Технологии эффективной профилактики — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Технологии эффективной профилактики

2018-01-28 243
Технологии эффективной профилактики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Первичная профилактика формирования патологического пристрастия к азартным играм предусматривает поэтапную реализацию следующих технологий:

- диагностику уровней психологического здоровья-устойчивости к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии;

- дифференциацию основных фокус-групп:

1) группа лиц с высоким и средним уровнем психологического здоровья-устойчивости;

2) группа лиц с низким уровнем психологического здоровья - устойчивости;

3) группа лиц с признаками формирования патологического пристрастия к азартным играм.

Целевой группой этапа первично-профилактической аддиктологической помощи, оказываемой по профилю игромании, является вторая и третья фокус-группы с низким уровнем устойчивости и начальными признаками формирования патологического пристрастия к азартным играм.

Далее, в ходе работы с идентифицированной целевой группой реализуют следующие технологии:

- специальные тренинги по форсированному развитию свойств психологического здоровья-устойчивости к вовлечению в игроманию;

- аддиктологическое консультирование (для группы лиц с начальными проявлениями патологического пристрастия к азартным играм);

- семейное консультирование в рамках программы «Семья и школа вместе» (FAST);

- экспресс-психотерапевтические технологии (для группы с начальными проявлениями патологического пристрастия к азартным играм).

Ниже приводится краткое описание каждой из используемых на этапе первичной профилактической аддиктологической помощи технологий.

 

Диагностические технологии

1. Компьютерная программа по определению уровня психологического здоровья-устойчивости к вовлечению в деструктивные социальные эпидемии (в том числе – игроманию, интернет-зависимость) представляет собой программный продукт, созданный на основе способа (алгоритма) оценки степени устойчивости, и, соответственно, предрасположенности к формированию химической, деструктивной психологической зависимости для школьников в возрасте 9-11 лет, 12-13 лет, подростков от 14 до 18 лет и взрослых лиц 19-32 лет.

Данная программа позволяет:

- оперативно определить степень риска вовлечения в деструктивные социальные эпидемии для отдельно обследуемого или отдельной группы (ярко выраженный риск; наличие риска; низкий уровень риска);

- с минимальными временными затратами получить развёрнутый отчёт о состоянии психологического здоровья-устойчивости испытуемого лица, а также о наличии в его статусе биологических и социальных предпосылок к вовлечению в химическую, психологическую зависимость;

- тестировать респондента многократно, отслеживая результаты и эффективность профилактических вмешательств в динамике;

- тестировать многочисленные группы людей, анализируя соотношение устойчивости-предрасположенности к вовлечению в социальные эпидемии отдельно взятого класса школы, студенческой группы, всего коллектива учащихся и т.д.

Данная программа снабжена подробными инструкциями на каждом этапе работы, позволяет хранить результаты испытуемых лиц, создавать базы данных, которые могут использоваться с исследовательскими целями. Возможна работа в анонимном режиме с сохранением данных под специальной учетной записью анонимного испытуемого.

2. Шкала ложных пари (Нил и соавт., 2005, в адаптации А.А. Карпова, В.В. Козлова)

Настоящая экспресс-методика предназначена для диагностики различий между проблемными и обычными игроками. Шкала состоит только из двух пунктов – вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Данную методику целесообразно применять для идентификации фокус-группы 3 (составной части общей целевой группы этапа первично-профилактической аддиктологической помощи). Выявленные проблемные игроки проходят дополнительное обследование, и в случае подтверждения диагноза направляются на следующие этапы аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

3. Восьмипунктный опросник Сэлливана (1999) в адаптации А.А. Карпова, В.В. Козлова

Данный инструмент также предназначен для быстрой диагностики проблем, связанных с игрой, если официальный диагноз игровой зависимости не требуется. Опросник позволяет дифференцировать группы нормальных игроков, лиц с начальными признаками игромании и проблемных игроков. Последних рекомендуется переводить на следующий этап аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

4. Массачусетский опросник увлечения азартными играми (MAGS), разработан Шаффером, Ла Бриером, Скапланом, Каммингсом в 1994 г. Используется в адаптации А.А.Карпова, В.В.Козлова, содержит 26 вопросов и 2 шкалы.

Методика позволяет дифференцировать подростковые увлечения азартными играми – 1) непатологические игроки; 2) склонные к зависимости; 3) патологические игроки. Последним рекомендуется прохождение следующего этапа аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

5. Канадский подростковый опросник (CAGI), разработан в 2005 г. авторами Виби, Уинном, Стингфилдом, Тремблей. Используется в адаптации в адаптации А.А. Карпова, В.В. Козлова.

Методика включает 5 шкал, позволяющих дифференцированно оценить уровни проблемного увлечения азартными играми у подростков. Подросткам с явными признаками патологического пристрастия к азартным играм рекомендуется прохождение следующего этапа аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

6. Вопросы для подростков (в адаптации А.А. Карпова, В.В. Козлова)

Методика предназначена для тех семей, где родители обеспокоены состоянием ребенка (подростка) в плане его увлечения азартными играми. Подростку предлагается четно ответить на 15 вопросов и далее совместно решить, какие действия необходимы для исправления ситуации. Ответы должны быть честными, искренними, в условиях отсутствия агрессивного давления со стороны родителей.

Методика позволяет дифференцированно оценить уровни увлечения азартными играми у детей старшего возраста и подростков. Проблемным игрокам с явными признаками патологического пристрастия к азартным играм рекомендуется прохождение следующего этапа аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

7. Вопросы семье и друзьям игрока (Берман Л., Сигл М.Э., 1998, в адаптации А.А. Карпова, В.В. Козлова)

Данная методика позволяет определить есть ли в семье проблемный игрок. Методика позволяет в первом приближении дифференцировать уровни вовлечения в игроманию (повышенное увлечение – проблемный игрок). В последнем случае члену семьи с признаками патологического пристрастия к азартным играм рекомендуется прохождение следующих этапов аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

8. Живете ли вы с зависимым игроком (модифицированный вариант А.А. Карпова, В.В. Козлова)

Методика содержит 20 вопросов, разработанных Обществом анонимных игроков, и предназначена для обеспокоенных состоянием своих родных и близких членов семьи. В результате существует возможность дифференцированного определения уровней вовлечения в игроманию члена семьи, поведение которого вызывает беспокойство (наличие незначительных проблем, вязанных с игрой – пограничное положение между социальным и проблемным игроком – проблемный игрок). В последнем случае рекомендуется обращение к специалисту и прохождение следующих этапов аддиктологической помощи (подробное описание данной методики см. в приложении).

С целью получения более объёмной и достоверной информации целесообразно проведение двойного тестирования: испытуемого, чьё поведение вызывает беспокойство, и членов его семьи с использованием соответствующих методик. В случае совпадения результатов имеется существенно больше оснований для определения принадлежности респондента к одной из фокус-групп, представляющих целевую группу этапа первично-профилактической аддиктологической помощи.

 

Тренинговые технологии

Стратегия использования тренинговых технологий на этапе первично-профилактической аддиктологической помощи основана на идеологии функциональной концепции психологического здоровья - устойчивости к вовлечению в социальные эпидемии (включая пристрастие к азартным играм и интернет-зависимость), а также на диагностических возможностях компьютерной программы по определению уровней психологического здоровья-устойчивости в 4-х возрастных группах населения. Благодаря этим двум инструментам возможно точное определение дефицитарных мишеней для последующего адресного использования тренинговых технологий. Сотрудниками РНПЦ МСПН (Аманова Ж.Ш., Байкенов Е.Б., Бикетова Л.А., Юсопов О.Г.) была проведена существенная аналитическая и экспериментальная работа по отбору именно тех тренинговых технологий, которые эффективно развивают свойства психологического здоровья-устойчивости в различных возрастных группах. В рамках данного методического руководства, в силу значительного объёма материала, мы сможем лишь обозначить специфику каждой группы рекомендуемых тренингов и указать доступные источники, где данные технологии описаны более подробно.

По общему параметру «Базовые приобретения», в случае выявления дефицитарности, представляющей данный параметр психологических свойств, рекомендуются следующие тренинговые технологии.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.018 с.