Методологические основы бюджетного учета — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Методологические основы бюджетного учета

2018-01-14 262
Методологические основы бюджетного учета 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Хозяйственный учет является одной из функций менеджмента.

Все хозяйственные процессы совершаются в организациях одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Под хозяйственной операцией понимается каждый совершающийся факт, оформленный документально.

Хозяйственный учет объединяет три вида учета:

1) оперативный

2) статистический

3) бухгалтерский

Оперативный учет осуществляется в момент совершения определенной хозяйственной операции непосредственно на месте. Основное назначение оперативного учета – содействовать нормальному ходу хозяйственной деятельности организации. Его данные регистрируются в книгах, журналах, карточках, передаются устно по телефону и с помощью других средств связи и используются для текущего руководства организации. Оперативный учет охватывает хозяйственные процессы, которые не получают непосредственного отражения на счетах бухгалтерского учета, то есть он не дает возможности обобщать информацию о финансовой деятельности организации в целом.

Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности финансово-хозяйственной деятельности организации, общественной жизни и природы. Статистический учет тесно связан с другими учетами, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных и способы их обработки. Данные статистического учета обобщаются периодической, квартальной, годовой отчетностью организации, которые предоставляются в установленные сроки государственным органам статистики.

Бухгалтерский учет действует в рамках одной организации и охватывает все факты ее финансово-хозяйственной деятельности; информация для целей бухгалтерского учета должна быть предельно точной и оформляется документально (на бумажных и электронных носители).

Бухгалтерский учет – система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью формирования информации для принятия управленческих решений.

Предмет бухгалтерского учета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объекты бухгалтерского учета – хозяйственные средства предприятия и источники их формирования.

Хозяйственные средства предприятия (активы):

Внеоборотные – средства труда, сроком полезного использования свыше 12 месяцев или более одного производственного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Оборотные средства – предметы производства (сырьё, полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы, запчасти, и т.д.) фонды обращения (торговая продукция на складе, денежные средства в кассе, средства в незаконченных расчетах).

Источники формирования хозяйственных средств (пассивы):

Собственные – уставный, добавочный и резервный капиталы, прибыль, специальные фонды.

Привлеченные (заемные) – кредиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

Функции бухгалтерского учета

- учет – сбор информации для принятия управленческих решений

- контроль – проверка сохранности МЦ и правильности проведения операций

- анализ

- управление

- прогноз

Измерители, применяемые в бухгалтерском учете:

- натуральные

- трудовые

- денежные

Пользователи информации бухгалтерского учета:

1. Внешние

1) имеющие прямой финансовый интерес

2) имеющие косвенный финансовый интерес

3) без финансового интереса

2. Внутренние

1) top

2) middle

3) bottom

Бухгалтерский учет состоит из 4 частей:

ТБУ – наука, изучающая теорию, методологические основы и практические рекомендации по организации БУ в целом.

БФУ – система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового отчета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями. Финансовый учет охватывает значительную часть БУ, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Финансовый учет основан на общепринятых международных стандартах и принципах. Правила проведения, состояние бухгалтерской отчетности регламентируется государством. Ведение финансового учета обязательно для всех организаций, его целью является составление финансовых отчетов для внешних пользователей. Его информация носит объективный характер и поддается проверке.

БУУ – представляет собой систему сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней. Главное назначение – обеспечение необходимой информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Управленческий учет обобщает плановую, нормативную, аналитическую информацию. Более полно отражает учетную процедуру наблюдения, измерения и регистрации. Информация управленческого учета является внутренней и используется менеджерами организации для принятия управленческих решений. Ведение управленческого учета необязательно и зависит от администрации организации. Посторонние организации не оказывают влияния на систему управленческого учета.

НУ – система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных доходов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст.313 гл.25 Налог на прибыль). Является составной частью БУ. Предназначен для сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление учета налогов с целью объективного налогообложения и составления налоговой отчетности. В то же время, налоговый учет – проведение системных расчетов или расчетных корректировок в данных БУ с целью правильного определения налоговой базы. Расчетные корректировки производятся вне системно, то есть без отражения в БУ полученных расчетным путем поправок. Это предполагает разработку и утверждение налоговых регистров, предназначенных для систематизации и накопления информации. Регистры могут быть представлены в виде налоговых расчетов, таблиц или налоговых карточек.

Задачи бухгалтерского учета:

- формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и финансовых результатах деятельности организации, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для ее использования инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами, финансовыми и налоговыми органами, банками;

- обеспечение информацией, необходимой для контроля за наличием и движением имущества, использованием материальных, трудовых, финансовых ресурсов в соответствии с нормами, сметами, нормативами;

- своевременное предупреждение негативных явлений в производственно-финансовой деятельности, выявление и мобилизация внутрипроизводственных резервов и прогнозирование результатов работы организации на текущий период и перспективу.

 

Документация

Документ – носитель информации. В целях бухгалтерского учета – письменное подтверждение действительного исполнения операций или письменное распоряжение на их совершение. Документация представляет собой первичное и сводное отражение бухгалтерской информации, подтверждает факт совершения операций.

Классификация документов

По уровню отражаемой бухгалтерской операции документы различаются:

- первичные (аналитические)

- группировочные

- сводные (синтетические)

Учетные регистры – счетные таблицы определенной формы, построенные в соответствии с бухгалтерской группировкой данных об имуществе и источниках его образования.

Учетные регистры подразделяются:

1) по внешнему виду:

- карточки (инвентарные, учета основных средств)

- книги (кассовая, главная)

- ведомости (ведомости учета амортизации основных средств, расчетно-платежные ведомости);

- машинные носители (диски, дискеты)

2) по строению:

- параллельные графы (авансовый отчет)

- последовательные графы (журналы-ордера, оборотные ведомости)

- комбинированное размещение (оборотно-сальдовые ведомости, шахматные ведомости)

3) по объему информации

- синтетические (главная книга)

- аналитические (карточки, учет материальных активов)

- комбинированные (журналы-ордера, сочетающие синтетический и аналитический учет)

4) по характеру регистрации

- хронологические

- систематические

- комбинированные

5) по порядку записи

- рукописные

- машинописные

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации при разных сочетаниях регистров аналитического и синтетического учета, их вид, взаимосвязь и последовательность записи в них:

- журнально-ордерная (сочетает систематизированную и хронологическую записи);

- мемориально-ордерная (систематическая и хронологическая записи разделены);

- автоматизированная (универсальная, сочетает определенные преимущества других форм в зависимости от требований пользователя и возможностей программы ЭВМ);

- упрощенная (отсутствие двойной записи и части специфических бухгалтерских записей).

Документы имеют юридически доказательную силу, благодаря обязательным реквизитам:

- название предприятия, ведомственная принадлежность и коммуникативные данные

- название вида документа

- дата

- номер

- содержание, в текстовой и/или табличной форме, выполненное с использованием натуральных и стоимостных или трудовых и стоимостных измерителей

- подписи лиц, ответственны за содержание документа и отраженную в нем операцию

- печать (для финансовых и документов внешнего назначения)

Инвентаризация

Инвентаризация – способ проверки бухгалтерских записей в натуре.

Инвентаризация проводится с целью уточнения данных в бухгалтерских документах и является средством контроля за сохранностью хозяйственных средств.

Случаи обязательного проведения инвентаризации:

1) при смене материально ответственного лица

2) перед составлением годового отчета

3) при выявлении фактов недостачи, порчи, злоупотребления в операциях с ТМЦ

4) в случае пожаров, аварий, наводнений и других стихийных бедствий

5) при передаче имущества в аренду, продаже, выкупе, экспроприации и т.д.

6) при любой реорганизации предприятия

а так же в других случаях, установленных законодательством.

При проведении инвентаризации составляется инвентаризационная опись, в бухгалтерии составляется сличительная ведомость на позиции, имеющие расхождения.

Счета

Счет – это локальная информационная система по однородным объектам учета.

Счета:

активные – для учета хозяйственных средств предприятия

пассивные – для учета источников средств

активно-пассивные – для учета расчетов

забалансовые – к ним не применим метод двойной записи

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия представляет собой группировку счетов по экономическому признаку.

Единый план счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению утверждены Приказами Минфина РФ:

№157н от 01.12.2010

№162н от 06.12.2010

№173н от 15.12.2010

№174н от 16.12.2010

№183н от 23.12.2010

Счет

Активные счета Пассивные счета
начальное сальдо (только по дебету     начальное сальдо (только по дебету)
+ увеличение хозяйственных средств - уменьшение хозяйственных средств - уменьшение источников средств + увеличение источников средств
оборот по кредиту оборот по дебету оборот по кредиту оборот по дебету
конечное сальдо= начальное сальдо+ оборот по кредиту - оборот по дебету     конечное сальдо= начальное сальдо+ оборот по дебету - оборот по кредиту

 

 

Счет

Активный

Дебет Кредит
Сальдо: остаток средств  
+Оборот по дебету: увеличение стоимости или приобретение средств – Оборот по кредиту: Уменьшение стоимости или выбытие средств
Сальдо: остаток средств  

Формула для расчета конечного сальдо по счету Активному:

СкДт = Сн + ОбДт – ОбКт

Счет

Пассивный

Дебет Кредит
  Сальдо: наличие источника
–Оборот по дебету: Уменьшение размера или использование возможностей источника средств +Оборот по кредиту: Увеличение размера или пополнение источника средств
  Сальдо: наличие источника

Формула для расчета конечного сальдо по счету Пассивному:

СкКт = СнКт + ОбКт – ОбДт

 

В бюджетном учете применяются только активные и пассивные счета; активно-пассивных не существует.

 

Счета синтетического учета

 

С у б с ч е т а

 

Счета аналитического учета

 

Между синтетическим и относящимся к нему аналитическими счетами существует определенная взаимосвязь:

1) начальное и конечное сальдо синтетического счета равны сумме остатков на всех аналитических счетах, открытых данному счету;

2) суммы оборотов по дебету и кредиту одного синтетического счета равны сумме оборотов соответственно по дебету и кредиту всех аналитических счетов, относящихся к нему.

 

Особенности отражения операций на счетах бюджетного учета.

Нефинансовые активы

Нефинансовые активы – это средства и предметы труда экономических субъектов, предназначенные для использования в основной деятельности или для управленческих нужд.

К нефинансовым активам, в частности, относятся:

- основные средства

- нематериальные активы

- непроизведенные активы

- амортизация

- материальные запасы

Аналитический учет НФА

10 – недвижимое имущество

20 – особо ценное имущество

30 – иное движимое имущество

40 – имущество – предметы лизинга

50 – нефинансовые активы, составляющие казну

60 – себестоимость готовой продукции, работ, услуг

70 – накладные расходы производства готовой продукции, работ, услуг

80 – общехозяйственные расходы

90 – издержки обращения

Формирование аналитических счетов учета

Финансовые активы

Финансовые активы – это средства учреждения в наличной и безналичной формах, денежные документы, аккредитивы, средства на счетах в органах, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов.

К категории финансовых активов относятся так же финансовые вложения и дебиторская задолженность.

Для счета 020100000 учета денежных средств аналитические счета формируются следующим образом:

10 – денежные средства на лицевых счетах учреждения в органе казначейства

20 – денежные средства на счетах учреждения в кредитной организации

30 – денежные средства в кассе учреждения / депозиты

01 – денежные средства учреждения на счетах

02 – денежные средства учреждения, размещенные на депозиты

03 – денежные средства учреждения в пути

04 – касса

05 – денежные документы

06 – аккредитивы

07 – денежные средства учреждения в иностранной валюте

 

Формирование аналитических счетов учета финансовых вложений

0 204 00 000 0 215 00 000
20 – Ценные бумаги, кроме акций 30 – Акции и иные формы участия в капитале 50 – Иные финансовые активы 20 – Вложения в ценные бумаги, кроме акций 30 – Вложения в акции и иные формы участия в капитале 50 – Вложения в иные финансовые активы

 

Формирование аналитических счетов учета расчетов

0 205 00 000 0 209 00 000
10 – Расчеты с плательщиками налоговых доходов 20 – Расчеты с плательщиками доходов от собственности 30 – Расчеты с плательщиками доходов от оказания платных работ, услуг 40 – Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия 50 – Расчеты по поступлениям из других бюджетов 60 – Расчеты с плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование 70 – Расчеты по доходам от операций с активами 80 – Расчеты с плательщиками прочих доходов 70 – Расчеты по ущербу 71 – Расчеты по ущербу основным средствам 72 – Расчеты по ущербу НМА 73 – Расчеты по ущербу НПА 74 – Расчеты по ущербу МЗ 80 – Расчеты по недостачам 81 – Расчеты по недостачам денежных средств 82 – Расчеты по недостачам иных финансовых активов
0 207 00 000 0 210 00 000
10 – Расчеты по бюджетным кредитам 20 – Расчеты в рамках целевых иностранных кредитов 30 – Расчеты по государственным (муниципальным) гарантиям   01 – Расчеты по НДС 02 – Расчеты с финансовым органом по поступлениям в бюджет 03 – Расчеты с финансовым органом по наличным денежным средствам 04 – Расчеты по распределенным поступлениям к зачислению в бюджет

Для счетов учета расчетов 020600000 «Расчеты по выданным авансам», 020800000 «Расчеты с подотчетными лицами», 030200000 «Расчеты по принятым обязательствам»

10 – оплата труда

11 – заработная плата

12 – начисления на оплату труда

13 – отчисления на выплаты по оплате труда

20 – услуги

21 – услуги связи

22 – транспортные услуги

23 – коммунальные услуги

30 – приобретение нефинансовых активов

31 – приобретение ОС

32 – приобретение НМА

33 – приобретение НПА

34 – приобретение МЗ

40 – расчеты по безвозмездным перечислениям

41 – расчеты по безвозмездным перечислениям государственным и муниципальным организациям

42 – расчеты по безвозмездным перечислениям организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций

50 – расчеты по прочим перечислениям

51 – расчеты по перечислениям другим бюджетам бюджетной системы РФ

52 – расчеты по прочим перечислениям наднациональным организациям

53 – расчеты по прочим перечислениям международным организациям

60 – расчеты по пенсиям, пособиям и иным выплатам

61 – расчеты по пенсиям, пособиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения

62 – расчеты по пособиям по социальной помощи населению

70 – расчеты по приобретению финансовых активов

73 – расчеты по приобретению акций

75 – расчеты по приобретению иных финансовых активов

90 – расчеты по прочим расходам

Обязательства

В качестве обязательств в бюджетном учете понимаются все виды кредиторской задолженности, включая обязательства, связанные с привлечением заемных средств (долговые обязательства), обязательства перед работниками учреждения, перед бюджетом по налогам и сборам, перед поставщиками и подрядчиками, а также все виды обязательств, которые могут возникнуть при осуществлении деятельности органами, организующими исполнение бюджета.

Формирование аналитических счетов для учета обязательств

0303 00 000Расчеты по платежам в бюджеты

01 – Расчеты по НДФЛ

02 – Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

03 – Расчеты по налогу на прибыль организаций

04 – Расчеты по НДС

05 – Расчеты по прочим платежам в бюджет

06 – Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний

07 – Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ФФОМС

08 – Расчеты по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в ТФОМС

09 – Расчеты по дополнительным страховым взносам на пенсионное страхование

10 – Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой части трудовой пенсии

11 – Расчеты по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной части трудовой пенсии

12 – Расчеты по налогу на имущество организаций

13 – Расчеты по земельному налогу

0304 00 000 Прочие расчеты с кредиторами

01 – Расчеты по средствам, полученным во временное распоряжение

02 – Расчеты с депонентами

03 – Расчеты по удержания из выплат по оплате труда

04 – Внутриведомственные расчеты

05 – Расчеты по платежам их бюджета с финансовыми органами

Финансовые результаты

Формирование аналитических счетов для учета финансовых результатов

0 401 00 000 0 402 00 000
10 – Доходы текущего финансового года 20 – Расходы текущего финансового года 30 – Финансовый результат прошлых отчетных периодов 40 – Доходы будущих периодов 50 – Расходы будущих периодов 01 – Результат по кассовому исполнению бюджета по поступлениям в бюджет 02 – Результат по кассовому исполнению бюджета по выбытиям из бюджета 03 – Результат прошлых отчетных периодов по кассовому исполнению бюджета

 

Двойная запись

Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности организации.

Это способ отражения операции по дебету одного счета и по кредиту другого. Взаимосвязанные определенной операцией счета называются корреспондирующими. Двойная запись ведется согласно Плана счетов. С помощью двойной записи осуществляется контроль за правильностью учета.

В бухгалтерском учете использование двойной записи большое контрольное значение, так как требует обязательной сбалансированности, то есть равенство итогов записи на бухгалтерских счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода при подсчете бухгалтером сумм оборотов по дебету и кредиту счетов, независимо от их вида. Итоги должны быть равны, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной бухгалтером при установлении корреспонденции. Для уточнения записей предназначена так же Шахматная оборотная ведомость.

Корреспонденция счетов – взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета, обусловленная отражением хозяйственных операций и выраженная в указании кода, наименования одного счета по дебету и другого – по кредиту. Корреспонденция счетов называется бухгалтерской проводкой, записью счетной формулой.

Бухгалтерской проводкой называется процедура определения счетов, затрагиваемых данной операцией и последующее отражение на них суммы проведенной операции.

Особенности составления бухгалтерских записей бюджетном учете связаны со строгим разделением счетов на активные и пассивные.

Оценка

Оценка – перевод натуральных средств и трудовых показателей в денежные измерители.

Позволяет обобщить разнородные хозяйственные объекты; привести различные учетные измерители к единой стоимостной денежной оценке; исчислить фактическую себестоимость продукции, работ, услуг, товарно-материальных ценностей.

Особенности оценки в бюджетном учете статей основные средства и НМА, материальные запасы.

Основные средства и НМА имеют три вида стоимости.

1. Первоначальная – это сумма фактических затрат на приобретение или создание объекта, включая НДС.

Первоначальная стоимость объекта в бюджетном учете является его балансовой стоимостью.

2. Остаточная – это разница между первоначальной стоимостью и суммой накопленной амортизации.

В бюджетном учете амортизация может быть начислена только линейным способом.

3. Восстановительная – это стоимость приобретения аналогичного объекта в современных условиях; определяется на основе коэффициента инфляции или по рыночным ценам.

Материальные запасы оцениваются в зависимости от периода их обращения.

Так, при поступлении материальные запасы принимаются к учету по сумме фактических затрат на их приобретение, заготовление, доставку, включая НДС.

При списании материальные запасы в бюджетном учете могут быть оценены только способом «средней стоимости».

Применением линейного метода начисления амортизации и способа «средней стоимости» оценки материалов при списании обеспечивает наиболее равномерное включение этих затрат в расходы бюджета.

Калькуляция

Калькуляция – исчисление стоимости изготовления продукции, выполняемых работ и услуг.

В бюджетном учете классическое понятие калькуляции используется ограниченно.

Основная цель в бюджетном учете – сопоставление доходов и расходов на основе их бюджетной классификации.

Бюджетная классификация является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, используемой для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная классификация включает:

- классификацию доходов бюджетов;

- классификацию расходов бюджетов;

- классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

- классификацию операций публично-правовых образований (КОСГУ).

 

  Д о х о д ы Р а с х о д ы

 

Главный администратор доходов бюджета – определенный законом (решением) о бюджете орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, иная организация, определяющий перечень подотчетных ему администраторов доходов бюджета и (или) являющийся администратором доходов бюджета.

Главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) – орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.

Главные администраторы и главные распорядители устанавливаются законом о соответствующем бюджете.

В целом для бюджета характерны следующие соотношения доходной и расходной частей:

- баланс доходной и расходной части

- дефицит бюджета – превышение суммы расходов над суммой доходов

- профицит – превышение суммы доходов над суммой расходов

 

Балансовое обобщение

Баланс представляет собой обобщенные сведения об имущественном и финансовой состоянии экономического субъекта в денежном выражении на определенную дату (первое число следующего за отчетным месяца).

В балансе в стоимостной форме показаны остатки финансовых ресурсов в денежном выражении. Бухгалтерский баланс предприятия состоит из 2-х частей: актива и пассива. Актив – финансовые и другие ресурсы. Пассив баланса отражает источники ресурсов предприятия. В активе представлены хозяйственные средства, а в пассиве даны их источники.

Общая сумма средств, имеющихся у предприятия равна сумме источников по пассиву баланса. Это равенство обусловлено тем, что все хозяйственные средства предприятия имеют определенный источник своего возникновения.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья (активная или пассивная). Хозяйственные средства и их источники распределены по пяти разделам. Активы – по степени ликвидности: от наименее ликвидных к наиболее ликвидным; т.е. внеоборотные и оборотные активы. Пассивы – по степени закрепления: собственные, заемные долгосрочные и заемные краткосрочные.

Баланс отражает состояние средств предприятия и их источников на определенную дату (начало месяца, года и т.п.), но между этими датами осуществляются операции, изменяются средства и их источники. Учет таких изменений ведется на счетах.

Баланс

АКТИВ ПАССИВ
шифр статья сумма шифр статья сумма
  Нефинансовые активы ОС НМА НПА МЗ     Обязательства Кредиторская задолженность  
  Финансовые активы Дебиторская задолженность Денежные средства     Финансовый результат Доходы Расходы  
Баланс Валюта Баланс Валюта

 

Баланс бюджетных учреждений и организаций имеет особенности структуры:

1. Нефинансовые активы

2. Финансовые активы

3. Обязательства

4. Финансовый результат

Типы балансовых изменений:

1. А+А– Увеличение актива – уменьшение актива (итог баланса не меняется, т.к. происходит уменьшение и увеличение актива на одну и ту же сумму).

Пример: получены денежные средства из банка в кассу.

2. П+П– Увеличение пассива – уменьшение пассива (происходит одновременное увеличение и уменьшение пассива – итог баланса не меняется).

Пример: часть полученной прибыли направлена на увеличение уставного капитала.

3. А+П+ Увеличение актива – увеличение пассива (итог баланса увеличивается, равенство баланса сохраняется).

Пример: Получены материалы от поставщика.

4. А–П– Увеличение пассива – увеличение актива (итог баланса уменьшается, равенство баланса сохраняется).

Пример: Выдана заработная плата сотрудникам учреждения.

 

ОСНОВЫ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

 

Хозяйственный учет является одной из функций менеджмента.

Все хозяйственные процессы совершаются в организациях одновременно и состоят из отдельных хозяйственных операций. Под хозяйственной операцией понимается каждый совершающийся факт, оформленный документально.

Хозяйственный учет объединяет три вида учета:

1) оперативный

2) статистический

3) бухгалтерский

Оперативный учет осуществляется в момент совершения определенной хозяйственной операции непосредственно на месте. Основное назначение оперативного учета – содействовать нормальному ходу хозяйственной деятельности организации. Его данные регистрируются в книгах, журналах, карточках, передаются устно по телефону и с помощью других средств связи и используются для текущего руководства организации. Оперативный учет охватывает хозяйственные процессы, которые не получают непосредственного отражения на счетах бухгалтерского учета, то есть он не дает возможности обобщать информацию о финансовой деятельности организации в целом.

Статистический учет отражает и обобщает массовые явления и их закономерности финансово-хозяйственной деятельности организации, общественной жизни и природы. Статистический учет тесно связан с другими учетами, использует данные оперативного и бухгалтерского учета, имеет свои особые приемы сбора данных и способы их обработки. Данные статистического учета обобщаются периодической, квартальной, годовой отчетностью организации, которые предоставляются в установленные сроки государственным органам статистики.

Бухгалтерский учет действует в рамках одной организации и охватывает все факты ее финансово-хозяйственной деятельности; информация для целей бухгалтерского учета должна быть предельно точной и оформляется документально (на бумажных и электронных носители).

Бухгалтерский учет – система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех операций финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью формирования информации для принятия управленческих решений.

Предмет бухгалтерского учета – финансово-хозяйственная деятельность предприятия.

Объекты бухгалтерского учета – хозяйственные средства предприятия и источники их формирования.

Хозяйственные средства предприятия (активы):

Внеоборотные – средства труда, сроком полезного использования свыше 12 месяцев или более одного производственного цикла, если он превышает 12 месяцев.

Оборотные средства – предметы производства (сырьё, полуфабрикаты, топливо, тара и тарные материалы, запчасти, и т.д.) фонды обращения (торговая продукция на складе, денежные средства в кассе, средства в незаконченных расчетах).

Источники формирования хозяйственных средств (пассивы):

Собственные – уставный, добавочный и резервный капиталы, прибыль, специальные фонды.

Привлеченные (заемные) – кредиторская задолженность, долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы.

Функции бухгалтерского учета

- учет – сбор информации для принятия управленческих решений

- контроль – проверка сохранности МЦ и правильности проведения операций

- анализ

- управление

- прогноз

Измерители, применяемые в бухгалтерском учете:

- натуральные

- трудовые

- денежные

Пользователи информации бухгалтерского учета:

1. Внешние

1) имеющие прямой финансовый интерес

2) имеющие косвенный финансовый интерес

3) без финансового интереса

2. Внутренние

1) top

2) middle

3) bottom

Бухгалтерский учет состоит из 4 частей:

ТБУ – наука, изучающая теорию, методологические основы и практические рекомендации по организации БУ в целом.

БФУ – система сбора учетной информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового отчета используются внутри организации руководителями различных уровней и внешними пользователями. Финансовый учет охватывает значительную часть БУ, аккумулирует информацию об имуществе и обязательствах организации. Финансовый учет основан на общепринятых международных стандартах и принципах. Правила проведения, состояние бухгалтерской отчетности регламентируется государством. Ведение финансового учета обязательно для всех организаций, его целью является составление финансовых отчетов для внешних пользователей. Его информация носит объективный характер и поддается проверке.

БУУ – представляет собой систему сбора учетной информации, используемой внутри организации руководителями различных уровней. Главное назначение – обеспечение необходимой информацией менеджеров, ответственных за достижение конкретных производственных результатов. Управленческий учет обобщает плановую, нормативную, аналитическую информацию. Более полно отражает учетную процедуру наблюдения, измерения и регистрации. Информация управленческого учета является внутренней и используется менеджерами организации для принятия управленческих решений. Ведение управлен


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.183 с.