Структура ступеней модульной школы — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Структура ступеней модульной школы

2018-01-13 250
Структура ступеней модульной школы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Схема

1 Модуль предшкольной подготовки (6-7 лет)     Модуль 1-4 кл., (6-10 лет)     Модуль 5-7 кл., (11-13 лет)     Модуль 8-9 кл., (14-15 лет)     Модуль 10-11 кл., (16-17 лет)  

Рассмотрим специфику каждого модуля классов.

Модуль предшкольной подготовки. Время работы: июнь, август для детей впервые пришедших в школу, а также январь-май для детей, посещающих «Школу раннего развития». Основная задача подготовка будущих первоклассников к школе, адаптация их к школьному режиму, выявление психолого-физиологических особенностей (диагностические шаги учителя, психолога, медиков, логопеда заканчивается к 1 июня). Подготовку детей в июне, августе осуществляют педагоги начальных классов и воспитатели ГПД, не занятые в других делах (курсы переподготовки, ремонт и др.).

Модуль начальных классов. Дифференциация по склонностям к развивающим видам деятельности и уровням развития. Основная задача: «научить детей учиться», а также помочь детям, не овладевшим учебными нормативами по предметам (особенно по чтению: достигается особым обучением детей, испытывающих трудности, в течение необходимого для достижения нормативов учебного времени). Доминирующей (системообразующей) для детей 1 и 2 модулей является игровая деятельность.

Модуль 5-7 классов. Основная задача модуля: закрепить учебно-познавательные интересы, «приохотить» школьников к учению, а также определить склонности их к различным видам деятельности: учебной, общественно-полезной, трудовой и сформировать к концу модуля классы с учетом этих склонностей. По составу классы подвижны: ученики могут переходить из класса в класс, в зависимости от желания, способностей и готовности.

Модуль 8-9 классов. Основная задача модуля: уточнить склонности школьников к сфере будущей деятельности, подготовить их к осознанному выбору дальнейшего образовательного пути. Модуль состоит из классов с трудовым уклоном, специализированных классов, профильных (с ориентацией на профессии средних специальных учебных заведений), классов подготовки к поступлению в старшую школу. На этом этапе ученики могут перейти из класса в класс в порядке исключения, на основе индивидуального анализа их возможностей и потребностей.

Модуль 10-11 классов. Специализированные и профильные классы. Основная задача: подготовка школьников к поступлению в ВУЗ. Стабильный модуль. Учащиеся не могут перейти из класса в класс. Доминирующей для старшеклассников является углубленная познавательная деятельность с ориентацией на конкретное учебное заведение или профессию.

Таким образом, физиологически благоприятное использование учебного времени помогает сохранить здоровье здоровым детям, снизить утомляемость, повысить работоспособность, позволяет преодолеть трудности, связанные с учебным процессом.

С точки зрения физиологически благоприятной организации учебного процесса, оптимального использования учебного времени особое значение имеет школьное расписание занятий. Именно рационально составленное расписание занятий способствует эффективности учебно-воспитательного процесса, снижению и ликвидации перегрузок учащихся, повышению работоспособности школьников и учителей, оптимальному использованию кабинетов, мастерских и других учебных помещений школы. Расписание устанавливает распорядок занятий в течение дня, недели, всего учебного года, определяет характер и продолжительность работы учащихся над выполнением домашних заданий и труд учителей по подготовке к урокам. На его основе организуется работа библиотеки, дежурство учителей и учащихся по школе, родительские собрания, внеклассная и внешкольная работа, деятельность ученических общественных организаций и т.д.

Известно, что работоспособность учащихся не остается неизменной в продолжение дня и недели. Причем она зависит и от возраста ученика. Из данных о дневной и недельной динамиках изменения работоспособности учащихся составитель расписания должен сделать соответствующие выводы и принять меры, направленные на сохранение ее высокого уровня во время всего учебного процесса.

При составлении расписания занятий вся трудность состоит в том, что степень утомляемости учащихся определяется множеством социальных и психологических факторов, совместное влияние которых может, как усилить, так и ослабить ее или оставить на прежнем уровне.

Серьезное влияние на уровень утомляемости учащихся в течение учебного дня имеет чередование уроков разного содержания и разных типов. Два урока одного предмета или даже уроки двух близких предметов быстрее вызовут утомление, чем те же уроки, но разделенные уроком предмета другого содержания.

То же самое относится и к чередованию уроков одного и того же предмета в течение недели. Оно должно быть равномерным по дням недели, что особо относится к предметам с малым количеством часов.

Кроме этого, следует учесть, что снижению утомляемости способствует и правильное чередование так называемых «трудных» и «легких» уроков. Хотя надо отметить, что понятия эти весьма относительны и в ряде случаев субъективны. Нельзя утверждать с полной определенностью, что данный предмет для всех учащихся данного класса является «трудным» или «легким». Здесь многое зависит от психики ученика, его познавательных интересов и способностей, от возраста. Также большое значение имеет и методическое мастерство учителя, характер его взаимоотношений с классом в целом и каждым учеником в отдельности. «Трудность» и «легкость» предмета не исчерпывается только его названием, ибо внутри каждого предмета, будь то «трудный» или «легкий», есть как «трудные», так и «легкие» темы.

Тем не менее, при всей условности и относительности этих понятий в педагогической практике школьные учебные предметы по степени трудности принято делить на четыре группы:

1) русский язык, математика, общая биология, физика (9-11 классы), иностранный язык;

2) природоведение, биология (6-9 классы), физическая география, физика (7-8 классы), химия, астрономия;

3) литература, история, обществоведение, экономическая география, черчение;

4) трудовое обучение, изобразительное искусство, музыка, физическая культура, ОБЖ.

В качестве одного из возможных способов оценки уроков целесообразно использовать ранговую шкалу трудности, приведенную в новом Законе «О санитарно-эпидемиологическом благополучии».

С другой стороны, для каждого возраста есть свои особенности восприятия предмета. Так, результаты опроса учащихся показали, что «трудными» предметами для разных параллелей являются:

2-3 класс – чтение, природоведение, иностранный язык;

5 класс – история, литература, русский язык, иностранный язык;

6-7 класс – география, история, биология, литература, физика, русский язык, иностранный язык;

8-9 – химия, география, иностранный язык, литература;

10 класс – химия, география, литература, физика, иностранный язык;

11 класс – литература, химия, иностранный язык.

Кроме того, «трудным» предметом для восприятия учащихся практически всех возрастных групп является математика. Уроки этого предмета также желательно ставить на часы более высокой работоспособности.

«Трудными» предметами являются и те дисциплины, с которыми учащиеся впервые встречаются при обучении (физика в 7-м классе, химия в 8-м классе и т.д.).

На утомляемость очень сильно влияет степень психофизиологического напряжения, которое требуется для усвоения тех или иных элементов учебной программы.

Здесь учитываются следующие факторы:

– объем сообщаемой учащимся информации, направленной на восприятие и ее дальнейшую переработку;

– сложность учебного материала;

– степень новизны учебного материала;

– тип урока и его структура;

– место урока в целостном дидактическом модуле;

– методическое мастерство преподавателя;

– эмоциональное состояние ученика;

– степень интереса к предмету;

– взаимоотношения класса и учителя, ученика и учителя;

– санитарное состояние учебных помещений.

Следует учитывать также, что для каждого конкретного ученика трудность или легкость усвоения учебного предмета зависит в значительной степени от его способностей и склонностей.

Таким образом, при составлении расписания необходим учет степени профессионального мастерства учителя, стиля и методов его работы, микроклимата, складывающегося на каждом уроке, «направленности» конкретного класса на предметы гуманитарного или естественно-математического цикла.

Гигиенические требования к составлению расписания занятий в школе сводятся к обязательности учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении рабочего дня, недели, учебного года, а также «трудности» учебных предметов и преобладания статического или динамического компонентов во время занятий. Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, трудового обучения, музыки и изобразительного искусства.

Это наименее утомительные уроки. При правильном чередовании их с уроками предметов гуманитарного и естественно-математического цикла они снимают возникшее на предшествующих занятиях утомление. Такое переключение деятельности служит активным отдыхом и обеспечивает высокую работоспособность как в течение учебного дня, так и всей учебной недели.

Следует отметить, что при составлении расписания исключительно важную роль играет возможность свободного маневрирования факторами, влияющими на работоспособность учащихся.

Исходя из конкретных условий школы, ситуации, складывающейся на следующей неделе, можно так их сочетать, чтобы в итоге получить положительный эффект. Так, например, уроки начинающего учителя целесообразно поставить в более благоприятные условия, чем уроки опытного учителя.

В любом случае при столкновении разных мотивов предпочтение следует отдать тому, что имеет большее значение для нормальной организации учебно-воспитательного процесса в модульной школе.

Динамичное расписание должно обеспечить выполнение следующих требований.

1. Наряду с другими валеологическими мерами модульной школы расписание должно создавать оптимальные условия для обеспечения высокоэффективного труда учащихся, для чего необходимо:

до начала учебного года совместно с медико-педагогическим центром обеспечить в годовой циклограмме расстановку пиков утомляемости и работоспособности для каждой возрастной группы школьников, – на эти пики будут приходиться соответственно минимальная (каникулы) и максимальная учебные нагрузки;

обеспечить строгий учет гигиены умственного труда учащихся разных возрастных групп, дневной, недельной и годовой динамики их работоспособности;

учесть сложность учебных предметов для восприятия школьниками во взаимосвязи с эффективностью их работоспособности в течение каждого отдельного рабочего дня и рабочей недели в целом.

2. Обеспечивать физиологически благоприятный режим дня, недели, учебного цикла, учебного года.

3. Уменьшать до минимального количество «пропавших» уроков.

4. Обеспечивать оперативное регулирование учебных нагрузок в зависимости от потребностей учебного процесса, физиолого-валеологических особенностей детей разного возраста (например, проведение мероприятий школы без потери уроков или уменьшение учебных нагрузок в сезонный пик падения работоспособности и др.).

5. Создавать оптимальные условия для обеспечения единства урочной, внеурочной и внешкольной деятельности учащихся.

6. Обеспечивать высокий уровень эффективности труда учителя, недопущение снижения его работоспособности как в пределах одного рабочего дня, так и в течение рабочей недели и учебного года в целом, для чего необходимо:

· предусматривать в расписании «окна» для рационального использования сил педагогов, организации взаимопосещения уроков учителями с целью обмена педагогическим опытом, для работы учителя в качестве классного руководителя (в то же время создание оптимальных условий для учебно-воспитательной работы в школе требует ограничения количества «окон» в расписании до минимума);

· предоставлять по возможности учителю методический день для повышения его педагогического мастерства;

· учитывать психологический настрой учителя при чередовании параллелей и классов в течение дня и всей рабочей недели;

· обеспечить единство работы учителя-предметника и учителя – классного руководителя, учителя-предметника и воспитателя ГПД.

7. Учитывать материально-технические условия: предоставлять всем учащимся и учителям равные возможности для занятий в соответствующих учебных кабинетах школы, спортивном зале, компьютерном центре, учебных мастерских, кабинете музыки и т.д.; создавать условия для активного использования на занятиях технических средств обучения, в том числе и компьютеров.

8. Обеспечивать соблюдение требований нормативных документов, регулирующих работу школы (как собственных, так и вышестоящих организаций), особенно в части норм, регулирующих учебную нагрузку, ибо превышение временных норм ведет к неоправданной перегрузке учащихся, как уроками, так и домашними заданиями.

При составлении расписания уроков недопустимо учитывать только интересы учителей, определяющим фактором должны быть интересы учащихся.

Решение каждого частного вопроса в ходе работы над расписанием необходимо рассматривать с точки зрения целесообразности организации учебно-воспитательного процесса. Это должно быть критерием при оценке пожеланий и предложений учителей к расписанию занятий.

Составитель расписания всегда должен помнить, что расписание уроков преследует, прежде всего, цель оптимизации условий обучения учащихся и создания комфортных условии для ученика и учителя и составляется только исходя из требований организации валеологически нормального режима работы школы. Рассмотрим подробнее методику составления динамичного расписания.

Построение динамичного расписания состоит из нескольких этапов.

1 этап – составляется структура учебного года (циклограмма). Циклограмма – физиологически оптимальное сочетание для школьников различных возрастов периодов труда (учебный цикл) и отдыха (каникулы), учитывающее сезонные и возрастные колебания работоспособности школьников. В школах с традиционным построением режима — это четверти и единые для всех каникулы. Структура типовая циклограммы учебного года модульной школы приведена в таблице:

 

Физиологически оптимизированная циклограмма учебного года модульной школы (структура года)

Таблица

Классы Циклограмма (схема) Даты циклов Каникулы
  Указывается количество недель в цикле, количество каникулярных дней между учебными циклами и итогово-зачетные недели    

 

2 этап. Составляется таблица соответствия календарных и учебных недель (таблицу 8).

В циклограмме отдельно выделяется время педагогической помощи для учащихся 9-11 классов. Покажем это на примере 1995/96 учебного года:

– недели педагогической помощи по 9 классам: с 09 октября по 14 октября; с 11 декабря по 16 декабря, с 12 февраля по 17 февраля, с 15 апреля по 20 апреля;

– недели педагогической помощи по 10-11 классам: с 09 октября по 14 октября, с 27 ноября по 02 декабря, с 04 марта по 09 марта, с 15 апреля по 20 апреля.

– блоки уроков.

Циклограмма утверждается директором школы, согласовывается с органами санитарно-гигиенического контроля и ТОУО и доводится до сведения учителей, учащихся, родителей, работников школьной столовой, обслуживающих школу организаций, младшего обслуживающего персонала до начала учебного года.

 

 

Таблица соответствия календарных и учебных недель

Таблица

№ календ. Недели Даты календ. недели Учебные недели
1(1-4) 1-5 кл. 6-7 кл. 8-9 кл. 10-11 кл.
  01.09-02.09 1ун 1ун 1ун 1ун 1ун
  04.09-09.09 2ун 2ун 2ун 2ун 2ун
и так далее            
  02.10-07.10 6ун 6ун 6ун 6ун 6ун
7* 09.10-14.10* 1ун(часть) (4 дня 09-12.10) 1ун(часть) (4 дня 09-12.10) 7ун 7ун 7ун
  16.10-21.10 7ун(часть) (2 дня 19-20.10) 7ун (часть) 8ун 8ун 8ун

 

П р и м е ч а н и е. * – с 13.10 по 18.10 у детей 1-5-х классов каникулы (закончился 1-й учебный цикл из 6-ти недель). Так как на первую учебную неделю приходится только один учебный день (1 сентября), то уроки остальных четырех учебных дней распределяются на неделю 9-12 октября.

 

Таких случаев дробления нагрузки может быть в течение учебного года несколько, и заместитель директора по организационно-педагогической работе (ОПР) контролирует их в специальном журнале учета нагрузки.

Таблица соответствия календарных и учебных недель также используется при составлении расписания. По ней можно, например, увидеть, что когда 1-5 классы уйдут на каникулы, произойдет смещение учебных недель. Так, при составлении расписания на седьмую календарную неделю необходимо тщательно выверить нагрузку учителей, работающих не только в 1-5 классах. Например, на календарной неделе 9-14 октября у учителя, ведущего уроки еще и в 7-х классах, нагрузка по 5-ым классам будет браться по части первой учебной недели, а по 7-ым классам – по седьмой учебной неделе. Таблица соответствия позволяет также очень точно учесть деление нагрузки учебных недель по дням в случаях, когда каникулы начинаются (заканчиваются) не в первый (последний) день недели, а в другие дни.

3 этап. Перевод 45-минутных уроков в 30-минутные модули.

Для этой работы используются таблицы перевода: они выполнены один раз и используются в дальнейшем многократно.

В качестве примера приводим такую таблицу для предметов, на которые учебным планом отводится два урока по 45 минут (таблица).

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.036 с.