Оценка экономико-географического положения страны — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Оценка экономико-географического положения страны

2018-01-14 488
Оценка экономико-географического положения страны 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Занятие 1

Оценка экономико-географического положения страны

Цель занятия: изучить содержание и структуру понятия «экономико-географическое положение страны»; усвоить план анализа ЭГП страны; составить карту–схему «Экономико-географическое положение страны» (на примере любой из стран региона); научиться сопоставлять ЭГП страны с отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

Задания для домашней подготовки: изучить и законспектировать следующие работы: Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии (М., Мысль, 1980, с.126-159); Маергойз И.М. Об изучении современного экономико-географического положения стран (География в школе. 1975, №5); Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика (М. Мысль. 1973, с. 141-145).

Вопросы для собеседования:

1. Дать определение понятия «экономико-географическое положение страны».

2. Раскрыть содержание понятия «экономико-географическое положение».

Задания для работы в аудитории.

Оборудование: стенная политическая карта Европы, стенная экономическая карта Европы, географические атласы для учителя, школьные атласы, набор контурных карт.

После собеседования студенты обозначают на контурных картах границы выбранной страны, подписывают пограничные страны, показывают важнейшие порты и железнодорожные узлы, а также морские, речные пути и каналы.

Далее проводится работа по оценке и анализу ЭГП выбранной ими страны.

Результаты записываются в таблицу I.

По окончании работы подводятся итоги, каждый студент делает сообщение об ЭГП выбранной им страны.

 

 

Таблица 1

Анализ экономико–географического положения страны

План анализа ЭГП Важнейшие элементы ЭГП страны и оценка их воздействия на развитие хозяйства страны
1. Политико-географическое положение (отношение соседних стран к военным блокам, характер их межгосударственных отношений с изучаемой страной  
2. Транспортно-географическое положение (положение по отношения к международным транспортным магистралям – железнодорожным, морским, трубопроводным, воздушным) и его влияние на участие в международном разделении труда.  
3. Положение по отношению к важнейшим сырьевым базам за пределами страны и рынкам сбыта своей продукции.  
4. Оценка возможностей и экономического сотрудничества и развития пограничных районов.  

Составлено по: Н.А.Войлошникова. Практикум по экономической и социальной географии зарубежных стран. М., Просвещение, 1987, с.52.

Занятие 2

Характеристика населения стран Центральной и Восточной Европы.

Цели занятия: изучить динамику численности стран региона, проследить изменения в уровне и темпах урбанизации, выяснить основные черты размещения населения, полово-возрастного и этнического состава.

Задания для домашней подготовки: изучить соответствующий раздел в лекциях, а также раздел «Население» в учебном пособии В.В.Вольского «Социально-экономическая география зарубежного мира», М., Крон-Пресс, 2007 г. Вспомнить из курса «География населения» основные понятия, характеризующие динамику численности населения (естественный прирост, рождаемость, смертность, эмиграция, иммиграция, «демографический взрыв», типы воспроизводства населения). Подготовить сообщения на тему «Национальные проблемы и пути их решения в странах Центральной и Восточной Европы».

Задания для работы в аудитории.

Оборудование: атласы для учителя и школьные атласы, статистический сборник «Россия и страны мира» 2014г. Росстат.

После собеседования со студентами по основным понятиям, необходимым для характеристики населения, им предлагается выполнить следующие работы:

1. Пользуясь данными таблиц 2 и 3, построить графики численности, рождаемости, смертности и естественного прироста населения в странах Центральной и Восточной Европы с 1990 года, сделать выводы.

2. Нанести на контурную карту крупные города и городские агломерации: Варшава, Прага, Братислава, Будапешт, Бухарест, София, Белград, Любляна, Загреб, Скопье, Сараево, Подгорицы (столица Черногории), Быдгощ, Лодзь, Познань, Краков, Брно, Острава, Пльзень, Кошице, Мишкольц, Дербецен, Дьёр, Тимишоара, Клуж-Напока, Яссы, Брашов, Галац, Варна, Констанца, Пловдив, Тирана, Таллинн, Рига, Вильнюс.

3. Пользуясь данными таблицы 4, построить круговые диаграммы распределения населения по отраслям хозяйства.

 

Таблица 2

По отраслям (в процентах)

Страна Год Всего в экономике в том числе в отраслях
промышленность сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охота строительство транспорт и связь торговля, общественное питание другие отрасли
Албания     23,6 47,0 6,8 2,0 1,8 18,8
  27,8 8,9 6,4 7,2 2,0 47,7
  - - - - - -
Болгария     26,6 25,0 4,0 7,6 13,2 23,6
  27,8 8,9 6,4 7,2 20,0 29,7
  26,5 7,5 9,0 6,8 21,0 29,2
  24.3 6.4 7.0   31.5 3.1
Венгрия     26,8 6,5 7,0 8,1 17,5 34,1
  24,3 5,0 8,1 7,3 19,0 36,3
  24,2 4,5 8,0 7.4 19,1 36,8
  23.5 5.2 6.3 - 27.8 4.0
Латвия     20,3 13,5 6,0 8,5 18,4 33,3
  18,8 13,2 8,5 9,4 17,4 32,7
  17,4 7,9 11,2 9,4 19,3 34,8
  16.3 8.4 7.1 - 28.8 4.6
Литва     20,5 19,6 5,8 6,5 16,4 31,2
  20,1 14,0 9,0 6,4 18,1 32,4
  19,6 7,9 10,9 6,9 20,6 34,1
  17.9 8.8 7.0 - 29.6 3.9
Македония     40,4 8,6 8,3 5,3 9,6 27,8
  25,8 16,8 7,0 5,9 16,6 27,9
  24,8 19,7 -6,5 6,2 17,4 25,4-
Польша     23,8 18,8 7,0 6,1 15,7 28,6
  23,3 17,4 6,0 6,1 16,1 31,1
  23,8 14,7 6,9 6,4 16,8 31,3
  24.4 12.6 8.0 - 24.6 2.9
Румыния     22,4 42,7 3,7 4,8 9,8 16,6
  24,8 32,1 5,5 4,9 12,2 20,5
  23,5 28,7 8,0 5,4 14,2 20,2
  21.1 29.0 7.5 - 21.4 2.6
Словакия     29,3 6,7 8,0 8,0 15,5 32,5
  29,3 4,7 9,5 6,6 16,2 33,7
  28,9 4,0 10,5 7,3 16,7 32,4
    27.2 3.2 10.3 - 26.0 2.9
Словения     32,7 10,8 5,0 6,1 16,0 29,4
  31,0 8,8 6,2 5,6 16,1 32,3
  28,1 10,2 6,1 6,0 15,7 34,3
  24.9 8.3 5.9 - 24.9 3.3
Чехия     30,2 5,0 9,3 7,9 16,2 31,4
  29,8 4,0 9,6 7,6 16,7 32,3
  31,3 3,3 9,2 7,5 16,2 32,5
  29.4 3.1 8.7 24.8   4.0
Эстония     26,5 7,4 7,0 9,9 15,0 34,2
  23,4 3,9 12,2 8,5 17,9 34,2
  21.7 4.7 9.4 27.1   4.2

Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат. 2014.

Россия и страны ЕС. М.: Росстат, 2015.

Вопросы для собеседования

1. Какова демографическая политика, проводимая в странах Центральной и Восточной Европы?

2. В чем заключаются национальные проблемы в странах региона? (заслушиваем заранее подготовленное сообщение)

3. Каковы социальные последствия реформ 90-х годов?

 

 

Занятие 3

Лесными ресурсами

Страны Доля покрытой лесом площади (%) Суждение о пригодности для лесозаготовок
     

 

2. Используя экономические карты региона, определить, какие из стран наиболее богаты: каменным и бурым углем, нефтью и природным газом, рудами черных и цветных металлов, нерудным сырьем. Составить таблицу обеспеченности отдельных стран видами минерального сырья.

3. Найти и отметить на контурной карте важнейшие месторождения полезных ископаемых:

в Польше: буроугольные бассейны: Турувский, Конинский, Белхатувский; каменноугольные: Верхнесилезский, Нижнесилезский, Люблинский. Месторождение меди – Любин-Глогувское; месторождение серы – на юго-востоке (в районе г. Тарнобжег); месторождения поваренной соли (в районе гг. Бохня, Величка, Иновроцлав и в Поморье);

в Чехии: буроугольные бассейны: Мостецкий, Соколовский; каменноугольный – Остравско-Карвинский; месторождения полиметаллов, каолина;

в Словакии: месторождение магнезита;

в Венгрии: месторождения бокситов – в Дунантульском Среднегорье;

в Румынии: нефтегазовые месторождения на Трансильванском плато и в районе г. Плоешти; каменноугольный Петрошанский бассейн, лигнитный – в Олтении;

в Болгарии: месторождения меди и полиметаллов на юге и в центре страны;

в бывшей Югославии: буроугольные бассейны – Колубарский (близ Белграда), Косовский, в Боснии – Коканский; месторождения бокситов (в Динарских горах); месторождения полиметаллов (во всех бывших республиках за исключением Хорватии);

в Албании: месторождения нефти и газа, никеля, хромитов.

4. Какие из стран региона наиболее богаты топливными ресурсами, какие – рудными? Почему?

5. Приведите примеры «некомплектности» полезных ископаемых в отдельных странах региона.

6. Какие отрасли промышленности опираются на собственную сырьевую базу полностью, какие – частично, какие – на импортное сырье? (это задание студенты получат заранее).

 

Занятие 4

Изучение промышленности страны (на примере Польши).

Цели занятия: научиться отбирать показатели, характеризующие промышленность страны, освоить новыки работы со статистическими показателями промышленности, научиться проводить сравнение, изучить особенности территориальной и отраслевой структуры промышленности Польши.

Задания для домашней подготовки: по учебной литературе и лекциям изучить раздел «Промышленность Польши». Проанализировать таблицу 5. (студенты получают индивидуальные задания по отдельным отраслям Польши).

 

 

Таблица 5

СТРУКТУРА ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВ (впроцентах)

  Год Производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака Текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви Обработка древесины и производство изделий из дерева, целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность Производство кокса и нефтепродуктов Химическое производство, производство рези-новых и пластмассовых изделий Производство прочих неметаллических минеральных продуктов Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий Производство машин и оборудования2)
Болгария   24,1 13,5 8,0 ... 12,3 5,6 16,3 16,9
  20.2 13.6 6.1 8.9 12.9 11.5 17.5
Венгрия   7,04) 2,0 4,6 8,9 10,7 2,8 8,3 49,3
  12.2 2.3 4.4 7.5 14.7 3.6 6.7 40.2
Латвия   23,6 4,8 28,2 ... 6,2 6,6 12,3 11,2
                 
Литва   21,3 5,4 10,9 18,7 16,4 4,6 5,4 10,0
  21.0 3.9 7.7 31.5 16.2 2.3 3.4 6.0
Польша   21,0 3,0 8,1 7,8 12,6 4,7 12,5 25,7
  21.7 2.2 6.6 7.9 12.3 3.8 10.0 25.3
Румыния   18,5 7,5 7,4 5,4 10,2 5,7 15,8 22,8
  21.0 6.9 6.4 5.3 11.2 5.2 11.5 27.5
Словения   7,7 5,0 9,6 0,0 17,6 3,9 20,7 31,2
  8.1 4.1 8.2 0.0 17.2 4.0 20.8 30.7
                     

Составлено по: Россия и страны мира. М.: Росстат 2014

 

 

Задания для работы в аудитории

Оборудование: экономическая карта Польши, атласы, набор контурных карт.

1. Сравнить отраслевую структуру промышленности Польши с другими странами региона. Сделать выводы (письменно).

2. Заслушиваем сообщения студентов по отраслевой структуре промышленности Польши.

3. Используя данные таблицы 6 построить графики динамики производства важнейших видов промышленной продукции Польши. Пользуясь статистическим сборником «Россия и страны мира», сравнить показатели с другими странами Центральной и Восточной Европы, а также с развитыми капиталистическими странами Западной Европы, США, Японией, Россией.

Таблица 6

Занятие 1

Оценка экономико-географического положения страны

Цель занятия: изучить содержание и структуру понятия «экономико-географическое положение страны»; усвоить план анализа ЭГП страны; составить карту–схему «Экономико-географическое положение страны» (на примере любой из стран региона); научиться сопоставлять ЭГП страны с отраслевой и территориальной структурой хозяйства.

Задания для домашней подготовки: изучить и законспектировать следующие работы: Баранский Н.Н. Избранные труды. Становление советской экономической географии (М., Мысль, 1980, с.126-159); Маергойз И.М. Об изучении современного экономико-географического положения стран (География в школе. 1975, №5); Саушкин Ю.Г. Экономическая география: история, теория, методы, практика (М. Мысль. 1973, с. 141-145).

Вопросы для собеседования:

1. Дать определение понятия «экономико-географическое положение страны».

2. Раскрыть содержание понятия «экономико-географическое положение».

Задания для работы в аудитории.

Оборудование: стенная политическая карта Европы, стенная экономическая карта Европы, географические атласы для учителя, школьные атласы, набор контурных карт.

После собеседования студенты обозначают на контурных картах границы выбранной страны, подписывают пограничные страны, показывают важнейшие порты и железнодорожные узлы, а также морские, речные пути и каналы.

Далее проводится работа по оценке и анализу ЭГП выбранной ими страны.

Результаты записываются в таблицу I.

По окончании работы подводятся итоги, каждый студент делает сообщение об ЭГП выбранной им страны.

 

 

Таблица 1


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.035 с.