Особенности консультирования суицидальных клиентов — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности консультирования суицидальных клиентов

2018-01-28 2212
Особенности консультирования суицидальных клиентов 4.67 из 5.00 3 оценки
Заказать работу

В рамках консультирования психолог должен решить три основ­ные задачи:

1) уловить сигналы о наличии суицидальных мыслей, намерений, условий совершения суицида;

2) оценить степень опасности суицидальных действий;

3) проявить заботу о клиенте и помочь ему в принятии решения, исключающего суицидальные мысли и действия.

В рамках консультирования выделяется ряд требований к кон­сультанту: консультант должен быть заинтересован клиентом, спо­собным выразить эмпатию и уважать любое принятое решение кли­ентом. Важным в консультировании таких клиентов является при­знание их права на суицидальные мысли и решения, при четком от­слеживании причин возникновения суицидальных мыслей и обсуж­дением эффективности суицидальных действий для решения возни­кающих задач. Так, если причиной суицидального намерения под­ростка является «Чтобы родители поняли, что они не правы...», то суицид как способ доказательства — неэффективен. Консультант должен иметь возможность спокойно относиться к самой идее о су­ициде и с уважением обсуждать эту идею с клиентом, без обвинений в адрес клиента и чтения нравоучений.

Из специфических действий, которые должен произвести кон­сультант при взаимодействии с суицидальным клиентом, выделяют следующие:

• выразить заинтересованность самим клиентом, его личностью,жизнью, увлечениями;

• выяснить образ суицидального действия;

• выяснить причины и условия формирования суицидального на­мерения;

• выразить чувства, возникающие в связи с проблемной областью клиента;

• выяснить степень изоляции клиента;

• быть готовым к вовлечению в длительные консультативные отно­шения с клиентом. Существует достаточно много подходов к су­ициду, некоторые из них направлены на активное предотвраще­ние суицидальных действий, вплоть до выезда к клиенту, другие же — противокационные, третьи направлены на самоопределе­ние клиента. Среди различных подходов к консультированию су­ицида чаще всего применяют кризисную психотерапию.

В рамках кризисной психотерапии выделяются четыре основные стадии, обязательные для консультативных отношений.

1. Стадия принятия направлена на установление доверительных отношений с клиентом, учитывая специфику эмоционального со­стояния клиента (чаще клиенты ощущают печаль, гнев, вину, сомне­ние).

2. Стадия проблемы направлена на выявление базовой проблемы или конфликта, лежащих в основе принятия решения о суициде.

3. Стадия альтернатив — задача преодоления туннельного виде­ния клиента, для поиска других способов решения проблемы, кро­ме суицидального.

4. Стадия принятия решения наступает в ситуации, когда клиент начинает рассматривать кризис как управляемую ситуацию и готов продолжать свою жизнь.

Необходимо помнить, что в рамках кризисной терапии, консуль­тант не может останавливаться ни на какой другой стадии, кроме четвертой.

Достаточно активно используется метод групповой работы с су­ицидальными клиентами, например метод М.Л. Покрасса «Терапия поведением», основанный на идее, что при суицидальном поведе­нии объединяющей является скрытая депрессия при выраженной инфантильной жизненной позиции.

Работая с суицидальными клиентами необходимо помнить, что клиент все же может совершать суицид. В случае возникновения та­кой ситуации важно принять право человека на собственную жизнь, и направить усилия на предотвращение повторной попытки, если клиент остался жив. Дело в том, что суицидальная попытка как се­рьезное кризисное событие будет переживаться человеком по прин­ципу острого горя. Что означает поэтапное прохождение пережива­ния печали с нормативной стадией депрессии на третьем—четвертом месяце после первой суицидальной попытки.

Если же суицидальное действие клиента завершилось летальным исходом, консультант должен помнить о важных аспектах, сохране­ния собственной профессиональной и эмоциональной компетентности. Во-первых, переживание суицида клиента консультантом бу­дет проходить по принципу острого горя. То есть сам консультант пе­реживет все стадии реагирования на смерть своего клиента, включая депрессию, снижение ощущение эмоциональной стабильное», про­фессиональную несостоятельность и т.д. В этом случае консультанту необходима помощь другого специалиста или супервизора. Во-вторых, при работе с суицидальным клиентом необходимо вести протокол сессий для предоставления в суд в случае возникновения такой необходимости. В-третьих — это необходимость помнить о па­мятных датах (годовщинах смерти), в которые сам консультант мо­жет испытывать необъяснимое беспокойство, а могут появиться родственники умершего, для того чтобы поговорить или просто вспомнить о своем близком.

Особое направление работы консультанта — это общение с суи­цидальным клиентом в ситуации высокой готовности или попытке совершения суицида. В этой ситуации необходимо удерживать чело­века от суицидального действия через организацию диалога с ним, переключить его внимание на какое-то другое явление жизни. В рам­ках диалога консультант должен создать субъективный контакт с таким клиентом, выражая ему симпатию, принятие, понимание. Нужно помнить, что на самом деле практически все чувства суицидника амбивалентны, что дает возможность, опираясь на эту амбива­лентность, предотвратить суицидальное действие, актуализируя его желание жить. В этом процессе может помогать активизация ресур­сов клиента или поиск дополнительных смыслов существования.

Необходимо убедить суициданта в том, что существуют люди, ко­торые могут ему помочь, позволить высказаться.

Если же в рамках экстренного консультирования, клиент все же совершает суицидальный поступок, то необходимо помнить, что вины консультанта в этой ситуации нет.

В отечественных источниках также предлагается ряд приемов, знание которых необходимо каждому спасателю:

• структурирование ситуации через задавание вопросов для после­довательного изложения картины ситуации, приводящей к суи­циду;

• снятие остроты ситуации для того, чтобы появилось время на обдумывание;

• терапия успехами и достижениями;

• планирование в виде побуждения к формированию планов дея­тельности, отличной от суицидальных.

Категорически запрещено при общении с активным суицидантом проявлять сарказм, враждебность. Нельзя спрашивать прямо о месте нахождения.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.