Тема занятия: Человек как предмет философского исследования — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Тема занятия: Человек как предмет философского исследования

2018-01-14 191
Тема занятия: Человек как предмет философского исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель занятия: раскрыть философские подходы к определению сущности человека, дать определение понятию «антропосоциогенез», рассмотреть единство природного и социального в человеке, раскрыть особенности социализации личности, выявить роль ценностных ориентаций в формировании личности.

Организационная форма занятия: семинар- презентация

Вопросы, выносимые на обсуждение:

 

1. Историко-философские подходы к определению сущности человека.

2. Единство природного и общественного в человеке.

3. Индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность, права и обязанности личности.

 

Методические рекомендации

Основные понятия, необходимые для усвоения темы: человек, личность, антропосоциогенез, индивид, индивидуальность, свобода, ответственность, права, обязанности, саморазвитие личности, ценностные ориентации.

При ответе на первый вопрос необходимо раскрыть историко-философские интерпретации сущности человека, выявить особенности раннефилософских подходов к проблеме человека и указать на их отличие от новоевропейских и современных; обозначит проблемы, которые рассматриваются философской антропологией. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- ГЛ7.

Во втором вопросе занятия важно уяснить, что человек представляет собой сложную биосоциальную структуру, охватывающую широкий спектр его жизнедеятельности – от физиологической до социальной. Необходимо раскрыть основные предпосылки существования человека и выявить роль мышления и языка в процессе его развития. Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

В третьем вопросе необходимо раскрыть содержание понятий человек, индивидуальность, личность и указать на их различие; рассмотреть основные философские учения о личности (С.Л.Франк, Л.П.Карсавин, И.А.Ильин, Н.А.Бердяев); показать, каким образом происходит становление личности, раскрыть содержание понятия «социализация». В этом вопросе также необходимо рассмотреть проблему ценностей человеческого существования, объяснить смысл терминов «смысл жизни», «свобода», «ответственность»; показать роль нравственных, эстетических и религиозных ценностей в процессе становления личности.Для этого необходимо познакомиться со следующей учебной литературой: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–Раздел6,гл1; Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

 

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2012.

2. Губин В.Д. Философия. Учебник. – М.: Проспект, 2011.

3. Демина Л.А., Бучило Н.Ф. Философия для бакалавров (юристов) М.: Проспект, 2012.

4. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

5. Михалкин Н.В., Михалкин А.Н. Философия права: учебное пособие для студентов, обучающихся по направлению "Юриспруденция" – М.: Юрайт, 2011.

6. Спиркин А. М. Философия. Учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012.

7. Философия: учебник / Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

4. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.

 

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml

5. Электронная гуманитарная библиотека. Философия познания и науки // http://www.gumfak.ru/filos_html/kanke/kanke09.shtml

6. philosophy.ru/library - электронная библиотека Института философии РАН.

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Каковы причины нарастания к антропологической проблематике?

2. Чем различались образы человека, создаваемые в разные исторические эпохи?

3. Какие проблемы рассматриваются в философской антропологии?

4. Какие теории антропосоциогенеза вам известны?

5. Каких точек зрения придерживаются философы по вопросу о соотношении биологического и социального в природе человека?

6. Приведите собственные примеры, показывающие, что проблема соотношения биологического и социального оказывает воздействие на современные споры о природе человека?

7. Что такое ценности? Как называется часть философии
изучающая ценности?

8. Почему только в XX веке появилось развитое учение о ценностях?

9. Каково содержание «золотого правила нравственности»?

10. Что изучает эстетика? Что вы считаете прекрасным и почему?

11. Что является для вас высшей инстанцией ответственности: Бог, совесть, начальники, друзья, другие люди? Аргументируйте свой ответ.

12. В романе «Тошнота» Ж.-П.Сартр писал: «Ад – это другие…» как, по вашему мнению, французский философ относится к проблеме взаимоотношения общества и индивида?

 

Темы для подготовки презентаций

1. Образ человека в философии.

2. Роль личности в истории.

3. Смысл человеческой жизни.

4. Человек в сфере культуры.

5. Наука и нравственность.

6. Искусство как высшее выражение творческих способностей человека.

7. Образ человека в искусстве.

8. Человек в мире нравственных отношений.

9. Рационализм и свободомыслие.

10. Религия как явление мировой культуры.

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.