Первая помощь, алгоритм поведения при обострении бронхиальной астмы. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Первая помощь, алгоритм поведения при обострении бронхиальной астмы.

2018-01-28 322
Первая помощь, алгоритм поведения при обострении бронхиальной астмы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Первая помощь при приступе бронхиальной астмы. Самоконтроль симптомов.

 

Приступ, обострение - причины

 

Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей с периодически возникающими обострениями и приступами, появляющимися в связи с обструкцией бронхов.

 

Приступ - остро возникшее нарушение состояния ребенка, проявляющееся одышкой, внезапным приступообразным кашлем, свистящим дыханием - вместе или порознь.

 

Обострение - может проявляться несколькими внезапными приступами удушья, а может развиваться постепенно, в течение нескольких дней и недель.

 

В периоде обострения имеют место любые признаки болезни. Если астма лечится правильно, то приступы и обострения возникают реже или исчезают.

 

Отсутствие профилактической противоастматической противовоспалительной терапии или неправильное лечение приводит к тому, что бронхи постоянно находятся в состоянии готовности к приступу (гиперреактивность) и любая даже незначительная причина может спровоцировать приступ.

 

Приступ. Ранние симптомы. Оказание первой помощи.

 

Во многих случаях началу приступа предшествуют ранние симптомы - предвестники. Это физиологические и эмоциональные изменения, происходящие с больными до начала приступа.

 

Наиболее частые ранние симптомы приступа:

 

- кашель,

- свистящее дыхание,

- стеснение,

- боль в груди,

- чувство усталости,

- головная боль,

- раздражительность,

- сердцебиение,

- зуд,

- першение в горле,

- навязчивые движения,

- чихание,

- беспокойство и т.п

Если приступ развивается дальше, то кашель и одышка быстро усиливаются, свистящее дыхание и хрипы в грудной клетке нарастают, изменяются цвет лица, голос, поведение.

Если приступ уже развился, следует оценить его тяжесть. Это важно в плане последующих действий. Независимо от тяжести приступа, нужно немедленно начать оказывать помощь.

Если приступ нетяжелый, можно попытаться оказать помощь без дополнительного обращения к врачу.

Главное - не поддаваться панике, действовать уверенно, спокойно, помогая успокоиться ребенку.

 

Важно отработать алгоритм помощи заранее. Оказание помощи при остром приступе следует начинать с момента появления ранних симптомов.

 

Необходимо предпринять следующее:

 

1. Предложить ребенку принять удобную позу, помочь ему расслабиться, снять или расстегнуть затрудняющую дыхание одежду, обеспечить доступ свежего воздуха.

 

2. По возможности установить причину (триггер) приступа и удалить ее (табачный дым, животные, физическая нагрузка, эмоциональный стресс и т.п.).

 

3. Дать теплое обильное питье. Пить маленькими частыми глотками.

 

4. Сделать ингаляцию бронхорасширяющего лекарства.

 

5. Выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание).

 

Если состояние ребенка улучшилось, одышка уменьшилась можно, оставаясь на месте, повторить ингаляцию препарата через 20 мин и дождаться полного восстановления дыхания. Продолжить дыхательные упражнения.

 

Если улучшения состояния не произошло - необходимо немедленно обратиться за медицинской помощью.

 

Следует поощрять ребенка к самостоятельному исполнению действий пунктов 1-5.

 

Родителей необходимо настроить на то, что ребенок должен быть в состоянии справиться с приступом сам, поэтому вместе с врачом разрабатывается план поведения во время приступа и проводится регулярная тренировка упражнениям на релаксацию, дыхательным упражнениям, технике ингаляции.

 

Учителя и медперсонал школы должны знать, что у ребенка астма и ознакомиться с основными этапами помощи при ухудшении состояния.

 

С детьми в классе должна быть проведена определенная работа для того, чтобы больной ребенок не испытывал стеснения при необходимости приема препарата.

 

К основным признакам тяжелого приступа относятся:

 

- частота дыханий более 50 в мин,

- частота сердцебиений более 140,

- изменение голоса, цвета лица,

- спутанность речи,

- ограничение движений,

- апатия, снижение показателей ПСВ ниже 50%.

При наличии этих симптомов необходимо срочно вызвать врача.

Обострение. Распознавание. Алгоритм поведения.

Обострение бронхиальной астмы может развиваться постепенно и сопровождаться следующими изменениями:

- ухудшением состояния ребенка;

- появлением ночных симптомов;

- ухудшением переносимости физической нагрузки;

- прогрессивным падением показателей пиковой скорости выдоха или увеличением суточного разброса показателей;

- повышением потребности в бронхорасширяющих препаратах.

 

Важным способом распознавания обострения является проведение пикфлоуметрии. На данные пикфлоуметрии можно ориентироваться лишь в случае систематического измерения максимальной скорости выдоха, когда для ребенка установлено его наилучшее значение и колебания показателя в течение дня.

 

Снижение ПСВ (чаще утренних значений) ниже 80% от наилучшего для этого ребенка свидетельствует о начале обострения, обычно этот симптом появляется первым и, ориентируясь на него, можно предотвратить приближающееся обострение.

 

Для предупреждения начинающего обострения необходимо воспользоваться схемой приема лекарств по системе цветовых зон. Следовать этой схеме можно только тогда, когда родители обсудили ее с лечащим врачом.

 

В любом случае алгоритм поведения при обострении:

 

1. Контроль за симптомами.

 

2. Использование пикфлоуметра для своевременного распознавания угрожающего жизни состояния.

 

3. Прием бронхорасширяющих препаратов.

 

4. Усиление противовоспалительной терапии.

 

Основные навыки самоконтроля детей включают:

 

Умение предотвращать приступ астмы.

 

1. В зависимости от тяжести симптомов, их прогрессирования знать, какова должна быть стратегия вмешательства, ее этапы.

 

2. Умение принимать предписанные врачом лекарства.

 

3. Знание, как вести себя с окружающими в вопросах, касающихся астмы.

 

Лечение больных бронхиальной астмой должно проводиться длительно. Подбор препаратов, дозы, продолжительности курса лечения осуществляется индивидуально для каждого больного и зависит, в первую очередь, от тяжести течения заболевания и степени выраженности симптомов в каждой конкретной ситуации.

 

Больные бронхиальной астмой нуждаются в постоянном врачебном наблюдении и активном обучении принципам самоконтроля за состоянием.

 

Необходимо с врачом наметить индивидуальный конкретный план лечения, включающий возможное варьирование доз препаратов между визитами к врачу в зависимости от результатов повседневного самоконтроля.

 

На образце данной формы с родителями намечается написать план действий для ребенка при приступе с бронхиальной астмы. Необходимо еще раз обратить внимание родителей, что на этом занятии они напишут лишь план общих рекомендаций. Индивидуальный план для каждого конкретного ребенка необходимо в дальнейшем составить со своим врачом.

 

Начинать лечение всегда необходимо с элиминационных мероприятий: устранение контакта со значимыми для данного больного и потенциальными аллергенами, а также неспецифическими раздражителями.

 

На практической части занятия по заполнению плана повторяется пройденный материал:

 

- характеристика симптомов зеленой, желтой, красной зон; значение ранних предупреждающих симптомов (симптомы, показатели пикфлоуметрии и лекарственные препараты, профилактические, и неотложной помощи);

 

- основные механизмы, лежащие в основе обострения бронхиальной астмы;

 

- триггеры бронхиальной астмы;

 

- значение пикфлоуметрии для оценки состояния бронхиальной астмы.

 

Всем пациентам с бронхиальной астмой необходимо знать

 

- телефоны скорой и неотложной помощи,

 

- телефон своего лечащего врача.

 

Ремиссия бронхиальной астмы - период, в течение которого нет явных и скрытых признаков болезни. Показатели пикового потока выдоха находятся в диапазоне возрастной нормы. Сон и жизненная активность ребенка не нарушены. Задача лечения бронхиальной астмы состоит в достижении длительной ремиссии.

 

Период ремиссии необходимо использовать для повышения физической активности детей, тренировать их мускулатуру, вовлекать в занятия спортом, закаливать, повышать адаптационные возможности сердечно-сосудистой системы, дыхания, функции надпочечников и т.п.

 

Некоторые из них появляются сразу (очень быстро), как только начинается приступ затрудненного дыхания.

 

Другие - такие как чихание, зуд в глазах, першение в горле - могут появиться задолго до того, как начнется приступ затрудненного дыхания.

 

Необходимо обращать внимание на ранние предупреждающие признаки астмы:

 

- кашель,

 

- чувство стеснения в груди,

 

- усталость,

 

- першение в горле,

 

- слезящиеся глаза,

 

- жар,

 

- сухость во рту,

 

- холодная и влажная кожа,

 

- изменение цвета лица,

 

- боль в горле,

 

- учащение сердцебиений,

 

- подергивание подбородка;

 

- эмоциональные - ощущение пустоты, безразличия, плаксивость, нервозность, раздражительность, беспокойство и др.

 

При появлении симптомов астмы необходимо:

 

1. Стараться понять, что вызывает затруднение дыхания:

 

на улице - это может быть пыльца растений,

 

при беге - физическая нагрузка,

 

в доме - табачный дым, домашняя пыль,

 

эмоции (огорчение, смех, бурные игры и т.д.),

 

если приступ начинается сразу после еды, пищевые продукты (орехи, рыба, шоколад);

 

2. Устранить причину, вызвавшую астму:

 

уйти из того места, где возникало затруднение дыхания (лес, поляна, квартира друзей и т.п.),

 

при физической нагрузке - прекратить упражнения и расслабиться, сделать дыхательное упражнение,

 

реакция на табачный дым - уйти в другую комнату, закрыть дверь, проветрить помещение,

 

при эмоциональном напряжении - попытаться успокоится, расслабиться, сделать дыхательные упражнения,

 

при пищевой аллергии - избегать продуктов, вызывающих аллергическую реакцию принять антигистаминный препарат.

 

3. Во время приступа необходимо:

 

Принять удобную позу и постараться расслабиться. Умение расслаблять мышцы всего тела в момент затрудненного дыхания требует предварительных тренировок во внеприступные периоды, как и умение пользоваться диафрагмальным дыханием.

 

Уметь сдерживать во время приступа желание дышать часто, чтобы не усугублять одышку. Дыхание должно быть по возможности редким и равномерным.

 

Расстегнуть одежду, обеспечить доступ свежего воздуха в помещение. При нетяжелом приступе этих мероприятий часто бывает достаточно для улучшения состояния, если приступ не купируется.

 

Сделать 1-2 ингаляции лекарственного препарата, расширяющего бронхи. Больные бронхиальной астмой должны иметь при себе препараты, снимающие приступы удушья.

 

Пить воду маленькими частыми глотками.

 

Выполнить несколько дыхательных упражнений (диафрагмальное дыхание).

 

Ребенок должен помнить о том, что во время приступа нужно:

 

сохранять спокойствие

 

подождать, чтобы подействовало лекарство

 

контролировать свое самочувствие, по нарастанию или исчезновению симптомов

 

постараться думать о чем-нибудь другом: при этом симптомы могут исчезнуть.

 

4. Если в течение 15-20 минут самочувствие не улучшается и симптомы нарастают, то необходимо попросить кого-либо о помощи:

 

в школе, учителя или школьную медсестру,

 

дома родителей.

 

5. Если симптомы сохраняются или нарастают, вызови врача:

 

объясни свои симптомы,

 

скажи доктору, что, по твоему мнению, вызвало появление симптомов,

 

скажи доктору, какое ты принял лекарство,

 

расскажи, что еще ты пытался сделать, чтобы снять симптомы,

 

тщательно следуй указаниям врача. Если он считает, что необходимо отправиться в палату неотложной помощи, в больницу - соглашайся.

 

Тяжесть обострения бронхиальной астмы может быть различной - от легких симптомов до опасного для жизни состояния.

 

Ухудшение обычно развивается в течение нескольких часов или дней, однако, иногда - в течение нескольких минут.

 

Улучшение состояния после обострения бронхиальной астмы может происходить постепенно; может пройти несколько дней прежде, чем легочная функция восстановится до нормального уровня.

 

Даже при регулярном и правильном лечении существует опасность возникновения приступа удушья, который может быть спровоцирован самыми различными обстоятельствами и возникнуть в любых условиях. Поэтому важно знать, как себя вести во время приступа бронхиальной астмы.

 

Что делать при приступе удушья

 

Все совместно повторяют симптомы обострения бронхиальной астмы, приступа удушья (симптомы красной зоны). Обсуждаются причины, которые могут привести к обострению заболевания (воздействие триггеров бронхиальной астмы, недостаточное медикаментозное лечение, невыполнение назначений врача и т.д.).

 

Дети повторяют дыхательные упражнения, которые могут облегчить затрудненное дыхание при обострении бронхиальной астмы.

 

Повторяются названия лекарственных препаратов “Неотложной помощи” и правила применения дозирующих ингаляторов.

 

Сигналы к тому, что пора обратиться за медицинской помощью

 

Существует семь сигналов, по которым можно принять решение о необходимости посещения врача или кабинета неотложной помощи. Если налицо хотя бы один из этих признаков, обращайтесь за медицинской помощью.

 

1. Хрипы усиливаются, несмотря на то, что принято бронхорасширяющее лекарство и прошло время, чтобы оно начало действовать. Для ингаляционных препаратов - 15-20 минут, для эуфиллина 1-1,5 часа.

 

2. Дыхание учащается, несмотря на то, что лекарство должно было подействовать.

 

3. Признаки тяжелого дыхания:

 

грудь и шея втянуты;

 

напряженное дыхание;

 

4. Трудно ходить или говорить.

 

5. Вы прекращаете играть и не можете вновь чем-нибудь заняться.

 

6. Губы и ногти синие. Если есть этот признак, немедленно обратитесь к врачу или в кабинет неотложной помощи.

 

7. Снижена пиковая скорость выдоха ниже 50% от нормальных или лучших показателей.

 

Пять шагов, которые следует предпринять в случае приступа астмы

 

1. Определить, что вызывает затрудненное дыхание.

 

2. Устраниться от контакта с вызывающим затрудненное дыхание веществом (ситуацией).

 

3. Предпринять действия, чтобы облегчить состояние - принять лекарство, расслабиться, применить диафрагмальное дыхание.

 

4. Если не наступает улучшения, попросить о помощи.

 

5. Если ничего не помогает, известить врача.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.