Тема занятия: Философия, ее предмет и место в культуре — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема занятия: Философия, ее предмет и место в культуре

2018-01-14 252
Тема занятия: Философия, ее предмет и место в культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе СКФУ

______________________________

"__" _____________2012г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ФИЛОСОФИЯ

Направление подготовки 030900.62 - Юриспруденция

Профиль подготовки – Международно-правовой, Государственно-правовой

Квалификация выпускника - бакалавр

Изучается в 3 семестре

Учебный план 2012 года

Объем занятий:итого 3з.е. 108ч.
В т. ч. аудиторных 1.8з.е. 64 ч.
Из них:
В т. ч. аудиторных 1.8 з.е. 64 ч.
Лекций 0.9 з.е. 32 ч.
Практических занятий 0.9 з.е. 32ч.
Экзамены 1 з.е. 36 ч.
Самостоятельная работа 0.2 з.е. 8 ч.
    Экзамен 3 семестр
СОГЛАСОВАНО: РАЗРАБОТАНО:
Зав. кафедрой конституционного и международного права __________________ Мухачев И.В.     "__" _____________ 20____ г.   Директор юридического института ___________________Смирнов Д.А. "__" _____________ 20____ г.   Рассмотрено УМК юридического института "__" _____________ 20_____ г. протокол ____________ Председатель УМК____________   Ставрополь, 2012 Зав. кафедрой философии __________________Ерохин А.М. "__" ____________ 20____ г.   Должность разработчика: профессор _________________ Черникова В.Е. "__" ____________ 20____ г.   Рекомендовано к размещению на образовательном портале СКФУ ______________________________ ФИО "__" ____________ 20____ г.  

МИНИCTEPCTBO ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

по направлению подготовки

Юриспруденция

Профиль – Государственно-правовой

Квалификация (степень)

Бакалавр

Форма обучения

Очная

Учебный план 2012г.

 

 

Ставрополь,2012

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие  
2. Учебно-тематический план дисциплины  
     
     
3. Темы курса  
     
3.1 Философия, ее предмет и место в культуре  
  Раздел 1. История философии  
3.2 Зарождение и формирование философских учений  
3.3 Философия Средневековья и Возрождения  
3.4 Философия Нового времени  
     
3.5 Немецкая классическая философия  
3.6 Современная философия  
3.7 Отечественная философия  
  Раздел 2. Теоретические основания философии  
3.8 Философская онтология  
3.9 Фундаментальные основания бытия  
3.10 Проблема сознания в философии  
3.11 Теория познания  
3.12 Научное познание  
3.13 Учение о развитии  
  Раздел 3. Человек, общество, культура  
3.14 Человек как предмет философского исследования  
3.15 Философское учение об обществе  
3.16 Культура и цивилизация  
3.17 Философские проблемы права  
     
     
     
     
     
     
     
     
       

 

Предисловие

Цели освоения дисциплины.

Основными целями освоения курса «Философия» являются: формирование представлений о специфике философии как способе познания и духовного освоения мира, основных разделах современного философского знания, философских проблемах и методах их исследования; приобщение студентов к историческому опыту мировой философской мысли; совершенствование навыков самостоятельного аналитического мышления в сфере гуманитарного знания, выработка навыков работы с оригинальными и адаптированными философскими текстами; формирование у студентов системы ценностей, способствующих их самореализации в современных условиях.

Изучение дисциплины направлено на развитие навыков критического восприятия и оценки источников информации;умения творчески мыслить, логически аргументировать свою мировоззренческую позицию;усвоение основных философско-правовых проблем с целью расширения компетентности, кругозора и эрудиции; понимание социальной значимости философии и её роли в развитии личности и подготовке к профессиональной деятельности юриста.

Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата: дисциплина цикла ГСЭ.

Специальные требования к входным знаниям, умениям и компетенциям студента связаны с умением работать с оригинальной литературой, анализировать научные тексты.

Дисциплина «Философия» является предшествующей для специальных философских дисциплин: логики, социальной философии, культурологии, философии права, философии и методологии науки, методологии права.

Требования к уровню знаний, умений и готовностям студентов, приступившим к изучению дисциплины следующие:владеть приемами дискуссии, диалога, иметь навыки самостоятельной работы с учебной литературой.

Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Философия»:

- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3);

-быть способным использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

- быть способным анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).

В проведении семинарских занятий использованы интерактивные формы, такие как: коммуникативно-диалоговые технологии (дискуссия, студенческая конференция), проблемно-поисковые (разработка и защита творческих проектов).

Структура семинарского занятия включает: цель, форму проведения, вопросы для обсуждения, методические рекомендации для студентов, список основной и дополнительной литературы, Интернет-ресурсы, задания для контроля владения компетенциями.

 

Учебно-тематический план дисциплины

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по разделам дисциплины) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практические занятия Лабораторные работы СРС
  Введение.Философия, ее предмет и место в культуре       - - Контрольная работа
Раздел 1. История философии
  Зарождение и формирование философских учений       - - Устный опрос
  Философия Средневековья и Возрождения       - - Семинар – презентация  
  Философия Нового времени       - - Тестирование Комментарий философских текстов
  Немецкая классическая философия       -   Устный опрос Комментарий философских текстов Проверка подготовленных рефератов
  Современная философия       - - Тестирование Создание творческих проектов
  Отечественная философия       - - Семинар-дискуссия Итоговая контрольная работа
  Раздел 2. Теоретические основания философии
  Философская онтология       -   Обсуждение вопросов занятия Контрольная работа
  Фундаментальные свойства бытия       - - Фиксированные выступления студентов по теме занятия
  Проблема сознания в философии       -   Обсуждение письменных рефератов. Создание творческих проектов по теме«Правовое сознание и правовая культура»  
  Теория познания       - - Контрольный опрос
  Научное познание       - - Семинар «Круглый стол»
  Учение оразвитии       - - Тестирование
Раздел 3. Человек, общество, культура
  Человек как предмет философского исследования       - - Семинар-презентация
  Философское учение об обществе       - - Фиксированные выступления студентов по теме занятия
  Культура и цивилизация     - -   Самостоятельная подготовка эссе
  Философские проблемы права   -   - - Студенческая конференция
  Итоговая аттестация           Экзамен 36 час.
  ИТОГО       -    

ТЕМЫ КУРСА

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие мировоззрения, его структура и исторические типы. Философское мировоззрение.

2. Предмет философии.

3. Функции философии.

Методические рекомендации

Приступая к подготовке к занятию, студент, прежде всего, должен усвоить основные понятия темы: философия, мировоззрение, методология, мифология, религия, онтология, гносеология, материализм, идеализм, диалектика, метафизика, синергетика, аксиология.

Рассмотрение первого вопроса следует начать с объяснения сущности мировоззрения как обобщенной системы взглядов на мир и человека. Далее следует раскрыть основные стороны мировоззрения: эмоционально-психологическую и познавательно-интеллектуальную, а также основные типы мировоззрения (мифологическое, религиозное, жизненно-практическое, философское). При изучении философского мировоззрения следует уяснить его особенности. (Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. Учебник для вузов. – М., 2008. – С.4-14; Фролов И.Т.Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.– С.7-11).

При подготовке ко второму вопросу важно уяснить, что представления о предмете философии имеют свою эволюцию, то есть понимание предмета философии постоянно изменялось и уточнялось. Деление развития философии на два исторических этапа: этап классической философии и этап неклассической философии способствовало формированию различных представлений о предмете. Детальное рассмотрение данного вопроса дано в учебнике: Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.2-10.

При подготовке к третьему вопросу необходимо исходить из того, что философия – это многофункциональная наука. Студент должен раскрыть особенности мировоззренческих (гуманистической, социально-аксиологической, культурно-воспитательной) и методологических (эвристической, координирующей, интегрирующей, логико-гносеологической) функций, их социокультурную направленность. Для этого следует обратиться к учебникам: Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. – М., 2008. – С.4-28; Фролов И.Т. Введение в философию.–http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php.- С.31-34.

 

Литература

Основная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М.: Проспект, 2008.

2. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.

3. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

4. Философия: учебник / Под. Ред. Кохановского В.П. – Ростов н/Д.: Феникс, 2011.

 

Дополнительная

1. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.

2. Философия для бакалавров / Под ред. В.И. Пржиленского. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

3. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005

Источники

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. – М., 1990.

3. Ортега-и-ГассетХ. Что такое философия? – М.,1991.

4. Хайдеггер М. Что такое – философия? // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

 

Интернет – ресурсы

1. http://society.polbu.ru/alekseev_philosophy/ch23_i.html - Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник

2. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kuzn/index.php - Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Момджян К.Х., Миронов В.В. Философия

3. http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/frol/index.php - Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова.

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Какие исторические типы мировоззрения предшествовали философии? Почему философия является высшим историческим типом мировоззрения?

2. Каким требованиям должно отвечать мировоззрение, чтобы стать философией?

3. Почему религию и мифологию считают истоками философии? Что между ними общего?

4. Охарактеризуйте взаимосвязь философии и науки. Каковы характерные черты, признаки и критерии научного знания?

5. В чем состоит практический смысл изучения философии? Почему философские проблемы не утратили свою актуальность в настоящее время?

6. В чем, на ваш взгляд состоит воспитательная функция философии? Какую роль играет философия в воспитании толерантности и согласия в современном мире?

7. Каково место философии в современной культуре?

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Основные школы и направления древнеиндийской философии: ортодоксальные (астика) и неортодоксальные (настика).

2. Древнекитайская философия: ее характерные черты и основные школы.

3. Проблема первоосновы и развития мира в первых греческих философских школах и философских учениях.

4. Классический период древнегреческой философии: Сократ, Платон, Аристотель.

5. Особенности философии эллинизма и Древнего Рима.

 

Методические рекомендации

Прежде всего, студенту необходимо усвоить основные понятия темы: Веды, культ, буддизм, джайнизм, нирвана, конфуцианство, ян, инь, дао, хаос, порядок, атомизм, софистика, космоцентризм, категория, микрокосмос, макрокосмос, натурфилософия, пантеизм, атом, диалектика, бытие, эйдос, материя, объективный идеализм, метафизика, этика.

При ответе на первый вопрос необходимо определить предпосылки возникновения первых философских учений. При раскрытии древнеиндийской философии важно указать на ее символико-религиозный характер, отметить роль Вед в формировании философских учений. В данном контексте студенту необходимо уяснить, что такое Веды, каково их значение для развития мировой культуры. Также необходимо охарактеризовать основные школы: ортодоксальные (миманса, ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, локаята, чарвака). Для полного усвоения вопроса необходимо использовать учебники: ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001. – С. 33-97; Магомедов А.А. История философии.–Ставрополь,2000.–С.42-54.

Усвоение китайской философии (второй вопрос) следует начать с рассмотрения историко-культурных особенностей древнекитайского государства. Это важно для того, чтобы понять смысл и назначение философии Древнего Китая. Далее необходимо раскрыть особенности основных философских школ: даосизма, конфуцианства, моизма, легизма, школы имен. Важно обратить внимание на то, что характерной чертой древнекитайской философии является утверждение универсального дуализма мира, т.е. деление его на два противоположных начала: инь и ян. Для этого следует обратиться к следующей учебной литературе: ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001. – С. 97-155; Магомедов А.А. История философии.–Ставрополь,2000.–С.54-65.

При ответе на третий вопрос студенту необходимо указать на основные периоды развития античной философии, отметить уровень влияния восточных цивилизаций на формирование античной культуры, охарактеризовать ранние греческие философские школы, выявить особенности философствования ранней античности.

При подготовке к четвертому вопросу необходимо помнить, что классический период античной философии представлен именами Сократа, Платона и Аристотеля. Далее следует охарактеризовать этико-антропологическое учение Сократа, уяснить соотношение мира идей и мира вещей в онтологии Платона, выявить характерные черты метафизики Аристотеля.

В пятом вопросе студент должен раскрыть особенности таких философских школ эллинистического периода, как: эпикуреизм, стоицизм, кинизм, неоплатонизм, скептицизм. Для глубокого усвоения философии Античности следует обратиться к учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008. –С.18-82; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.23-53.

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

2. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.

4. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

 

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Антология мировой философии: Древний восток. – Мн.: Харвест; М.: ООО «издательство АСТ», 2001.

3. Асмус В.Ф. Античная философия. – М., Высшая школа, 2005.

4. Ахутин А.В. Античные начала философии. – СПб., Наука, 2007.

5. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.

6. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

7. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

8. Фэнь Ю-лань. Краткая история китайской философии. – СПб., 1998.

9. ЧанышевА.Н.Философия Древнего мира. - М., 2001.

10. Шохин В.К. Брахманистская философия.– М., 2003.

11. Щуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – М., 2006.

Интернет-ресурсы

1. Античная литература, поэзия и философия http://ancient.myriads.ru/

2. Античная философия http://philo-sophy.ru/lib/antic/

3. Античная философия Древней Греции http://www.antica.lt/page-id-388.html

4. Вольф М.Н. Средневековая арабская философия http://www.nsu.ru/classics/Wolf/kalam.htm

5. ГалушкоВ. Г. Постижение внутреннего мира человека в
античной культуре и философии http://credonew.ru/content/view/735/32/

6. Философия Античности и Средних веков. Курс лекций http://filo-edu.ru/index.html

7. Философы древности http://www.philosoma.ru/

8. История восточной философии: Учебное пособие. – М.: ИФРАН, 1998. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000597/index.shtml

9. Философия Древней Индии и Китая. – Володина Н.А., Макеева Е.А. Философия. Учебное пособие. – Пенза, 2008 – http://filosok.narod.ru/glava2.html

10. Философия Древнего Китая - http://ds-brotherhood.narod.ru/drkit.html

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Какую роль в формировании философских учений Древнего Востока сыграла религия? В чем состоит символико-религиозный смысл ранних форм философствования?

2. Какая древнеиндийская форма мировоззрения дает систему избавления человека от страданий? Аргументируйте свой ответ.

3. Какой смысл придавали индийские отшельники – философы аскетической практике?

4. Каково современное значение йоги как философской школы?

5. В чем вы видите основное различие даосизма и конфуцианства? Можно ли назвать даосизм оппозиционным мировоззрением?

6. Охарактеризуйте ключевые направления философской мысли Античности. Как менялся предмет философии в Античности?

7. Почему идеи Сократа являются актуальными для нашего времени?

8. Каким образом отражено духовное состояние позднего античного общества в философских школах соответствующего периода?

9. Каково влияние философских учений Античности на развитие европейской науки? Аргументируйте свой ответ.

10. Многие первые философы были одновременно и естествоиспытателями, много сделавшими для развития естествознания. Чем объясняется такая тесная связь естественнонаучного и философского знания?

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

 

1. Основные черты средневековой философии. Патристика и схоластика.

2. Проблема универсалий в средневековой схоластике. Номинализм и реализм.

3. Философские учения Фомы Аквинского и Августина Блаженного.

4. Философия эпохи Возрождения, ее основные идеи и черты.

 

Методические рекомендации

Прежде всего, студенту необходимо усвоить основные понятия темы: теоцентризм, универсалии, номинализм, реализм, патристика, схоластика, креационизм, теология, теория «двойной истины», идея Творения, идея Откровения, теодицея, пантеизм, антропоцентризм, гуманизм, экзегетика.

При подготовке к первому вопросу студенту важно уяснить, что Средневековье – это эпоха утверждения христианства как особой формы духовной культуры. Далее необходимо объяснить сущность следующих понятий средневековой философии: провиденциализм, креационизм, откровение, творение, а также охарактеризовать основные направления: патристику и схоластику. С этой целью необходимо обратиться к следующей учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.82-105; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.53-74; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-.С.205-229.

Изучение второго вопроса необходимо начать с уяснения терминов: универсалии, номинализм, реализм. Далее следует выявить особенности учений представителей номинализма (Росцелин) и реализма (Иоанн Скот, Эриуген, Фома Аквинский и др.); рассмотреть проблему соотношения веры и разума. Обратить внимание на те учения, которые выступали против крайностей номинализма и реализма (П.Абеляр).

Ответ на третий вопрос предполагает анализ философских взглядов наиболее ярких представителей средневековой философии: Аврелия Августина (Блаженного) – представителя патристики, создателя целостного учения христианского философствования и Фомы Аквинского, который считается самым авторитетным мыслителем Средневековья. Необходимо проанализировать основные идеи философии Ф.Аквинского: принцип божественного откровения, соотношение веры и разума, проблема Бога и природы, человека и души, общества и истории. С целью детального изучения философии Средневековья следует обратиться к учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.82-105; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.53-74; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-.С.205-257.

При ответе на четвертый вопрос важно знать особенности социально-политической и культурной жизни эпохи Ренессанса. Необходимо подчеркнуть экономические изменения в обществе, понять каким образом они повлияли на формирование новых духовных основ. Далее следует перейти к характеристике философских и научных идей мыслителей эпохи Возрождения: философско-онтологических концепций человека как центра космической иерархии бытия (Н.Кузанский), идеи свободы воли (Н.Макиавелли), утопических концепций (Т.Мор, Т.Кампанелла), натурфилософских идей Леонардо да Винчи, гуманизма (Данте Алигьери, Ф.Петрарка, Л.Валла). С этой целью следует обратиться к учебной литературе: Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.105-110; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.74-86; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-.С.269-288.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

2. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.

4. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

 

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.

3. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.

4. Космос и душа: Учения о Вселенной и человеке в Античности и в Средние века / под ред. П.П. Гайденко, В.В. Петрова. – М., Прогресс – Традиция, 2005.

5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

6. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Средневековая философия http://society.polbu.ru/kirilenko_philosophy/ch06_i.html

5. Особенности средневековой философии http://www.sunhome.ru/philosophy/1220

6. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли) http://society.polbu.ru/reale_westphilomiddle/ch18_i.html

7. Спиркин А.Г. Философия Электронный учебник. http://www.gumfak.ru/filos_html/spirkin/content.shtml

8. Средневековая философия. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/filos_html/gubin/conten.shtml

9. Теоцентризм средневековой философии http://ayp.ru/shpargalki/Philosofiya/Page-14.php

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. Охарактеризуйте основные черты философии Средневековья. В чем проявляется теоцентризм средневекового мировоззрения?

2. Какие черты средневековой философии сохранили свою актуальность?

3. Возможно ли соотнести реализм с идеализмом, а номинализм с материализмом? Аргументируйте свой ответ.

4. В чем состоит различие позиций номиналистов и реалистов?

5. Какое отношение к античной культуре и античной философии сформировалось в период становления христианской апологетики?

6. Каким образом экономические изменения в обществе повлияли на формирование философии эпохи Возрождения?

7. В чем выражается переход от теоцентризма к антропоцентризму? В чем состоит отличие антропоцентризма Возрождения от антропоцентризма современности?

8. Почему доминирующим аспектом философии Возрождения является эстетический? Приведите примеры.

9. Почему в искусстве Возрождения большинство сюжетов взяты из Библии? Назовите произведения и их авторов.

 

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Научная революция XVII века и проблемы метода познания. Эмпиризм Ф.Бэкона и рационализм Р.Декарта.

2. Учение о субстанции Р.Декарта, Б.Спинозы, Г.Лейбница.

3. Субъективный идеализм и сенсуализм в философии Нового времени.

4. Философские идеи Просвещения.

 

Методические рекомендации

Основные понятия, необходимые для усвоения темы: рационализм, эмпиризм, субстанция, метод, дуализм, плюрализм, монизм, сенсуализм, модус, монадология, рефлексия, атрибут, Просвещение, индукция, дедукция.

В первом вопросе важно указать на роль естествознания в развитии общества, отметить общие черты философии Нового времени, выявить основные проблемы. Далее необходимо охарактеризовать философские взгляды Ф.Бэкона как основоположника эмпиризма и Р.Декарта – основоположника рационализм, рассмотреть их учения о методе. С этой целью необходимо обратиться к учебной литературе:Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.114-116, 119-121; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.86-195; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-.С.2909-319, 312-329.

Во втором вопросе требуется проанализировать философские подходы к проблеме субстанции в учениях Декарта, Лейбница, Спинозы. Анализируя философскую систему Р.Декарта, важно обратить внимание на проблемы познания и науки, а также выявить особенности дуализма Декарта. Далее следует рассмотреть монизм Б.Спинозы и плюрализм Г.Лейбница, который воспринимает действительность как совокупность монад.

В третьем вопросе необходимо проанализировать субъективно-идеалистические взгляды Дж.Беркли и агностицизм Д.Юма, уяснить специфику механистического материализма Т.Гоббса, охарактеризовать особенности сенсуализма Дж.Локка, утверждавшего что все наши знания мы черпаем из опыта и ощущений. Детальное изложение новоевропейской философии представлено в следующей учебной литературе:

Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.114-132; Философия: Учебник для вузов /Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.86-195; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-С.288-360.

В четвертом вопросе необходимо уяснить идеи Просвещения, проанализировать вопрос о взаимосвязи науки и религии. Важно рассмотреть учение «идеолога Просвещения» Вольтера, взгляды Монтескье на человека, теорию «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Далее следует охарактеризовать особенности французского материализма XVIII века, (Ламетри, Гольбах, Гельвеций, Дидро), постановку проблемы развития природы, чувственного и рационального познания, единства гармонии личных и общественных интересов и др.

 

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

2. Марков Б.В. Философия. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2009.

3. Спиркин А.Г. Философия: учебник.–М.: Гардарики,2008

4. Философия: Учебник. / Под ред. Т.Ю.Сидориной, В.Д. Губина. – 4-е изд. – М.: Гардарики, 2008.

 

Дополнительная

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Хрестоматия по философии. – М., 2004.

2. Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия: Учебное пособие. – М., 2003.

3. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум.– М.: Прогресс-Традиция, 2003.

4. История философии: Энциклопедия. – Мн.: Интерпрессервис, 2002.

5. Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.

6. Рассел Б. История западной философии.- Новосибирск. 2001.

7. Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.

8. Философский словарь /под ред. И.Т. Фролова. – М., 2008.

 

Интернет-ресурсы

1. Портал «Гуманитарное образование» http://www.humanities.edu.ru/

2. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://school-collection.edu.ru/

4. Канке В. Философия. Философия познания и науки // http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/08.php

5. Реале Д., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: Средневековье (от Библейского послания до Макиавелли) - http://society.polbu.ru/reale_westphilomiddle/ch18_i.html

6. Теория познания и философия науки. Общие проблемы теории познания. Структура науки. Илларионов С.В. // http://artema.fopf.mipt.ru/lib/phil/ill.html

7. Электронная библиотека философа – книги, учебники, тексты, словари, статьи -http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php

 

 

Задания для развития и контроля владения компетенциями

1. В чем заключается отличие философии Нового времени от предшествующих этапов развития философии? Ответ аргументируйте.

2. Какова роль учений Р.Декарта для последующего развития философии? Какие аспекты учения Декарта важны для современной науки?

3. Т.Гоббс утверждал: «Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей, с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты».

4. Какие логически противоречия имеются в приведенном определении?

5. К каким последствиям, по вашему мнению, они могут привести?

6. Каково основное содержание монадологии Г.Лейбница?

7. Как французские просветители XVIII понимали природу, человека и общества?

8. Каковы особенности размышлений Вольтера о свободе? Могут ли они быть актуальными сегодня?

 

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Общая характеристика немецкой классической философии и ее представители.

2. Критическая философия И.Канта.

3. Объективный идеализм Г.В.Ф.Гегеля.

4. Антропологический материализм Л.Фейербаха.

 

 

Методические рекомендации

Основные понятия, необходимые для усвоения темы: субстанция, движение, априорное знание, апостериорное знание, «вещь в себе», чистый разум, практический разум, всеобщая целесообразность, агностицизм, Абсолютная идея, ноумен, феномен, категорический императив, трансцендентное, трансцендентальное, антиномии, самосознание, тождество, диалектический метод.

При ответе на первый вопрос необходимо проанализировать социокультурную ситуацию в Германии XVIII в.- начале XIXв., показать особенности ее отражения в философских системах немецкой классической философии. Далее следует назвать основные этапы развития классической философии, ее представителей, охарактеризовать содержание их философских систем.

Во втором вопросе важно уяснить основные проблемы докритического и критического периодов И.Канта, проанализировать основные положения теории познания, рассмотреть ступени познания и виды знания, объяснить сущность агностицизма Канта, его учение об антиномиях, раскрыть учение о категориях. Далее следует обратить внимание на этическую составляющую философии Канта, основанную на поиске истины и высших нравственных ценностей. Здесь важно объяснить смысл сформулированного им нравственного закона или категорического императива. В заключение необходимо объяснить суть учения о всеобщей целесообразности.

При рассмотрении идеалистической философской системы Г.В.Ф. Гегеля (третий вопрос) важно проанализировать понятие Абсолютной Идеи и стадии ее развития; пояснить суть тождества мышления и бытия как исходного принципа философии Гегеля, охарактеризовать диалектику, обратить внимание на гегелевскую характеристику основных законов, принципов и категорий диалектики, рассмотреть суть диалектического метода.

При ответе на четвертый вопрос необходимо обратить внимание на критику Фейербахом предшествующей философии, особенно гегелевской. В качестве основы философии Фейербаха выступает человек как «Я по отношению к другому Я», как часть природы. Далее следует охарактеризовать материалистический подход Фейербаха к проблеме познания и отличие его от кантовского подхода, объяснить интерпретацию нравственных проблем, его отношение к религии и Богу. Л.Фейербах известен как основоположник антропологического материализма. Детальное изложение классической философии представлено в учебниках:Спиркин А.Г. Философия: учебник. – М., Гардарики, 2008.– С.42-167; Философия: Учебник для вузов/ Под общ. Ред. В.В.Миронова.–М.:Норма,2005.–С.111-138; Магомедов А.А. История философии. Учебное пособие. – Ставрополь, 2000.-С.391-472.

 

 

Литература

Основная

1. Введение в философию. Учебник для вузов / Под ред. И.Т. Фролова. – М., 2007.

2. Канке В.А. Философия: исторический и систематический курс. Учебник для вузов. – М., 2007.

3. Марков Б.В. Филосо


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.