Личностной тревожности Спилбергера — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Личностной тревожности Спилбергера

2018-01-14 281
Личностной тревожности Спилбергера 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера (С. D. Spielberger, 1970, 1972) различает понятие тревоги как состоя-ния и тревожности как черты, свойства личности. Тревога харак-теризуется различной интенсивностью, изменчивостью во време-ни, наличием осознаваемых неприятных переживаний напряжен-ности, озабоченности, беспокойства, опасений, выраженной акти-вацией деятельности вегетативной нервной системы. Возникает тревога как реакция человека на различные стрессы, чаще психо-генного, социально-психологического характера. Личностную тревожность автор рассматривает как свойство индивида, она яв-ляется конституциональным признаком, относится к предраспо-ложенности. Личностная тревожность — это относительно посто-янное свойство человека видеть угрозу своему благополучию в са-мых различных ситуациях. Личностная тревожность является пре-диспозицией,


облегчающей возникновение реакций тревоги. Шкала тревоги Тейлор, в сущности, направлена на измерение личностной тре-вожности, а не состояний реактивной тревоги.

Шкала Ч. Д. Спилбергера учитывает дифференциацию факто-ров личностной тревожности и реактивной тревоги. Она пред-ставляет собой опросник, состоящий из двух подшкал.

Подшкала личностной тревожности включает в себя 20 утвер-ждений, которые обследуемый должен оценить по 4-балльной системе: «почти никогда», «иногда», «часто», «почти всегда». Примеры утверждений по этой подшкале: я слишком переживаю из-за пустяков; я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей.

Подшкала реактивной тревоги также состоит из 20 утвержде-ний. Из них 10 констатируют, а 10 отрицают наличие тревоги. Оценка утверждений: «нет, это совсем не так», «пожалуй, так», «верно», «совершенно верно». Примеры утверждений по подшка-ле реактивной тревоги: я не нахожу себе места; мне ничто не уг-рожает.

Шкала Ч. Д. Спилбергера крайне проста, она относится к экс-пресс-методикам, и применение ее требует очень мало времени. В СССР шкалу Ч. Д. Спилбергера модифицировал, адаптировал и стандартизировал Ю. Л. Ханин (1976, 1978). Им же получены ориентировочные нормативы: низкий уровень тревоги — 20—34 балла, средний уровень — 35—44 балла, высокий уровень — 46 баллов и выше. Суммарные оценки получаются путем подсчета результатов с помощью ключа, учитывающего инвертированные утверждения. Методика может представить интерес для обследо-вания лиц с широким спектром различных расстройств, особенно больных с депрессивными и тревожно-депрессивными состоя-ниями различного генеза.

В настоящее время разработаны многочисленные тесты тре-вожности, направленные на изучение различных аспектов со-стояний тревожности и тревоги. По-прежнему высокоактуальным остается исследование взаимосвязи черт и состояний тревожно-сти/озабоченности. Наиболее применяемыми являются следую-щие методики: Интегративный тест тревожности — ИТТ (Л. И. Вассерман и соавт., Россия), Тест тревожности для детей (TASC), Специфический кардиологический тест тревожности — SCAI


(Румыния), «Картиночный» тест PETER — Pictorial Evaluation of Test Reactions (Израиль).
Метод Бекмана — Рихтера Разработан D. Beckmann и Н. Е. Richter (1972) для ис-следования личности и анализа социальных отношений, в особен-ности отношений в малых группах. Тест дает представление о том, какими обследуемые видят себя, какими бы они хотели ви-деть себя, какими они видят других, какими их видят окружаю-щие, каким, по их мнению, должен быть идеальный представи-тель той или иной группы. Тест стандартизован на лицах в возрасте 18 лет и включает 3 варианта 40 одних и тех же биполярных утверждений («Я», «Он», «Она»). В опроснике выделяются 6 основных шкал и 2 шкалы тенденций. I. Шкала социального резонанса (от негативного к позитивному). Отрицательный полюс характеризуется непривлекательно-стью, малым интересом к своей внешности, неуважением ок-ружающих, их нелюбовью. Соответственно на положительном полюсе располагаются лица привлекательные, умеющие по-стоять за себя, уважаемые и ценимые другими людьми. Итак, в первой шкале изучается вопрос о взаимоотношении с окруже-нием, определенный аспект социальной роли. Пример утверждений:
Считаю, что мне... 3 2 10 12 3...скорее легко завоевать
скорее трудно Симпатии и других людей.
II. Шкала доминантности (уступчивости). На одном полюсе — лица, легко вступающие в споры, своенравные, нетерпеливые, склонные к доминированию, на другом — уступчивые, редко вступающие в споры, терпеливые. Пример утверждений:
Считаю, что я скорее 3 2 1012 3... скорее предпочитаю
стремлюсь управлять следовать воле,
другими, чем... указаниям других.
III. Шкала контроля (недостаточно контролиру ющие себя — упорядоченные, с высоким уровнем самоконтроля). Для пер-вых характерны неупорядоченность, непостоянство,



 


Пример утверждений:
Мне кажется, что по 3 2 10 12 3,,скорее необщителен,
характеру я скорее замкнут
общителен...
Две дополнительные шкалы основаны на подсчете зачеркнутых
обследуемым нулей и зачеркнутых троек. В первом случае высокий
показатель рассматривается как проявление эмоционального без-
различия к выполняемому заданию, во втором — указывает, на-
пример, на возбужденное состояние, низкий самоконтроль. Эти
шкалы играют роль оценочных, они характеризуют установку лич-
ности на ситуацию исследования, в каждом отдельном случае по-
вышение количества такого рода ответов требует тщательного ана-лиза. Обследуемый по каждому утверждению отмечает свою лично-
стную позицию. Сумма этих «сырых» оценок переносится на бланк
протокола с помощью специального ключа. Сверху на бланке про-
токола обозначены соответствующие «сырым» оценкам стандарт-
ные единицы. При групповых исследованиях, когда нет необходимо-
сти вычерчивать индивидуальные профили, перевод оценок в стан-
дартные осуществляется с помощью таблицы.
Авторы подвергали результаты исследования психоана-
литической интерпретации, однако они указывают, что такая трак-
товка данных не обязательна, сам по себе диагностический про-
филь не требует каких-либо концептуальных трактовок, он пред-
ставляет просто цепь подтвержденных математическим анализом
связей между отдельными признаками.
При повторном использовании теста в ходе психотерапии
можно убедиться в изменении взаимоотношений между врачом и
больным. Так, при успешности лечения самооценка больного все
больше будет приближаться к оценке его врачом и, наоборот, бу-
дет все больше отличаться, если терапия не приносит больному
облегчения. Оценка врача больным содержит ожидания и уста-
новки, определяемые социальными и социально-
психологическими факторами. В ходе лечения эта оценка также может меняться. Эта возможность применения теста Бекмана — Рихтера была
убедительно показана X. Гоза Леоном (1982), проводившим исследо-
вание взаимоотношений между врачом и больным в клинике неко-
торых психосоматических заболеваний.

Он обследовал больных, страдающих, по М. Bleuler, истинными психосоматозами — язвенной болезнью желудка и двенад-цатиперстной кишки, ишемической болезнью сердца, бронхиальной астмой. В качестве основных методов исследования автор использо-вал тест Бекмана — Рихтера и применявшийся ранее В. А. Ташлыко-вым (1974) метод оценочного конструирования, в котором характе-ристика личности воссоздается путем оценки ее по стандартному на-бору личностных свойств. Исследования X. Гоза Леона показали вы-сокую степень корреляции между этими методиками. Анализ полу-ченных данных позволил автору выделить два образа лечащего врача — сопереживающий и эмоционально нейтральный. Из них первый является идеальным образом лечащего врача, а второй — нежела-тельным. Соответственно были выделены основные типы эмоцио-нального контакта между врачом и больным и формы ролевого по-ведения врача (руководство, партнерство, руководство — партнерст-во). Автор показал, что система взаимоотношений врача и больного в процессе лечения не является стабильной, она представляет крайне подвижный процесс, отражающий роль множества факторов и имеющий большое значение для эффективности лечения, особенно психотерапии. Аналогичные данные были получены В. А. Ташлыко-вым (1974, 1978), изучавшим взаимоотношения между психотера-певтом и больными неврозами.

Важность таких исследований заключается в том, что знание установок больного в отношении лечащего врача, своей болезни и ее лечения позволяет врачу управлять процессом установления оптимального эмоционального контакта, разрабатывать и осуще-ствлять реабилитационные мероприятия.

Метод Роршаха

Стимульный материал метода Роршаха (Х. Роршах, 1921) состоит из 10 таблиц с полихромными и одноцветными симмет-ричными изображениями, «пятнами» (рис. 18.). Каждое изобра-жение демонстрируется обследуемому последовательно, при этом ему предлагается ответить на вопросы: «Что это может быть? На что это похоже?». В процессе исследования обследуемый не по-лучает никакой дополнительной информации. Все интересующие экспериментатора вопросы могут быть заданы только после окон-чания исследования.



Полученные ответы-интерпретации дословно прото-колируются. Формализация интерпретаций проводится по сле-дующим пяти счетным категориям.

1. Локализационная особенность интерпретации. Здесь регист-рируется, был ли представленный ответ целостным, то есть охватывающим все изображение (W), или относился к какой-либо детали (D, Dd).

2. Детерминанты, или характеристика «качества» ответа. При создании образа обследуемый может отдавать предпочте-ние форме изображения (F) или выделять цвет, который может быть в различных сочетаниях с формой (FC, CF, С), полутона (с', с). Осматривать в созданном образе движение (М).

3. Знак формы. Форма оценивается положительным (+) или от-рицательным знаком (-), который показывает, насколько адек-ватно отражены форма пятна, его контуры в созданном образе. В качестве критерия служат интерпретации здоровыми соот-ветствующих изображений и их деталей.

4. Учет содержания интерпретации, которое может быть са-мым разнообразным. Например, изображение трактуется как человек (Н), животное (А), огонь (Fi) и т д.

5. Дополнительные факторы. Прежде всего здесь может быть отмечена оригинальность (Or) или популярность (Р) интерпре-тации, а затем уже и те факторы, которые не имеют особо раз-работанной системы обозначений, представляя собой важные качественные характеристики ответа (например, персеверации, описание вместо интерпретации и т. п.).

Показатель оригинальности ответов различается в зависимо-сти от четкости формы. При ответах по форме и цвету и чисто цветовых показатель оригинальности обозначается знаком () и свидетельствует не об оригинальности мышления или фантазии, а о патологической дезорганизации мышления. Учет дополнитель-ных факторов позволяет получить ценные данные, особенно при обследовании психически больных.

Таким образом, каждая интерпретация обследуемого получает определенный формализованный вид, например: табл. II — «два человека, пожимающих друг другу руки». Ответ приобретает вид: WM+H, то есть изображение интерпретировано


в целом (Ц), обследуемый видит человеческие существа в движе-нии (М), знак формы положительный, поскольку большинство обследуемых усматривают здесь двух людей, по содержанию — человек (Н).

В многочисленных исследованиях была выработана опреде-ленная психологическая характеристика показателей метода Рор-шаха. Рассмотрим психологическое значение некоторых показа-телей.

Прежде всего о том, что представляет различный подход об-следуемого к интерпретации изображений (выбор целого или де-талей). Значительное количество целостных интерпретаций с по-ложительным знаком свидетельствует о богатстве воображения, способности к синтезу, критичности ума. Если появляются цело-стные интерпретации с отрицательным знаком формы, это рас-сматривается как нарушение в синтезе, отсутствие критичности.

Выбор детали изображения для построения образа является наиболее частым и свидетельствует (при наличии положительной формы) о конкретной интеллектуальной активности обследуемо-го. Мелкие дробные детали (Dd) с негативной формой появляются преимущественно у психически больных, для здоровых они неха-рактерны.

Как уже указывалось, детерминанты являются важнейшими категориями подсчета, основная информация о личности, по Н. Rorschach, может быть получена только при тщательном изуче-нии «качества» ответов.

Наиболее часто в протоколах исследования, по Н. Rorschach, появляется детерминанта формы. Перцептивная деятельность об-следуемого в процессе нахождения «сходства» связана с привле-чением данных из прошлого опыта. Необходима также и критич-ность подхода к актуализируемым образам, выбор наиболее отве-чающего форме изображения. В связи с этим процент положи-тельных форм выступает в качестве своеобразного показателя «четкости перцепции», который рассматривается как отражаю-щий некоторые интеллектуальные особенности личности.

Кинестетические интерпретации (М), по данным литературы, характеризуют степень внутренней активности, творческое вооб-ражение, свидетельствуют о глубоких и наиболее индивидуаль-ных тенденциях личности.

С этим можно вполне согласиться, ибо здесь, помимо уста-новления сходства, снятия неопределенности, что уже само по себе требует определенного уровня активности,


появляется качественно новый элемент — внутренняя активность, не обусловленная внешними факторами, поскольку движения как такового в изображении не содержится.

Интерпретации, в которых учитывается цвет изображения, от-носятся к оценке эмоциональной сферы, причем степень участия формы указывает на различные виды контроля со стороны интел-лекта.

Реже в протоколах появляются ответы с учетом различных от-тенков и густоты серого цвета (с', с). К этой разновидности отве-тов относятся определение поверхностей (шероховатая/гладкая и т.п.), учет светотени (рентгеновские снимки, дым и др.). Интер-претация этих показателей, пожалуй, наименее разработана. В целом можно сказать, что эти ответы рассматриваются как обо-значающие беспокойство, тревожность.

При оценке содержания интерпретации (Н, Аи др.) могут быть вскрыты персеверативные тенденции, предпочтительные темы и ряд других личностных особенностей.

Диагностическая ценность отдельных показателей метода, не-смотря на их важность, невелика. Существующие в настоящее время диагностические схемы предусматривают учет и анализ целостной картины, все показатели изучаются во взаимосвязи. Так, была показана необходимость комплексного рассмотрения ряда показателей (WF+M и Ог) для оценки интеллектуальных воз-можностей обследуемого (В. A. Wysocki, 1957).

Определяющим в диагностике, по Н. Rorschach, является уста-новление типа переживания личности. Здесь мы должны коснуть-ся представлений Н. Rorschach о структуре личности. Как уже от-мечалось (В. Н. Мясищев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, Б. Д. Карвасарский, Т. А. Немчин, 1969), общие психологические предположения, выдвинутые Н. Rorschach, настолько немного-численны и просты, что не противоречат тем или иным теориям личности. Н. Rorschach исходил из положения о том, что чело-веческая активность определяется как внутренними, так и внеш-ними побуждениями. В связи с таким пониманием активности, в которой выражается личность тем отчетливее, чем менее стерео-типны («структурированы») вызывающие ее стимулы, и были вве-дены автором понятия интроверсии и экстраверсии. Каждое из этих понятий соответствует


совокупности определенных черт личности, связанных с преоб-ладающим видом активности.

В эксперименте чувствительность к внутренним побуждениям представлена кинестетическими интерпретациями, к внешним — цветовыми. По их соотношению (М:С) и устанавливается «тип переживания».

Типология Роршаха представляет собой качественно новый этап в понимании интроверсии и экстраверсии. В противовес С. Jung с его пониманием интроверсии как состояния Н. Rorschach представляет интроверсию и как процесс, и как гибкую возмож-ность ухода в себя в зависимости от обстоятельств, условий сре-ды. Лишь ригидное преобладание интроверсивных тенденций по-зволяет говорить нам об интроверсии как о патологическом со-стоянии, что Н. Rorschach неоднократно подчеркивает.

Далее Н. Rorschach отмечает, что понятию интроверсии в обычном смысле противостоит понятие экстраверсии, однако со-гласно автору использование такой терминологии создает то не-удобство, что может быть сделан вывод о реальной противопо-ложности экстраверсии и интроверсии. В силу этих обстоятельств и вводится понятие «экстратенсия».

Амбиэквальный тип переживания, по Н. Rorschach, ха-рактеризуется возможностью обнаружения у одного и того же ли-ца чередования интроверсивных и экстратенсивных тенденций. Периоды сосредоточенности на собственных переживаниях у та-ких людей чередуются с периодами обращения к активности во внешнем мире.

Коартивный тип характеризуется отсутствием или ма-лочисленностью как кинестетических, так и цветовых ответов. Н. Rorschach различал коартированный (ОМ и ОС) и коартативный (IM и 1С, IM и ОС, ОМ и 1С) типы переживания в зависимости от количества ответов по цвету и кинестетических, однако большого практического значения это разделение не имеет, и оба эти типа переживания объединяются в понятие «коартивный тип» (Л. Ф. Бурлачук, 1979).

Таким образом, мы должны сделать вывод о том, что подход Н. Rorschach к исследованию личности характеризуется дина-мичностью. Смысл выделения типов, по Н. Rorschach, заключает-ся не столько в академической классификации людей, сколько в его клиническом значении


(В. Н. Мясищев, И. Г. Беспалько, И. Н. Гильяшева, 1969).

В настоящее время в отечественной патопсихологии наблюда-ется все более частое использование метода Роршаха для решения некоторых теоретических и практических задач. Это связано с преодолением ряда трудностей. Так, И. Г. Беспалько (1978) к сла-бым сторонам метода относит сравнительно большой субъекти-визм в обобщающей интерпретации экспериментальных данных. Е. Т. Соколова (1980) указывает на эмпиричность соотнесения от-дельных показателей с определенными параметрами личности. Она же считает дискуссионным вопрос о том, что выявляет тест Роршаха — структуру личности или частные индивидуальные осо-бенности.

Более широкому использованию метода Роршаха у нас должно предшествовать серьезное его изучение в аспекте практического использования при обязательном сопоставлении с данными, по-лучаемыми с помощью других методов, и теоретическая разра-ботка его методологических основ.

В связи с этим можно указать на работы, авторы которых со-общили результаты, полученные с помощью метода Роршаха при исследовании реактивных состояний (Н. Н. Станишевская, 1970, 1971), эпилепсии (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1971; Л. Ф. Бур-лачук, 1972; И. И. Белая, 1978; И. И. Белая, В. А. Торба, 1978), при патологии лимбико-ретикулярного комплекса (А. М. Вейн, П. И. Власова, О. А. Колосова, 1971).

Значительным вкладом в разработку теоретических и практи-ческих основ метода Роршаха, способствующим его практическо-му применению, являются монография Л.Ф. Бурлачука (1979) и методическое пособие И. И. Белой (1978).

Анализ проблемы дает основания думать, что метод Роршаха в патопсихологии окажется полезным главным образом в плане диаг-ностики индивидуальных свойств личности, особенно в психоте-рапевтической и реабилитационной работе. Использование его в целях нозологической диагностики представляется нам менее пер-спективным, однако и здесь данные, получаемые с помощью метода Роршаха в комплексе с другими экспериментально-психологическими методами и методиками, существенно дополня-ют картину патопсихологического синдрома.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.