Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья

2018-01-14 1234
Значение игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

«Большое значение игры в развитии личности ребенка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребенка, его сознание на новую ступень развития. Ребенок в игре сознает свое «я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

Игра, следовательно, является школой такой деятельности, в которой необходимость выступает не как внешняя, навязанная извне, а как желанная… Она является прототипом будущей серьезной деятельности...»

(Д.Б. Эльконин)

В настоящее время появилось целое направление в педагогической науке - игровая педагогика, которая рассматривает игру как ведущий метод воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возрастов. Согласно этой концепции, опора на игровую деятельность, игровые формы, приемы – это важнейший путь включения детей в учебную работу, способ обеспечения эмоционального отклика на воспитательные воздействия и нормальных условий жизнедеятельности.

Роль игры в воспитании и обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) очевидна, так как с ее помощью можно успешно корректировать, улучшать, развивать важнейшие психические свойства, а также личностные качества ребенка (ответственность, активность, творчество, самостоятельность и др.), физические и творческие способности.

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника (Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, Н.А. Короткова, А.Н. Леонтьев, Т.А. Маркова, Н.Я. Михайленко, Д.В. Менджирицкая, С.Л. Рубинштейн, А.П. Усова, С.А. Шмаков). Ей присущи черты любой деятельности: наличие цели, планируемых действий и результата. Ведущее положение игры в жизни дошкольника определяется не количеством времени, которое ей посвящается, а тем, что она удовлетворяет его потребности в общении, стремлении к самостоятельности, активному участию в жизни взрослых, познании окружающего мира, активных движениях. Игра вызывает качественные изменения в психике ребенка и способствует их творческому развитию в дошкольном возрасте.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выде­ляются) другие виды деятельности, среди которых труд и учение. По мере развития игры ребенок овладевает компонентами, присущи­ми любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в дру­гие виды деятельности, прежде всего, в трудовую.

А. С. Макаренко считал, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли, радость творчества, культура деятельности. Кроме того, по словам А. С. Макаренко, игра готовит детей к тем нервно-психи­ческим затратам, которые требует труд. Это значит, что в игре вырабатывается произвольность поведения. В силу необходимости выполнять правила, дети становятся орга­низованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что об­легчает формирование прочных навыков трудовой дея­тельности.

Являясь ведущей деятельностью, игра в наибольшей сте­пени способствует формированию новообразований у ребенка, его психических процессов, в том числе воображения. К. Д. Ушинский од­ним из первых связал развитие игры с особенностями детского воображения. Он об­ратил внимание на воспитательную ценность образов во­ображения. Ребенок искренне верит в них, поэтому, играя, испытывает сильные неподдельные чувства. В игре воображение проявляется и раз­вивается при определении замысла, развертывании сюжета, разыгрывании роли, замещении предметов. Воображение помогает ребенку принять условность игры, действовать в мнимой ситуации. Но ребенок видит грань между вообра­жаемым в игре и реальностью, поэтому прибегает к словам «понарошку», «как будто», «по правде так не бывает».

Игра выполняет следующие функции:

1) общевоспитательную – усвоение норм и правил поведения, воспитание нравственных и волевых качеств, способности к сопереживанию, оказанию помощи, к коллективизму и дружбе.

2) познавательную – все сведения об окружающем ребенок получает через игры, познание социальных ролей.

3) развивающую – осуществляется умственное и физическое развитие детей.

4) развитие речи. В этом направлении большое влияние оказывают игры-инсценировки, хоровые игры с пением, которые совершенствуют выразительность речи и соотнесение двигательных функций и дыхания.

Развитие игровой деятельности в онтогенезе проходит ряд этапов. Ребёнок начинает играть с 1 месяца жизни. Первым видом игр являются манипулятивные, основными формами деятельности в которых являются толкание, захват, отслеживание и узнавание (комплекс оживления). Игры – манипуляции формируются к 8 месяцам. Стимулом к развитию этого вида игр является предъявление ярких, больших игрушек.

С 2 – 3 лет появляются игры с предметами, в которых ребёнок осваивает игрушки, предметы-орудия. Предметная игра проходит ряд периодов в своём развитии:

- совместная игра со взрослыми;

- самостоятельный перенос выученных действий на другие предметы;

- изобразительная игра (перенос показанных взрослым действий с игрушками или те действия, которые он научился выполнять с настоящими вещами, на другие предметы);

- символическая игра (использование предметов-заместителей, действия выполняются в абстрактной, символической форме).

К концу 3 года жизни сюжетно-ролевая игра появляется при следующих условиях:

1) Ребёнок должен накопить большое количество впечатлений, ощущений.

2) Ребёнок должен владеть достаточным набором предметно-игровых действий.

3) Наличие расширенного круга общения со взрослыми.

4) Ребенок должен быть зрелым, стремиться к самостоятельной игре.

5) Активное развитие речи.

К 4 – 5 годам происходит дальнейшее усложнение игры: она последовательно усложняется и удлиняется, подчиняясь правилам, которые устанавливают взрослые. На этом этапе важно сохранить у ребёнка во время игры ощущение собственного выбора, предлагая двойственные задания.

К 6 годам ребёнок в полной мере проявляется в игре, прилагает выдумку, инициативу, самостоятельность, а руководство взрослого при этом минимально. Во время игры взрослый должен отмечать достижения и неудачи ребенка.

Таким образом, за годы дошкольного детства детские игры проходят довольно значительный путь развития от предметно-манипулятивных и символических до сюжетно-ролевых игр с правилами. В старшем дошкольном возрасте можно встретить практически все виды игр, которые обнаруживаются у детей до поступления в школу. К 7 – 10 годам ведущей деятельностью становится учебно-игровая, а затем и учебная. В обучении и воспитании детей школьного возраста наибольшее значение начинают выполнять развивающие дидактические игры.

 

 

 

Использование игры в коррекционно-образовательном процессе

В зарубежной и отечественной педагогике выделились основные направления использования игры:

1) игра для всестороннего гармоничного развития личности;

2) узко-дидактическая игра для обучения.

В последние годы появилась тенденция интеллектуализировать игру, т. е. превратить все игры ребенка в дидактические занятия и упражнения, в которых отрабатываются различные мыслительные операции и речевые навыки. Конечно, занятия с ребенком всегда полезны, однако нельзя допускать, чтобы из детства исчезала игра.

Большинство современных детей растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не умеют этого делать и не считают важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольников, а вместе с ней – и детство. Сворачивание игры в дошкольном возрасте весьма печально отражается на общем психическом и личностном развитии детей.

Знаменитому ученому Эрику Берну принадлежат слова: «...весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть». Учителя, воспитатели и родители должны понимать, что ребенку необходимо играть точно так же, как взрослому человеку работать.

Преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребёнок добровольно подчиняется определённым правилам, причём именно выполнение правил доставляет ему максимальное удовольствие. Это делает его поведение осмысленным и осознанным. В связи с этим игра – единственная область деятельности, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, именно в игре развиваются основные психические функции (воображение, мышление, память, внимание, речь), навыки общения, эмоционально-волевая сфера. Поэтому обучающие занятия с дошкольниками лучше всего проводить в игровой форме. Обучение же детей младшего школьного возраста требует применения разнообразных методов, а игра — один из них. Следует отметить, что использование игры дает хорошие результаты только в со­четании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтени­ем и др.

Как форма организации жизни и деятельности детей с ОВЗ игра должна иметь своеопределенное место в распорядке дня и в педагогическом процессе в целом. В режиме дня обязательно должно быть время, когда дети могли бы спокойно развертывать игры, зная, что их не будут отвлекать и торопить. Педагог должен продумать, какие режимные процессы можно облечь в форму игры, чтобы вызвать у детей интерес, повысить их активность, вызвать повышенные эмоции. Воспитательно-образовательные возможности игры возрастают, если она соединена с каким-либо другим видом деятельности. Наиболее целесообразно связывать игру с трудом, изобразительной и конструктивной деятельностями.

Таким образом, педагог, организуя жизнь и деятельность в форме игры, последовательно развивает активность и инициативу детей с нарушениями в развитии, формирует навыки самоорганизации.

Существуют различные подходы к классификации детских игр. Так, по наличию творческого компонента выделяют 2 группы игр:

1 группа – творческие игры;

2 группа – игры с правилами.

Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, понимание окружающего. Игры с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. Играя, дети учатся применять свои знания и умения на прак­тике, пользоваться ими в разных условиях. В творческих играх открывается широкий простор для выдумки, экспериментирова­ния. В играх с правилами требуется мобилизация знаний, само­стоятельный выбор решения поставленной задачи. Творческую игру нельзя подчинить узким дидактическим це­лям, с ее помощью решаются основные воспитательные задачи.

Игры с правилами имеют другое назначение: они дают воз­можность систематических упражнений, необходимых для раз­вития мышления, чувств и речи, произвольного внимания и па­мяти, разнообразных движений. Каждая игра с правилами имеет определенную дидактическую задачу, но, в конечном счете, направлена на решение основных воспитательных задач.

Для всех игр с готовыми правилами характерны следующие особенности:

- наличие игрового замысла (игровая задача+игровые действия = содержание игры);

- действия и отношения участвующих людей регулируются правилами;

- наличие правил и готовое содержание игры позволяет детям самостоятельно организовывать и проводить игры;

- воспитательно-образовательное содержание игры заключено в игровом замысле, действиях, правилах и не является самостоятельной задачей детей.

Среди игр с готовыми правилами большую часть занимают народные игры, которые не теряют своей популярности, передаваясь из поколения в поколение.

Каждая из обозначенных выше групп игр имеет следующие разновидности:

1 группа:

- сюжетно-ролевые;

- строительно-конструктивные;

- игры-драматизации.

2 группа:

- дидактические (игры с предметами или игрушками, словесно-дидактические, настольно-печатные, музыкально-дидактические);

- народные (подвижные и дидактические);

- подвижные;

- игры-развлечения;

- развивающие;

- музыкальные.

Кроме того, в зависимости от сложности содержания и правил игры делятся по возрастным признакам.

Игра определяет дальнейшее психическое и физическое развитие «особого» ребенка. В сюжетно-ролевой игре он учится взаимодействию со сверстниками, самостоятельности. Этот вид игры также способствует развитию речи и воображения ребенка. Использование подвижных игр создает условия для того, чтобы ребенок научился владеть своим телом. Кроме того, «подвижная игра – источник радости, одно из лучших средств общения взрослого с ребенком. Включение в игру различных персонажей развивает детскую фантазию, способствует формированию речи» [18]. Также нельзя недооценивать позитивное влияние музыкальных игр, которые способствуют не только эстетическому воспитанию и развитию творческих способностей детей с ОВЗ, но и помогают формированию речевых и дыхательных, а также двигательных навыков, слухового восприятия и внимания.

Детям ограниченными возможностями здоровья очень полезны игры с водой, песком и другими природными материалами, так как такие действия не только привлекают многих из них, но и развивают тактильные ощущения, способствуют снятию напряжения. Особое значение в коррекционно-воспитательной работе с детьми данной категории имеют дидактические и развивающие игры, направленные на коррекцию и развитие основных высших психических функций ребенка (речи, мыслительной деятельности, восприятия, внимания, памяти, воображения).

Обычно многие считают, что развивающие игры – это головоломки, логические игры с кубиками. Иногда к этой группе относят игры, развивающие мелкую моторику пальцев рук, расширяющие кругозор малыша и дающие ему энциклопедические знания, способствующие обучению навыкам чтения и письма. На самом же деле круг развивающих игр гораздо шире.

Основными характеристиками развивающей игры выступают следующие качества: многовариантность, условность (символичность), творческая свобода и самостоятельность самого играющего субъекта.

Главная особенность развивающих игр в том, что в них удается «объединить один из основных принципов обучения – от простого к сложному – с очень важным принципом творческой деятельности – самостоятельно и по способностям.Развивающие игры могут быть очень разнообразны по своему содержанию, создают атмосферу свободного и радостного творчества» [21].

При этом вариативные по содержанию игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, особенно зрительную, пространственное представление, воображение, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, т. е. умению создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов.

Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, а значит, развивать свои творческие способности, в отличие от обучения, преимущественно формирующего у ребенка исполнительские черты.

Хотелось бы предостеречь родителей и педагогов. К развивающим играм с ребенком с ОВЗ не стоит относиться как к коррекционной деятельности, исправлению каких-либо недостатков. Игра – интересное и приятное занятие, отвечающее основным потребностям ребенка. Она дарит малышу первые победы, которые запомнятся на всю жизнь.

Итак, игра занимает большую часть жизни дошкольника, а поэтому обучение ребенка не может проходить вне игры. Любая детская игра – тихая или подвижная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – может стать развивающей, если взрослый определит, какие способности и навыки ребенка она может развить и усовершенствовать, а также дополнительно обогатит ее дидактическими элементами, которые помогут эти навыки закрепить.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.