Как профессионально записать профессиональный сценарий, — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Как профессионально записать профессиональный сценарий,

2018-01-14 221
Как профессионально записать профессиональный сценарий, 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАПИСАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ,

ЕСЛИ ВЫ НЕ РАБОТАЕТЕ В FINAL DRAFT

 

Сергей Белошников

http://www.neboee.ru/beloshnikov-script.zip

 

НЕОБХОДИМОЕ ПРЕДИСЛОВИЕ

Когда в руки к матерому продюсеру или редактору попадает Ваш сценарий, то он первым делом обращает внимание на то, КАК этот сценарий ОФОРМЛЕН. Это уже потом он будет оценивать Ваш талант и новизну Ваших идей. Сначала он будет его просто читать. И Ваша задача – записать и оформить сценарий в рамках профессиональных требований таким образом, чтобы максимально облегчить профессиональному же читателю этот процесс.

 

Нестандартная форма записи, опечатки, превышенный или заниженный метраж, сбитые абзацы – вот прямой путь к тому, чтобы продюсер швырнул Ваш сценарий в корзину сразу после просмотра (даже не прочтения) половины первой страницы. Неряшливость РЕЗКО снижает впечатление от Вашего сценария. Плохо и неграмотно оформленный сценарий не продается или продается за гораздо меньшую сумму, чем на самом деле стоит. Не верите? Тогда задайтесь вопросом: почему у маршанов цена на картину в выигрышно подобранной раме превышает цену на ту же картину, но без рамы, минимум на четверть? J

 

Все оправдания, что нестандартная форма записи Вашего сценария является Вашим оригинальным видением будущего фильма – НИКОГДА не проходят. Ведь если Вы пишете венок сонетов, Вы же никогда не напишете в нем 17 или 23 сонета? Поэтому, например, НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ пишите сценарии в формате советской киноповести, где будут такие пронзительные строчки: «В свете бледно-голубой луны, похожей на цветок сакуры, переживший и революцию, и оккупацию мудрый сказитель дед Грицько стоял, незыблемо опираясь на изогнутый, словно сама Судьба, посох, и чувствовал, как неумолимо плывет ему в заросшие ноздри оглушающий запах созревающих яблок: «Доходять», - удовлетворенно хмыкнул дедуля».

 

Вы пишете сценарий, и только сценарий!

 

Относитесь с уважением к читателю. Особенно, если этот читатель – продюсер. Который, возможно, заплатит вам за ваш сценарий деньги. Возможно – большие. Мы уж не говорим о том, что будет, если Вы рискнете отправить свой переведенный на английский сценарий в Голливуд. Набейте его шрифтом «Arial» - и навсегда забудьте о славе. Не верите – прочтите, что пишут по этому поводу американские авторы.

 

Все, о чем говорится внизу, уже давно принято во всем цивилизованном киномире. Это – стандарт. Почему существует то или иной правило, подчас сказать трудно – тайна сия велика есть. Но! Идеи Вашего сценария должны быть оригинальны, а форма - стандартна. Не надо придумывать велосипед. Просто будьте немного внимательны и аккуратны.

 

ТИТУЛЬНАЯ СТРАНИЦА

На первой, титульной странице ПОСРЕДИНЕ примерно в центре пишется название сценария (иногда подчеркнутое, можно и прописными буквами) и фамилия автора сценария. Фамилии (если авторов несколько) ставятся в русском стандарте:

- в алфавитном порядке, если это соавторы,

- в порядке участия в работе над сценарием, если несколько авторов по очереди работали и дорабатывали сценарий.

- сначала фамилия основного автора сценария, а затем через пробелы и букву «и» - фамилии доработчиков через запятые.

 

Справа или слева внизу ОБЯЗАТЕЛЬНО пишутся номер варианта сценария, дата его написания и необходимые контакты автора:

 

КУКЛОВОДЫ

 

сценарий

Ивана Иванова

 

 

или

 

 

КУКЛОВОДЫ

 

сценарий

Ивана Иванова и Бориса Борисова

по сюжету

Василия Васильева и Ивана Иванова

 

ТРЕТИЙ ВАРИАНТ

6 января 2006 года

Иван Иванов

111 222, Москва, ул. Московская д. 1 кв. 1

д.т. (495) 777 7777

м.тел (495) 555 5555

e-mail: [email protected]

 

Если Вы пишете экранизацию, то на титульном листе ОБЯЗАТЕЛЬНО указывайте название адаптированного произведения, имя и фамилию его автора. Кстати – не забудьте про покупку или передачу Вам авторских прав, пока Вы еще не написали ни строчки – это совсем не шутки, поверьте.

 

И еще: на титульной странице НИКОГДА не ставится номер! Нумерация начинается только с первой страницы сценария.

 

ШРИФТ

В нашем сценарном ремесле есть несколько правил, которые НИКОГДА нельзя нарушать. Одно из них – написание любого сценария русифицированным шрифтом «Курьер» - Courier New, 12 кегль. Это одиннадцатая заповедь кинодраматурга. Не спрашивайте нас, почему сценарии записываются именно этим шрифтом – это все равно, что спросить: «А почему ширина пленки 35 миллиметров?» Так надо – и все. Courier New, 12 кегль, – запомните это НАВСЕГДА. Каждое слово, каждая линия и двоеточие в вашем сценарии должны быть напечатаны шрифтом Courier New Cyr, 12 кегль. Даже J. А если серьезно, то этот шрифт выбрали вот почему: когда текст американского сценария в стандартной форме записи (на американском стандартном листе бумаги, со стандартными интервалами, отступами, шрифтом Courier 12, и пр.) набран этим шрифтом (латиницей), то практически так и получается – одна страница – одна минута.

 

В сценарии не допускается никаких выделений слов жирным шрифтом или курсивом – это отвлекает от чтения. Ну, пожалуй, кроме слова КОНЕЦ.

 

ФОРМАТИРОВАНИЕ ТЕКСТА

Тут возникает ряд проблем для русского сценариста из-за приличной РАЗНИЦЫ в длине слов в английском и русском языках. И из-за метрической и неметрической систем – сантиметр и дюйм.

 

Дело в том, что ВСЕ сценарные (американские) программы рассчитаны на американский же стандарт листа. Но он отличается от европейского (русского):

 

- Европейский и русский стандарт «А4» - 210x297 мм

 

- Американский и английский стандарт «Letter» - 216x279 мм

 

Таким образом, лист бумаги Вашего сценария по высоте на 2 см больше листа американского сценария и на ½ сантиметра – меньше по ширине.

 

К тому же латинский шрифт Courier 12 (в той же американской программе Final Draft) и его расположение на странице отличаются по размерам от Вашего кириллического шрифта Courier New Cyr, 12 (в программе Word) и его расположении на странице:

 

На горизонтальный дюйм текста и у американцев и у Вас одинаково – 10 знаков.

 

А вот на вертикальный дюйм текста приходится:

- у Вас 6 строчек (с 5 пробелами внутри)

- у американского сценариста 6 строчек (с 5 пробелами внутри) и ЕЩЕ ОДИН ПРОБЕЛ.

 

Так что на 120 страницах Вашего сценария разницы по пробелам набежит - ого-го.

 

Поэтому, если Вы будете тупо копировать на своих страницах стандартное форматирование программы «Final Draft», НЕ ПЕРЕДЕЛАННОЙ (по всем позициям в программе, а не просто русифицированной) под евростандарт нашего листа, то у Вас не будет получаться, как задумано: одна страница – одна минута.

 

Что же делать?

 

А вот что. Скопируйте себе в Word нижеприведенный текст. Это форматирование страницы русскоязычного сценария создано на основе стандартных американских сценарных программ с учетом ДЛИНЫ русских слов и размеров страницы формата А-4.

 

Расположите этот текст РОВНО НА ОДНУ СТРАНИЦУ (сверху без пробелов).

 

 

ОБРАЗЕЦ:

 

начало страницы

_____________________________________________________________

 

ИНТ. КВАРТИРА МАРИИ – СТОЛОВАЯ – НОЧЬ

 

Виктор сидит за накрытым столом. Пьет чай и курит.

 

Входит Мария. На ней длинное домашнее платье – эдакий восточный балахон. У Марии мокрые после душа волосы. Мария садится. Наливает себе рюмку водки.

 

ВИКТОР

Ешь.

 

МАРИЯ

(залпом выпивает водку)

Не хочу.

 

ВИКТОР

Ешь. Надо… Я хочу, чтобы ты меня внимательно выслушала. На правах… Ну, скажем, на правах старого друга. Все ж мы с тобой были вместе три года.

 

МАРИЯ

Какое это сейчас имеет значение? Да хоть пятьдесят. Давай, изрекай.

 

ВИКТОР

То, что произошло... Я хочу сказать...

 

МАРИЯ

(снова наливает себе водки)

А я не хочу об этом говорить.

 

ВИКТОР

В общем так. Тебя завтра вызовут в милицию. Я уже договорился с их начальством. Ты все им расскажешь. Во всех подробностях, к сожалению. И напишешь на них заявление. Остальное – мои проблемы. И тогда они сядут. Я хочу...

 

МАРИЯ

А я не хочу, Витюша, чтобы ты лез в мои проблемы. Даже из самых благородных побуждений. Что значит – «я договорился»? Вот как договорился с ментами, так и разговорись. Понял? Это мои дела. И все. Я же в твои никогда не вмешивалась, когда мы были вместе?

_____________________________________________________________

конец страницы

 

В области задач Стили и форматирование у Вас появятся два новых стиля:

 

- А-ОПИСАНИЕ

- А-ДИАЛОГ

 

Если хотите, переименуйте их, как Вам понравится J. Чтобы было удобнее форматировать, задайте обоим стилям значение сочетания клавиш, например:

 

- А-ОПИСАНИЕ – значение Ctrl+Z

- А-ДИАЛОГ - значение Ctrl+D

 

Клавишами форматировать вручную легче, чем мышкой.

 

Вот на основе этих стилей (к сожалению, вручную) и отформатируйте весь Ваш сценарий.

 

Страничные отступы вверху и внизу, слева и справа (в описании, именах персонажей и диалогах), количество знаков и их расположение в обоих стилях, В ТАКОМ ФОРМАТЕ СТРАНИЦЫ ПРИМЕРНО соответствует среднему количеству знаков В ФОРМАТЕ СТРАНИЦЫ в стандартном американском и/или европейском англоязычном сценарии (обязательно учитывая, что слова английского языка короче русского). То есть это именно то, о чем мы говорили выше: страница текста – минута экрана.

 

Имя персонажа и ремарки Вы поставите на место посередине, тоже, увы, вручную. И во время написания сценария Вам тоже придется заниматься механической работой – форматировать сценарий по этим стилям вручную.

 

И вот что еще чрезвычайно ВАЖНО.

 

Вот Вы отформатировали по этому образцу текст сценария.

 

Но пока Вы не обретете достаточно опыта, чтобы на глаз определять объем сценария или не найдете русифицированную сценарную программу (которая САМА СЧИТАЕТ метраж), Вам, придется ОБЯЗАТЕЛЬНО САМОМУ МЕТРОВАТЬ каждый вариант своего сценария. Несмотря на приведенное выше форматирование. С секундомером, прочтением текста вслух, мысленным проигрыванием действия и многозначительными паузами за актеров (кстати, это весьма помогает увидеть стилистические ошибки, длинноты и несуразицы, не говоря уж об очепятках). Для того чтобы понимать: сколько же времени НА САМОМ ДЕЛЕ будет длиться мой будущий фильм?

 

Потому что Вы можете увлечься и уйти в длинные описания на пол-страницы, или просто неправильно распределить текст на страницах, или… В общем, знаем, сами плавали. Поэтому – метруйте, метруйте и метруйте Ваш сценарий. Не пожалеете о затраченном времени. Хотя бы потому, что в ответ на реплики въедливого редактора (а еще лучше – пафосного режиссера) о якобы завышенном/заниженном объеме сценария Вы с не меньшим пафосом ответите: «Все прометровано. Лично считал. Три раза.» J.

 

И учтите - даже грамотно отформатированный, даже записанный в сценарной программе или отформатированный по приведенному выше образцу сценарий ПОЧТИ ВСЕГДА НЕ ДАЕТ АБСОЛЮТНО ТОЧНЫЙ ПОСТРАНИЧНЫЙ метраж – страница-минута. На каждой странице получается чуть больше, или чуть меньше: секунд на 5-10. Но в итоге, если Вы все правильно записали – как правило, получаются искомые 120 страниц.

 

ИНТЕРВАЛЫ И ОТСТУПЫ

Все, что последовательно записывается в сценарии – описания места действия, заголовки, диалоги и прочее, ВСЕГДА пишется через ОДИН интервал.

 

Но после последней строчки предыдущей сцены и ПЕРЕД НАЧАЛОМ новой сцены (перед новым заголовком сцены) ВСЕГДА ставьте ДВА интервала. Хотя во многих американских сценариях везде стоит только один пробел. Но лучше – два.

 

Абзацных отступов в профессиональной сценарной записи НЕ СУЩЕСТВУЕТ.

 

ТИТРЫ

Иногда Вы точно придумали для себя (и понимаете, что это поможет Вашей драматургии – и режиссеру), где в будущем фильме должны стоять начальные титры (иногда на сленге их называют «шапка»). Тогда запишите это в сценарии следующим образом:

 

В ЗТМ

 

НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ

 

ИЗ ЗТМ

 

Если в Вашем сценарии существуют внутри текста дополнительные необходимые титры (вспомните «Криминальное чтиво»), то они записываются следующим образом:

 

В ЗТМ

 

ТИТРЫ: ВОТ ТАК ВАСЯ И СТАЛ КРОВАВЫМ МАНЬЯКОМ

 

ИЗ ЗТМ

 

Финальные титры (барабан) в сценарии НЕ обозначаются.

 

ИЗ ЗТМ / В ЗТМ

В самом начале сценария (перед первой сценой) можно поставить - ИЗ ЗТМ. В самом конце сценария – после слова КОНЕЦ - В ЗТМ. Вообще-то это слегка устаревшее правило: то, что сценарий начался, и так ясно для любого читателя. Так что ИЗ ЗТМ в начале, и В ЗТМ в конце может быть слегка излишним. Хотя установившаяся мировая сценарная практика традиционно часто пользуется этим приемом. Иногда модно быть слегка старомодным.

 

Вообще применение В ЗТМ может быть использовано Вами в качестве способа четко обозначить конец большого эпизода, состоящего из нескольких сцен – например, на даче или огромном офисе. Или перед началом большой новой сцены, чтобы дать читателю перевести дух. Или еще где-нибудь, где Вы сами почувствует – пора уходить в затемнение. Но в принципе, использование в сценарии затемнения, как киноприема – это, конечно, чистая прерогатива режиссера.

 

В НПЛ/ИЗ НПЛ

Вообще-то обозначение в тексте сценария наплыва (так же, как и затемнения, рапида и прочего), как киноприема – опять же в основном прерогатива режиссера. Ставя эти обозначения, сценарист только ПРЕДЛАГАЕТ свой вариант структуры будущего фильма. В конце концов, решают все режиссер и продюсер. Помните об этом и не делайте лишней работы.

 

Все служебные замечания в сценарии (В ЗТМ, ПЕРЕХОД К, В НПЛ и прочее) ставятся у края ПРАВОГО ОТСТУПА описания. Все, кроме титров внутри сценария. Они стоят так же, как и описание действия – у левого отступа.

 

ЗАГОЛОВКИ СЦЕН

Заголовки сцен – это очень важная для Вас, читателя и будущего режиссера вещь. Они рассказывают читателю, ГДЕ и в какое ВРЕМЯ суток происходит действие. Они говорят об ОБЪЕКТЕ, в котором будет сниматься фильм. Они обозначаются: ИНТ. (интерьер) или ЭКСТ. (экстерьер) в начале строки, чтобы показать - происходит сцена внутри или снаружи. Заголовки сцен выглядят так:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ – ДЕНЬ

 

ЭКСТ. ПЕРЕУЛОК ВОЗЛЕ ДОМА ВАСИ - НОЧЬ

 

Точка после заголовка не ставится.

Заголовок сцены отвечает на три крайне важных вопроса:

1. Мы находимся внутри или снаружи? ИНТ./ЭКСТ.

2. Где мы находимся? ДОМ ВАСИ, УЛИЦА ВОЗЛЕ ДОМА ВАСИ, ДАЧА ВАСИ и т.п.

3. В какое время суток происходит действие - ДЕНЬ, НОЧЬ, РАННЕЕ УТРО, ВЕЧЕР, ПОЗДНИЙ ВЕЧЕР?

 

В большинстве случаев (особенно в телевизионном кино), сейчас используется только ДЕНЬ или НОЧЬ. Но есть конкретные случаи, когда вам может пригодиться РАССВЕТ, ЗАКАТ, РЕЖИМ, РАННЕЕ УТРО и т. п.

 

В заголовке, как правило, НИКОГДА не указывается конкретное время дня. Если вы хотите показать точное время дня (например, полдень, 3 часа дня), вы включаете это в сценарий, показывая визуальный индикатор времени - часы, солнце над головой, ребенка, идущего в школу и т.п. Если вы не ПОКАЗЫВАЕТЕ ТОЧНОЕ время, читателю наплевать на это. Он не читает заголовки сцен в вашем сценарии или просто промахивает их.

 

Если Вы хотите указать (и заострить на этом внимание читателя и зрителя) на точное время, когда происходит действие – пользуйтесь титрами:

 

В ЗТМ

 

ТИТРЫ: РОВНО ТРИ ЧАСА ТРИДЦАТЬ ТРИ МИНУТЫ СПУСТЯ

 

ИЗ ЗТМ

 

ПРО МАШИНЫ, ПОЕЗДА И ТАНКИ

Часто в сценариях действие происходит в движущихся объектах. Или сначала на улице (в доме, в офисе и т.п.) а потом – в движущемся объекте. При этом учтите – указания на этот самый пресловутый объект важно для режиссера – ведь объект перемещается в пространстве. И, следовательно, персонажи оказываются в ДРУГОМ месте.

 

Есть два стандартных способа записи подобного действия. Первый способ – когда действие переносится из экстерьера/интерьера в машину и обратно:

 

ЭКСТ. УЛИЦА ГОРОДА – ДЕНЬ

 

Вася выходит из телефонной будки и садится в навороченный бумер.

 

В МАШИНЕ: За рулем сидит Петя.

 

ВАСЯ

Поехали.

 

ПЕТЯ

Может, подождем еще?

 

ВАСЯ

Нет.

 

Бумер срывается с места и несется по улице.

 

В МАШИНЕ: Петя ожесточенно крутит руль.

 

ПЕТЯ

Зря ты ее не подождал…

 

И так далее.

Второй способ записи – когда ВСЯ сцена происходит в машине (поезде, танке и т.п.):

 

ИНТ. САЛОН БУМЕРА (В ДВИЖЕНИИ) – ДЕНЬ

 

ПЕТЯ

Зря ты ее не подождал…

 

ВАСЯ

Мне не пятнадцать лет.

 

И так далее. Салон машины (купе поезда, башня танка и прочее) – это всегда интерьер.

 

Внимание! НИКОГДА не допускайте, чтобы в Вашем сценарии страница заканчивалась заголовком, а описание начиналось на следующей странице. Обязательно перенесите и заголовок на следующую страницу!

 

Внимание! НИКОГДА не выравнивайте по ширине описание и диалог!

 

ОПИСАНИЕ ДЕЙСТВИЯ

Описание стоит сразу же после заголовка сцены. ВСЕГДА начинайте сцену описанием! Пусть два слова – но описание. Не начинайте сцену с диалога, особенно когда этот персонаж нам еще не представлен в описании.

 

Именно описание определяет место действия, обозначает героев данной сцены и описывает, что должно ПРОИСХОДИТЬ в сцене. Действие в сценарии пишется всегда ТОЛЬКО в настоящем времени: идет, плачет, едет и т.п.

 

Описания объясняют «визуальными терминами», что происходит в сцене. Описания делаются множеством разных способов. Тут готового рецепта нет. Но, как правило, хороший сценарий в описаниях основан на краткости:

 

Вася хватает помповик. Передергивает затвор.

 

Некоторые авторы пишут по-другому:

 

Вася нервно оскаливается и хватает итальянский помповик Fabarm Sdass Tactical 12 калибра с потертым ореховым ложем. На ложе так же скалится ощеренная пасть вырезанного в орехе волка.

 

Вася с лязгом передергивает затвор помповика – КЛАЦ!!!

 

Что важно понять раз и навсегда: описание в сценарии - это ДЕЙСТВИЕ. В сценарии не место описанию чувств персонажа или того, что он думает. Или того, как он мысленно чувствует запах. Если этого нельзя показать в фильме визуально, в сценарии этому НЕ МЕСТО. Да, конечно, можно талантливо и подробно описать действия героя на целую страницу. Но прежде чем делать это вспомните – этих страниц у Вас всего-то 120. И в нем еще полным-полно пробелов.

 

Обязательно запомните правило четырех строк:

Описания действия не должно превышать ЧЕТЫРЕ строки. Лучше, если их будет всего две. А еще лучше – одна.

 

Если у вас действие и описание занимает целые большие абзацы, можно и НУЖНО разбить повествование на несколько частей. Как говорят профессионалы – «избавляйтесь от черноты» в тексте!

 

Помните – разбитый на короткие абзацы текст описания легче читать. И к тому же такой способ записи создает для читателя ощущение покадрового течения времени в сценарии.

 

Образцы разнообразных стилей разных авторов Вы всегда сможете найти в Интернете, например на сайте http://www.movie-page.com/movie_scripts.htm. Не поленитесь и почитайте. Единственная проблема – эти профессиональные сценарии написаны по-английски J.

 

ДЕЙСТВИЕ ЗА КАДРОМ

Иногда в сценарии просто необходимо сделать акцент на каком-то звуке. При том, что его источник НЕ НАХОДИТСЯ в кадре. Для этого, не стесняясь, пишите примерно следующее:

 

Вася опускается на стул в пустой комнате. ЗА КАДРОМ с кухни раздается звон разбившегося бокала. Вася оборачивается.

 

или

 

ЗА КАДРОМ звучит выстрел и звук падения тела.

 

ПЕРСОНАЖ

Персонаж впервые представляется в описании. Когда персонаж впервые появляется в Вашем сценарии, его имя ОБЯЗТЕЛЬНО пишется ПРПИСНЫМИ буквами – ВАСЯ, МАША, ПОЛКОВНИК ИВАНОВ, ОХРАННИК СУПЕРМАРКЕТА, ЛЫСЫЙ БОМЖ и т.п. Это Вы его представляете читателю:

 

Из резко остановившейся машины вылезает ВАСЯ – модно одетый субтильный молодой человек.

 

Далее в описаниях его имя пишется везде уже только строчными буквами:

 

Вася идет ко входу в кафе. Из кафе навстречу Васе вываливается ПЕТЯ. Это крепкий парень с внешностью провинциального боксера.

 

Имя персонажа перед диалогом ВСЕГДА пишется прописными буквами.

 

ВАСЯ

(Пете)

Привет. Кажется, я женюсь.

 

В своем сценарии в описаниях называйте персонажа ВСЕГДА одним и тем же именем - чтобы не сбить с толку читателя. Нельзя одного и того же персонажа называть в сценарии (в описании и имени персонажа перед диалогом) и «Вася», и «Васильев» и «сантехник». Подчас это знаете только Вы – кто Вася по профессии. Но это путает читателя – он может подумать, что речь идет о совершенно ДРУГОМ персонаже.

 

Старайтесь, чтобы в описаниях и заголовках диалогов употреблялось ТОЛЬКО ИМЯ или (мы же живем в России) ИМЯ И ОТЧЕСТВО героя: Петя, Маша, Гюльчатай, Жаннет, Иван Иванович, Розалия Карловна и так далее. Не принято писать в заголовке диалога: ИВАН ИВАНОВИЧ ПУПКИН или ИВАН ПУПКИН. Только имя. Или имя и отчество. Если вам уж так надо по сюжету – введите фамилию героя в диалоге.

 

Но учтите: иногда можно (и нужно для ясности текста) писать в имени персонажа только ФАМИЛИЮ героя: Петров, Курбанов, Шмидт и т.п. Или его звание и фамилию: майор Семечкин, фельдфебель Ланге и т.п.

 

Старайтесь в описаниях поменьше употреблять местоимения «он», «ее», «она» и т.д. ВСЕГДА пишите одно и то же ИМЯ персонажа, которое Вы уже заявили – ОСОБЕННО в заголовках диалогов! Тогда читатель будет всегда понимать, о ком идет речь. Порезвиться Вы сможете сколько угодно в диалогах – вместо «Маша» Вы легко напишите «котенок» или «стерва».

 

И еще одна очень важная вещь. Если у Вас диалог не заканчивается на странице, а продолжается на следующую, то вы обязательно должны указать, что это продолжение реплик того же самого персонажа. Делается это так:

 

ВАСЯ

Я ненавижу тебя, Маша! Ты украла у меня самое главное, что у меня

 

Здесь Вы переходите на следующую страницу и пишете:

 

ВАСЯ (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

было – это мою невинную молодую жизнь!

 

Внимание! НИКОГДА не допускайте, чтобы в Вашем сценарии имя персонажа стояло в конце страницы, а его текст (диалог) начинался только на следующей. Обязательно перенесите и имя персонажа на следующую страницу!

 

ДИАЛОГ

Сразу же после имени персонажа следует диалог. Диалог пишется ТОЛЬКО строчными буквами.

 

Повторим лишний раз: диалог - это то, что персонаж говорит. Начинающие сценаристы часто пишут слишком длинные диалоги для своих персонажей. И это – плохо. Конечно, есть конкретные исключения - то же «Криминальное чтиво». Но вообще-то помните, что Ваш сценарий продвинет только драматический конфликт между персонажами. А это почти всегда – диалог. Яркий и хорошо написанный диалог в сценарии именно то, что нас интересует. Скучные длинные монологи не работают. Крутой продвинутый сжатый диалог – то, что нужно Вашему сценарию. И Вашему продюсеру. И Вашему режиссеру.

 

ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ

Часто в фильмах мы слышим голос героя, но самого его на экране не видим. В таких случаях в Вашем сценарии ВСЕГДА помечайте заглавными буквами в скобках сразу справа от имени персонажа в диалоге: З.К. – то есть, ЗА КАДРОМ.

 

ВАСЯ (З.К.)

Я не понял? Как это ты не приедешь ко мне?!

 

Это необходимо делать в следующих случаях диалогов:

 

Когда персонаж говорит по телефону (рации, уоки-токи и т.п.), но в отличие от его собеседника, самого персонажа в кадре мы не видим.

 

Когда персонаж только что был в кадре (например, в гостиной) и вел диалог. Но вот он вышел (на кухню) – и вышел из кадра. И после имени этого персонажа (когда он, невидимый нам, орет с кухни жене) сразу же ставится З.К.

 

Когда мы слышим закадровые монологи персонажей – размышления, воспоминания, комментарии и прочее – тоже З.К. И так далее.

 

РЕМАРКИ

Они ставятся, когда Вы хотите показать в своем тексте, КАК именно персонаж говорит свою реплику. Ремарки ВСЕГДА пишутся со строчной буквы. Они должны употребляться крайне редко по двум причинам. Во-первых, актер/режиссер совершенно не хочет, чтобы сценарист лез в их профессии и указывал им, КАК произносить/играть диалоги. Во-вторых, что более важно: если диалог хорошо и эмоционально написан, тогда не будет большой необходимости показывать, КАК читать текст. Однако, если Вы уж захотите ставить ремарки, то ставьте их после имени персонажа перед диалогом:

 

ВАСЯ

(ошеломленно)

Так ты беременна, детка?!

 

Некоторые сценаристы описывают в ремарках короткие действия.

 

МАША

(невольно приподнимаясь со стула)

Что вы сказали, доктор? Как это я беременна?!

 

ПАУЗА

В диалоге персонажа любое его промедление, молчание и тому подобное обозначается в ремарке использованием ТОЛЬКО слова «пауза»:

 

ВАСЯ

(пауза)

Так ты беременна?..

 

Старайтесь не употреблять ремарки типа: многозначительно молчит, задумчиво помолчав, нерешительно помедлив и т.п. Такие указания будет давать актерам режиссер.

 

«Пауза» – и все тут.

 

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Чтобы показать, что персонаж говорит на другом языке Вам не надо искать словарь и переводить все самому. Тем более что герои современных сценариев часто употребляют сленг.

Достаточно указать язык в ремарке. Потом продюсер за свои деньги наймет хорошего переводчика.

 

ВАСЯ

(по-китайски)

Черт побери!

 

ВЗГЛЯД СО СТОРОНЫ

Иногда в сценарии бывает просто необходимо заострить внимание читателя на происходящем в кадре, на важной драматургической детали, которую видит герой или героиня и т.п.

 

Для этого используется выражение ЕГО/ЕЕ ГЛАЗАМИ:

 

Вася поворачивается. У Васи отваливается челюсть.

 

ЕГО ГЛАЗАМИ: Из-за угла Спасской башни появляется Годзилла.

 

Таким образом, Вы кратко и точно показываете обратную точку съемки – что вполне допустимо в профессиональном сценарии.

 

ПЕРЕХОД К:/CUT TO:

Иногда Вам надо показать в сценарии, что в одной и той же сцене, в одном и том же объекте проходит время между действиями героя. И Вы хотите акцентировать на этом внимание.

Вот тогда Вы и пишете ПЕРЕХОД К:. Иногда даже в русских сценариях используют примерный английский синоним СUT TO:. Выглядит это так:

 

ИНТ. КВАРТИРА МАШИ – НОЧЬ

 

Маша медленно ходит по полутемной гостиной. Залезает с ногами на кресло и затихает.

 

ПЕРЕХОД К:

 

На улице совсем стемнело. Маша по-прежнему неподвижно сидит в кресле. По ее лицу текут слезы.

 

ПЕРЕХОД К:

 

Маша резко вскакивает. Подбегает к буфету. Выдергивает ящик. В ящике лежит маленький никелированный пистолет.

 

Но вообще использование в Вашем сценарии ПЕРЕХОД К: необязательно. Помните старика Оккама – не следует без надобности умножать сущности.

 

ФЛЭШБЭК

Трудно найти учебник по кинодраматургии, где бы флэшбэк (короткая или не очень короткая ретроспективная сцена внутри сюжета) не разносился бы в пух и прах как признак слабого и непрофессионального сценария. Тем не менее, многие известные фильмы всех времен и народов использовали флэшбэки. И они продолжают использоваться.

 

Нет единого стандарта обозначения флэшбэка.

Самый простой способ обозначить уход в прошлое с помощью заголовка новой сцены:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ - ДЕНЬ

 

Вася стоит у окна и курит. За окном идет снег. Вася задумчиво смотрит в окно.

 

ЭКСТ. ПАРК – ВЕЧЕР – ФЛЭШБЭК

 

Осень. Вася и Маша идут по аллее парка. На них школьная форма. В руках портфели.

 

А когда флэшбэк заканчивается, то Вы пишете новый заголовок:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ – ДЕНЬ – НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

 

Вася шипит от боли и бросает догоревшую сигарету. На улице по-прежнему идет снег.

 

Можете использовать для этой цели титры:

 

ИНТ. ДОМ ВАСИ - ДЕНЬ

 

Вася стоит у окна и курит. За окном идет снег. Вася задумчиво смотрит в окно.

 

В ЗТМ

 

ТИТРЫ: ЧЕТЫРЕ ГОДА НАЗАД. СЕНТЯБРЬ

 

ИЗ ЗТМ

 

ЭКСТ. ПАРК – ВЕЧЕР

 

Осень. Вася и Маша идут по аллее парка. На них школьная форма. В руках портфели.

 

И так далее.

 

ВАРИАНТЫ

Будьте готовы, что вам придется написать три… пять… восемь, а то и больше вариантов сценария. Это нормальная практика вашей профессии. Конечно, только не в том случае, если вы сумели нагло забить в свой контракт с продюсером: «два варианта – и баста!».

 

И при этом Вам ВСЕГДА придется не только снова переписывать диалоги и сокращать описания, но и ВСЕГДА снова правильно оформлять свой сценарий.

 

РЕЗЮМЕ

Теперь вы знаете почти все секреты.

ХОТЯ НЕТ ПРАВИЛ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙ.

НО ПОМНИТЕ: грамотное и аккуратное оформление сценария не трудно, но очень важно. Так же, как говорят – хороший монтаж не виден, можно сказать: грамотное оформление сценария не отвлекает читателя от Вашего талантливого текста.

 

Чем яснее и грамотнее будет написан и записан Ваш сценарий, тем больше шансов, что продюсер прочтет его до конца.

 

Вот еще один секрет: у подавляющего большинства продюсеров вообще нет сценарного образования. И вообще они не очень любят читать сценарии. И вообще в любом сценарии они читают только десять первых и десять последних страниц. Первые десять страниц утром в офисе читает продюсер, а последние десять – вечером в постели его жена.

 

Удачи в Вашем сценарном деле!

КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗАПИСАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СЦЕНАРИЙ,


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.276 с.