Административно - правовых режимов — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Административно - правовых режимов

2018-01-13 194
Административно - правовых режимов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Наряду с модернизацией общего назначения администра­тивно-правовых режимов и смягчением большинства режимных правил в современных социально-экономических и политических условиях придается особое значение обеспечению прав и свобод граждан, учреждений и организаций, сталкивающихся со сферой реализации конкретных режимов. Обоснованность введения того или иного режима, учет ближайших и дальних общественно - поли­тических, правовых, социальных и других последствий его функцио­нирования - все это должно тщательно взвешиваться в масштабах государства, анализироваться представительными органами с по­мощью соответствующих комитетов, независимых экспертиз, обще­ственных групп и т.п. Поэтому главным гарантом законности и поли­тической целесообразности функционирования действующего или вновь устанавливаемого административного режима является имен­но государство в целом. Это четко выражается в том, что правовой основой для установления и проведения режимных мероприятий, как отмечалось в начале настоящей работы, все более становятся законы и иные нормативно-правовые акты высших органов госу­дарственной власти Российской Федерации1.

Для наиболее полного обеспечения законности и соответст­вующих правовых гарантий в рамках административно - правовых режимов особые требования предъявляются не только к политиче­ской целесообразности законодательных актов, но и к их форме, структуре, содержанию и другим правовым элементам, призванным гарантировать оптимальное ограждение конституционных прав и

1 См.: Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодатель­ству Российской Федерации, их значение и структура // Государство и право. 1996. № 9. С. 90.; Хазанов С.Д. Институт административно-правовых режи­мов в системе административного права // Институты административного права России. - М., 1999. С. 80; Анисимов B.C. Правовые и организацион­ные основы деятельности органов внутренних дел в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера; Дис... канд. юрид. наук.- М., 1997. С. 40-41 и др.

­свобод российских граждан в ходе реализации тех или иных режи­мов.1

К числу основных требований, предъявляемых к законода­тельным актам, относятся следующие:

- безусловная открытость (несекретность) всего комплекса законодательных и подзаконных актов, касающихся правового поло­жения субъектов того или иного административно-правового режи­ма и правоотношений между ними. Так, гражданин, вынужденно (на­пример, при пересечении Государственной границы Российской Фе­дерации) или добровольно (например, поступающий на работу, свя­занную с государственной тайной) попавший в сферу влияния режи­ма, должен не только предполагать (предвидеть), но и абсолютно точно знать весь комплекс требований, предъявляемых к поведению в сфере данного административно-правового режима2, вид контро­ля, допустимые изъятия из комплекса гражданских прав, возможные виды административного воздействия, порядок обжалования неза­конных действий и др. По общему правилу, субъектам (организаци­ям, лицам), вступившим в отношения с режимными органами, необ­ходима заблаговременная подготовка. А она реальна лишь при на­личии открытого, понятного и доступного всем законодательства. В системе административно-правовых режимов возможны и закры­тые подзаконные акты, но они должны иметь лишь организационно-техническое назначение;

1 См.: Гончаров И.В. Обеспечение основных прав и свобод граждан в усло­виях чрезвычайного положения. - М., 1999. С. 23; Мах ИВ. Административ­ный надзор органов внутренних дел в сфере специальных территорий: Дис... канд. юрид. наук. - М., 1991. С 80 и др.

Так, п.1 ст. 15 Закона РФ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» устанавливает, что право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть ог­раничено в случая, если он при допуске к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к государственной тайне в соответствии с Законом Российской Федерации о государственной тайне заключил трудовой договор (контракт), предполагающий временное ограни чение права на выезд из Российской Федерации, при условии, что срок ог­раничения не может превышать пять лет со дня последнего ознакомления лица со сведениями особой важности или совершенно секретными сведе­ниями до истечения срока ограничения, установленного трудовым догово­ром (контрактом) или в соответствии с настоящим Федеральным законом // СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.

- ­содержание законодательных актов по административно-­правовым режимам должно в максимальной степени исчерпывать­весь круг вопросов, касающихся как правового положения субъектов­конкретного режима, так и возможного развития отношений между­ними. Разного рода делегирование прав в виде отсылок к необходи­­мости последующего издания дополнительных ведомственных инст­­рукций по тем или иным существенным правовым элементам режи­­ма должны, по общему правилу, в изначальных законодательных ак­­тах отсутствовать. Если же впоследствии возникает необходимость­урегулировать некоторые вопросы режима на более низком уровне,­то все дополнительные подзаконные акты (инструкции и др.), имею­­щие правовое значение, должны быть утверждены органом, при­­нявшим изначальный пакет норм. Это общее правило, разумеется,­не может быть применено к создаваемым научным комментариям по­практике применения правил и норм того или иного режима;

- содержащиеся в законодательных актах перечни оснований­для возможного применения в ходе реализации конкретного режима­тех или иных мер принуждения (и в особенности мер администра­­тивно-правового воздействия) должны быть исчерпывающими, ис­­ключающими расширительное толкование и ведомственный произ­­вол;

- все меры административного воздействия, содержащиеся в­законодательных актах об административно-правовых режимах,­должны быть введены в конкретные рамки административного про­­цесса, исключающие, с одной стороны, даже незначительные откло­­нения в порядке применения принудительных мер, а с другой - от­­крывающие в случае необходимости официальные условия, порядок­и возможности восстановления нарушений законности и справедли­­вости1;

- любые возможные условия и необходимость массового ог­­раничения или свертывания прав и свобод граждан в рамках кон­­кретных административно-правовых режимов должны быть заранее­предусмотрены в соответствующих законодательных актах (напри­­мер, меры, вводимые в ходе чрезвычайного положения)2.

Изложенные выше правовые условия принятия и реализации законодательства об административно-правовых режимах, а также

1 См.: Розанов И.С. Указ. раб. С. 91.

2 См., в частности: Раздел V Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»­// Ведомости РСФСР. 1991. № 22 Ст. 773.

­ I

­некоторые требования к юридической технике их конструирования не только непосредственно служат интересам прав граждан в сфере того или иного административно-правового режима, но также об­легчают функции прокурорского надзора за реализацией конкретных режимных мероприятий. И, наоборот, нечеткое, недостаточно про­думанное установление режимных правил, а также несоответствие правил, установленных в ведомственных приказах и инструкциях, актах органов исполнительной власти по режимным вопросам, сложность и недостаточная согласованность правовых норм не дают гарантии должного обеспечения безопасности и могут повлечь на­рушения прав граждан1.

В связи с этим рассмотрим порядок и особенности реализа­ции административно-правовых режимов органами внутренних дел.

Законность как принцип деятельности органов внутренних дел выражается в правоохранительном характере самой деятельно­сти органов, а также в ее осуществлении на основе строгого и неук­лонного соблюдения законов и подзаконных нормативно-правовых актов. Обеспечивая безопасность граждан, реализацию администра­тивно-правовых режимов, осуществляя контроль за соблюдением физическими, должностными и юридическими лицами действующего законодательства, предупреждая и пресекая противоправные обще­ственно опасные деяния и привлекая виновных к ответственности за их совершение, органы внутренних дел тем самым укрепляют уста­новленные режимные ограничения, законность и правопорядок.

Вместе с тем решительно пресекая противоправные общест­венно опасные действия, органы внутренних дел должны поступать строго в соответствии с законом и иными нормативно-правовыми актами в пределах своей компетенции и в установленном законода­тельством порядке.

Соблюдение законности в деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов особен­но важно, так как на данные органы возложена обязанность защи­щать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противо­правных посягательств. Как было выше указанно, административ­но-правовые режимы вводятся в том случае, когда иные меры ад­министративно-правового регулирования не могут обеспечить

1 См.: Розанов И.С. Указ. раб. С. 91.

­должный правовой порядок, добиться необходимого правового со­стояния социального объекта.

Органы внутренних дел наделены широкими правами по применению мер принуждения в сфере обеспечения администра­тивно-правовых режимов прежде всего с помощью следующих средств:

- дополнительных запретов и связываний, причем режим не­просто ограничивает какое-либо поведение, но и предусматривает­превентивный контроль за исполнением этого требования;

- специального государственного регулирования, направлен­­ного на установление и поддержание режимных правил - государст­­венной экспертизы, регистрации, лицензирования, государственного­мониторинга;

- разрешительного типа реализации прав и свобод, выполне­­ния хозяйственной деятельности, предполагающего предваритель­­ное обращение с просьбой предоставить возможность осуществить­те или иные права;

- системы контроля и надзора за выполнением режимных­требований физическими и юридическими лицами, а также должно­­стными лицами;

- организационно-технического обеспечения установленных­режимных правил, позволяющих эффективно предупреждать, выяв­­лять и прекращать нарушения. К таким мерам можно отнести ис­­пользование транспортных средств, средств связи, специального­оборудования, предназначенного для досмотра, осмотра местности,

и т.п.1

В связи с этим недопустимо нарушение законности, ибо это означает нарушение конституционных принципов неприкосновенно­сти личности, жилища, свободы передвижений, ущемление законных интересов граждан и юридических лиц и др.

Кроме того, неправомерные действия сотрудников органов внутренних дел подрывают их авторитет, по отдельным нарушениям законности граждане могут неправильно оценивать деятельность милиции, органов внутренних дел в целом. Это, в конечном счете, создает у граждан негативное представление о деятельности всей правоохранительной системы государства.

См. более подробно: Хазанов С.Д. Институт административно-правовых режимов в системе административного права // Институты административ­ного права России. - М., 1999. С. 83.

­Органам внутренних дел запрещается прибегать к обраще­нию, унижающему достоинство человека. Всякое ограничение граж­дан в их правах и свободах допустимо лишь на основаниях и в по­рядке, прямо предусмотренных законом.

Сотрудник органов внутренних дел в случаях ограничения прав и свобод гражданина обязан разъяснить ему основание и по­вод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности.

Принцип законности включает в себя не только право, но и обязанность сотрудников органов внутренних дел совершать юриди­чески значимые действия по обеспечению безопасности. Скажем, неприменение сотрудниками мер к пресечению правонарушения, угрожающего личности, обществу и государству, будет означать на­рушение законности.

Такое поведение сотрудника представляет собой невыпол­нение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязан­ностей и влечет дисциплинарную, а иногда и уголовную ответствен­ность.

Законность требует от каждого сотрудника органов внутрен­них дел строгого соблюдения юридического процессуального поряд­ка совершения тех или иных действий, что обеспечивает точное проведение предписаний правовой нормы в жизнь. Это, как спра­ведливо утверждает А.П. Коренев, не пустая формальность, а необ­ходимость. Правильно понятые правила применения нормы права -гарантия охраны прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, государственных органов и общественных объедине­ний. Большое значение для уяснения сущности законности в адми­нистративной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов имеет вопрос о принципах и требованиях законности.

Принципы законности - это основные идеи и положения, выражающие ее содержание, а требования - то, чего требует закон­ность, то есть правовые предписания, соблюдение и исполнение которых в процессе деятельности по реализации административно-правовых режимов делает поведение (действие) сотрудника закон­ным. К принципам законности относятся: верховенство закона, един-

См.: Коренев А. П. Нормы административного права и их применение - М­ 1978. С. 66.­'7-580 249

­ство законности, недопустимость противопоставления законности и целесообразности, реальность законности.

Верховенство закона заключается в главенстве закона в сис­теме нормативно-правовых актов, в том, что нормотворческая и пра-вореализующая деятельность органов внутренних дел в сфере безопасности осуществляется в соответствии с законами.

Законность должна основываться прежде всего на законода­тельных актах как основных источниках права. Все важнейшие во­просы в обществе, государстве, в особенности вопросы обеспечения общественной и личной безопасности граждан, должны наиболее полно регулироваться законами.

Сфера действия «инструктивного права» должна быть све­дена к минимуму. Акты толкования норм права, устанавливающие способы наиболее точной и полной реализации законов в сфере административно-правовых режимов, не должны противоречить требованиям верховенства закона.

Под единством законности понимается единая направлен­ность правотворчества и правореализации на всей территории дей­ствия соответствующего нормативно-правового акта.

Понимание и реализация нормативных актов по вопросам обеспечения режимных правил должны быть одинаковыми на всей территории, на которую распространяется действие этих актов. Вме­сте с тем применение законов должно осуществляться с учетом спе­цифики территориальных различий и особенностей, складывающих­ся условий обеспечения режимных мероприятий. Это отнюдь не разрушает принцип единства законности.

Гибкость в реализации законов позволяет эффективнее дос­тигать цели, содержащиеся в них.

Недопустимость противопоставления законности и целесо­образности означает возможность выбора в рамках закона наиболее оптимальных, отвечающих целям и задачам деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режи­мов вариантов осуществления правореализующей деятельности. Целесообразность означает, что при реализации нормы важно мак­симально учитывать конкретную обстановку, время, место и усло­вия, своеобразие сложившегося положения, в том числе в чрезвы­чайных условиях.

Целесообразность тесно связана с административным ус­мотрением, под которым подразумевается определенная рамками

­законодательства известная степень свободы органа (должностного лица) в правовом разрешении индивидуального конкретного дела, которая предоставляется в целях принятия оптимального решения по делу1.

Административное усмотрение может выражаться в предос­тавлении сотруднику органов внутренних дел возможности по его усмотрению оценивать юридический факт. Так, при малозначитель­ности совершенного административного правонарушения в сфере того или иного режима сотрудник милиции, уполномоченный решать дело, может согласно ст. 22 КоАП РСФСР освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным заме­чанием. Здесь «малозначительность» определяется по усмотрению сотрудника.

Разновидностью административного усмотрения можно счи­тать также предоставление должностному лицу права по его усмот­рению издавать акт (принимать решение, постановление) на основе свободного выбора одного из нескольких равнозначных, с точки зре­ния законности, вариантов решения дела, предусмотренных нормой права. Например, судья в соответствии со ст. 31 Закона «О чрезвы­чайном положении» может подвергнуть лицо, нарушившее требова­ния режима чрезвычайного положения, штрафу или административ­ному аресту.

Следующая разновидность административного усмотрения выражается в принятии, скажем, сотрудником милиции решения (в совершении действий) на основе «гибких» правовых норм, содер­жащих «растяжимые» формулировки: «принимает неотложные ме­ры», «если имеются достаточные основания», «вправе использовать любые подручные средства» и т.п. Сотрудник сам уясняет смысл и назначение таких понятий. При этом вовсе не значит, что он абсо­лютно свободен в своих действиях. От него требуется такое понима­ние этих формулировок правовых норм, которое имеет наиболее широкое распространение в данный момент в той или иной сфере жизнедеятельности. Использование рассматриваемого вида адми­нистративного усмотрения в сфере административно-правовых ре­жимов имеет наиболее широкое распространение Это обусловлено

Более подробно об административном усмотрении см Коренев А П Указ­раб. С. 72-81; Соловей Ю.П. Усмотрение в административной деятельности­советской милиции: Автореф. дис... канд. юрид. наук. - М, 1982­17* 251

­самим характером возникающих в этой сфере нестандартных ситуа­ций.

Предоставление сотрудникам органов внутренних дел воз­можности дифференцированно подходить к решению вопросов того или иного административно-правового режима позволяет им наибо­лее оптимально претворять нормы права в жизнь. Однако гибкость нормы права имеет свои границы, выходить за пределы которых сотрудники не должны.

Следовательно, сотрудники органов внутренних дел не дей­ствуют абсолютно свободно. Административное усмотрение всегда носит правовой характер, является правовым усмотрением. Его применение возможно при условии соблюдения определенных тре­бований: административное усмотрение всегда должно осуществ­ляться в рамках закона; может быть использовано в целях наиболее эффективного, целесообразного, оптимального осуществления ад­министративной и иной деятельности органов внутренних дел; акт, принятый на основе усмотрения, должен преследовать ту цель, для достижения которой законодатель дал сотруднику правомочие дей­ствовать по своему усмотрению; акт на основе административного усмотрения должен содержать в себе мотивы, побудившие право­применителя воспользоваться правом усмотрения1.

Таким образом, административное усмотрение в деятельно­сти органов внутренних дел ничего общего не имеет со «свобод­ным» усмотрением. Оно осуществляется в рамках закона.

Реальность законности как принцип означает достижение фактического исполнения предписаний правовых норм в деятельно­сти милиции и неотвратимости ответственности за любое их нару­шение.

Требование законности отражает ее направленность, кото­рая обусловлена содержанием правовых норм. В отличие от прин­ципов, выражающих содержание и сущность законности, требования связаны с определенными, конкретными видами деятельности по обеспечению административно-правовых режимов, скажем, требо­вание защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственно­сти от противоправных посягательств, применения мер администра­тивного и иного принуждения в установленном порядке и т.п. В тре­бованиях находят свое выражение принципы законности.

1 См.: Коренев А.П. Указ. раб. С. 78-79. 252

­ г

­Способы обеспечения законности в административной дея­тельности органов внутренних дел по обеспечению режимных меро­приятий включают: контроль; прокурорский надзор; обжалование неправомерных действий сотрудников органов внутренних дел; от­ветственность сотрудников органов внутренних дел.

За административной деятельностью органов внутренних дел, в том числе и деятельностью по обеспечению того или иного административно-правового режима осуществляется внешний и внутренний контроль. Внешний контроль осуществляют в пределах установленной законом компетенции органы исполнительной власти и местного самоуправления, суды.

Контрольные функции за деятельностью органов внутренних дел осуществляют: Президент Российской Федерации, Правитель­ство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъек­тов Российской Федерации (президенты и правительства республик в составе России, администрация края, области, Москвы, Санкт-Петербурга, автономного образования).

Указанные органы исполнительной власти осуществляют контроль за состоянием законности в органах внутренних дел путем изучения различных материалов, истребования от органов внутрен­них дел письменных отчетов, справок о принимаемых мерах по ук­реплению законности, изучения общественного мнения о работе милиции и других органов по материалам печати, жалобам и заяв­лениям о нарушении прав и законных интересов граждан, предпри­ятий, учреждений и организаций. Контрольные функции осуществ­ляются посредством заслушивания руководителей органов внутрен­них дел о состоянии законности в их работе, деятельности по обес­печению общественной и личной безопасности граждан и другим вопросам. Заслушивание в органе исполнительной власти может проводиться как коллективно (на совещаниях, коллегиях и т.п.), так и индивидуально, путем вызова руководителя органа внутренних дел в орган исполнительной власти.

Осуществляя контроль за работой органов внутренних дел, органы исполнительной власти не могут вмешиваться в уголовно-процессуальную, оперативно-розыскную деятельность и в производ­ство по делам об административных правонарушениях1.

­ 1 См.: Кондратов Б.П. Общественная безопасность и административно-правовые средства ее обеспечения. - М., 1998. С. 284

­

Контроль за соблюдением законности в административной деятельности милиции общественной безопасности осуществляют в пределах своих полномочий органы местного самоуправления. Их формы контроля аналогичны формам контроля за законностью в деятельности милиции, используемым органами исполнительной власти.

К внешнему контролю за законностью в административной деятельности органов внутренних дел относится также судебный контроль. Этот вид контроля осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.

Конституционный Суд Российской Федерации рассматрива­ет, в частности, дела, связанные с индивидуальными или коллектив­ными жалобами граждан о нарушениях их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению зако­на в том или ином деле. В процессе рассмотрения дел Конституци­онный Суд Российской Федерации вправе требовать от органов, ор­ганизаций и лиц представления текстов правовых актов, документов, сведений и других материалов; проведения проверок, экспертиз; дачу консультаций и т.п. Эти требования обязательны для тех, кому они адресованы.

Если при рассмотрении жалоб граждан и юридических лиц, связанных с нарушением их конституционных прав и свобод, Консти­туционный Суд признает не соответствующим Конституции Россий­ской Федерации применяемый закон или правоприменительный акт, то это является основанием для обязательного пересмотра данного дела соответствующим компетентным органом и восстановления нарушенного права.

Разрешая дела в пределах своей компетенции, Конституци­онный Суд Российской Федерации тем самым обеспечивает закон­ность в Российской Федерации, в ее различных сферах жизнедея­тельности, в том числе в сфере реализации административно-правовых режимов.

Суды общей юрисдикции осуществляют судопроизводство по гражданским, уголовным, административным и иным делам. При рассмотрении названных дел суд, решая дело по существу, рас­сматривает с позиции закона правомерность действий органов ис­полнительной власти, должностных лиц, осуществляет контроль за их деятельностью. Если при рассмотрении дела суд обнаружит на-

­рушения законности в работе органа, то он вправе вынести частное определение в адрес руководителя органа, в том числе и органа внутренних дел, который должен в течение месяца рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах. Частное определение является правовой формой реагирования суда на нарушения законности. В необходимых случаях суд принимает меры к привлечению виновных к ответственности.

Важные функции по обеспечению законности в администра­тивной деятельности органов внутренних дел выполняет суд при рассмотрении жалоб граждан и должностных лиц на постановления органов внутренних дел о наложении административных взысканий. Установив обоснованность жалобы, суд признает обжалуемое по­становление о наложении взыскания незаконным, обязывает удов­летворить требования заявителя, отменяет примененную к нему ме­ру ответственности.

В процессе рассмотрения жалоб граждан и должностных лиц и принятия по ним решений суд осуществляет контроль за деятель­ностью органов внутренних дел и их должностных лиц, сотрудников в сфере производства по делам об административных правонару­шениях, в том числе о правонарушениях, посягающих на общест­венную и личную безопасность граждан, за законностью действий, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел, и издаваемых ими актов. Таким образом, суд обеспечивает законность в админи­стративной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов.

Судебный контроль осуществляют также арбитражные суды. Это касается разрешения споров, вытекающих из гражданских пра­воотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления. Разрешая споры, арбитражный суд выполняет важные задачи по защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей и юридических лиц, по укреплению законности. Однако роль арбитражных судов в обеспечении законности в адми­нистративной деятельности органов внутренних дел по обеспечению административно-правовых режимов не столь значительна

Внутренний (внутриведомственный) контроль за законностью в административной деятельности органов внутренних дел осущест­вляют руководители этих органов, а вышестоящие органы контроли­руют деятельность нижестоящих органов внутренних дел Контроль за законностью осуществляется в трех наиболее распространенных

­формах: непосредственная проверка соблюдения законности испол­нителями на местах (в подразделениях и службах); изучение ин­формационных материалов, характеризующих соблюдение законно­сти в административной деятельности по обеспечению обществен­ной безопасности; заслушивание руководителей административных служб милиции о соблюдении законности.

Непосредственная проверка соблюдения законности испол­нителями проводится начальником органа (подразделения, службы), например, проверка соблюдения законности при несении милицио­нерами патрульно-постовой службы, при применении мер админист­ративного предупреждения для предотвращения угрозы обществен­ной безопасности, при задержании и доставлении граждан и др.

Изучение информационных материалов, характеризующих соблюдение законности в административной деятельности органов внутренних дел, включает в себя: систематический анализ опера­тивной и статистической информации о состоянии законности в ад­министративной деятельности подчиненных подразделений, служб и сотрудников; изучение дел об административных правонарушениях, характеризующих работу сотрудников; изучение жалоб и заявлений граждан о нарушении их прав и законных интересов сотрудниками административных служб милиции и других служб органов внутрен­них дел; изучение дисциплинарной практики; заслушивание началь­ников о состоянии законности в руководимых ими административных службах и подразделениях милиции на заседаниях коллегий, опера­тивных совещаниях вышестоящих органов внутренних дел.

Рассматривая различные формы контроля за законностью, следует иметь в виду, что каждая из них имеет свои достоинства и недостатки. Важно умело сочетать различные формы контроля с учетом реальных возможностей. Методами ведомственного контро­ля являются: оперативный контроль, комплексные и контрольные проверки по результатам комплексных проверок, а также контроль за деятельностью органов внутренних дел при рассмотрении жалоб на действия сотрудников.

Оперативный (повседневный) контроль - составная часть непосредственного руководства подчиненными подразделениями, службами, сотрудниками.

Комплексные проверки - это контроль, охватывающий все направления в работе проверяемого органа, как правило, за опре­деленный период.

­Контрольные проверки проводятся обычно через год после комплексных с целью контроля за устранением недостатков, выяв­ленных в процессе комплексных проверок, а также реализацией вы­несенных проверяющим органом предложений по совершенствова­нию работы.

При разбирательстве жалоб на действия сотрудников следу­ет соблюдать требования о недопустимости передачи жалобы на рассмотрение тому органу (должностному лицу), действия которого обжалуются.

Внутриведомственный контроль осуществляется не только с целью выявления нарушений законности, но и содействия восста­новлению нормального режима работы, устранению выявленных недостатков, а также для стимулирования деятельности подчинен­ных органов (должностных лиц). Поэтому по результатам контроль­ной деятельности могут применяться поощрительные меры либо меры дисциплинарной и иной ответственности. Контролирующий орган (должностное лицо) может в соответствии со своей компетен­цией применять поощрение или налагать дисциплинарное взыска­ние либо ходатайствовать об этом, а также отменять или ходатайст­вовать об отмене незаконных актов.

Согласно Закону РФ «О прокуратуре Российской Федера­ции»1 предметом прокурорского надзора является исполнение зако­нов федеральными министерствами и ведомствами, представитель­ными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, орга­нами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов.

Из этого следует, что органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов органами внутренних дел. Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе по предъ­явлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и в помещения органов внутренних дел, иметь доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах наруше­ния закона.

1 СЗРФ. 1999. №7. Ст. 878.

­Прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод, привлечении к ответ­ственности лиц, нарушивших закон, и возмещении причиненного ущерба. При наличии факта правонарушения прокурор возбуждает уголовное дело или дело об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности.

Прокурор проверяет законность административного задер­жания граждан и должностных лиц сотрудниками милиции и приме­нения уполномоченными сотрудниками органов внутренних дел мер воздействия за совершение административных правонарушений, в том числе совершенных в сфере общественной безопасности.

Прокурор производит проверку законности содержания за­держанных в органах внутренних дел. Он посещает места содержа­ния задержанных при органах внутренних дел, совершает обход по­мещений, опрос задержанных и знакомится с документами о задер­жании и содержании граждан. При обнаружении нарушений требует их устранения, а также имеет право требовать объяснения у соот­ветствующих сотрудников по поводу обнаруженных нарушений. Про­курор освобождает своим постановлением лиц, незаконно подверг­нутых административному задержанию на основании несудебных решений, опротестовывает противоречащие закону правовые акты, может обращаться в суд с требованием о признании таких актов не­действительными, вносит представления об устранении нарушений закона.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением органами внутренних дел законодательства об ответственности за административные правонарушения. Они проверяют законность привлечения к ответственности и наложения на виновных лиц адми­нистративных взысканий.

Способом обеспечения законности является право обжало­вания неправомерных действий и решений сотрудников органов внутренних дел. Каждый гражданин, считающий, что действие или бездействие сотрудника привело к нарушению его прав и свобод, созданию препятствий для осуществления гражданином его прав и свобод, возложению на него незаконно какой-либо обязанности, а также незаконному привлечению к какой-либо ответственности, вправе обжаловать это действие или бездействие. Жалоба может быть направлена в вышестоящий орган внутренних дел или в суд.

­ Установив обоснованность жалобы, компетентный орган признает обжалуемое действие (решение) незаконным, обязывает удовлетворить требования гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права и законные интересы1.

Руководители органов внутренних дел обязаны систематиче­ски проверять состояние работы по рассмотрению предложений, заявлений и жалоб граждан в подчиненных им подразделениях и службах, принимать меры к устранению причин и условий, порож­дающих нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан, вызывающих поступление заявлений и жалоб в органы внутренних

дел.

За противоправные действия или бездействие, приведшие к нарушению прав и законных интересов физических, должностных и юридических лиц, виновные сотрудники органов внутренних дел не­сут установленную законом дисциплинарную или уголовную ответ­ственность. Основания и порядок привлечения сотрудников к дисци­плинарной ответственности определены законодательством о про­хождении службы в органах внутренних дел. Уголовная ответствен­ность наступает за преступления, предусмотренные соответствую­щей главой Уголовного кодекса Российской Федерации. Вред, при­чиненный физическим и юридическим лицам сотрудником органов внутренних дел, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским и гражданско-процессуальным законодательством.

Таковы основные способы и условия обеспечения законно­сти в ходе установления и реализации административно-правовых режимов органами внутренних дел.


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.064 с.