Работа редакции с авторским активом — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Работа редакции с авторским активом

2018-01-14 549
Работа редакции с авторским активом 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

И читательской почтой


Газетная практика показывает: чем больше у редакции авторов (вне штата редакции), тем легче ее работать и освещать разнообразные стороны текущей действительности. Выше уже говорились о деятельности собственного корреспондента. Без хорошо налаженной сети местных информаторов, консультантов, журналистов, которые и составляют его авторский актив, он не сможет вовремя собрать и передать в редакцию необходимую информацию. Именно эти помощники позволяют журналисту экономить свое время, рационально используя его на освещении жизни региона. То же самое можно сказать и о сотруднике, работающем в штате редакции. Тематические направления, которые он ведет, будут освещаться на должном уровне только в том случае, если он привлечет знающих, компетентных специалистов. В одиночку, даже будь он семи пядей во лбу, журналисту не справиться со всем объемом работы. Вот почему так ценятся опытные журналисты, которые наработали за время пребывания в редакции широкие авторские связи. Они в любой момент могут найти человека, который напишет для редакции необходимый материал. Это их профессиональный, творческий капитал, который наживается годами. Уходя из одной газеты в другую, такой сотрудник уносит с собой и весь свой «авторский багаж», оголяя в газете целые участки и направления.

В редакционной текучке эта деятельность называется весьма буднично - организационная и редакторская работа с авторским активом. Она не так заметна, как личное литературное творчество. Журналист долго работает с автором, объясняя ему цель газетного выступления, его желательное содержание, форму, затем правит принесенный материал и, возможно, неоднократно, добиваясь от автора глубины отражения темы, точности, ясности и образности языка. Бывает, что на подготовку авторского материала времени уходит гораздо больше, чем на написание собственного, но этот труд остается читателем незамеченным, потому что под материалом на полосе будет стоять фамилия автора.

В годы реформ многие газеты отошли от серьезной работы с авторами. Журналисты старались обо всем писать сами, публикуя по несколько собственных материалов на одной полосе и зарабатывая на гонорарах. Такая практика особенно распространилась в массовых информационно-коммерческих газетах, где не надо было глубоко вникать в сложные социальные, экономические, политические проблемы. Здесь не требуют аналитических материалов, главное лицо редакции – разбитной репортер, работающий в информационных жанрах, вовремя приносящий жареные факты, информацию о скандалах, светской жизни, всевозможных тусовках и т.д. Именно сюда хлынули непрофессионалы, увидев, как легко работать в журналистике.

Серьезные газеты, наоборот, увидели в расширении авторских связей дополнительные возможности закрепления на рынке периодических изданий. Они активно используют советский багаж форм работы с редакционным активом (корректируя его в связи с требованиями сегодняшнего дня), осваивают новые формы и методы, появившиеся в условиях рынка. Часть из них - суды над газетой, «живые газеты» - уже давно стала историей (их функции в определенной мере выполняют читательские конференции, устные выпуски журналов). Другая часть - рабселькоровские посты и рейды, общественные приемные, бюро по расследованию жалоб трудящихся, выездные редакции – исчезла с началом реформ. А вот авторские советы, нештатные отделы и корреспондентские пункты, общественные редколлегии, фотоклубы, литературные студии, нештатные социологические отделы и секторы продолжают действовать и сегодня.

Авторский совет – совещательный орган при отраслевом отделе, состоит из специалистов данной отрасли. Помогает сотрудникам редакции в перспективном тематическом планировании работы отдела, активно участвует в обсуждении актуальных проблем отрасли. Члены совета обычно являются нештатными корреспондентами газеты.

Нештатный отдел дает возможность расширить круг освещаемых газетой вопросов, помочь штатным подразделениям более широко и всесторонне разрабатывать собственную проблематику. Этот отдел организуют из наиболее активных авторов, специалистов той отрасли, которую призван освещать отдел.

Нештатный корреспондентский пункт создается в районе, городе, где редакция не имеет своего штатного собкора. Нештатные корреспонденты принимают на местах посетителей, расследуют факты, сообщаемые читателями. Редакция поручает им конкретные задания.

Общественная редколлегия – совещательный орган при редакторе многотиражной, районной, городской газеты, состоит из авторитетных людей, активных авторов газеты, чье мнение учитывают при разработке редакционных планов, обсуждении важных будущих публикаций.

Фотоклуб – объединение фотолюбителей при редакции. Его цель – развитие их репортерских способностей, художественного вкуса, мастерства, обеспечение с их помощью широкого притока разнообразных фотоиллюстраций на газетные полосы.

Литературная студия – объединение самодеятельных поэтов, прозаиков, которые организуют выпуски литературных страниц в газете.

Нештатные социологические отделы и секторы – в них участвуют профессиональные социологи, которые помогают газете проводить те или иные социологические исследования, касающиеся главным образом изучения читательской аудитории.

Авторский актив редакции складывается из нескольких групп:

 


  • информаторы – люди, которые сами не выступают в газете, а лишь сообщают журналистам о событиях, интересных для редакции, о новостях в различных сферах общественной жизни. Благодаря информаторам отдел новостей вовремя освещает те или иные факты, явления, а газета шагает в ногу с жизнью, успешно конкурируя с другими изданиями. Своих информаторов редакция старается иметь во всех основных государственных органах управления, общественных организациях, в других структурах, которые представляю общественный интерес. Сегодня услуги информатора редакция оплачивает, причем иногда довольно высоко, так как его сообщения в новых рыночных условиях представляют собой ценный информационный товар;

  • консультанты – люди, компетентные в различных областях знания, эксперты, к которым сотрудники редакции обращаются за консультацией, советом при подготовке материала к печати, когда у редакции не хватает собственных знаний или возникают какие-либо сомнения. Консультанты могут выступать и авторами публикаций, темы которых связаны с их профессиональными занятиями и интересами. Их статьи, как правило, пользуются авторитетом у читательской аудитории;

  • авторы – люди, постоянно выступающие с публикациями в газете по определенной тематике, в которой они компетентны. Редакционные работники часто обращаются к ним с просьбой подготовить оперативное сообщение – заметку, корреспонденцию, написать статью на актуальную тему, принять участие в дискуссии на страницах газеты, прислать отклик на какое-либо выступление газеты. Авторы, благодаря тесному сотрудничеству с редакцией, имеют определенный опыт в газетных жанрах, владении пером, что упрощает редактирование их материалов;

  • общественные корреспонденты – наиболее подготовленная часть авторов, которые активно участвуют в работе редакции, ее нештатных подразделений – отделов, корпунктов, общественных редколлегий, фотоклубов, литобъединений. В районных, многотиражных газетах они являются тем резервом, из которого редакция готовит себе кадры штатных работников.


Роль авторского актива особенно велика в местной и низовой прессе - районной, городской, многотиражной газете. Небольшие по численности редакционные коллективы не в состоянии без помощи актива полноценно освещать окружающую действительность. В некоторых фабрично-заводских, вузовских многотиражных газетах в штате значится лишь одна должность – редактора. Он должен так организовать работу редакции, чтобы редакционный портфель имел определенный запас материалов, чтобы газета была наполнена содержательными публикациями, выделялась привлекательным графическим лицом. Основной творческий резерв в таких газетах – местные авторы. Они фактически выполняют работу корреспондентов, занимаются подготовкой и выпуском издания, начиная от планирования и заканчивая вычиткой сверстанных полос. Вот почему во многих редакциях уделяют большое внимание учебе авторского актива, начиная от индивидуальной работы журналиста с автором над материалом и заканчивая коллективными формами обучения – тематическими семинарами, отраслевыми совещаниями при редакции.

Каждый журналист по мере необходимости создает вокруг себя собственный круг авторов. В него входят люди разных возрастов, разных профессий, чаще всего тех, которые соответствуют профилю отдела. Так, у сотрудников сельскохозяйственного отдела в авторском активе будут агрономы, животноводы, фермеры. В числе авторов отдела культуры и искусства – работники учреждений культуры, художники, артисты. Таким образом, каждое творческое подразделение выступает в качестве основного организатора авторского актива по определенной тематике. Чем шире круг авторов, тем легче и оперативнее отдел собирает необходимую информацию, тем разностороннее факты, которыми он оперирует. В зависимости от профиля отдела в составе его авторов может быть больше тех или иных специализаций. Так, больше всего информаторов у отделов новостей, информации и спорта. С отделами науки, экономики активно сотрудничают консультанты. Отраслевые отделы создают широкую сеть авторов. Общественные корреспонденты заняты в нештатных подразделениях редакции.

Для того чтобы автор быстро выполнял задание отдела, хорошо знал требования, которые предъявляются к материалу, с ним важно беседовать лично или вести переписку, т.е. держать постоянно связь. Опытным авторам с большим стажем сотрудничества редакция, зная их творческие возможности, прямо заказывает материалы на интересующие ее темы, в конкретных жанрах. В качестве таких опытных авторов часто выступают журналисты, вышедшие на пенсию, но не порывающие связей со своим коллективом, со своей профессией. Нередко главный редактор поручает им возглавить какое-либо нештатное подразделение редакции, например, общественную приемную, отдел по проверке действенности публикаций, консультационный пункт.

Чтобы расширять и укреплять свой авторский актив, редакция стимулирует его деятельность. Наиболее активные авторы ко Дню печати награждаются подарками, денежными премиями, победители творческих конкурсов – призами. И это не случайно

Работа с читательскими письмами имеет большую историю в отечественной журналистике. Дореволюционные нелегальные газеты, которые издавались русскими социал-демократами за границей, испытывали большой дефицит в информации из России. У них не было финансов, чтобы содержать здесь собственных корреспондентов. Поэтому был найден простой, но эффективных выход: над газетой должны работать в качестве авторов и ее читатели. Редакционные коллективы, состоящие из нескольких человек, сумели организовать регулярный приток писем от рабочих разных регионов империи, в которых сообщались последние политические, экономические, культурные новости. В результате большевистские газеты стали наполняться рабочими корреспонденциями, заметками, хроникальными сообщениями. Труд журналистов пролетарских газет строился не столько на написании собственных материалов, сколько на правке авторских. За два года издания «Правды» в ней было опубликовано более 16 тысяч корреспонденций и 200 статей рабочих. По воспоминаниям современников, люди посторонние выражали свое изумление по поводу этой массы сообщений и говорили о чрезвычайно широкой постановке в газете хроникерского дела, они никак не могли поверить, что никакой хроникерской организации в редакции нет и все сообщения пишутся самими рабочими.

После Октябрьской революции практика корреспондирования рабочих в газеты не только не уменьшилась, а наоборот, стала поощряться новой властью, которая хотела с помощью участия в печати привлечь население к демократическим формам управления обществом, контролю масс над государственным и партийным аппаратом. Однако низкая общая культура народа, большая неграмотность не позволили тогда это сделать. Вместе с тем, эти идеи частично воплотились в деятельности рабселькоровского движения, активными участниками которого стали рабочие и сельские корреспонденты, сотрудничавшие с газетами на общественных началах. Партийный аппарат старался поддержать это движение с помощью постановлений. Он вменил в обязанность редакциям газет развивать связи с рабселькорами, с читательским активом, контролировал их работу с письмами трудящихся. От редакций требовалось своевременно использовать письма в печати, чтобы предложения читателей не оставались без внимания. Редакционная почта должна была рассматриваться как важное средство связи партии с массами, как форма участия населения в управлении государственными делами, а также форма выражения общественного мнения, богатый источник информации о жизни народа. Эти требования закрепились в сознании нескольких поколений советских журналистов, а также и в общественном мнении. Письмо в редакцию в глазах населения считалось более действенной формой добиться какого-то решения от власти или государственного учреждения, общественной организации, чем такое же письмо в партийные или государственные органы. Широкая огласка в печати, взятие письма редакцией под свой контроль, заставляли чиновников решать проблемы, не откладывая их в долгий ящик.

По подсчетам социологов, в начале 1980-х гг. почти 10% взрослого населения страны (от 16 лет и старше) обращались в редакции газет, 2 % — на радио, 3 % — на телевидение. Они предлагали новые темы, указывали источники недостатков, писали о передовом опыте. Около 6 % населения, или почти 13 млн человек, непосредственно выступали в качестве авторов материалов СМИ.

В ходе перестройки активность аудитории, ее стремление к гласности, критике негативных явлений, недостатков, поиску путей их преодоления значительно увеличились. Журнал «Коммунист», например, за первые три месяца 1987 г. получил столько же писем, сколько за весь 1984 г. Рост писем наметился в 1985 г. Увеличилось и число подписчиков периодической печати. Участие аудитории в деятельности СМИ измерялось не только количеством поступивших в редакцию писем, но и непосредственной помощью в производстве информации. Например, «Вечерний Ленинград» публиковал свои телефоны, по которым читатели могли сообщать газете какие-либо новости. После проверки работниками редакции эти сообщения публиковались на страницах газеты. Социологи считают, что вероятность усвоения информации зависит не только от ее качества, уровня образования читателей, но и от степени их причастности к созданию и распространению этой информации. Отсюда следует вывод: эффективность массовых коммуникаций во многом определяется включенностью в информационный процесс аудитории, тем, в какой мере сами люди участвуют в этом процессе. Аудитория, подчеркивают социологи, не пассивный объект воздействия системы СМИ, она носитель активного начала в развитии коммуникативного процесса. Ее духовные потребности и интересы являются мощным социальным фактором развития средств массовой информации.

Практика показывала, что наиболее интересны были те газеты, которые большую часть своей площади отдавали читателям, где они могли высказывать свои точки зрения, отстаивать их, убеждать. Дискуссии, которые вели читатели на страницах газет, сделали эти издания наиболее популярными у аудитории. «Литературная газета», «Комсомольская правда», «Правда», «Труд», «Строительная газета» завели на своих страницах от 11 до 17 рубрик, под которыми публиковали материалы читателей. Почему же были так популярны именно «читательские» рубрики? При сравнении публикаций журналистов и читателей на одну и ту же тему оказывалось, что читательские материалы и разностороннее, и мыслями богаче. Они отличались большей проблемностью, критичностью. Авторский актив районной газеты, например, давал почти столько же комментирующих материалов, сколько все остальные источники этого типа издания вместе взятые.

В своем первом номере 1987 г. «Литературная газета» объявила конкурс «Соавтор», попросив читателей назвать темы и проблемы, которые они считают необходимым обсудить на страницах газеты в течение года. На конкурс поступило более 2000 писем, причем каждый автор назвал не одну, а сразу несколько тем. Сотрудники газеты признались, что не ожидали такого количества предложений. Тщательно проанализировав их, они составили список из 114 тем. Читатели предложили газете долгосрочную программу выступлений по вопросам, касающимся практически всех сторон жизни общества. По мнению газетчиков, эта программа в течение года была выполнена примерно на 80 %. От такого сотрудничества читателей и журналистов содержание газеты заметно улучшилось. Редакция предложила своей аудитории сделать конкурс «Соавтор» постоянно действующим в «Литературной газете» («Лит. газета», 1987, 23 дек.). Еще один пример активности читательской аудитории: за четыре месяца обсуждения проекта Конституции СССР в 1977 г. редакция газеты «Правда» получил 30 510 писем читателей, в которых содержалось 46 тысяч предложений. В окончательном тексте Конституции было учтено 200 предложений, опубликованных в «Правде». Деятельность конституционного отдела наглядно доказала, что читательская аудитория — активный субъект информационного процесса, а ее творческие возможности при умело поставленной редакцией организационно-массовой работе неисчерпаемы.

С развалом КПСС, переходом общества к рыночным отношениям работа редакции с письмами стала необязательной и многие журналистские коллективы с облегчением отказались от нее, т.к. отделы писем зачастую выполняли роль своеобразных пересылочных почтовых пунктов, сотрудники которых тратили огромное время и силы на ознакомление с письмами, ответы их авторам, направление писем с жалобами в соответствующие инстанции. В выходных данных многих газет появилось сообщение о том, что редакция не вступает в переписку с читателями. «Московский комсомолец» сообщал, что «редакция знакомится с письмами читателей, не вступая в переписку». «Независимая газета» писала, что «редакция не располагает возможностями вести частную переписку, давать юридические консультации и выступать ходатаем в официальных учреждениях».

Однако сегодня многие редакции вынуждены пересматривать свои взгляды. Отказавшись от использования редакционной почты, они лишили себя важного источника информации (иногда в письмах можно найти такие факты, которых нельзя получить никаким иным способом). Кроме того редакции добровольно лишили себя надежного канала обратной связи, которая позволяла журналистам наблюдать реакцию аудитории на те или иные публикации, вовремя откликаться на нее. Но самое главное – в рыночных условиях анализ читательской почты является важной частью редакционно-издательского маркетинга. Наряду с социологическими исследованиями аудитории, ее анкетированием, опросами, читательскими конференциями, круглыми столами, фестивалями и праздниками газеты редакционная почта дает журналистам много полезных сведений. Причем, если названные выше методы маркетинга требуют довольно большой организации и проводятся не очень часто, то читательская почта идет самотеком непрерывно, редакция может ее только усиливать дополнительными организационными мероприятиями, направлять в нужное ей русло. С распространением Интернета, электронной почты работа редакции с письмами, связи с их авторами значительно упрощаются. Активно использует электронную почту редакция «Известий», которую публикует целыми колонками. Она задает читателям через газету тему и предлагает откликнуться по электронному или почтовому адресу. При этом она стимулирует приток писем, объявив конкурс на лучшее из них, которое будет отмечено денежным призом. Многие читатели оставляют под своей подписью электронный адрес. Это дает возможность всем, кто заинтересовался тем или иным письмом, тут же связаться с автором, минуя посредничество газеты.

Социологические исследования, подчеркивают авторы учебного пособия «Работа с письмами в редакции», зафиксировали следующие цели обращения в редакцию:

 


  • стремление к самовыражению, общественному признанию, творческим целям;

  • сообщение редакции и всей аудитории новых и важных фактов, привлечение к ним общественного внимания;

  • желание поделиться своими чувствами и мыслями по интересующей проблеме, высказать свое мнение, предложение по ее решению;

  • стремление повлиять, воздействовать с помощью редакции на работу различных организаций, т.е. принять участие в управлении государственными и общественными делами;

  • желание высказать свое мнение, отношение к работе редакции, к выступлениям газеты, повлиять на ее работу;

  • стремление получить от редакции, ее сотрудников какую-либо информацию (познавательного, практического, справочного характера) или совет в сложной ситуации, помощь в социальной ориентации личности;

  • желание установить общение с журналистами как с заочными собеседниками, облегчить свое психологическое состояние.


Работа с почтой возложена на отдел писем. Однако в некоторых газетах ею занимаются и руководители – главный редактор или его заместитель. Будучи в курсе всех первостепенных задач газеты, он первым просматривает почту и рассылает письма по отделам, с пометкой степени их важности и сроками подготовки к печати. Такая постановка дела позволяет своевременно откликаться на мысли и предложения читателей, оперативно реагировать на события и явления общественной жизни. Кроме того, она исключает накопление и задержку писем в отделах, воспитывает культуру работы с письмом. Отдел писем также выполняет руководящую роль в работе редакции с читательской почтой. Он принимает, обрабатывает (учитывает тематику, географию, характер письма, социальный состав авторов), затем передает в другие отделы либо оставляет себе для дальнейшей работы. Сотрудники отдела готовят их к публикации, пишут на их основе обзоры, составляют подборки. С.В. Цукасов предлагал следующую организацию работы в отделе писем. Отдел целесообразно формировать из трех групп. Первая ведет учет писем – фиксирует их прохождение во всех отделах, следит за соблюдением сроков работы с почтой, контролирует получение ответов от внешних организаций. Вторая группа читает, изучает, анализирует письма, готовит обзоры, распределяет письма по отделам. Третья, литературная группа готовит к печати подборки, полосы писем, обзоры, материалы, охватывая тематику, которая не входит в пределы компетенции других отделов. При этом письма, особенно критические, перед публикацией обязательно проверяются. Такая структура отдела касается крупных газет. В районных изданиях он зачастую насчитывает одного-двух человек.

Отдел писем следит за работой над письмами в других творческих подразделениях, контролирует сроки их подготовки к печати, контролирует действенность опубликованных писем. Критериями для публикации писем служат:

 


  • актуальность,

  • общественная значимость,

  • соответствие направлениям газеты.


Кроме писем в чистом, так сказать, виде, на газетной полосе используются и журналистские жанры, в основе которых тоже находятся письма. Прежде всего, это обзор писем. Он экономичен, так как на небольшой газетной площади позволяет дать представление о содержании и характере многих писем, о позициях и мнениях авторов, о том, что их волнует и что они предлагают для решения тех или иных проблем. В обзоре журналист может привести наиболее выразительные строки из писем, процитировать отдельные мысли. Обзор концентрирует в себе содержание десятков писем. Он может быть информационным, рассказывающим о редакционной почте, полученной за неделю, месяц, квартал, или тематическим, посвященным письмам на одну тему, или аналитическим, дающим оценку взглядам и мнениям авторов. Особое внимание читателей привлекают проблемные обзоры писем, авторы которых на основе анализа редакционной почты ставят острые социальные вопросы, выясняют причины их возникновения и фактами же из писем обосновывают свои выводы и предложения.

Еще одна газетная форма – комментарий журналиста или редакции к читательскому письму. Он позволяет редакции выразить свое отношений к содержанию письма, поддержать автора или не согласиться с ним. Чтобы повысить значение комментария, редакция поручает сделать его эксперту, специалисту, компетентному в данной вопросе. Широко используемой ныне формой является интервью на основе читательских писем. Оно строится на вопросах, которые наиболее часто повторяются в редакционной почте (по поводу плохой работы той или иной организации, учреждения, например, или по поводу творческой деятельности эстрадной «звезды» и т.д.).

Подводя итог, нужно сказать, что работа с письмами читателей не потеряла своего значения для журналистов. Теперь уже не вышестоящий издатель заставляет их работать с редакционной почтой, а они сами стимулирует приток писем в редакцию, чтобы грамотно строить свою маркетинговую политику, укрепляться на информационном рынке.

Лекция №17.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.