Независимость местного самоуправления — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Независимость местного самоуправления

2018-01-28 149
Независимость местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

- государственные органы не вмешиваются в компетенцию общины.

- мсу – самостоятельное управление делами общины.

- органы мсу – не относятся к государственным органам.

- государственные органы контролируют только превышение пределов компетенции общины.

Государственное управление местными делами

- органы местного самоуправления являются, по существу, органами государственного управления, и их компетенция создается и регулируется государством

- самоуправление - часть общего государственного управления, особая организация государственной власти на местах, основанная на выборных началах

- учреждения самоуправления обязательно должны действовать и в общественных, и в государственных интересах.

- выбор предметов деятельности не зависит от самоуправленческих органов, а определяется государством

- местное самоуправление сочетает в себе: публичную власть, сформированную населением определенной территории; элемент государственного устройства (мсу важнейшая составная часть системы реализации государственной политики); институт гражданского общества.

 

Дуализм местного управления

- местные дела объединены с государственными делами

- двойственная природа предметов ведения: мсу самостоятельно решает вопросы местного значения и осуществляет значительный объем переданных гос. полномочий

- т.о. местные органы включаются в государственный механизм, не теряя при этом самостоятельности.

 

11. Понятие, признаки государственной власти. Легитимность государственной власти: понятие, виды.

Государственная власть — это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение.

Истории известны различные пути происхождения государственной власти:

а) аристократический, когда власть вождя, предводителя формировалась с помощью выборов или путем узурпации ограниченным кругом лиц либо одним лицом;

б) плутократический, когда закреплялись привилегии экономически господствующей социальной группы, слоя или класса.

Характер государственной власти:

· публично-политический, имеющий материальную основу (казенные имущества, другие источники доходов, налоги);

· поддержанный силой и авторитетом права (через нормативно-правовые акты, юридические механизмы власть проводит государственные веления, делает их общеобязательными);

· суверенный, т.е. отделенный от иных видов власти (как внутри страны (партийной, религиозной), так и вне ее пределов — от других государств);

· легитимный, т.е. юридически обоснованный и признанный. Власть должна иметь социальное и юридическое основание для того, чтобы выступать в качестве публичной. Этими основаниями могут быть исторически складывающиеся традиции, доверие населения, международно-правовое признание и др.

Средствами осуществления государственной власти выступают институты государства. Среди них выделяются:

·институты народного представительства: парламентаризм, всеобщие выборы, муниципальное самоуправление, президентство (если избирается всенародным голосованием);

·институты управления: правительство, правительственные учреждения, «силовые ведомства»;

·институты правосудия: права и свободы человека и гражданина, равенство всех перед законом; государственные гарантии обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Способы осуществления государственной власти:

Правовое регулирование — это способ упорядочения общественных отношений путем приведения их в соответствие с нормами права.

Например: Реализацию данного способа можно проследить применительно к деятельности общественных формирований. Правовое регулирование включает ряд этапов:

·определение круга субъектов – участников правоотношений, наделение их свойством правосубъектности. Для этого все общественные формирования должны быть в установленном порядке зарегистрированы, их программы и уставы не должны противоречить законодательству страны.

·Установление границ поведения субъектов, т.е. общественные формирования должны действовать в рамках законов государства.

·Определение порядка ликвидации общественного формирования за нарушение установленных правил.

Государственный контроль — это способ осуществления государственной власти, обеспечивающий соблюдение нормативных актов.

Например: Применительно к деятельности общественных формирований государственный контроль состоит из ряда этапов:

·проверки соответствия программы (устава) общественного формирования, его деятельности законодательству страны;

· выработки на этой основе определенного решения;

· доведения этого решения до исполнительных органов государства и общественного формирования.

 

Конкретными формами государственного контроля являются:

· отказ в регистрации общественного формирования, программа (устав) которого противоречит требованиям конституции, законам государства;

·предупреждение общественного формирования о несоответствии его деятельности законодательству;

· привлечение к юридической ответственности лидеров, членов общественного формирования за нарушение установленных правил;

·приостановление деятельности общественного формирования до принятия решения;

·ликвидация общественного формирования как организации, имеющей целью насильственное изменение конституционного строя и целостности государства, подрыв его безопасности, разжигание социальной, национальной или религиозной розни.

Утрата государственного контроля (недееспособность государственной власти, правовой нигилизм, разгул преступности и др.) грозит социальными бедствиями, незащищенностью личности. Однако всеобщий контроль приводит к апатии граждан, к потере правовым регулированием своей роли.

Любой антидемократический режим стремится к максимальному расширению сферы своего влияния на общество. Сохраняя универсальность контроля, антидемократический режим использует разнообразные методы, в том числе и репрессии.

При демократическом режиме государственный контроль — это контроль строго определенных органов государства за соблюдением всеми субъектами права действующего законодательства. В демократическом государстве человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом (ст. 29, п. 2 Всеобщей декларации прав человека).

Легитимность власти -

в широком смысле – это принятие власти населением страны, признание ее права управлять, готовность ей подчиниться.

в узком смысле – это власть законная, образованная в соответствии с процедурой, предусмотренной правовыми нормами.

Обычно различают три типа легитимности:

· традиционный;

· харизматический (харизма — священный дар);

· рациональный, демократический.

В традиционной легитимности выделяют геронтологическую (власть старейших), патриархальную (власть вождя племени), патримониальную (власть монарха).

Харизматическая легитимность основывается на личной преданности людей вождю, пророку, убежденных в их необычном даре. Такая власть иногда подкреплена законом, а чаще не имеет такого фундамента.

Рациональная легитимность базируется на демократических процедурах власти, когда соблюдаются права человека, царствуют закон и правопорядок. Выделяются четыре разновидности современной рациональной легитимности:

·плюралистическая демократия, признаваемая большинством граждан легитимной;

·авторитарно-бюрократический режим, при котором основные права и свободы человека соблюдаются и защищаются лишь частично;

·тоталитарные режимы, уже не поддерживаемые большинством населения;

·режимы, где не существует ни признания, ни неприятия тех, кому принадлежит власть.

 

Источники легитимности власти:

·идеологические принципы и убеждение граждан в справедливости и прогрессивности государственной власти;

·доверие к традиционной и устоявшейся власти;

·доверие к власти благодаря положительной оценке личных качеств руководителей;

· политическое (или государственное) принуждение. Бессильная власть никого не устраивает.

 

В России в последнее время можно говорить о делегитимации государственной власти, так как:

·подорвано уважение к власти;

·идет процесс коррумпированности чиновничества, криминализации общества;

·нарушается баланс между российскими и западными ценностями;

·неэффективна социально-экономическая политика властей;

·отсутствует соблюдение правовых норм, регламентирующих организацию и деятельность государственных органов;

12. Функции государства: понятие, виды.

Функции государства — это основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение государства в обществе.

Функции государства

- устанавливаются в зависимости от главных задач, стоящих перед государством, и представляют собой средство реализации этих задач.

- осуществляющиеся специально уполномоченными на то органами либо их структурными подразделениями, отличаются от видов государственной деятельности.

- осуществляются в определенных формах и особыми методами, присущими государственной власти.

Существуют различные основания для деления функций государства: по продолжительности действия; по направленности действия; по объектам воздействия.

По продолжительности действия они подразделяются на постоянные и временные. Постоянные присущи государству на всех этапах его существования; временные характеризуются непродолжительностью существования.

По направленности действия различаются внутренние и внешние функции государства.

Классификация внутренних функций проводится по сферам государственной деятельности: экономическая, социальная, финансового контроля, охраны правопорядка, экологическая.

·э кономическая функция — это выработка стратегии и тактики развития страны в оптимальном режиме. Кроме того, эта функция проявляется в установлении налогов, выдаче инвестиций, установлении льгот, выработке программ экономического развития и т.п.;

· социальная функция направлена на создание нормальных условий жизни для всех членов общества вне зависимости от их участия в производстве материальных благ, а также от возраста, пола, здоровья и т.п. путем минимального уровня оплаты труда, пенсий, стипендий, выделения средств на здравоохранение, отдых, просвещение и т.д.;

· функция финансового контроля выражается в выявлении и учете государством доходов производителей. Кризисные явления в экономике РФ ставят перед государством вопросы полноценного финансового контроля, укрепления курса рубля и др.;

· правоохранительная функция связана с обеспечением точного и полного выполнения положений законодательства всеми гражданами, организациями, государственными органами;

· экологическая функция — это деятельность государства по обузданию безудержной эксплуатации природы с помощью своих установлений (природоохранительное законодательство, программы по охране окружающей среды и др.).

Внешние функции государства — основные направления его деятельности на международной арене. К числу внешних функций относятся:

· функция обороны. Для России важность этой функции определяется не только в связи с международными событиями, но и внутренними катаклизмами — этническим сепаратизмом в первую очередь;

· поддержка мирового порядка заключается в политическом сотрудничестве государств для исключения глобальных вооруженных конфликтов. Деятельность государств в этой сфере координируют ООН, ее органы, а также международные универсальные и региональные организации;

· внешнеэкономическая функция связана с развитием взаимовыгодного сотрудничества государств, проявляющегося в разделении труда, специализации и кооперировании производства, развитии кредитно-финансовых связей и др.;

· сотрудничество государств в решении глобальных проблем современности (готовность к чрезвычайным ситуациям, снижение последствий катастроф и др.).

По объектам воздействия выделяют следующие функции:

· экономическая (обеспечение функционирования и развития экономики с помощью охраны различных форм собственности, организации внешнеэкономических связей и др.);

· политическая (осуществление государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета государства и др.);

· социальная (охрана прав и свобод населения, поддержание необходимого уровня жизни, обеспечение необходимых условий труда, его оплаты, быта и др.);

· идеологическая (поддержка определенной идеологии, организация и обеспечение духовного возрождения страны и др.).

 

Современному Российскому государству присущи следующие внутренние функции:

а) обеспечение народовластия:

· реализация волеизъявления народа в законодательстве;

· обеспечение государственного суверенитета;

· официальное представительство всего общества;

· защита конституционного строя;

б) э кономическая:

· выработка экономической доктрины;

· управление государственной собственностью;

· установление правовых основ рынка и ценовой политики;

· регулирование внешнеэкономических отношений государства;

в) с оциальная:

· обеспечение общественного благополучия;

· создание равных возможностей для всех граждан;

· поддержание образования, науки, культуры, здравоохранения и т.п.;

г) э кологическая:

· обеспечение экологической безопасности населения;

· способствование экологическому благополучию страны;

д) налогообложение и взимание налогов;

е) защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка.

Внешние функции:

а) интеграция в мировую экономику;

б) внешнеэкономическое партнерство и поддержка иностранных инвестиций;

в) оборона страны, базирующаяся на поддержании достаточного уровня обороноспособности. Вооруженные силы предназначаются как для защиты независимости и территориальной целостности государства, так и для выполнения международных обязательств;

г) поддержка мирового порядка. Международные конфликты сопровождаются нарушением прав человека;

д) сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем. Его фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, которые затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом и требуют международного реагирования.

Обычно выделяют несколько групп глобальных проблем: международного сотрудничества и упрочения мира; обеспечения прав и свобод человека; национальной и международной безопасности; экологические; демографические; проблемы научно-технической революции и использования ее результатов для преодоления отсталости; проблемы международного сотрудничества в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

 

13. Механизм государства и государственный аппарат.

 

Традиционно понятия «механизм государства» и «государственный аппарат» употребляются как синонимы. В последнее время понятие «механизм государства» трактуется шире. В механизм государства наряду с государственным аппаратом включаются и некоторые формы непосредственной демократии (референдумы, выборы и т.п.), т.е. формы реализации государственной власти непосредственно населением.

Механизм государства — это совокупность всех организационных форм, посредством которых реализуется государственная власть, осуществляются функции государства.

Структура механизма государства:

1) институты непосредственной демократии (референдум, выборы и т.д.)

2) государственный аппарат

Государственный аппарат – это специально созданная постоянно действующая иерархическая система государственных органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства.

Признаки государственного аппарата:

- действует на основе законодательства.

- действует на принципах субординации и координации деятельности.

- первичными элементами являются государственные органы и учреждения

- для обеспечения государственно-властных полномочий существуют органы принуждения.

- посредством государственного аппарата осуществляются функции государства.

 

3) государственные организации – предприятия, учреждения, способствующие осуществлению функций государства.

Н.: Федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».

 

Структура государственного аппарата:

·государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих властных функций;

·государственные учреждения, предприятия, организации, которые не обладают властными полномочиями (за искл. их администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры и т.д.;

·государственные служащие, специально занимающиеся управлением;

·организационные и финансовые средства, а также принудительная сила, необходимая для обеспечения деятельности государственного аппарата.

 

Формы деятельности:

· непосредственно управленческие (не имеют юридического характера, а состоят в выработке научных рекомендаций, передачи опыта и т.д.);

· правовые, вызывающие государственно-обязательные последствия;

· правотворческие, направленные на подготовку проектов нормативных актов, их принятие, издание и др.;

· правоохранительные, обеспечивающие надзор и контроль за соблюдением законов, привлечение виновных к юридической ответственности, рассмотрение юридических дел в судах, проведение в жизнь карательных и правовосстановительных мер.

 

Принципы деятельности:

· приоритетность прав и свобод человека и гражданина, предполагающая обязанность государственных служащих признавать, соблюдать и защищать их;

· демократизм, выражающийся в первую очередь в широком участии граждан в формировании и организации деятельности государственных органов;

· принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную), способствующий созданию механизмов, исключающих произвол со стороны властных органов и должностных лиц;

· законность, означающая обязательность соблюдения всеми государственными служащими Конституции, законов и подзаконных актов;

· гласность, обеспечивающая информированность субъектов права о практической деятельности конкретных государственных органов;

· принцип федерализма, выражающий единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации;

· профессионализм, создающий благоприятные условия для использования наиболее квалифицированных работников в деятельности государственного аппарата, гарантирующий высокий уровень решения основных вопросов государственной жизни в интересах населения страны.

 

 

14. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

 

Орган государства — это звено государственного аппарата, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное властными полномочиями.

Признаки органа государства:

· самостоятельность как структурного элемента государственного механизма;

· создание и функционирование в установленном порядке (на основе правовых актов и соответствующим образом — выборы, назначения, формирование);

· выполнение только ему свойственных задач и функций;

· наличие в этой связи властных полномочий;

· наличие организационной структуры, кадрового состава;

· наличие имущества, финансовых средств из бюджета.

Государственные органы разнообразны, они осуществляют различные функции и поэтому подразделяются на виды:

по принципу разделения властей - законодательные, исполнительные и судебные;

Законодательные органы состоят из выборных должностных лиц – депутатов, основная функция - принятие законов.

Исполнительно-распорядительные органы государственной власти включают в себя исполнительную деятельность (осуществление тех решений, которые приняты представительными органами) и распорядительную деятельность (осуществление управления путем издания подзаконных актов и выполнения организаторских действий).

Органы судебной власти осуществляют в первую очередь юрисдикционную функцию (субъективную и объективную).

Субъективная юрисдикция реализуется посредством официального признания судебным органом наличия у того или иного субъекта субъективного права и присуждения ему всего того, что с этим правом связано.

Объективная юрисдикция отвечает в решении судебного органа на вопрос — нарушено или нет право. Объективная юрисдикция осуществляется как юрисдикция репрессивная, восстановительная и отменительная.

- репрессивная юрисдикция осуществляется в таком решении судебного органа, которое констатирует нарушение каким-то деянием нормативного акта и устанавливает за это определенные штрафные санкции.

- с восстановительной юрисдикцией сталкиваются тогда, когда судебное решение устанавливает на основе права обязанность возмещения ущерба, хотя и не усматривает при этом правонарушения.

- с отменительной юрисдикцией имеют дело в тех случаях, если суд отменяет противоправный юридический акт.

по объему властных полномочий — высшие и местные;

по способу формирования - выборные и назначаемые

по срокам полномочий — на постоянные и временные;

по особенностям и порядку принятия решений - коллегиальные и единоначальные;

по правовым формам деятельности — на правотворческие, правоприменительные и правоохранительные;

по широте компетенции — на органы общей и специальной компетенции.

(Например: Правительство РФ и Министерство финансов РФ)

по форме реализации государственной деятельности — на представительные, исполнительно-распорядительные, судебные, прокурорские, иные контрольно-надзорные органы;

 

15. Ветви государственной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».

 

Разделения властей – это принцип, по которому законодательные, исполнительные и судебные органы функционируют относительно независимо друг от друга, без вмешательства и при строгом разграничении законом их полномочий.

Разделение властей, их функционирование, взаимодействие законодательно закреплено. Н.: статья 10 КРФ

 

Разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти обосновывается:

·необходимостью осуществлять такие три функции, как принятие законов, их исполнение и осуществление правосудия;

·обеспечением, сохранением демократии от чрезмерной концентрации, монополизации власти одним человеком, одним государственным органом;

·возможностью контроля за деятельностью ветвей власти, сдерживающих и уравновешивающих одна другую.

 

Механизм государства, основывающийся на разделении властей, отличается следующими характеристиками:

·единая суверенная власть принадлежит народу;

·отсутствует орган, концентрирующий всю полноту государственной власти;

· относительная независимость ветвей государственной власти и реализующих ее государственных органов;

·система «сдержек и противовесов» ограничивает власть каждого органа государства и препятствует ее сосредоточению в рамках какой-либо ветви власти в ущерб другим ветвям. Элементами такой системы являются: срочность полномочий должностных лиц; несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; право вето на законопроекты; право роспуска парламента; контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; независимость судейского корпуса и др.

 

В системе разделения властей:

для законодательной власти характерно:

- первичное представительство идет от народа, как единственного источника власти;

- коллегиальность

- распорядительная функция по формированию высших исполнительных и судебных органов

- функция контроля исполнительной власти (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- возможность политической оценки (импичмента) должностных лиц

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

 

для исполнительной власти характерно:

- вторичность, производность

- подзаконность

- может быть единоличной (в президентской республике правительство – советники главы государства) или коллегиальной (в парламентской республике правительство подотчетно парламенту)

- несёт солидарную ответственность за принятые решения

- обладает правом законодательной инициативы

- контролируется законодательной властью (одобрение кандидатуры председателя правительства, вопрос о доверии правительству, ежегодные отчеты правительства)

- контролируется судебной властью с помощью конституционного надзора и судебного контроля

 

для судебной власти характерно:

- только суд отправляет правосудие

- независимость и подчинение только закону

- обладает правом законодательной инициативы

- является арбитром в спорах о компетенции между органами власти

- осуществляет контроль за законодательной и исполнительной властью посредством конституционного надзора и судебного контроля.

 

В РФ принцип разделения властей закреплен в действующей КРФ. На практике многие готовы признать отдельное существование каждой из властей, но никак не их равенство, самостоятельность и независимость, что отчасти объясняется российскими традициями: самодержавия, единовластия. Специфика нынешней российской системы разделения властей проявляется и в особенностях положения Президента РФ в системе органов государства, что характерно для смешанных (президентско-парламент­ских) форм правления. Президент РФ, являясь главой государства, обеспечивает взаимодействие всех ветвей власти.

 

ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ по дисциплине «Теория государства и права» Специальность 030501.65 «Юриспруденция»

1. Понятие, предмет, методы, функции науки теории государства и права, место в системе общественных и юридических наук.

2. Соотношение государства и права.

3. Основные теории происхождения государства.

4. Правовое государство и гражданское общество.

5. Понятие, основные признаки государства.

6. Понятие типологии государства и типа государства. Общая хар-ка основных типов государства (восточного, рабовладельческого, феодального, буржуазного).

7. Форма правления: понятие, виды.

8. Форма государственного устройства: понятие, виды.

9. Политический режим: понятие, виды.

10. Государство и иные организации, входящие в политическую систему общества.

11. Понятие, признаки гос-ной власти. Легитимность государственной власти: понятие, виды.

12. Функции государства: понятие, виды.

13. Механизм государства и государственный аппарат.

14. Органы государства: понятие, признаки, классификация.

15. Ветви гос-ной власти: соотношение, взаимодействие, система «сдержек и противовесов».

16. Основные концепции понимания сущности права (теологическая, теория естественного права, юридический позитивизм, нормативизм)

17. Основные концепции понимания сущности права (психологическая теория права, марксистская теория права, социологическая школа права).

18. Понятие, признаки, функции права.

19. Принципы права понятие, виды.

20. Понятие, предмет, методы правового регулирования.

21. Механизм правового регулирования.

22. Понятие, признаки, логичскя структура нормы права. Соотношение нормы права и статьи н п а.

23. Форма (источник) права: понятие, виды.

24. Нормативный правовой акт как источник права: понятие, признаки, виды.

25. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.

26. Система права: понятие, элементы.

27. Правовые отношения: понятие, признаки, виды.

28. Состав (элементы) правоотношений.

29. Юридические факты: понятие, классификация.

30. Законотворчество: понятие, стадии.

31. Систематизация источников права: понятие, виды.

32. Реализация права: понятие, формы, методы.

33. Применения права: понятие, признаки, стадии процесса применения норм права.

34. Акты применя норм права: поняте, признки, виды. Отличе актов примненя норм права от н-п а.

35. Толкование норм нрава: понятие, способы, виды.

36. Правомерное поведение: понятие, виды.

37. Правонарушение: понятие, признаки, виды, состав.

38. Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, основания, виды.

39. Правосознание: понятие, структура и виды. Правовой нигилизм. Правовой идеализм.

40. Правовой статус личности: понятие, виды.


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.171 с.