмоциональный компонент в структуре пережива­ний выполняет ряд функций: смыслообразования, «второго рожде­ния», рефлексивную, гармонизации/дегармонизации личности, по­нимания, катарсиса и др.

2. Экзистенциальный подход. Рассматривая ценности пережива­ния, В. Франкл отмечает, что переживание является во многих слу­чаях необходимым условием возникновения смысла жизни. По его мнению, печаль и раскаяние помогают создать плодотворное направ­ление, толкающее человека к изменениям. Психологическая боль играет важную роль — она уберегает человека от апатии и душевной вялости.

3. Гештальт-терапия. Горе рассматривается как процесс, который вбирает в себя такие эмоции, как любовь, злость, страх, одиночество. Осознание горя приводит к завершению гештальта и очищению кли­ента.

4. Концепция Эриха Линдеманна. Гope— это синдром психиче­ской и соматической симптоматики, возникает сразу после кризиса с искажением картины мира. Каждая из искаженных картин пред­ставляет собой особый аспект горя. Консультация при работе с го­рем ведется лучевым способом в зависимости от актуальных аспек­тов. Автор выделил пять признаков горя: физическое страдание; по­глощенность образом ушедшего; вина; враждебные реакции; утрата модели поведения. Кроме того, достаточно часто в рамках пережи­вания горя может наблюдаться соматизация теми симптомами, ко­торые были перед смертью у умершего.

По мнению Линдеманна, суть консультирования горюющих кли­ентов заключается в том, чтобы разделить с ним горе, помочь изба­виться от зависимости от умершего и найти новые модели возна­граждающего взаимодействия (Э. Линдеманн, 1984).

 

Этапы горя

Шок, оцепенение, в норме от нескольких секунд до 7—9 дней. Психологический смысл стадии — защита от страдания в виде пол­ного ее вытеснения, либо отрицания значимости, избирательное за­бывание. На этой стадии идет подготовка психики к принятию бо­лезненной информации.

Фаза острого горя — характеризуется отчаянием, которое длиться от 3—7 дней до месяца. Стадия характеризуется физическими стра­даниями. Как помощь на этой стадии выступает оказание сочув­ствия, поддержки, сопереживания.

Стадия навязчивости. Продолжается от 6 дней и может быть до одного года. Характеризуется диффузией, отчаянием, депрессией, мышечной усталостью, соматизацией, злостью, беспомощностью, страхами, одиночеством, изменением отношений с окружающими. Помощь будет заключаться в поддержке переживания утраты и сти­муляции печали. Важно разговаривать об умершем, отработать си­туацию крушения совместных планов, отразить обиды, надежды.

Проработка проблемы. Оплакивание потери, прощание и проше­ние. Задача стадии заключается в восстановлении здоровья, сна, жизнедеятельности. Помощь заключается в поддерживании аутен­тичного столкновения частей «Я», столкновение «Я» и общества.

Завершение. Выстраивание новых планов, появление надежд. (Э. Линдеманн, 1984).

5. Концепция Д.В. Вордена в консультировании горюющих кли­ентов.

Д.В. Ворден предложил вариант описания реакции горя не по ста­диям или фазам, а через четыре задачи, которые должны быть вы­полнены горюющим при нормальном течении горя.

Д.В. Ворден полагает, что, хотя формы течения горя и их прояв­ления очень индивидуальны, любая реакция утраты будет всегда раз­виваться сходным образом по содержанию, разнится лишь длитель­ность и интенсивность. Неизменность содержания процесса позво­ляет выделить те универсальные шаги, которые должен сделать го­рюющий, чтобы вернуться к нормальной жизни, и на выполнение которых должно быть направлено внимание терапевта. Задачи горя неизменны, поскольку обусловлены самим процессом, а формы и способы их решения индивидуальны и зависят от личностных и со­циальных особенностей горюющего человека. Четыре задачи горя должны решаться субъектом последовательно: признание факта по­тери; ощущение и переживание боли потери; наладка окружения, где ощущается отсутствие объекта утраты; выстраивание нового отно­шения к объекту утраты и продолжение жизни.

Существуют и другие концепции, рассматривающие специфику и стадии переживания острого горя. Достаточно часто для описания процессов горя используют модель Kubler, рассматривающую горе через ряд последующих стадий: отрицания, озлобленность, компро­мисс, адаптация. По мнению автора, общее течение горя длится год.

Существуют другие концепции, рассматривающие стадии остро­го горя.

На наш взгляд, возможно рассматривать специфику пережива­ния горя следующей этапности:

1. шок (от нескольких секунд до семи дней). На этой стадии про­исходит своеобразная защитная реакция на сообщение об утрате;

2. отрицание (от нескольких дней до полутора месяцев). Эта ста­дия характеризуется интеллектуальным знанием об утрате при эмо­циональном непринятии ситуации. Для этой стадии свойственно: острое течение, болевые симптомы как психологического, так и фи­зического характера;

3. стадия агрессии (от полутора до трех месяцев после события). Характеризуется ярко выраженным агрессивным паттерном. При этом по направлению это может быть агрессия на мир, на умерше­го, аутоагрессия. Для стадии нормативен поиск виноватых, который является способом совладания с внутренней болью и агрессией;

4. стадия депрессии. Связана с принятием утраты. Длится от 3 до 4,5 месяцев. Характеризуется снижением настроения, эмоциональ­ными перепадами, печалью. Горюющий стремится избегать контак­тов, замыкается в себе;

5. стадия переформирования (до 6 месяцев после события). На этой стадии происходит окончательное принятие ситуации утраты, смирение с ней. Появляется надежда. Человек учится жить в новой для него ситуации.

Таким образом, нормативно процесс переживания горя длится около 6 месяцев — 1 года. Однако есть исследования, которые гово­рят о том, что нормативное течение горя длится до 2 лет, особенно если это горе по утрате ребенка.

Специфика сопровождения горя консультантом заключена в про­цессе следования за клиентом. На этапе шока достаточно быть ря­дом с клиентом, поддерживать его. На этапе отрицания необходимо дать время на психологическую подготовку клиента и помочь ему в осознавании происходящих процессов. В этом контексте крайне важны ритуалы, позволяющие принять факт горя. В любой культур­ной традиции такие ритуалы существуют издавна. Сопровождающий клиента консультант должен разбираться в национальных традици­онных ритуалах.

На стадии агрессии необходимо помочь клиенту найти адекват­ные способы выражения агрессии. На этой же стадии необходимо отработать практически всегда возникающее чувство вины, исходя­щее из амбивалентности чувств и переживаний человека. Многим кажется, что они могли как-то предотвратить смерть близкого. На этой стадии достаточно часто возникает необходимость ведения ди­алогов с умершим, написание терапевтических писем и т.д.

На стадии депрессии важно помнить, что в процессе горевания изменяется идентичность клиента, снижается самооценка, изменя­ется отношение к окружающим, в том числе к семье. Если на пред­ыдущей стадии горя агрессия была адекватно выражена, то пережи­вание скорби и печали на этом этапе не становятся запредельным. Характерным чувством этой стадии является тоска, ведущая к прео­долению горя. В процессе сопровождения клиента нужно помочь ему выразить чувства и дать надежду на улучшение ситуации. Важными на этой стадии являются ритуалы.

На стадии преодоления необходима работа по изживанию скор­би, формированию надежды, позволение радоваться жизни, приня­тия своей судьбы.

На стадии переформирования, нужно направить внимание кли­ента на новых людей и события его жизни. Консультанту необходи­мо помнить и донести до клиента, что продолжение жизни не озна­чает забвения умершего. Умерший остается в памяти горюющего, интегрируется во внутренний мир. На наш взгляд, процесс горя мож­но считать завершенным, когда клиент способен заботиться о своей жизни и эмоциональном состоянии, способен радоваться жизни и строить планы на будущее, способен вспоминать умершего со «свет­лой памятью».

Искажения работы горя могут возникать на любом из этапов и приводить к формированию хронического горя.

Искажения нормального горя появляется в виде:

1) повышенной активности без чувства утраты;

2) последних симптомов заболевания умершего;

3) соматизации;

4) враждебности против определенных лиц;

5) изменения отношений к друзьям и близким;

6) утраты социальной активности;

7) развития ажитированной депрессии (тревожно-депрессивный синдром);

8) ущерба собственному экономичному и социальному имиджу.

В случае если произошло искажение горя и сформировался хро­нический процесс, то работа консультанта несколько меняется.

На первом этапе в рамках консультирования необходимо опреде­лить, что в основе видимых нарушений жизни клиента лежит непе- режитое горе. Чаше всего маркерами такого процесса могут рассма­триваться: эмоциональная блокировка, сложности переживания эмоций, стремление не сталкиваться с сильными чувствами (не хо­дить на похороны), забывание траурных дат, запрет говорить об умер­шем, разговоры об умершем как о живом, попытки видеть черты умершего в окружающих, сохранение траурных комнат или наобо­рот избегание того, что связано с умершим. Самонаказание, копи­рование соматической симптоматики умершего и т.д.

В случае консультирования хронического горя сначала необходи­мо донести до сознания клиента сам факт утраты, учитывая возмож­ность острой эмоциональной реакции. Клиент в процессе работы с хроническим горем вновь погружается в болезненные переживания, которых он стремился избегать. В рамках консультирования необхо­димо помочь клиенту эти чувства (вины, агрессии, обиды) принять, пережить, выразить. Важно, чтобы клиент понимал неизбежность процесса горевания для налаживания жизни.

Еще один момент, который нужно помнить при работе с острым горем, — это отличие ложного горя, возникающего в ситуации, ког­да утраты нет, однако имеет место реакция на ситуацию горевания. Возникая в ситуации временного расставания, реакция ложного горя приводит к разрушению отношений в паре. Так, например, прово­жая мужа на войну, многие женщины включались в процессы горе­вания (хотя мужья при этом были живы). Защитные механизмы пси­хики приводили к отрыву энергии либидо от объекта (мужа). Таким образом, когда мужья возвращались с войны, жены встречали их не любовью, а растерянностью. В этом случае процессы ложного горе­вания необходимо прерывать, доводя до осознания клиента неумест­ность этого. Достаточно часто этот процесс связан с неумением ждать.

 


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.