Вопрос 6. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Афины — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Вопрос 6. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Афины

2018-01-14 1307
Вопрос 6. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Афины 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конец II-начало Iтыс. дон. э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли.

В IX-VII вв. до н. э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшие полисы - Спарта и Афины.

По форме правления Афины представляли собой демок­ратическую республику, в которой афинские граждане пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни.

Основными органами Афинского государства являлись: Народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов.

2. Верховным органом власти было Народное собрание - экклесия. Экклесия принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет.

3. Рабочим органом Народного собрания был Совет пятисот (булэ). Совет пятисот подготавливал и обсуждал все дела, которые выносились на обсуждение и решение Народного собрания, контролировал исполнение постановлений Народного собрания, деятельность всех должностных лиц, заслушивал их отчеты. Весь финансовый и административный аппарат афинского государства действовал под руководством и непосредственным наблюдением Совета пятисот . Руководство повседневными делами возлагалось на филу, или пританию, - одну десятую часть Совета

4. К органам исполнительной власти относились коллегия стратегов и коллегия архонтов.

Основными функциями коллегии стратегов были верховное руководство и командование всеми вооруженными силами Афин. Коллегия состояла из десяти стратегов, которые согласно афинским законам пользовались одинаковыми правами и имели одинаковые обя­занности К компетенции коллегии архонтов относились религиозные и семей­ные дела, а также дела, касающиеся нравственности. Коллегия архонтов состояла из девяти архонтов и секретаря.

5. Высшим судебным органом была гелиэя, действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы).Гелиэя разбирала наиболее важные частные дела афинских граждан, государственные дела, спорные дела между союзниками и все важные дела граждан союзных государств. Помимо судебных функций гелиэя также выполняла функции в области законодательства. Прочими судебными органами в Афинах были несколько других кол­легий, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд старейшин), четыре коллегии эфетов, суд диэтетов, коллегия сорока.

Афинское право Источники права: обычаи и писаные законы.

Все население делилось на свободных и рабов, среди свободных выделялись полноправные граждане и метэки. Полноправными считались жители Афин, родители которых являлись гражданами Афинского государства. Только граждане обладали правом участвовать в деятельности народного собрания. Они могли избирать и быть избранными на государственные должности. Метэки - это проживавшие в Афинском государстве иностранцы. Они не пользовались политическими правами, им было запрещено приобретать недвижимость. Метэки были обязаны уплачивать различные сборы, призывались на военную службу.

Рабы. Рабами становились иностранцы, захваченные в плен во время военных походов; дети, рожденные рабыней. До реформ Солона в рабство можно было попасть за долги. Раб считался вещью, собственностью господина. Право собственности и обязательственное право.. Собственник нес различные повинности в пользу государства. Афиняне различали «вольные» и «невольные» обязательства, возникавшие из договоров и деликтов.

Семья и наследование. Заключение брака являлось одной из обязанностей афинянина. Долгое время брак сохранял черты договора купли-продажи, заключаемого женихом и отцом невесты. Афинчнки полностью зависли от мужчин, не допускались к участию в политической жизни. Мужчины обладали большой властью и над своими детьми. Афинянин мог в любое время развестись с женой, а женщина имела право подать заявление о расторжении брака архонту.

Афинское право допускало наследованию и по закону, и по завещанию. При отсутствии завещания наследство равномерно распределялось между сыновьями, при наличии сыновей дочери к наследству не допускались.

Преступления и наказания. За гос. измену, оскорбление богов, присвоение имущества храмов грозила смертная казнь. Виновному иногда предоставлялось право совершить самоубийство, ему предлагались на выбор яд, веревка или меч. Обман народа оратором на Народном собрании каралось штрафом. Дела об убийстве возбуждались в порядке частного обвинения. Преступник мог заключить с родственниками убитого сделку, что-то им заплатить и освободиться от наказания. Мужу, заставшему жену с другим мужчиной, разрешалось убить любовника. Грабители и разбойники обращались в рабство.

Судебный процесс. Право возбудить судебное дело принадлежало только полноправным гражданам. Существовали 2 разновидности судебного процесса: dike и graphe. Процесс дике начинался по заявлению потерпевшего или его зак. Представителя. Истец лично был заинтересован в исходе дела и добивался возмещения ущерба, он был обязан заплатить пошлину и в любое время мог прекратить процесс. Процесс графе по заявлению истца обязательно должен быть доведен до конца, истец не обязан был платить пошлину, и в случае положительно для истца решении судьи истец не получал материальную выгоду.

 

Вопрос 7. Государственно-правовое устройство Древней Греции. Спарта

Конец II-начало Iтыс. дон. э. В племенах, населяющих южную часть Балканского полуострова, прослеживаются процессы разделения труда и имущественной дифференциации, появляются рабы. Государственная власть еще не сформировалась, но действуют общинные органы власти: вождь, народное собрание, совет старейшин. Отношения между людьми регулируются с помощью обычаев. Неблагоприятные для земледелия условия обусловили интенсивное развитие ремесла и морской торговли. В IX-VII вв. до н. э. в Греции возникают первые города-государства - полисы. Каждый полис - это совокупность городского поселения и нескольких деревень. Города самостоятельно ведут внутреннюю и внешнюю политику. Крупнейшие полисы - Спарта и Афины.

1. Спарта, или Лакедемон, - древнегреческий полис, город-государство, в VI - I вв. до н. э. занимавшее южную часть Пелопоннеса. Спартанское государство возникло в IX в. до н. э., подобно Афинскому, в результате слияния обособленных родовых общин- - ахейской, про­живавшей на территории Лаконики, и дорийской, вторгшейся с завое­ванием.

В Спартанском государстве сложилось классовое рабовладельческое общество, сохранившее пережитки первобытнообщинного строя и во­енную организацию общества. Утверждение социального и политичес­кого устройства Спарты традиция связывает с именем законодателя Ликурга.

2. Жители Спартанского государства подразделялись на следующие социальные группы: спартиаты; гипомейены; периэки; илоты.

Политическими правами пользовались только спартиаты. Вся земля в Спарте считалась собственностью государства и была поделена на уча­стки (клеры), переданные полноправным гражданам - спартиатам в наследственное пользование без права отчуждения и дробления. Земель­ные наделы передавались вместе с обрабатывающими землю государ­ственными рабами. Поскольку первоначально эти наделы были равны­ми, то община спартиатов обычно именовалась "общиной равных".

Позднее среди спартиатов возникло имущественное неравенство. Гражда­не, которые не могли делать взносы для организации общественных тра­пез, исключались из числа равных и переходили в разряд гипомейенов.

Периэки - бывшее коренное население Спарты - были лично свобод­ными, но не имели политических прав, хотя в других отношениях они были правоспособны: могли приобретать собственность, совершать сделки, несли воинскую повинность.

Представители побежденных племен становились государственными рабами - илотами. Они не имели своей земли, работали на участке, предоставленном спартиату государством. Свое господство над илотами спартиаты поддерживали методами террора. Илоты могли быть отпущены на волю государством.

3. Верховным органом власти в Спарте считалось Народное собрание - апелла, - фактически лишенное законодательной власти и не игравшее значительной роли в политической жизни страны. Оно созывалось по решению должностных лиц. Народное собрание решало такие вопросы, как избрание должностных лиц, принятие решения в случае возникновения спора о престолонас­ледии, выбор главы военного похода. Народное собрание участвовало в законотворческой деятельности, решало вопросы войны и мира, со­юза с другими государствами. Собрание не обсуждало законов: они либо принимались, либо от­вергались. Все решения Народного собрания находились под контро­лем совета старейшин - герусии.

Государство возглавлялось двумя царями, которые выполняли функции военных вождей, были верховными жрецами, осуществляли судебную власть. Однако их полномочия были ограничены герусией, а затем кол­легией эфоров - высшим контрольным органом, избиравшимся На­родным собранием.

Коллегия эфоров была органом спартанской олигархии, руководившим всеми сторонами жизни общества. Возвышение эфоров произошло благодаря знати, опасавшейся усиления царской власти. Эфоров было пять, они ежегодно избирались Народным собранием из числа всех граждан. Эфоры выносили свои решения большинством голосов. В компетенцию эфоров входили созыв и руководство деятельностью герусии и Народного собрания, в. их ведении были вопросы внешней политики и внутреннее управление страной.. Бесконтрольность эфоров, невозможность привлечения их к судебной ответственности приводили к злоупотреблениям ими своей властью.

Совет старейшин (герусия) представлял собой орган власти, унаследо­ванный от родоплеменной организации. Герусия состояла из 28 геронтов, пожизненно избираемых Народным собранием из среды наиболее знатных спартиатов, достигших 60-лет­него возраста. В герусию входили и оба царя.

ПРАВО СПАРТЫ В Спарте преобладало обычное право. Здесь очень долго сохранялась общественная собственность на землю. Общинная земля делилась на наделы, которые нельзя было отчуждать. В то же время признавалось право передачи земельных участков по наследству. Наследование по завещанию отсутствовало. С 4 века до нашей эры стало допускаться дарение и завещание домов и земельных участков. Продажа не допускалась, однако дарение открывало возможность для перехода имущества из рук в руки. Право собственности на движимое имущество ограничивалось личным пользованием. Запрещался обмен, торговля приобретение предметов роскоши. Рабы являлись коллективной собственностью.

Обязательственное право. Обязательственное право в силу особенностей общественного строя отличалось неразвитостью. Основной формой договора был устный договор, а обязательственные отношения возникали в среде периэков. Особенностью было также непризнание правоспособности иностранцев, которым даже не разрешалось проживать на территории Спарты и ввозить предметы роскоши. В то же время спартиатам под страхом смерти запрещалось жить за пределами Спарты.

Брачно-семейные отношения. Главной целью семьи было непрерывное воспроизводство здорового мужского населения, то есть будущих воинов и граждан. Больных детей убивали. Существовал парный брак, который был видоизменен государством в соответствии с местными обычаями и во многом напоминал групповой брак. Например, несколько братьев могли иметь общую жену. Считалось возможным предоставлять жену постороннему мужчине если от него можно было ждать здорового потомства. Существовала упрощенная процедура расторжения бездетного брака. Женщина была политически неравноправна.

Преступление и наказание. Нормы уголовного права ограничивались указаниями на наказуемость тех или иных деяний, а определение размера наказания зависело полностью от судей. Наиболее тяжкими преступлениями были преступления против государства и воинские преступления. Слабо регламентировались имущественные преступления и преступления против личности. Основными видами наказаний были: казнь, атимия, изгнание из рода и штрафы. Илотов убивали без суда и следствия. К периэкам также применяли внесудебную расправу.

 

 

РЕФОРМЫ ОСНОВНЫХ МЫСЛИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ: СОЛОНА, КЛИСФЕНА, ЭФИАЛЬТА, ПЕРИКЛА Афинский аристократ Солон своими реформамизапретил долговое рабство для граждан и вернулочень многих на родину. Отныне рабами в Афинахмогли стать только пленные.Политическая реформа Солона устанавливалаимущественный ценз и была направлена на уничто жение наследственных привилегий знати, заменупривилегий происхождения привилегиями богатства. Отныне незнатные, но богатые граждане Афинмогли участвовать в управлении государством.Солон закрепил деление граждан на четыре разряда по имущественному признаку. Самые богатые были причислены к первому разряду. Простобогатые - ко второму. Оба эти разряда гражданполучали право замещения всех важнейших постовв государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представителипервого разряда. Третий разряд составили граждане среднего достатка. Все прочие - феты – былизачислены в один четвертый и последний разряд.По предложению Солона высшим органом властибыло афинское Народное собрание. Оно былосамым высоким органом власти и получало самыеширокие полномочия: принимало законы, решалоаконы о войне и мире, заключало или расторгалодоговоры с другими полисами, избирало должностных лиц и проверяло их работу. В Собрании каждый имел право высказаться и каждый вопрос тщательно обсуждался. Были созданы два новых органа: совет четырехсот и так называемая гелиэя судприсяжных.Совет четырехсот оказывал сдерживающее влияниена Народное собрание и прямо ограничивал властьареопага. Гелиэя была судебным и законодательныморганом одновременно. В народном собрании учас вовали все разряды свободного населения.В 509 г. до н. э. аристократ Клисфен иниции рует реформы, которыми были ликвидированы старые племена. Взамен родоплеменному делениюграждан было введено их территориальное разделение. Аттика была разделена на 10 территориальных фил, каждая их которых включала три находящиесяв разных местах территории (тритии) - городскую,прибрежную и земледельческую.Клисфену принадлежит изобретение остракизма (изгнание из государства как мера превентивногонаказания к лицам, которых считали опаснымив политическом плане).В новых филах граждане были перемешаны такимобразом, что преобладание сосредоточилось в руках горожан-ремесленников, купцов. Землевладельческая «равнина» была оттеснена на второй план.Помимо этого, страна была поделена на наименьшие районы - емы. Их было около ста.Совет четырехсот был ликвидирован. Вместо негостали выбирать совет пятисот - по 50 человек откаждой новой филы.

В сере­дине V в. до н.э. проведенные реформы Перикла и Эфиальта способствовали торжеству демократии в Афинах. Теперь за несение государственной службы предлагалось возна­граждение, и у бедных граждан появилась возможность вли­ять на политику. Была введена новая чиновничья долж­ность — стратеги, основные функции которых касались армии, флота, их финансирования. Народное собрание, со­биравшееся 40 раз в год, контролировало деятельность чи­новников и стало основным институтом демократической республики афинского государства. Для принятия решений было достаточно 20% голосов полноправных афинян (толь­ко мужчины старше 20 лет). Четко вырисовывалось неравен­ство афинян и метеков-иностранцев, занимающихся торгов­лей, ремеслом. Рабство закрепилось основательно, и теперь рабы рассматривались лишь как орудия труда, составляя основную производительную силу.

 

 

Вопрос 8. Государственно-правовое устройство Древнего Рима. Царский период 1.В истории государства Древнего Рима выделяют три периода: царский период - 753 - 510гг. дон. э.; период республики - 509 - 27 гг. до н. э.; период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом пос­ледовательно правили семь царей:• Ромул; • Нума Помпилий; • Тулл Гостилий; • Анк Марций; Тарквиний Приск; • Сервий Туллий;• Тарквиний Гордый.

2. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было Сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима- римский народ, - делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста родОв), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать курий) и трибы (объединение десяти курий, всего три трибы). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спор­ных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной каз­ни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участво­вать в которых могли только патриции, члены старейших римских ро­дов.

Другая часть населения называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структу­ра общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, находились под покровительством патрициев, получа­ли от них земельные наделы, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средни­ми землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

3. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) ре­форму общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав (римского народа). Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Общее число центурий равнялось 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. Вторая часть реформы - деление свободного населения по тер­риториальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

Вопрос 9. Государственно-правовое устройство Древнего Рима. Период республики Становление Римской республики осуществилось в результате изгнания Тарквиния Гордого. В республи­канском государстве права жителя определялись уровнем свободы, гражданством, семейным положением. В результате подобной дифференциации выделялись бога­тые рабовладельцы и городские ремесленники. Иностран­цы, живущие в Риме, не имели тех прав, которыми обладали граждане. В результате присоединения к Риму Италии ее жители латины вплоть до I в. до н.э. не имели прав граждан. В сходном положении находились перегрины — жители рим­ских провинций, находившиеся под покровительством пат­ронов и несущие обязательство уплачивать налоги.

Главным органом Римской республики был сенат, развившийся из совета старейшин римского союза племен. В ведении сената находились многие дела по управлению: распоряжение казной, наблюдение за государственным имуществом, бюджет, внешние сношения, военное дело, включая назначение командующих, функции по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу. Не будучи судебным органом, сенат мог назначать судебные коллегии и давать указания о производстве расследования по делам об измене, заговоре, изготовлении ядов, злонамеренном убийстве. Без предварительного согласия сената Народное собрание не могло рассматривать кандидатуры и избирать магистратов.

Существовали три вида народных собраний: 1 ) центуриатные; 2) трибутные; 3) куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивающие принятие решений преобладающих аристократических и богатых кругов рабовладельцев. Центуриатные собрания решали вопрос о войне и мире, избирали высших магистратов, принимали или отклоняли законы, даровали гражданство. Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб делились на плебейские и патрицианско—плебейские. Их компетенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов) и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа Куриатные собрания лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием 30 представителей курии – ликторов.

Повседневная исполнительно—распорядительная власть находилась в руках магистраторов. Консулы, преторы, цензоры избирались центуриатными собраниями. Все они были в зависимости от сената.

Магистратуры делились на: ординарные (обычные), к которым относились должности консулов, преторов, цензоров, квесторов и др.; экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах, так как тяжелая война, восстания рабов, внутренние беспорядки. Судебные дела в Риме предварительно рассматривал претор и направлял их в суд для разрешения по существу. Армия носила временный характер и созывалась лишь на период военных действий.

 

Вопрос 10. Государственно-правовое устройство Древнего Рима. Период империи Начальный период монархии назывался принципатом -правление пер­вого сенатора. Впервые этот титул получил Октавиан Ав­густ, последующий – доминатом. Правление Диоклетина, взошедшего на импе­раторский престол в 284 г., было первым в истории римской империи доминатом.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы правления и почти все основные учреждения республики. Собираются народные собрания и сенат. Император – принцепс – соединяет в своих руках полномочия диктатора, консула, цензора, трибуна, верховного жреца. Народные собрания приходят к упадку, они теряют судебные полномочия, лишаются своего права избирать магистраторов.

Ядром всех высших органов власти стал двор принцепса. Армия была наемной и постоянной. Солдаты служили 30 лет, получали жалованье, а по выходе в отставку – земельный участок. В эпоху принципата завершился процесс превращения государства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия: 1) сословие нобилей, которое сформировалось из патрицианско—плебейской поместной знати. Это сословие занимало главенствующее положение как в обществе, так и в государстве на основе имеющихся у них земельных наделов, рабов и зависимых крестьян;

2) сословие всадников, образовавшееся из торгово—финансовой знати и средних землевладельцев.

Одновременно наблюдается превращение свободного крестьянина в арендатора—издольщика – колона. Развитие колоната было результатом грабежа крестьянской земли и связанного с этим роста латифундий. Другой его причиной было уменьшение притока рабов из—за границы.

Доминат характеризуется признаками неограниченной монархии. Старые республиканские органы государственной власти исчезают. Управление империей сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств, которыми руководили сановники.

Среди этих ведомств следует отметить: 1) Государственный совет при императоре; 2) финансовое ведомство; 3) военное ведомство.

Чиновники получают особую организацию. Им присваивается форма одежды. Для них устанавливаются привилегии. Оно получают право на пенсию.

Римская империя была разделена на 4 части (префектуры), состоявшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основами налогообложения стали натуральные поземельные налоги и повинности.

В период империи была реорганизована полиция. Принцепсы учредили должность префекта города, наделенного широкими полномочиями по охране общественного порядка. Ему подчинялись полицейские когорты, обязанные осуществлять надзор за рабами. Особый префект возглавлял пожарную команду. Во главе провинциальной полиции стоял легат.

Развитие римского права. Борьба благородных и плебеев потребовала законо­дательного урегулирования многих правоотношений. На протяжении веков Римское право было ориентировано на древнейший источник — обычай, но он формиро­вался на основе жизни патрицианской общины, что не отве­чало интересам плебеев. Примерно в 450 г. до н.э. советом децемвиров, состоявшим из патрициев, были расписаны ос­новные правовые нормы на 10 таблицах, что не устроило плебеев, и совет стал смешанным, в результате чего издали дополнение — еще две таблицы. По сути своей Законы XII таблиц всего лишь консолидировали обычное право, од­нако нововведение имело огромное значение в развитии пра­вовой системы Рима и государства в целом. Впервые Законом XII таблиц право было отделено от религиозных воззрени й, ведь в древнейший период правовые нормы толковались жрецами и правителями по собственному усмотрению, что вело к частым злоупотреблениям.

Принятие Законов XII таблиц приходится на период становления Римской республики. Придав праву свет­ский характер, данный законодательный акт стал сим­волом авторитета права и законности.. В основном данный источник содержал нормы гражданского права и гражданского процесса. Пове­левающие или запрещающие нормы все же были связаны с исполнением религиозных ритуалов. В первом писаном за­коне децемвиры определили, что впредь каждое принятое решение народного собрания будет считаться законом.

Существовали следующие этапы развития Римского права: 1) квиритское, или цивильное, право; 2) преторское право; 3) общенародное право; 4) собственно римское право (публичное и частное).

Вводится разделение права на публичное и частное. Основн. институты рим. частного права: Правовой статус личности, вещные права, обязательственные пр., брак и семья, наследование. Основные источники: обычай, законы-leges, эдикты магистратов. Правоспособность включ. состояния- свободу (свободные и рабы), гражданства (римские граждане и др.свободные лица-латины, перегрины), семейное (отцы семейства и подвластные им).. Дееспособность в Риме завмс.от возраста(по общ.правилу-с 14 л., женщины – с 12л.), можно было заключать Сделки.

Семейное право - семья патриархальная(неогранич.властьотца или деда), брак закл.в религиозн.форме или выкупом невесты. Формы брака- кум ману –с властью мужа (имущество жены станов. Полной собственностью мужа ипри разводе ей не возр.), и сине ману -без (жена сохраняла самостоят., получ. Имя и сословное положение мужа, имущ.раздельно, расторжение брака своб.,). Брак заключ.в виде контракта. Право признавало и гражданск.брак-конкубинат. Наследственное пр.-1. дети или внуки.2.др. кровн.родст-и, если нет дет.

Уголовное право -1.прест.против порядка управления(хищение гос.имущ-ва, взяточничество, присвоен казен.денег) 2.понятия умышленных и неосторожн. Прест., соучастие,подстрекательство. Вид наказ. зависел от сословия. В 6 в.при императ. Юстиниане пров.кодификация римс.права, оказавш.огромное влияние на законодательства мн.странЕвропы.

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.046 с.