Тема занятия:Зарождение и формирование философских учений — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Тема занятия:Зарождение и формирование философских учений

2018-01-14 293
Тема занятия:Зарождение и формирование философских учений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель занятия: определить культурно-исторические предпосылки возникновения философских учений; выявить особенности древнеиндийской и древнекитайской философии; показать эволюцию философских учений в эпоху античности и их влияние на дальнейшее развитие европейской науки.

Организационная форма занятия: семинар

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

2. Древнекитайская философия: ее характерные черты и основные школы.

3. Проблема первоосновы и развития мира в первых греческих философских школах и философских учениях.

4. Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель.

5. Особенности философии эллинизма и Древнего Рима.

 

Методические рекомендации

Прежде всего, студенту необходимо усвоить основные понятия темы: Веды, культ, буддизм, джайнизм, нирвана, конфуцианство, ян, инь, дао, хаос, порядок, атомизм, софистика, космоцентризм, категория, микрокосмос, макрокосмос, натурфилософия, пантеизм, атом, диалектика, бытие, эйдос, материя, объективный идеализм, метафизика, этика.

При ответе на первый вопрос необходимо определить предпосылки возникновения первых философских учений. При раскрытии древнеиндийской философии важно указать на ее символико-религиозный характер, отметить роль Вед в формировании философских учений. В данном контексте студенту необходимо уяснить, что такое Веды, каково их значение для развития мировой культуры. Также необходимо охарактеризовать основные школы: ортодоксальные (миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята, чарвака). Для полного усвоения вопроса необходимо использовать учебники: ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001. – С. 33-97; Магомедов А.А. История философии.–Ставрополь,2000.–С.42-54.

Усвоение китайской философии (второй вопрос) следует начать с рассмотрения историко-культурных особенностей древнекитайского государства. Это важно для того, чтобы понять смысл и назначение философии Древнего Китая. Далее необходимо раскрыть особенности основных философских школ: даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, школы имен. Важно обратить внимание на то, что характерной чертой древнекитайской философии является утверждение универсального дуализма мира, т.е. деление его на два противоположных начала: инь и ян. Для этого следует обратиться к следующей учебной литературе: ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001. – С. 97-155; Магомедов А.А. История философии.–Ставрополь,2000.–С.54-65.

При ответе на третий вопрос студенту необходимо указать на основные периоды развития античной философии, отметить уровень влияния восточных цивилизаций на формирование античной культуры, охарактеризовать ранние греческие философские школы, выявить особенности философствования ранней античности.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо помнить, что классический период античной философии представлен именами Сократа, Платона и Аристотеля. Далее следует охарактеризовать этико-антропологическое учение Сократа, уяснить соотношение мира идей и мира вещей в онтологии Платона, выявить характерные черты метафизики Аристотеля.

В пятом вопросе студент должен раскрыть особенности таких философских школ эллинистического периода, как: эпикуреизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, скептицизм. Для глубокого усвоения философии Античности следует обратиться к учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008. –С.18-82; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.23-53.

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

2. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.

4. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

 

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Антология мировой философии: Древний восток. – Мн.: Харвест; М.: ООО «издательство АСТ», 2001.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., Высшая школа, 2005.

4. Ахутин А.В. Античные начала философии. – СПб., Наука, 2007.

5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.

6. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

7. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

8. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998.

9. ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001.

10. Шохин В.К. Брахманистская философия.– М., 2003.

11. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – М., 2006.

Интернет-ресурсы

1. Античная литература, поэзия и философия http://ancient.myriads.ru/

2. Античная философия http://philo-sophy.ru/lib/antic/

3. Античная философия Древней Греции http://www.antica.lt/page-id-388.html

4. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия http://www.nsu.ru/classics/Wolf/kalam.htm

5. ГалушкоВ. Г. Постижение внутреннего мира человека в
античной культуре и философии http://credonew.ru/content/view/735/32/

6. Философия Античности и Средних веков. Курс лекций http://filo-edu.ru/index.html

7. Философы древности http://www.philosoma.ru/

8. История восточной философии: Учебное пособие. – М.: ИФРАН, 1998. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000597/index.shtml

9. Философия Древней Индии и Китая. – Володина Н.А., Макеева Е.А. Философия. Учебное пособие. – Пенза, 2008 – http://filosok.narod.ru/glava2.html

10. Философия Древнего Китая - http://ds-brotherhood.narod.ru/drkit.html

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Какую роль в формировании философских учений Древнего Востока сыграла религия? В чем состоит символико-религиозный смысл ранних форм философствования?

2. Какая древнеиндийская форма мировоззрения дает систему избавления человека от страданий? Аргументируйте свой ответ.

3. Какой смысл придавали индийские отшельники – философы аскетической практике?

4. Каково современное значение йоги как философской школы?

5. В чем вы видите основное различие даосизма и конфуцианства? Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

6. Охарактеризуйте ключевые направления философской мысли Античности. Как менялся предмет философии в Античности?

7. Почему идеи Сократа являются актуальными для нашего времени?

8. Каким образом отражено духовное состояние позднего античного общества в философских школах соответствующего периода?

9. Каково влияние философских учений Античности на развитие европейской науки? Аргументируйте свой ответ.

10. Многие первые философы были одновременно и естествоиспытателями, много сделавшими для развития естествознания. Чем объясняется такая тесная связь естественнонаучного и философского знания?

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.006 с.