Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова

2018-01-14 300
Мотив одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


М. Ю. Лермонтов жил и творил в годы жесточайшей политической реакции, наступившей в России после разгрома восстания декабристов. Потеря матери в раннем возрасте и сама личность поэта сопутствовали обострению в его сознании трагического несовершенства мира.
На протяжении всей своей короткой, но плодотворной жизни он был одинок.
Лирический герой Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная миру и обществу. В лирике Лермонтова выразился протест против внутреннего и наружного рабства.
Одиночество - центральная тема его поэзии. Лирический герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви и дружбе, ни в Отчизне.
Его одиночество в свете отразилось в стихотворении Дума. Здесь он показал, насколько современное поколение отстало в духовном развитии. Малодушие светского общества, струсившего перед разгулом деспотизма, вызывало у Лермонтова гневное презрение, но поэт не отделяет себя от этого поколения в стихотворении постоянно встречается местоимение мы. Его причастность к духовно обанкротившемуся поколению позволяет ему выразить трагичность мироощущения своих современников и одновременно вынести им суровый приговор с позиции будущих поколений.
Эту же мысль Лермонтов выразил и в стихотворении Как часто, пестрою толпою окружен. Здесь он чувствует себя одиноким среди приличьем стянутых масок, ему неприятно прикосновение красавиц городских. Он один противостоит этой толпе, ему хочется дерзко бросить им в лицо железный стих, облитый горечью и злостью.
Лермонтов тосковал по настоящей жизни. Он сожалеет о поколении, потерянном для этой жизни, он завидует великому прошедшему, полному славы великих дел.
В стихотворении И скучно и грустно вся жизнь сведена к пустой и глупой шутке. И действительно, она не имеет смысла, когда некому руку пожать в минуту душевной невзгоды. В этом стихотворении видно не только одиночество Лермонтова в обществе, но и в любви и дружбе. Явно прослеживается его неверие в любовь
Любить... но кого же?., на время - не стоит труда,
А вечно любить невозможно.
В стихотворении Благодарность присутствует все тот же мотив одиночества. Лирический герой благодарит, по-видимому, свою возлюбленную за горечь слез, отраву поцелуя, за месть врагов, за клевету друзей, но в этой благодарности слышится упрек в неискренности чувств, поцелуй он считает отравой, а друзей - лицемерами, оклеветавшими его.
В стихотворении Нет, не тебя так пылко я люблю... видна связь с прошлым. Лирический герой вспоминает прошлое страданье и молодость погибшую свою. Он устремляется в воспоминания, и перед ним предстают уста живые и огонь в глазах. Реальность же ему преподносит совсем иное, и он не хочет думать о том, что уста давно немые, что огонь в глазах давно погас. Он опять один в прошлом и надеется не встречаться с настоящим.
В стихотворении Завещание, написанном в форме исповеди умирающего на войне солдата, Лермонтов изобразил женщину с пустым сердцем. Армеец говорит о ней Пустого сердца не жалей. Пускай она поплачет... Ей ничего не значит. Эта женщина вобрала в себя все то жестокое и несправедливое, что испытал в жизни умирающий боец. Здесь также прослеживается мотив одиночества. Лирический герой имеет отца и мать, но, несмотря на это, он одинок и не верит в любовь.
Сон - стихотворение с новеллистическим сюжетом. Оно написано от имени человека, находящегося на грани жизни и смерти, который видит во сне свою возлюбленную, видящую сон о смерти любимого ею мужчины. В этом стихотворении переплетены мотивы любви и смерти. В своем сне герой как бы прощается с любимой женщиной перед тем, как хочет отойти в мир иной.
Стихотворение Молитва построено как монолог лирического героя. В нем он молится о счастье любимой, о ее душе. Здесь присутствует трагедия духовного одиночества, но она не разрушила глубокого участия и заинтересованности лирического героя в судьбе другого человека, духовная чистота которого не справится с силами мира холодного.
В Утесе Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, по лазури весело играя.
В стихотворении На севере диком рассказывается о сосне, стоящей одиноко на голой вершине. Ей снится пальма, которая в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход, стоит, как и сосна, одна и грустна. Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях.
В стихотворении Листок мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он прижался у корня чинары высокой, но она прогнала его. И он опять один на белом свете. Лермонтов, как и этот листок, искал себе приюта, но так и не нашел.
Большое место в лирике Лермонтова занимает тема Родины, тесно связанная с темой одиночества. Его отношение к России было двояко. С одной стороны, он любил русскую природу. С другой стороны, Лермонтов не принимал самодержавия и тех порядков, которые царили в русском обществе в 30-е годы XIX столетия.
В стихотворении Родина поэт говорит Люблю отчизну я, но странною любовью! Он любит ту Россию, в которой были дрожащие огни печальных деревень, дымок спаленной жнивы, на холме средь желтой нивы чету белеющих берез.
В стихотворении Как часто, пестрою толпою окружен он раскрыл тему малой Родины, изобразив имение Тарханы.
Завершая тему одиночества в лирике Лермонтова, надо сказать, что поэту принадлежит несколько замечательных произведений, полных энергии и благородного негодования, желания изменить существующую реальность. В его лирике отразился весь сложный духовный мир поэта.

 

 

2. Сцена финального объяснения Челкаша и Гаврилы как кульминация повествования в рассказе М.Горького "Челкаш".

 

 

Рассказ Горького "Челкаш" был написан в 1895 году. В конце ХIХ - начале ХХ века происходили серьёзные изменения в классическом реализме. Эти изменения в первую очередь отразились на основной проблеме реализма: связь героев и событий. Рассказ "Челкаш" - типичный тому пример.

Проблема духовной свободы человека - основная тема всех произведений Горького. Борьба человека с самим собой и с обществом, то есть духовный рост человека и отношение его с окружающими.

"...Гришка Челкаш, старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор. Он был бос..."

Перед тем, как очередной раз идти "на дело", находит себе помощника, Гаврилу, молодого парня - типичного крестьянина. Задача Гаврилы была проста - грести.

После "ходки" Челкаш отдал Гавриле гораздо больше, чем обещал. Но Гаврила попросил всю выручку и признался, что даже хотел убить Челкаша. Завязалась драка. Гаврила камнем разбил голову своему работодателю. Потом вернулся и попросил прощения. Челкаш ответил: "ничего". Они разошлись в разные стороны.

Композиция многих рассказов Горького подчинена одной цели: полностью раскрыть образ главного героя.

В рассказе "Челкаш" автор использует кольцевую композицию.

У Горького главный герой обычно "но голову выше людей, его окружающих, их общество ему чуждо". Сближение героя с обществом бесперспективно: общество отвергает героя в силу его (героя) исключительности.

Вот так и Челкаш - ворует не ради денег, а из-за самого процесса: украсть из-под носа охраны, да так, что бы пропажу обнаружили ещё не скоро. Для него воровать - это искусство, а не ремесло. Для Челкаша - это протест против общества и он от общества не зависит.

В Гавриле Челкаш увидел близкого себе по духу человека, но ошибся. Гаврила считает себя свободным, но вся его "свобода" - это "сам себе хозяин, пошел - куда хошь, делай - что хошь <...> Гуляй, знай, как хошь, бога только помни..." Гаврила мечтает о счастии, но и "счастье" его сводится к одному: осесть где-нибудь, купить дом и прочее. На всё "счастье" Гавриле нужны деньги. Ради них он готов даже убить. Челкаш угрожал Гавриле, но он ни за что бы не убил его. Гаврила сам признаётся: "...хвачу, я его - тебя - веслом... рраз!...денежки себе, его - в море... тебя-то..."

За деньги Гаврила мог "душу загубить на всю жизнь!", дело только в "корысти". Всё Гаврилино "счастье" строилось на деньгах, а если счастье зависит от чего-то материального, то это не настоящее счастье, это лишь то, что принято называть счастьем.

Поэтому между ними произошла ссора: Челкаш не выдержал такого издевательства над его (Челкаша) мировоззрением.

Челкаш отдал деньги Гавриле за работу: "Бери! бери! Не даром работал! Бери, не бойсь. Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают. На бери!"

Челкаш понял свою ошибку, понял - прощать Гаврилу не за что: "За что? Не за что! Сегодня ты меня, завтра я тебя...”

- Прости, брат! - ещё раз попросил Гаврила.

- Ничего! - холодно ответил Челкаш, пускаясь в путь.

Горький показывает "дно" общества, и поэтому речь героев насыщена просторечными словами, жаргонными выражениями. Но всё же их речь отличается из-за различного духовного уровня героев.

Речь Гаврилы - речь очень набожного (но способного перешагнуть через убийство ради денег) человека. Он постоянно вспоминает о боге, прикрывается именем бога.

Челкаш думает над тем, что говорит, у него нет ни одной неосмысленной фразы, ни одной реплики, брошенной на ветер.

Самая удачная метафора в рассказе - пейзаж. Пейзаж олицетворяет собой весь мир, для которого и Челкаш, и Гаврила одинаково безразличны. Они всего лишь две капли в мировом океане, которые растворятся в нём бесследно.

"Скоро дождь и брызги волн смыли красное пятно на том месте, где лежал Челкаш, смыли следы Челкаша и следы молодого парня на прибрежном песке... И на пустынном берегу моря не осталось ничего в воспоминание о маленькой драме, разыгравшейся между двумя людьми".

 

3. http://www.a4format.ru/book-titles.php?lt=212&author=66&dtls_books=1&title=14&submenu=4 - Митрофан

 

Билет №16


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.021 с.