Определение структуры и степени психического снижения — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Определение структуры и степени психического снижения

2018-01-14 206
Определение структуры и степени психического снижения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Эта задача встает перед психологом при решении вопроса по организации адекватной трудотерапии больных, находящихся в стационаре. Выявление степени и структуры психического дефекта особенно необходимо при.выписке по окончании лечения (или наступления ремиссии), когда требуется дать обоснованные рекомендации по социальной интеграции в обществе, а также другие жизненно важные советы и предложения по восстановлению учебного, трудового и личного статуса больного. Например, может ли больной.продолжать работу по прежней специальности или ему целесообразно уменьшить трудовую нагрузку, либо сменить профессию, переквалифицироваться; целесообразно ли продолжать обучение, или сменить учебное заведение, или на время (окончательно) оставить учебу и приобрести иную специальность. (8)

Используя знания психологии труда и исследуя больного по специально построенной программе, патопсихолог может принять участие в составлении подобных рекомендаций. При этом он должен исходить из полученных в эксперименте данных, касающихся степени выраженности патологии отдельных сторон психической деятельности больных. Такой важный показатель, как степень утомляемости может быть экспериментально исследован в различных видах деятельности: сенсорной, моторной, интеллектуальной. При исследовании памяти необходимо учитывать соотношение непосредственного и опосредованного запоминания. При оценке внимания, важным является его объем, распределение и переключаемость. Несмотря на то что все эти показатели очень существенны для оценки работоспособности больных, важнейшим критерием остается все же степень сохранности личностной эмоционально-волевой сферы. Для суждения о ней используются такие показатели, как самооценка, отношение больных к своим ошибкам, соотношение между жалобами и объективными проявлениями работоспособности в эксперименте.

Участие в экспертной работе

Вопрос о характере нарушений психики особенно остро встает при проведении психиатрической экспертизы (военной, трудовой, судебной), при которой экспериментально - психологическое исследование является необходимым. В больницах, где проводится военная, трудовая или судебная экспертиза, объем психологических исследований резко возрастает.

Психологические исследования, проводимые для целей военной экспертизы, в основном решают вопрос о степени и особенностях умственного недоразвития. Нередко возникает необходимость разграничить педагогическую запущенность и недоразвитость от легкой степени дебильности, либо сочетания ее с нарушениями эмоционально-волевой сферы или психопатизацию личности от психической неустойчивости после легких органических поражений мозга. Иногда психологическая экспертиза, проводимая призывникам в связи с особенностями поведения и неадекватными высказываниями, впервые выявляет признаки психического заболевания. Как правило, решение о степени годности к военной службе лиц, (9) перенесших психическое заболевание, выносится после стационарного обследования в психиатрической больнице с обязательным тщательным психологическим исследованием.

Трудовая психиатрическая экспертиза требует тщательного патопсихологического анализа нарушенных и оставшихся сохранными психических функций. Особенность ее проведения состоит в том, что больной, обычно заинтересованный в определенном экспертном решении, иногда обнаруживает тенденцию к диссимуляции или аггравации. В обоих случаях психологический эксперимент может объективно выявить имеющуюся степень нарушения психики. По характеру ошибок можно установить не только факт аггравации, но и глубину психического дефекта.

Психологическое исследование с целью судебно-психиатрической экспертизы должно проводиться особенно тщательно. Основным требованием к психологическому эксперименту является решение вопроса соотнесенности психических нарушений с содеянным. В соответствии с конкретными задачами судебной экспертизы строится и 'психологический эксперимент. Нередко он должен быть направлен на выявление структуры и степени нарушений психики, маскируемых притворным поведением. Кроме того, он используется в диагностических целях, в частности, при ограничении процессуальных заболеваний от тяжелых форм реактивных состояний.

4. Определение умственного развития аномального ребенка и выбор путей его общеобразовательного и трудового обучения

Эта задача имеет особое значение для детских и подростковых психоневрологических учреждений, а также для районных психоневрологов. Для ее решения патопсихолог должен использовать данные детской возрастной психологии о развитии высших психических функций в норме.

Экспериментальные данные, полученные при исследовании различных сторон психики аномального ребенка, сопоставляются с теми же параметрами нормального ребенка того же возраста (например, уровень развития мышления, особенности развития мотивационной (10) сферы). Такое сравнение позволяет оценить характер умственного развития обследуемого.

Основываясь на теории Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» и прогностической значимости потенциальных возможностей ребенка к овладению учебным материалом, детские патопсихологи используют в своей работе принцип построения эксперимента по типу «обучающего». Построение последнего дает возможность оценить качественно и учесть количественно потенциальный уровень умственных возможностей. Это очень важно при исследовании детей, так как их актуальный уровень знаний, представлений и умений отражает уровень обученности и воспитанности, но он недостаточен для прогноза обучаемости. Проводя такое исследование, детский патопсихолог может сделать вывод о том, соответствуют ли возможности ребенка требованиям массовой, санаторной или вспомогательной школы. Кроме того, экспериментально - психологическое исследование помогает разработке коррекционных рекомендаций по обучению и воспитанию. Коррекционные мероприятия проводятся в детских психиатрических отделениях педагогами с учетом рекомендаций психологов, а после выписки детей их родителями и учителями.

Патопсихолог на основании полученных экспериментальных данных может, в известной мере, участвовать в решении вопроса о наиболее целесообразных формах трудоустройства подростков.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.