Понятие и виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Понятие и виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях.

2018-01-14 1186
Понятие и виды доказательств в производстве по делам об административных правонарушениях. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В производстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причинение административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Виды доказательств:

· протоколы;

· объяснения лиц, в отношении которых ведется производство по делу;

· показания потерпевшего, свидетелей;

· заключение эксперта;

· иные документы;

· показания специальных технических средств;

· вещественные доказательства.

Объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

В случаях, если при производстве по делу об административном правонарушении возникает необходимость в использовании специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, выносят определение о назначении экспертизы.

Должностное лицо, осуществляющее производство по делу об административном правонарушении, вправе брать образцы почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов, необходимые для проведения экспертизы.

Эксперт дает заключение в письменной форме от своего имени. В заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы.

Документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или удостоверенные в них организациями, их объединениями, должностными лицами и гражданами, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.

Под специальными техническими средствами понимаются измерительные приборы, утвержденные в установленном порядке в качестве средств измерения, имеющие соответствующие сертификаты и прошедшие метрологическую поверку.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

59. Подведомственность дел об административных правонарушениях: понятие, виды.

Подведомственность, устанавливаемая Кодексом об административных правонарушениях и законодательными актами ПМР, представляет собой распределение (закрепление) всех дел об административных правонарушениях между органами административной юрисдикции, которые уполномочены рассматривать дела, отнесенные законом к их компетенции, и назначать физическим и юридическим лицам административные наказания.

Исключительной компетенцией судей является рассмотрение дел о правонарушениях:

1) посягающих на права граждан, например: о нарушении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти, участвовать в референдуме; о нарушении законодательства о труде и его охране; о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; о принуждении к участию или отказу от участия в забастовках и т.п.;

2) посягающих на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, например: сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией; незаконное врачевание, целительство; занятие проституцией; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и т.п.;

3) посягающих на собственность, например: уничтожение или повреждение чужого имущества; мелкое хищение и т.п.;

4) о правонарушениях в области коммерческой деятельности, например: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконное использование товарного знака; нарушение правил продажи алкогольной продукции и т.п.;

5) в области финансов и налогообложения, например: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение законодательства о банках и банковской деятельности; нарушение сроков представления налоговой декларации и т.п.;

6) посягающих на институты государственной власти и порядок управления, например: неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника милиции, военнослужащего, должностного лица, органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение законных требований прокурора; самоуправство;

7) посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, например: мелкое хулиганство; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований режима чрезвычайного положения и др.

Действующим законодательством предусмотрена совместная подведомственность по некоторым делам об административных правонарушениях судей и других юрисдикционных органов (например, органов внутренних дел).

Полномочия судей по рассмотрению дел об административных правонарушениях характеризуются тем, что они вправе рассматривать все правонарушения и назначать все административные наказания, предусмотренные конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях, т.е. действовать в полном объеме своей подведомственности. В то же время другие юрисдикционные органы при рассмотрении аналогичных дел обладают ограниченными полномочиями либо по составу рассматриваемых правонарушений, либо по видам применяемых административных наказаний.

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые главами районной, городской, районной в городе администрации, являются основными юрисдикционными органами, рассматривающими дела об административных правонарушениях лиц в возрасте от 16 до 18 лет, а также неисполнении родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, о вовлечении подростков в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств или совершении ими других правонарушений. Рассмотрение этой категории дел коллегиальным юрисдикционным органом связано с тем, что несовершеннолетние нуждаются в особой защите их прав со стороны государства и общества.

Органы внутренних дел, полномочные рассматривать дела об административных правонарушениях.

Кодексом об административных правонарушениях ПМР к ведению органов внутренних дел (милиции) отнесено рассмотрение дел о незаконном приобретении либо хранении наркотических средств или психотропных веществ, а также обороте их аналогов, нарушениях правил, связанных с обеспечением безопасности и функционирования транспортных средств и некоторых объектов, нарушениях Правил дорожного движения, нарушениях в сфере торговли, общественного порядка и ряд других дел.

Рассматривать дела об административных правонарушениях и назначать административные наказания от имени органов внутренних дел в пределах своей компетенции вправе, в частности, начальники или заместители начальников территориальных управлений (отделов) внутренних дел; начальники территориальных отделов (отделений) милиции, их заместители; начальники (заместители) линейных органов внутренних дел на транспорте; начальники (заместители начальников) отделений (отделов, управлений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения, командиры подразделений дорожно-патрульной службы, их заместители, государственные инспектора дорожного надзора и другие работники, имеющие специальные звания; участковые уполномоченные милиции.

Виды конкретных дел об административных правонарушениях, рассматриваемых должностными лицами органов внутренних дел (милиции), определены Кодексом ПМР об административных правонарушениях.

 

60. Стадии производства по делам об административных правонарушениях (характеристика).

Производство по делу считается начатым с момента составления протокола об административном правонарушении. Условно производство по делу можно разделить на несколько стадий. Стадия производства по делу об административном правонарушении это относительно самостоятельная часть процесса производства, которая наряду с общими задачами производства имеет присущие только ему задачи, иные особенности (круг участников производства, особую форму осуществления действий уполномоченного лица, оформление решений специальными процессуальными документами и др.).

Производство по делам об административных правонарушениях со­стоит из следующих стадий:

a) Возбуждение дела: составление протокола об административном правонарушении, первичное закрепление обстоятельств нарушения и фиксация имеющихся доказательств.

b) Административное расследование: установление личности правонарушителя; сбор доказательств по делу; опрос свидетелей и потерпевших, проведение экспертиз и исследований доказательств; установление причин правонарушения; процессуальное оформление результатов расследования и документов по делу; направление его на рассмотрение по подведомственности.

c) Рассмотрение дела: проверка «подсудности» дела, полноты собранных материалов по делу и соблюдения требований предъявляемых к их оформлению; рассмотрение имеющихся ходатайств сторон; подготовка дела для рассмотрения и приглашение заинтересованных сторон; анализ собранных по делу материалов и доказательств; заслушивание сторон правонарушения по обстоятельствам правонарушения и их ходатайств; принятие решения; вынесение постановления по делу и доведение его до сведения; направление постановления для его исполнения.

d) Обжалование постановления по делу: лицо, привлекаемое к ответственности может обжаловать вынесенное постановление или оно может быть опротестовано прокурором, а также потерпевшим или иными заинтересованными лицами; проверка законности вынесенного постановления и принятого по делу решения; рассмотрение жалобы (протеста) и принятие по ней решения, которое доводится до сведения заинтересованных лиц; направление дела для исполнения или на новое рассмотрение или дополнительное производство.

e) Исполнение постановления: обращение постановления к исполнению (направление его уполномоченным лицам для исполнения); принятие мер по фактическому исполнению определенного постановлением административного наказания, окончание производства по исполнению постанов­ления о назначении административного наказания.

КоАП особо выделяет три стадии: возбуждение дела, его рассмотрение, пересмотр постановления по делу.

Возбуждение дела об административном правонарушении — начальная стадия производства. Применительно к производству по делам об административных правонарушениях данная стадия имеет специфическое процессуальное оформление. Суть его состо­ит в составлении особого процессуального документа — протокола об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении — процес­суальный документ, свидетельствующий о совершении данного противоправного деяния (конечно, предположительно). Дело об административном правонарушении считается возбуж­денным с момента составления о его совершении или вынесении прокурором постановления о возбуждении админи­стративного производства.

Возбуждение дела по своему юридическому значению можно квалифицировать в качестве процессуального действия, являю­щегося юридическим фактом; оно влечет за собой возникновение конкретного административно-процессуального отношения.

Поводами к возбуждению дела являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта со­вершения административного правонарушения; материалы, по­ступающие из правоохранительных органов, а также от других государственных органов, органов местного самоуправления, об­щественных объединений; сообщения и заявления физических и юридических лиц; сообщения в средствах массовой инфор­мации.

Основанием для возбуждения дела является наличие достаточ­ных данных, указывающих на признаки административного пра­вонарушения (наличие события правонарушения).

Протокол об административном правонарушении составляется не во всех случаях.

В случаях когда после выявления административного правона­рушения возникает потребность в осуществлении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных вре­менных затрат, проводится административное расследование (например, правонарушения в области антимонопольного законо­дательства, налогов и сборов, таможенного дела, дорожного дви­жения и т.п.). Оно проводится по месту совершения или выяв­ления административного правонарушения. По окончании расследования составляется протокол об адми­нистративном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела.

В целях пресечения административных правонарушений, ус­тановления личности нарушителя, составления протокола об ад­министративном правонарушении при невозможности его со­ставления на месте выявления правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела и исполнения принятого по нему постановления уполномоченные лица вправе применять предусмотренные КоАП меры, процессуального обеспе­чения производства: доставление, административное задержание; личный досмотр, досмотр вещей; досмотр транспортных средств, находящихся при физическом лице; осмотр принадлежащих юри­дическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; изъятие вещей и документов и др. По своему юри­дическому характеру они представляют собой разновидность ад­министративно-предупредительных и административно-пресекательных мер.

Рассмотрение дела и вынесение постановления - центральная стадия, в рамках которой проявляются важнейшие черты, свойственные юрисдикционной администра­тивно-процессуальной деятельности.

Судья, орган (должностное лицо), уполномочен­ный рассматривать дело осуществляет подготовку к рассмотрению, в рамках которого решаются вопросы: относится ли данное дело к их компетенции; правильно ли составлены протокол и другие мате­риалы, если таковые имеются; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о месте и времени рассмотрения; имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения дела; достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотре­ния по существу; имеются ли ходатайства и отводы.

При этом учитывается, что данное дело не может рассматри­ваться в случаях родственных связей между участниками произ­водства либо наличия личной, прямой или косвенной заинтересо­ванности в решении дела судьи или должностного лица, рассмат­ривающего дело. При наличии этих обстоятельств они обязаны заявить самоотвод, а другие участники производства вправе за­явить отвод этим официальным лицам.

Рассмотрение дела об административном правонарушении осу­ществляется по месту его совершения или по месту жительства нарушителя, а также по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

Установлен определенный порядок рассмотрения дел. Главное в содержании данной стадии административного про­изводства состоит в том, что судья, орган (должностное лицо) при рассмотрении дела обязан выяснить: было ли совершено админи­стративное правонарушение, виновно ли данное лицо в его совер­шении, подлежит ли оно административной ответственности, имеются ли обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответствен­ность, причинен ли имущественный ущерб. Аналогичные вопросы выясняются и в отношении юридических лиц.

Разрешение дела об административном правонарушении выра­жается в вынесении судьей, органом (должностным лицом) поста­новления по делу. Оно может быть либо о прекращении дела производством, либо о назначении ад­министративного наказания. Судья, рассматривающий дело об админи­стративном правонарушении, вправе при отсутствии спора од­новременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Возмещение иму­щественного ущерба по делам, рассматриваемым иными уполно­моченными органами (должностными лицами), разрешается в ис­ковом порядке.

В постановлении по делу помимо определения меры админи­стративного наказания должны быть решены вопросы о вещест­венных доказательствах, изъятых предметах, документах и цен­ностях. Предметы, явившиеся орудием совершения администра­тивного правонарушения или непосредственным его объектом, принадлежащие физическому или юридическом улицу, конфис­куются либо передаются в соответствующие учреждения или уничтожаются. В остальных случаях они возвращаются по при­надлежности.

Постановление объявляется немедленно по окончании рас­смотрения дела.

По результатам рассмотрения дела при установлении причин и условий, способствующих совершению административных пра­вонарушений, судья, орган (должностное лицо), вынесший поста­новление по делу, вносит в соответствующие организации и учреждения представление о принятии мер по их устранению. Уста­новлена обязанность сообщения о принятых мерах в течение ме­сяца со дня поступления такого представления.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого вынесено постановление, потерпевшим, законным представителем физичес­кого лица, законным представителем юридического лица, защит­ником и представителем.

В случае если рассмотрение жалобы не относится к компетен­ции судьи, органа (должностного лица), к которым она поступила, последние в течение трех суток направляют ее по подведомствен­ности.

Жалобы рассматриваются судьями, должностными лицами единолично. При их рассмотрении проверяется законность и обо­снованность вынесенного постановления. По результатам рассмот­рения жалобы выносится одно из следующих решений:

1) жалоба остается без удовлетворения и постановление оста­ется без изменений;

2) постановление отменяется и дело направляется на новое рассмотрение;

3) постановление отменяется и дело прекращается;

4) изменяется мера административного наказания при усло­вии, что оно не будет усилено.

Не вступившее в законную силу постановление по делу об ад­министративном правонарушении и последующие решения выше­стоящих инстанций по жалобам на это постановление могут быть опротестованы прокурором. Протест прокурора рассматривается в том же порядке, что и рассмотрение жалоб.

Постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротес­товано; немедленно после вынесения решения по жалобе, протес­ту, если оно не отменяет постановление.

Вступившее в законную силу постановление по делу, а также решение по жалобе, могут быть опротестованы прокурором. Право принесения протестов принадлежит прокурорам и их заместителям, Прокурору ПМР и его заместите­лям. Они могут быть также пересмотрены председателями вер­ховного суда республики, судов городов и районов и их заместителями. В порядке надзора они могут быть пересмот­рены.

Постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу.

Обращение постановление к исполнению — функция судьи, органа, должностного лица, вынесшего постановление. Исполне­ние постановления — функция уполномоченных на то органов, должностных лиц в порядке, установленном КоАП.

Для обращения постановления к исполнению установлен срок — трое суток со дня его вступления в законную силу. При при­несении протеста на вступившие в законную силу постановления его исполнение приостанавливается до рассмотрения протеста.

К компетенции судьи, органа (должностного лица), вынесших постановление, при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления об административном аресте, лишении специального права или административного штрафа (кроме слу­чаев взыскания штрафа на месте) невозможно в установленные сроки, введена отсрочка исполнения на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к адми­нистративной ответственности, уплата штрафа может быть рассро­чена на период до трех месяцев.

Давность исполнения постановлений определяется следую­щим образом: постановление не подлежит исполнению, если оно не было приведено в исполнение в течение года со дня вступления его в законную силу.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае его опротестования до рас­смотрения протеста.

Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, прекращают исполне­ние постановления в случае издания акта амнистии, отмены или признания утратившим силу закона, устанавливающего админи­стративную ответственность, смерти лица, подвергнутого взыска­нию, истечения сроков давности исполнения, отмены постанов­ления.

Установлен определенный порядок исполнения постановлений о наложении различных видов административных взысканий.

Окончание производства по исполнению постановлений о на­значении административных наказаний оформляется отметкой должностного лица, производившего исполнение, на постановле­нии, возвращаемом судье, органу, должностному лицу, вынесшим постановление.


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.