Оркестровые группы и инструменты — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Оркестровые группы и инструменты

2018-01-14 242
Оркестровые группы и инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

На любом современном синтезаторе или звуковой карте основу составляют звуки традиционных оркестровых и этнических инструментов. Чем совершеннее электронные музыкальные инструменты (ЭМИ) или звуковая карта, тем звук имитируемого инструмента ближе к оригиналу. Знать основные особенности этих инструментов и групп необходимо каждому аранжировщику и композитору. Ниже (табл. 2.1—2.6) приводятся таблицы основных оркестровых групп и инструментов.

Таблица 2.1. Струнные инструменты (смычковые):

         
  Инструмент Английское название Используемый оркестровый диапазон  
  Скрипка Альт Violin Viola От Соль малой октавы до До четвертой октавы От До малой октавы до До третьей октавы  
         

 

         
  Виолончель Контрабас Cello Contrabass От До большой октавы до До третьей октавы От Ми контроктавы до Ре второй октавы  

 

Таблица 2.2. Струнные инструменты (щипковые):

         
  Инструмент Английское название Используемый диапазон  
  Арфа Нагр От До контроктавы до Фа третьей октавы  
  Цимбалы Cimbalom В зависимости от разновидности  
  Гитара (шестиструнная) Guitar От Ми большой октавы до Ля второй октавы (нотация на октаву выше)  
  Лютня В зависимости от разновидности  
  Ситар Sitar В зависимости от разновидности  
  Гусли В зависимости от разновидности  
         

 

Таблица 2.3. Деревянные духовые инструменты

         
  Инструмент Английское название Используемый диапазон  
  Флейта Flute От Фа малой октавы до ля третьей октавы  
  Гобой Oboe От До первой октавы до До третьей октавы  
  Английский рожок English horn На октаву ниже гобоя  
  Кларнет Clarinet От Ми малой октавы до До третьей октавы  
  Бас-кларнет Bass clarinet От Фа большой октавы до Ре второй октавы  
  Группа саксофонов Saxsofone От До большой октавы до До третьей октавы  
  Фагот Bassoon От Си контроктавы до Ля второй октавы  
  Контрафагот Contrabassoon На октаву ниже фагота  
         

 

Таблица 2.4. Медные духовые инструменты

         
  Инструмент Английское название Используемый диапазон  
  Валторна French horn От Соль контроктавы до Фа второй октавы  
  Корнет Cornet От До первой октавы до Фа третьей октавы  
  Труба Trumpet От Си b малой октавы Ми второй октавы  
  Тромбон Trombone От Си b контроктавы до Ля первой октавы  
  Туба Tuba От Ре контроктавы до Фа первой октавы  
         

 

Таблица 2.5. Ударные инструменты

         
  Инструмент Английское название Используемый диапазон  
  Литавры Timpani От Ре большой октавы до Си малой октавы  
  Малый Share drum  
  барабан      
  Большой Bass drum  
  барабан      
  Тарелки Cymbals  
  Тамтам Tam-tam  
  Тамбурин Tambourine  
  Деревянная коробочка Wood-block ~  
  Кастаньеты Castanets  
  Треугольник Triangle  
  Колокольчики Glokenspiel  
  Колокола Bells От До первой октавы до Фа второй октавы  
  Ксилофон Xylopfne От Фа малой октавы до Фа третьей октавы  
  Виброфон Vibrahone От До малой октавы до До третьей октавы  
         

 

Таблица 2.6. Клавишные инструменты

         
  Инструмент Английское название Используемый диапазон  
  Фортепиано Челеста Клавесин Piano Celesta Harpsichord От Ля субконтроктавы до До пятой октавы От До большой до До четвертой октавы От Фа контроктавы до Фа третьей октавы  
         

 

         
  Фисгармония Harmonium  
  Орган Organ От Ля субконтроктавы до До пятой октавы  
  Электронные инструменты   Практически не ограничен  
         

 

Список вышеперечисленных инструментов разных групп, конечно, далеко не полный. В представленных оркестровых группах в основном присутствуют наиболее популярные инструменты. Помимо них, в каждой группе могут присутствовать этнические инструменты, все зависит от задач, которые ставит аранжировщик. Группа ударных инструментов особенно многочисленна, их насчитывается более 2000!

Типы фактуры

Фактура оркестровой ткани может быть весьма разнообразна. Использование различных типов фактуры зависит от задач, решаемых аранжировщиком или композитором. Грубо можно выделить два типа фактуры: одноэлементная и сложная.

Одноэлементная фактура состоит из одного типа музыкального изложения, например только мелодия или гармоническая фигурация. Такой тип фактуры в сочинении может появляться эпизодически, но есть множество примеров, когда все произведение представляет собой только мелодию, без какого-либо сопровождения.

Сложная фактура — музыкальная мысль выражена одновременно более чем двумя типами-изложения. Например, мелодия и аккомпанемент, мелодия и контрапункт, мелодия и гармоническая фигурация и т. д. В нашем случае интерес представляет второй тип фактуры.

Сложную фактуру можно разделить на несколько элементов:

  • мелодическая линия, которая может быть многоголосной или содержать подголоски;
  • аккомпанемент, который может содержать в себе несколько видов изложения музыкального материала:
    ○ гармоническая или ритмическая фигурация (может быть, и то и другое одновременно);
    ○ педаль, или, иначе говоря, "подкладка";
    ○ линия баса, которая может быть не только одноголосной.

Рассмотрим следующий пример (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Пример аккомпанемента:

В этом четырехтактном примере видны практически все элементы фактуры. В первой строчке записана мелодия с подголоском. Второй (нижний) голос называется подголоском потому, что не несет самостоятельного мелодического материала. Мелодия может сопровождаться и вполне самостоятельными, равноправными подголосками.

Следующие три строки представляют собой простейший вид аккомпанемента:

  • вторая строка — гармоническая фигурация;
  • третья строка — педаль;
  • четвертая строка — бас.

Конечно, данный пример достаточно прост, каждый его элемент может быть изложен в гораздо более сложной фактуре. К примеру, в аккомпанементе гармоническая фигурация может быть многоголосной и содержать в себе элементы ритмической фигурации. Педаль может быть изложена не просто протянутыми аккордами, а быть подголосочного строения или носить полифонический характер. Бас, в свою очередь, тоже может иметь сложную структуру — бас как гармоническая или ритмическая фигурация или одновременно и то и другое.

Ниже приведены несколько технических правил, рекомендаций, которые помогут вам избежать некоторых явных ошибок при аранжировке музыкального материала.

  • Определите инструмент солирующей партии.
  • Определите состав аккомпанирующих инструментов.
  • Если это эстрадная песня, запишите варианты гармонического изложения рефренов (цифровку).
  • Попробуйте записать линию баса и ударных инструментов (пока схематически), чтобы остановиться на каком-либо ритмическом рисунке.
  • Определите места, где будет включаться и выключаться педаль.
  • Определите места, где может понадобиться гармоническая или ритмическая фигурация.
  • Определите места, где могут понадобиться вставки или связующие обороты, для поддержки солирующего инструмента. Особенно это важно для вокальных произведений.
  • Зафиксируйте все вышесказанное.

Более подробно различные вопросы аранжировки будут рассмотрены в последующих главах книги. На данном моменте изучения аранжировки воспользуйтесь пьесами из приложения 2.

Типы ЭМИ. Интерфейс MIDI

Поскольку мы с вами будем заниматься компьютерной аранжировкой, ближайшим помощником в нашей нелегкой работе будет синтезатор (ЭМИ).

Синтезаторы делятся на три основные группы.

  • Аналоговые синтезаторы, которые реально синтезируют звук с помощью устройств, называемых генераторами. Несмотря на то, что такие инструменты уже давно сняты с производства, музыканты всего мира продолжают использовать их в своей работе. В первую очередь это объясняется тем, что подобные инструменты обладают очень теплым и глубоким звуком и огромными возможностями по созданию новых, необычных тембров. Очень важное преимущество этих инструментов заключается в том, что с их помощью можно управлять синтезом звука в реальном времени, т. е. в процессе исполнения, что, конечно, привносит большое разнообразие в исполняемую партию.
  • Синтезаторы типа sample playback. Это цифровые синтезаторы. Они работают по типу воспроизведения семплов, которые хранятся в их постоянной памяти (ROM). В эту память записаны реальные звуки живых и электронных инструментов, которые воспроизводятся с разной высотой с помощью клавиатуры. Синтезаторы такого типа являются мультитем-бральными, т. е. могут одновременно воспроизводить звучание многих инструментов.
  • Семплеры. От предыдущего типа синтезаторов они отличаются тем, что вместо постоянной памяти у них установлена оперативная память большого объема, в которую можно записать любые звуки, а потом воспроизвести их с разной высотой при помощи клавиатуры. Семплеры наиболее реальные имитаторы живых инструментов.

Синтезаторы любых типов были бы не более чем новые музыкальные инструменты, если бы не были изобретены секвенсоры. Секвенсор — это цифровое устройство, которое запоминает последовательность действий исполнителя. Преимущество секвенсора перед магнитофоном в том, что в любой момент можно внести необходимые изменения в записанную аранжировку, не перезаписывая заново измененную партию. Как правило, все современные синтезаторы имеют в своем составе многотрековый секвенсор с более или менее развитыми возможностями редактирования. Первые секвенсоры могли работать только с конкретными моделями синтезаторов, что было крайне неудобно. В начале 80-х годов XX века ведущие производители ЭМИ договорились и приняли новый стандарт единого интерфейса, который позволил совмещать любые модели синтезаторов и секвенсоров. Этот интерфейс получил название MIDI (цифровой интерфейс музыкальных инструментов). Еще позже появился интерфейс General MIDI (обобщенный MIDI), или просто GM, в соответствии с которым каждый совместимый с GM инструмент должен отвечать некоторым минимальным требованиям:

  • полифония должна составлять не менее 24 голосов звучащих одновременно;
  • 8 голосов резервируются за ударными инструментами;
  • нота До первой октавы соответствует MIDI-ноте № 60;
  • мультитембральность — не менее 16;
  • ударные воспроизводятся на 10-ом MIDI-канале;
  • звуки ударных должны соответствовать определенным MIDI-нотам.

Каждый MIDI-канал должен реагировать на следующие контроллеры: № 1 — Modulation, № 7 — Main Volume, № 10 — Pan, № 11 - Expression, № 64 - Sustain Pedal, Hold 1, № 121 - Reset All Controllers, № 123 - All Notes Off, но это только обязательные контроллеры для GM, ниже приведено более полное описание и назначение MIDI-контроллеров.

Контроллеры Bank Select

Многие устройства могут работать с большим количеством встроенных и дополнительных тембров (инструментов) и звуковых эффектов, которые для удобства объединены в банки. В каждый момент времени в одном канале может использоваться только один банк. Для переключения банков служат контроллеры:

  • 0 — Bank Select MSB (выбор банка, старший байт);
  • 32 — Bank Select LSB (выбор банка, младший байт).

Одни устройства требуют для переключения банков только один из этих контроллеров, другие требуют оба. Поведение некоторых устройств в этом отношении может изменяться в различных режимах работы.

По умолчанию устанавливается нулевой банк. После смены банка обязательна посылка сообщения Program Change для выбора тембра (инструмента). Обработка устройством команды смены банка и инструмента может занять значительное время (десятки миллисекунд и более). Некоторые устройства при получении команд смены банков и инструментов гасят звучащие ноты в канале.

Контроллер Modulation

Задает глубину частотной модуляции в канале. Управление абсолютное. Значение "О" отключает модуляцию, значение "127" устанавливает максимальную глубину. Стандартное значение — "О". Действует на последующие и уже звучащие ноты.

Контроллер Portamento Time

Задает время плавного скольжения от частоты предыдущей ноты до частоты очередной ноты. Управление абсолютное. Значение "0" соответствует минимальному времени, значение "127" — максимальному. Стандартное значение не определено.

Контроллер Main Volume

Задает громкость звучания внутри канала. Управление абсолютное. Стандартное значение — обычно "100". Действует на последующие и уже звучащие ноты.

Контроллер Pan

Задает соотношение уровня стереоканалов (точку стереопанорамы) для канала. Управление абсолютное. Значение "0" — крайняя левая позиция, "64" — средняя, "127" — крайняя правая. Стандартное значение — "64". Действует на последующие и уже звучащие ноты.

Контроллер Expression

Задает степень выразительности звука. Управление абсолютное. На простых инструментах дублирует контроллер Main Volume, который действует и на последующие, и на уже звучащие ноты. На инструментах с развитым синтезом управляет более тонкими параметрами выразительности и действует только на последующие ноты. Стандартное значение — обычно "127".

Контроллер Harmonic Content

Задает добротность (глубину резонанса) фильтра канала, позволяющего подчеркнуть высокочастотные гармоники тембра. Увеличение добротности увеличивает крутизну характеристики фильтра в области среза, усиливая частоты, лежащие непосредственно ниже частоты среза. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение — "64".

Контроллер Release Time

Задает время концевого затухания звучания нот с момента отработки сообщения Note Off (явного или автоматического) до полного исчезновения звука. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение — "64".

Контроллер Attack Time

Задает время начальной атаки — нарастания громкости звучания нот с момента отработки сообщения Note On до максимального значения громкости. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение - "64".

Контроллер Brightness

Задает частоту среза фильтра канала, управляющую ослаблением высоких частот звука. Управление относительное (0, 64, 127). Стандартное значение -"64".


Поделиться с друзьями:

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.