Ассоциативный (словесный) эксперимент — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Ассоциативный (словесный) эксперимент

2018-01-14 567
Ассоциативный (словесный) эксперимент 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Методика ассоциативного эксперимента была предложена в конце прошлого столетия и широко использовалась для исследо-вания психически больных (В. М. Бехтерев, М. И. Аствацатуров, А. Г. Иванов-Смоленский, В. П. Протопопов).

Сторонники психоаналитического направления рас-сматривают метод словесного эксперимента как подспорье в по-исках скрытых комплексов, комплексных раздражителей, трактуя с позиций классической символики 3. Фрейда полученные в про-цессе исследования данные.

По И. П. Павлову, при правильном физиологическом анализе результатов исследования методика словесного эксперимента от-крывает возможность изучения словесных условных связей и ди-намики нервных процессов во второй сигнальной системе, позво-ляет улавливать изменения корковой динамики под влиянием словесного раздражителя


(А. Г. Иванов-Смоленский, 1928). Слова-раздражители являются условными сигналами, ответные речевые реакции — речевыми условными рефлексами, связанными с этими сигналами в течение прошлой жизни обследуемого путем многократного повторения.

В патопсихологии словесный эксперимент используется для анализа характера ассоциаций обследуемого и скорости их обра-зования. С этой целью обследуемому зачитывают заранее подго-товленный ряд слов — 30—40 существительных, лишенных ка-кой-либо связи. Дается инструкция — на каждое услышанное сло-во отвечать любым, пришедшим в голову, и как можно быстрее. Если преследуется цель — проверить, может ли обследуемый следовать какому-либо более определенному модусу выполнения задания — инструкция может быть соответственно уточнена (на-пример, отвечать только существительным, или словом-антонимом, или родовым определением). В протоколе опыта регистрируется время ответной реакции и ее содержание. Обращают внимание на лаконичность речевых реакций, соответствие их слову-раздражителю или, наоборот, случайный, нелепый характер, от-сутствие связи между словом-раздражителем и словом-ответом.

Многословные речевые реакции свидетельствуют о не-способности выполнения инструкции. Однако некоторые боль-ные, в основном отвечая одним словом, в ответ на не-индифферентный для них словесный раздражитель дают много-словный ответ.

Средний латентный период при обследовании здоровых со-ставляет 0,5—1,5 с. В некоторых случаях наблюдается особенно заметное увеличение латентного периода при воздействии неин-дифферентных для обследуемого словесных раздражителей (для введения их в эксперимент в бланке оставлены пробелы). Однако это явление нельзя переоценивать, так как иногда аффективно-значимыми неожиданно оказываются совсем другие слова (Б. В. Зейгарник, 1958). Поэтому включение в словесный эксперимент таких аффектогенных слов должно базироваться на тщательном изучении анамнеза, конфликтной жизненной ситуации, индиви-дуальных особенностей личности больного.

Характеристику ответных речевых реакций можно производить согласно классификации А. Г. Иванова-Смоленского (1928), раз-личающего:


I. Низшие или примитивные словесные реакции:

1) междометные («гм», «ну», «ой», «ай» и др.);

2) эхолалические, буквально воспроизводящие слово-раздражитель;

3) созвучные — тождественные или близкие по звучанию слову-раздражителю своими первыми или последними словами;

4) экстрасигнальные, не имеющие отношения к слову-раздражителю, а являющиеся реакцией на другие раздра-жения, поступающие из внешней среды;

5) отказные («не знаю», «нечего сказать», «слов нет» и т. д.);

6) вопросительные («какой?», «кто?», почему?»);

7) персеверирующие, когда один и тот же ответ появляется на несколько раздражителей подряд.

II. Высшие словесные реакции:

1) индивидуально — конкретные (например, «город — Мо-сква», «чашка — голубая»);

2) общеконкретные («город—деревня», «чашка—блюдце»);

3) абстрактные («город — культура», «чашка — посуда»).

Эта классификация дополнена еще одним видом низших сло-весных реакций — атактическими, отличающимися от экстрасиг-нальных тем, что для них нельзя найти какой-либо раздражитель в окружающей больного обстановке (М. С. Удальцова, 1956; Б. Я. Первомайский, 1957).

Существуют другие варианты методики словесного экспери-мента. А. Д. Зурабашвили (1955) предложил пользоваться че-тырьмя вариантами словесных раздражителей: названиями пред-метов, глаголами, отглагольными существительными и прилага-тельными. Эти словесные раздражители отличаются возрастаю-щей сложностью.

В. Иванов (1965) предложил структурно-ассоциативный экс-перимент, цель которого — исследование грамматического и ло-гического структурирования речи (мыслительной деятельности). В качестве словесного раздражителя используются незакончен-ные предложения с отсутствием определенных частей речи. Эта методика позволяет обнаружить латентные проявления разорван-ности мышления, резонерства и начинающегося распада речи в тех случаях, когда клинически они еще мало заметны.


Многочисленные исследования психически больных методом ассоциативного эксперимента позволили обнаружить особенности результатов его при различных нозологических формах и в зави-симости от стадии заболевания.

Подбор слов-антонимов

Эта методика является, в сущности, вариантом словесного эксперимента, при котором более четко регламентируется харак-тер ответных реакций. В результате исследования устанавливается словарный запас больного, устойчивость избранного модуса дея-тельности, состояние внимания.

Для проведения опыта пользуются специальным бланком, со-держащим заранее подобранные слова, например: тупой, тонкий, грязный, исчезновение и т. д. Обследуемому дается указание к каждому слову подобрать слова противоположного значения. Для проверки уяснения инструкции первые 1—2 примера можно вы-полнить совместно с обследуемым, а затем — предоставить ему возможность самостоятельного выполнения задания. Исследую-щий записывает (по секундомеру) время, отделяющее называние антонима от слова-раздражителя, и содержание ответной реакции.

При оценке результатов обращают внимание на соответствие речевой реакции условиям задания. Так, иногда вместо антонимов называются синонимы либо вообще слова, не связанные со сло-вами-раздражителями (атактические речевые реакции). Сущест-венное значение имеет величина латентного периода — явное уд-линение его при абстрактном характере слова-раздражителя сви-детельствует о некоторой недостаточности уровня обобщения. Анализируются дифференцированность и точность ответных ре-акций, возможность подобрать к одному слову несколько антони-мов. Характерный признак обеднения словарного запаса при ин-теллектуальной недостаточности — образование антонима при-бавлением к заданному слову частицы «не» (красивый — некра-сивый, скупой — нескупой, победа — непобеда). По увеличению латентного периода и ухудшению качества ответных реакций к концу исследования можно судить о повышенной истощаемости обследуемого.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.