Культура и цивилизация. Типы цивилизации. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Культура и цивилизация. Типы цивилизации.

2018-01-14 177
Культура и цивилизация. Типы цивилизации. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по их производству и реализации. К ней можно отнести то, что реально возвышает человека.

Культуры нет без человека, его деятельности, свободы творчества.

Первоначально означала «возделывание почвы», отражая факт воздействия человека на природу. Античная философия связывала культуру с воспитанием и обучением человека. Вначале, как средство доведения телесного состояния человека до космического совершенства. Потом стали включать формирование духовности, приобщение к добродетелям.

Цивилизация и культура – понятия тесно связанные друг с другом. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры.

Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат слова, означавшего «гражданский».

Цивилизация — социальная форма движения материи, обеспечивающая её стабильность и способность к саморазвитию путём саморегуляции обмена с окружающей средой; единство исторического процесса и совокупность материально-технических и духовных достижений человечества в ходе этого процесса.

В истории существовали и существуют в настоящее время различные типы и формы цивилизаций, суммарную численность которых ученые определяют в пределах 30. Выделим три основных типа цивилизаций.

1) Космогенная цивилизация как исторически, первый ее тип основывалась на орудийной технике и ручной технологии и характеризовалась большой зависимостью общества от природных сил, когда мировой космос определял смысл жизнедеятельности, диктовал законы, устанавливал жесткие формы общественной организации, связи индивидов с социальными институтами.

2) Основой следующего – технического типа цивилизации явились: машинная техника, широкое развитие науки и постепенное превращение ее в непосредственную производительную силу, наемный труд, рыночные отношения, высокий уровень профессиональной культуры во всех её формах.

с середины 50-х годов XX века начинается развитие информационной технологии. Именно это составляет содержание процесса становления цивилизации нового типа – антропогенной, именуемой в научной литературе информиционно-технологическим или постиндустриальным обществом. Определяя основные тенденции развития общества, связанные с использованием информационной технологии, российские и зарубежные ученые отмечают, что она коренным образом изменяет техническую основу материального и духовного производства. Определяет новые организационные формы общественной жизни, приводит к кардинальным изменениям в социальной структуре, превращая значительную часть рабочей силы новый средний класс, требует постоянного повышения духовной культуры личности и общества

Билет 16.
Учение о субстанции и ее атрибутах философии Нового времени (Декарт, Спиноза, Лейбниц).
Роль личности в истории: проблема исторической необходимости и свободы личности.

1 Декарт: Проблема субстанции решается Декартом дуалистично. Существует две субстанции: материальная (телесная) и духовная. Атрибут материальной субстанции – протяженность, атрибут духовной – мышление. Субстанции равноправны, независимы, не оказывают влияние друг на друга. Человек есть механическое соединение духовной и материальной субстанции, души и тело. Тело не может вызвать изменений в душе, душа не способна произвести телесных изменений. Тем не менее тело способно повлиять на изменение душевных процессов, как и душа – на модификацию процессов телесных. Благодаря разумной душе человек владеет речью и способен осуществлять целесообразные действия. В отличие от человека, растения и животные – механизмы, не обладающие душой.

Бенедикт Спиноза: Придерживается взглядов натуралистического пантеизма и монизма. Он растворяет Бога в природе, который, с его точки зрения, и есть природа. Единственной субстанцией выступает материальная природа, которая не нуждается для своего существования ни в чем другом. Природа не нуждается ни в перводвигателе, ни в первопричине, так как она является причиной самой себе. Атрибуты субстанции – протяженность и мышление, движение не есть атрибут субстанции. Любая вещь, существующая в рамках необходимости, может быть свободной, если она существует по необходимости своей собственной природы, т.е. внутренней необходимости. В этом смысле свободна субстанция, ибо ее существование обусловлено лишь собственной сущностью. Человек также может быть свободным, но только в случае, когда он познает необходимость и прежде всего нравственную необходимость.

Готфрид Вильгельм Лейбниц: Вселенная состоит из множества субстанций – монад. Монады являются неделимыми, духовными субстанциями. Монады вечны, сверхъестественны, их число бесконечно. Они не возникают и не исчезают естественным путём, так как по своей природе представляют излучение божества. Монады физически не влияют на внутреннее состояние друг друга. Согласованность и единство монад определено предустановленной божественной гармонией. Существуют примитивные монады, которые располагают лишь смутными представлениями; монады-души, обладающие ощущениями и представлениями; монады-духи, имеющие в распоряжении разум. Таким образом, возникает иерархия растений, животных и людей. Абсолютная, верховная, совершенная монада есть Бог. Все сотворенное Богом формируется и гармонично развивается в соответствии с его предустановленными целями.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями. Абсолютной, безграничной свободы быть не может ни в физическом, ни в социальном аспекте существования человека. Полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого.

Соотношение категорий свободы и необходимости можно рассмотреть посредством анализа гегелевского афоризма: "свобода есть познанная необходимость". Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком – он ее раб, если же она познана, то человек обретает "способность принимать решение со знанием дела". В этом выражается свобода воли человека.

Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т.е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий.

Помимо объективной природной необходимости человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель "должного поведения". С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решений.

 

Билет 17.

Субъективный идеализм Дж. Беркли и философский скептицизм Д. Юма.
Философский аспекты экологических и демографических проблем современности.

1 Джон Локк: Выдвигая в качестве единственного источника образования идей и понятий опыт, Локк подразделяет его на внешний и внутренний. Идеи внешнего опыта возникают посредством слуха, зрения, осязания и других чувств. Внутренний опыт возникает посредством рефлексии. Внешний опыт дает представление о качествах, которые принадлежат самим предметам, находятся в них такими, какие они есть в наших ощущениях. Данные качества объективные, первичные качества, неотделимые от предметов. Внутренний опыт дает представление о вторичных качествах, которые субъективны, зависят от деятельности наших чувств.

К первичным или объективным качествам относятся: движение или покой, непроницаемость. Плотность, сцепление частиц, фигура, объем. Вторичными или субъективными качествами являются: цвет, запах, вкус, звук.

Джордж Беркли: Всё, что существует – единично. Абстрактные идеи образовать невозможно. Беркли утверждал, что все качества являются вторичными. Мир есть совокупность ощущений. Для Беркли объект и ощущение – одно и тоже и не могут быть абстрагируемы одно от другого (эта позиция и есть субъективный идеализм). Однако, в данной позиции есть ряд затруднений: если вещи – совокупность ощущений, то они должны существовать только тогда, когда кем-то воспринимаются. Однако обыденная практика показывает, что это не так. Но Беркли вышел из этого затруднения, введя положение о непрерывности восприятия. Реальное существование вещей – это их одновременное и непрерывное восприятие многими людьми. Второе затруднение заключается в том, что субъективный идеализм приводит к солипсизму, по которому весь мир воспринимается единственной личностью. Решая эту задачу, Беркли отходит от субъективного идеализма и приходит к мысли, что вещи изначально существуют в божественном уме, в бесконечном, вездесущем Боге.

Дэвид Юм: Прямо не отрицал существование внешних объектов, а говорил о проблематичном характере их существования. Человек имеет дело со своими восприятиями, которые проявляют себя как впечатления и идеи. Действительность есть поток впечатлений, который строится на основе человеческого опыта. Вопрос о том, что такое опыт, имеет он объективное или субъективное содержание, Юм снимает, оставляя его открытым.

Реальные отношения человека с природой свидетельствуют о том, что как бы ни стремился человек возвыситься над природой, пренебречь природными условиями своей жизни, объективно он подчиняется этим условиям и зависит от них. В 18 веке человек перестал чувствовать себя органической частью космоса, он оказался как бы один на один с природой, что заставило его искать свои внутренние истоки в ней самой. Проблему взаимоотношения человека и природы следует рассматривать как историческую. Исторически развивающееся единство человека и природы выражается в итоге в материальном производстве. Именно в этой сфере следует искать ответ на те трудности, которые испытывает общество в своих взаимоотношениях с природой. Взаимодействие человека с окружающей природой давно переросло формы разумного потребления, не наносящего ей ущерба. В настоящее время актуальность философских размышлений и исследований в контексте взаимоотношений человека и природы определяется наличием и обострением экологической опасности как таковой. Экологические трудности современной эпохи сами по себе – сугубо важный вопрос и предмет конкретных научно – практических мер и решений. Комплекс экологических проблем, характеризующих современное состояние промышленно – технологического воздействия на среду обитания, для философской теории играет роль определённого симптома. Речь идёт о том, что способ деятельно – практического бытия человека в мире и соответствующие ему формы сознания перестали быть разумными, а потому и действительными. В настоящее время необходим переход цивилизации на новую ступень и новые пути развития. В этом смысле экологическая проблематика образует как бы момент, модификацию темы «человек – природа», формирует предмет анализа, требующий привлечения средств философии. Сам факт становления корпуса новых экологических наук стал предметом устойчивого философско – методологического интереса. Экологическая ситуация формирует объект философии как методологии науки. В настоящее время экологические проблемы всё более обостряются. Человек загрязняет химическими и радиационными веществами всё вокруг себя: от Мирового океана до космического пространства. Экологические проблемы многоуровневы. Их следует решать как на национальном, так и на межнациональном уровне. Основой обострения экологических проблем является стремительный научно – технический прогресс, ориентированный на безудержный рост потребления. Мы всё чаще слышим предупреждения биологов, генетиков, медиков, о том, что человек находится перед лицом опасности исчезновения как биологический вид.

Решение экологических проблем: 1. Уменьшить или прекратить опасное антропогенное влияние на природу; уделять особое внимание экологии; найти новые средства для существования; найти новые источники энергии; «зеленое производство»; очистка и переработка отходов.

Природа по своей сути движется циклично, она таким образом самоочищается. Но выбросы настолько велики, что природа на успевает очиститься, таким образом нарушаются ее природные законы.

Римский клуб первым начал заниматься данной проблемой, Киотски й протокол - Оно обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов.

Моисеев говорил, что общество должно прекратить строить общество потребления, и создать общество интеллектуально совершенное. Необходимо поменять качество общества.

Демографические проблемы: демографический рост, демографический взрыв, безработица, нехватка продовольствия. Демографы полагают, что максимальная чис­ленность населения Земли не более 10 млрд человек. Эта цифра будет достигнута к 30-м гг. XXI в. Многие уверяют, что и она завышена. Так, что от продумывания глобальных, согласованных мер по оптимизации демографического вала никуда не уйти. Резкий всплеск народонаселения при относительно скудном росте производства в конце 20в. Английский экономист Мальтус в 18в говорил о геометрическом росте средств жизни людей. В современном обществе всё должно быть подвергнуто разумному ограничению. Сейчас на планете голодает до 1 млрд. человек, люди умирают от голода и недоедания. Поэтому производство должно расти с опережающими разумные потребности людей в пище, одежде, жилищах, темпами. Кроме того, к глобальным проблемам человечества относиться вопрос о здоровье людей. Прогресс в обществе - поступательное развитие, движение общества вперёд, изменение к лучшему, более передовому и совершенному, переход от низшего к высшему, от простого к более сложному. П. прямая противоположность регрессу (см.) - движению назад, упадку.

 

Билет 18.
Французское Просвещение и философский материализм 18 века.
Общественное сознание и его структура.

Уже в XVII веке многие полагают, что “знание – сила” (Ф.Бэкон), что именно “практическая философия” (конкретно-научное знание) поможет нам с пользой для нас овладеть природой и стать “господами и хозяевами” этой природы (Р.Декарт).

В XVIII веке еще более закрепляется безграничная вера в науку, в наш разум. Если в эпоху Возрождения принималось, что наш разум безграничен в своих возможностях в познании мира, то в XVIII столетии с разумом стали связывать не только успехи в познании, но и надежды на благоприятное для человека переустройство как природы, так и общества. Для многих мыслителей XVIII века научный прогресс начинает выступать как необходимое условие успешного продвижения общества по пути к человеческой свободе, к счастью людей, к общественному благополучию.

Многие мыслители XVIII века уверенно стали объявлять, что первой и главной обязанностью любого “истинного друга прогресса и человечества” является “просветление умов”, просвещение людей, приобщение их ко всем важнейшим достижениям науки и искусства. Эта установка на просвещение масс стала настолько характерной для культурной жизни европейских стран в XVIII веке, что впоследствии XVIII век был назван веком Просвещения, или эпохой Просвещения.

Идейным вождем этого начинания выступает Д.Дидро, а его ближайшим соратником – Д.Аламбер. Статьи же для этой “Энциклопедии” соглашались писать самые выдающиеся философы и естествоиспытатели Франции. По замыслу Д.Дидро в “Энциклопедии” должны были отражаться не только достижения конкретных наук, но и многие новые философские концепции относительно природы материи, сознания, познания.

 

 

Вольтер,Руссо - просветители

В истоках этого материализма лежат философские идеи Б.Спинозы, Д.Локка, Р.Декарта, П.Гассенди, Его наиболее яркими представителями являются П.Гольбах, К.Гельвеций, Д.Дидро и др.

Французские материалисты создают научную картину мира, в которой нет места богу. Вся наблюдаемая действительность, все бесчисленные тела, подчеркивали они, есть не что иное, как материя. Все явления – это конкретные формы ее существования. По Гольбаху, материя есть “все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства…” Вместе с тем, будучи тесно связанными с естественнонаучным знанием XVIII века, французские материалисты полагали, что материя – это не только собирательное понятие, охватывающее все реально существующие тела, все телесное. Для них материя – это также и бесконечное количество элементов (атомов, корпускул), из которых образованы все тела.

Французские материалисты утверждали в своих работах вечность и несотворимость всего материального мира. Причем мир этот мыслился бесконечным не только во времени, но и в пространстве. Важнейшим свойством материи они рассматривали движение. Движение определялось ими как способ существования материи, необходимо вытекающий из самой ее сущности.

Французские материалисты утверждали, что все в природе взаимосвязано и среди взаимосвязей выделяли причинно-следственные связи. Они доказывали, что природа подчинена объективным законам и что эти законы полностью определяют все изменения в ней. Природа представлялась им как царство одной лишь необходимости; случайность в самой природе отвергалась. Этот детерминизм, будучи распространенным на общественную жизнь, подводил их к фатализму, т.е. к убеждению, что и в нашей жизни (жизни человека) все уже предопределено объективными законами и судьба наша от нас не зависит.

Французские материалисты утверждали познаваемость мира. При этом основой познания они рассматривали опыт и показания органов чувств, т.е. развивали идеи сенсуализма и эмпиризма XVII века (Ф.Бэкон, Д.Локк и др.). Познание они определяли как процесс отражения в нашем сознании, в наших знаниях реальных явлений действительности.

Основ. черты:

1. Критика религии и церкви(Дидро,Вольтер,Руссо)

2. Многообразие и разнообразие свойств и видов материи

3. Основа- материя

4. 3. Человек-пассивное существо

2. Общественное сознание — в марксизме: отражение общественного бытия; совокупность коллективных представлений, присущих определенной эпохе. Общественное сознание нередко противопоставляется индивидуальному сознанию как то общее, что содержится в сознании каждого человека как члена общества. Общественное сознание является составной частью надстройки и выражает его духовную сторону. В советской философии особенно акцентировалась идея того, что общественное сознание "активно" отражает общественное бытие, т.е. преобразовывает его. Общественное сознание, складываясь из сознаний составляющих общество людей, не является его простой суммой, а обладает некоторыми системными свойствами, не сводимыми к свойствам индивидуального сознания. Обычно называют шесть форм общественного сознания: художественное сознание, научное, мораль, правосознание, религия, политическое сознание (наивысшая форма общественного сознания). Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенного типа общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др. Общественное сознание представляет собой довольно сложное явление. В нем можно выделить различные стороны, каждая из которых представляет собой относительно самостоятельное духовное образование и в то же время связана с другими его сторонами как прямо, непосредственно, так и косвенно. В конечном счете, общественное сознание предстает как некая структурная целостность, отдельные элементы (стороны) которой взаимосвязаны между собой. Современная социальная философия выделяет в структуре общественного сознания такие стороны (элементы), как: •обыденное и теоретическое сознание; •общественная психология и идеология; •формы общественного сознания.

 

Билет 19.
1)Философия Им. Канта: учение о познании, морали и праве.

Немецкая философия второй половины XVIII — первой половины XIX вв., вошедшая в историю мировой философии под названием классической, начинается с Иммануила Канта (1724 — 1804). Его философское творчество традиционно делят на два приода: докритический и критический.

Кант определял философию, как науку, которая дает человеку знания о его предназначении в мире. Познание, по Канту, проходит три ступени. Первой, начальной, среди них ступенью познания является чувственное созерцание, формами чувственного созерцания, по Канту, является Пространство и Время. Восприятия пространства и времени, по Канту, не преобретается из опыта человека, а даны человеку до всякого опыта.

Следующей, второй, ступенью нашего познания является познание рациональное. Оны выше чувственного созерцания и качественно отличается от него. На уровне предыдущего, чувственного созерцания, человек имеет дело с чувствами, благодаря которым в сознании человека образуются представления, другими словами, - конкретно-чувственные образы предметов и явлений. А рациональное познание совершается не при помощи чувств, а уже с помощью рассудка.

Третьи, наивысшим уровнем познания, по Канту, является познание чистого разума. На этом уровне человек пытается познать то, что никаким образом не доступно познанию ни путем чувственного созерцания, ни средствами чистого рассудка (путем рассуждения, логического мышления). Это истины самого высокого, абсолютного порядка. К ним Кант относит три группы идей: 1. Психологические идеи чистого разума (о душе человека, ее смертности и бессмертию), 2. Космологические идеи чистого разума (идеи о Космосе, его бесконечности, начале и конце) и 3. Теологические идеи чистого разума (идеи о Боге, его существоании и сущности). Совокупность всех этих идейх Кант называет антиномиями чистого разума. В разуме заложено неискренимое стремление к безусловному знанию, вытекающее из высших этических запросов. Под давлением этого человеческий рассудок стремится к решению вопросов о границах или беспредельности мира в пространстве и времени, о возможности существования неделимых элементов мира, о характере процессов, протекающих в мире, о существовании бога как безусловно необходимого существа.
2) Социальная подсистема общества.

Понятие «социальная система» употребляли в своих трудах еще древние мыслители, но у них под ней подразумевалась прежде всего общая идея упорядоченности общественной жизни, поэтому в строгом смысле оно было более близко к понятию «социального порядка». Социальная система представляет собой упорядоченную, самоуправляемую целостность разнообразных общественных отношений, носителями которых являются индивиды и социальные группы.

Социальная система является самоуправляемой, что предполагает наличие специальной подсистемы управления, которая обеспечивает согласованность действий всех компонентов системы.

Особая специфика социальной системы – в уникальности ее основного элемента – человека, который обладает свободой выбора форм и способов деятельности, придающей развитию общества в значительной степени неопределенность, непредсказуемость.

Социальные системы являются одновременно и продуктом, и сферой деятельности человека. Это обязательно необходимо учитывать при рассмотрении структуры общества. Во всех подсистемах и сферах общественной жизни в качестве универсального элемента выступает человек, личность. Происходит взаимное влияние, общество производит человека, в то же время человек производит общество. Взаимодействие конкретных людей, в конечном счете, образует социальную структуру. Поэтому социальная структура – это не что иное, как совокупность отношений человека, личностные взаимосвязи между людьми, а социальные функции – это результат деятельности человека.

Социальные системы – это системы, образуемые состояниями и процессами социального взаимодействия между действующими субъектами.

 

Билет 20.
1) Система и метод философии Г. В. Гегеля. Значение его идей для философии права.

Одно из центральных положений философии Гегеля-единство бытия и мышления. Мышление существует не вне мира,а находится в нем самом. Мышление находится в постоянном развитии. (Система философии Гегеля)--Гегель показывает сущность этого процесса в трех частях своей философской системы(триада):

1.Логике-науке об идее в себе и для себя9Внутри науки логики он выделяет:(бытие-сушность-понятие)

2.Философии природы –науке об идее в ее инобытии(Природа-инобытие абсолютной идеи.Она беднее самой идеи.)

3.Философии духа-науке об идее,возвращающейся к себе из инобытия.(Саморазвитие духа включает три ступени:Субъективный дух-индивидуальное человеческое сознание,Объективный дух-человеческое общество, Абсолютный дух- содержащийся в искусстве,религии,философии)

Вся структура Гегелевской философии подчиняется тройственному ритму, строится в соответствии с требованиями триады.

Разрабатывая свою теорию диалектики, Гегель исходит из идеи единства диалектической логики для всех сфер духа: для общества, государства, права, политики, законодательства, человеческой жизни, всемирной истории. Логическое изображение, подчеркивает Гегель, есть “всеобщий способ, в котором все остальные способы сняты и заключены. Абсолютность диалектического метода Гегель видит в том, что один объект (в том числе государственно-правовая сфера и тематика) не может оказать ему (методу) сопротивления.

Философский подход Гегеля к сфере объективного духа (общество, государство, право и так далее) предполагает реализацию принципов, моделей и правил его диалектики в данной предметной области исследования, поскольку “сам метод расширяется в систему”. В этом и состоит противоречие всей философии Гегеля.

Ступени идеи права:

1) Абстрактное право: свобода выражается в том, что каждое лицо обладает правом владеть вещами (собственность), вступать в соглашение с другими людьми (договор) и требовать восстановления своих прав в случае их нарушения (неправда и преступление). То есть абстрактное право охватывает область имущественных отношений и преступлений против личности.

2) Мораль: умение отличать законы от нравственного долга; свобода совершать осознанные действия (умысел), ставить перед собой определенные цели и стремиться к счастью (намерение и благо), а также соизмерять свое поведение с обязанностями перед другими людьми (добро и зло).

3) Нравственность: умение следовать нравственному долгу в рамках законов; человек обретает нравственную свободу в общении с другими людьми. Объединения, формирующие нравственное сознание: семья, гражданское общество и государство.


2) Общество как система: характеристика основных подсистем.

Общество — 1) в широком понимании слова, это совокупность всех видов взаимодействия и форм объединения людей, которые сложились исторически; 2) в узком понимании — исторически конкретный тип социальной системы, определённая форма социальных отношений. 3) группа лиц, объединенная общими морально-этическими нормами (устоями). Составными элементами общества являются люди, социальные связи и действия, социальные взаимодействия и отношения, социальные институты и организации, социальные группы, общности, социальные нормы и ценности и другие.

Признаки общества:

-целостность (это внутреннее качество совпадает с общественным производством);

-стойчивость (относительно постоянное воспроизводство ритма и режима социальных взаимодействий);

-динамизм (смена поколений, изменение общественного субстрата, преемственность, замедление, ускорение);

-ткрытость (социальная система сохраняет себя благодаря обмену веществ с природой, он же возможен лишь при условии равновесия с окружением и получением достаточного количества вещества и энергии из внешней среды);

-саморазвитие (его источник находится внутри общества, это производство, распределение, потребление, базирующиеся на интересах и стимулах социальных общностей);

-пространственно-временные формы и способы социального бытия (массы людей пространственно соединены совместной деятельностью, целями, потребностями, нормами жизни;

-но бег времени неумолим, поколения меняются, и каждое новое застаёт уже сложившиеся формы жизни, воспроизводит и меняет их).

Структура: субъект, общественные отношения, общественное сознание, объект (потребности, интеренсы)

Подсистема - это промежуточные комплексы, которые менее сложны, чем сама система.

- Экономическая сфера - это деятельность субъектов общественных отношений по производству, распределению и потреблению результатов труда. Во многом эта сфера является определяющей по отношению к другим, так как материальное производство является основным условием жизнедеятельности людей. - Политическая сфера - это деятельность субъектов общественных отношений по обеспечению согласия между членами общества, регулированию его состояния. Основанием этой сферы общества выступают властные отношения. Они же определяют и ее специфику. - Социальная сфера - это деятельность субъектов общественных отношений, направленная на удовлетворение своих потребностей. Этот процесс тесно связан с уровнем экономического развития общества. Можно выделить два подхода к рассмотрению социальной сферы общества: 1) совокупность организаций и учреждений, отвечающих за благосостояние, направленная на все слои населения; 2) совокупность социальных организаций и учреждений социальной защиты и социального обеспечения незащищенных слоев населения. Социальная сфера включает в себя слои и классы, нации и национальные отношения, институты образования, здравоохранения, досуга. - Духовная сфера - деятельность субъектов общественных отношений по производству, потреблению и передаче духовных ценностей. Главными функциями, которые выполняет данная сфера общества, являются добыча новых знаний, их передача, формирование нематериальных ценностей. Духовная сфера охватывает науку, нравственность, религию, искусство, научные учреждения, религиозные организации, учреждения культуры, соответствующую деятельность людей. Стержнем духовной сферы общества является религия.

Билет 21.
1)Антропологическая философия Л. Фейербаха.

В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительности принадлежат самому человеку.

Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что он по-новому интерпретирует само понятие «объект». По Фейербаху, понятие объекта первоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первый объект для всякого человека - это другой человек, «Ты». Именно любовь к другому человеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым к признанию существования вообще внешних вещей. Из внутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическая мораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорной связи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишь отчужденная, ложная форма подлинной любви - любви к другим людям.
2)Философские и научные концепции самоорганизации: движение и развитие.

С философской точки зрения движение есть всякое изменение вещей и процессов и представляет собой единство моментов перемещения вещей и процессов и их изменения.

Свойства движения: Объективность (независимость существования от сознания человека); Всеобщность (любые явления в мире подвержены движению как способу существования материи); Несотворимость и неуничтожимость; Абсолютность, т. е. абсолютная природа движения реализуется всегда только в определённых видах. Поэтому можно сказать, что всякий покой - это момент движения, т. к. он преходящ, временен, относителен. Покой - это как бы движение в равновесии, т. к. он включён в совокупное движение, и он снимается этим абсолютным движением.

Существуют следующие формы движения: Пространственное перемещение; Электромагнитное движение, определяемое как взаимодействие заряженных частиц; Гравитационная; Сильное (ядерное) взаимодействие; Слабое взаимодействие (поглощение и излучение нейтрона); Химическая (процесс и результат взаимодействия молекул и атомов); Геологическая (связана с изменением в геосистемах - материках, слоях земной коры и т. д.); Биологическая (обмен веществ, процессы, происходящие на клеточном уровне и т. д.); Социальная (процессы, происходящие в обществе).

Развитие - наиболее сложная форма изменений. Идея развития исходит из предположения возможности таких качественных изменений, входе которых появляется нечто принципиально новое по сравнению с прошлыми формами движущейся материи. Развитие это необратимое, направленное, качественное изменение системы. Развитие это сложный многообразный процесс, оно может быть и прямолинейным, и зигзагообразным, ускоренным и замедленным, прогрессивным и регрессивным. Развитие это самодвижение, его источник находится в самом объекте. Развитие - это всегда качественное изменение вещей, это движение от низшего к высшему, от простого к сложному, движение идёт по спирали, каждый виток которой расширяется кверху. Развитие и механическое движение являются противоположностями, составляющими содержание движения как всякого изменения. Нет и не может быть развития вне или без движения, и движения, которое не содержало бы в себе развитие. Важнейший признак развития - необратимость, другой признак - направленность (изменение качества системы в определённом направлении - прогрессивное и регрессивное).

- Закон единства и борьбы противоположностей: Сущность закона. Любой предмет обладает: противоположностями, которые в процессе взаимодействия приводят к противоречию. Противоречие дает толчок к изменению и развитию предмета. Необходимо различать виды противоречий, т.к. это позволяет находить правильные пути и способы их разрешения. Данный закон показывает источник движения, источник развития.

- Закон перехода количественных изменений в качественные и обратно. Сущность закона. Проявляется в том, что количественные изменения по достижению определенного момента приводят к качественным, а качественные изменения приводят к определенным количественным изменениям. Данный закон показывает механизм развития предмета.

- Закон отрицания отрицания. Сущность закона. Закон отрицания отрицания показывает связь старого и нового в процессе развития, которая состоит в том, что новое качество отбрасывает старое и вместе с тем включает в себя, в преобразованном виде, некоторые черты, стороны старого. Данный закон носит противоречивый характер, показывает направленность развития предмета (явления).

 

Билет 22.
1)Философия марксизма и ее исторические судьбы.

Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого уче


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.