Кафедра возрастной психологии — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Кафедра возрастной психологии

2018-01-14 212
Кафедра возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Московский Государственный Университет им. М.В Ломоносова

Факультет психологии

Кафедра возрастной психологии


 

Курсовая работа на тему:

 

Образ взрослости

 

Автор работы:

Павлюк Наталья

Студентка факультета психологии

5 курс, вечернее отделение

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук

Лидерс Александр Григорьевич

 

 

Москва, 2013


Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Теоретическая часть…………………………………………………………….4

Исследования образа мира и образа взрослости……………………...5

Взрослость как возрастной период……………………………………10

Эмпирическая часть……………………………………………………...……19

Результаты исследования…………………………………………………..…21

Обсуждение результатов………………………………………………………28

Выводы……………………………………………………………………….….30

Заключение………………………………………………………………….…..30

Приложения……………………………………………………………………..31

Список литературы……………………………………………………………33


Введение

В современной психологии развития, не смотря на хорошо разработанные детские возраста, всё еще недостаточно внимания уделяется периоду взрослости. И это имеет под собой основание – после подросткового возраста вариантов развития гораздо больше, чем в детстве, нет четких биологических границ и четко описанных задач возрастов, а есть только культурно-обусловленные, подвижные и неоднозначные границы, задачи и нормы. Однако в последние годы разработка именно психологии взрослых возрастов становится всё актуальнее именно в связи с изменением и размыванием культурных норм, задающих рамки развития. С развитием общества между детством и взрослостью появляются всё новые этапы, предшествующие вступлению во взрослую жизнь, удлиняется юность, уточняется содержание психологических возрастов, появляются новые возможности и новые сложности. Поэтому представляется принципиально важным изучение психологии взрослости.

В данном исследовании для изучения образа взрослости были использованы две методики – модифицированная методика Куна «Двадцать Я» и методика Кроника «Твоя линия жизни».

Респондентами в исследовании будут старшие подростки 15-19 лет и люди в возрасте ранней зрелости, 25-30 лет. Причина такой выборки в том, что именно в старшем подростковом возрасте начинает формироваться осознанный образ собственного будущего и взрослости, а к 25-30, как правило, человек завершает образование, начинает профессиональную и семейную жизнь, то есть становится взрослым.
Основные гипотезы:

1. Образ взрослости имеет возрастно-психологические особенности.

2. В пределах одного возраста образ взрослости может существенно отличаться.

3. Возможны гендерные различия в образе взрослости.

 

Объект: психологический образ взрослости.

Предмет: сравнительный анализ временной перспективы и образа взрослости у старших подростков и людей в возрасте ранней взрослости.

Цель: Исследование образа взрослости у мужчин и женщин 25-30 лет и подростков 15-19 лет с помощью методик «твоя линия жизни» и «двадцать Я».

Задачи:

1. Провести обзор литературы на тему образа взрослости, психологии жизненного пути, а также об особенностях развития психики в подростковости и взрослости.

2. Найти выборку.

3. Провести методики.

4. Проанализировать результаты.

5. Обсудить планы дипломной работы

 

Теоретическое и практическое значение

Теоретическое значение состоит в исследовании образа взрослости у возрастных групп, в которых он непосредственно формируется – поздней подростковости и ранней взрослости.

Результаты работы можно использовать в качестве дополнительной информации, служащей для понимания образа взрослости у подростков и людей в возрасте ранней взрослости.

 

Теоретическая часть

Имплицитные теории

Под имплицитными концепциями в психологи понимают обыденные, ненаучные, житейские, не вполне осознаваемые представления людей о каком-либо явлении или процессе из их повседневной жизни. Впервые понятие имплицитные теории ввели Дж. Брунер и Р. Таджиури в 1954 году (Большой психологический словарь. Сост. Мещеряков Б., Зинченко, 2004).

Белецкая Ю.С. в диссертационном исследовании «Имплицитные теории организационных межличностных отношений» (2003г.) дала следующее определение имплицитным теориям. «Имплицитная теория — это фрагмент образа мира, моделирующий релевантный фрагмент мира в терминах когнитивных представлений о нем, субъективного отношения и возможного поведенческого репертуара. Имплицитные теории обеспечивают когнитивную, смысловую и операциональную настройку субъекта в отношении релевантного данным теориям фрагмента мира».

Имплицитные теории приводят к тому, что индивидуальные или социальные события воспринимаются как естественные. Таким образом, как отмечают авторы, через свои схемы причинности и свое видение социального мира, имплицитные теории передают модели и идеалы именно благодаря своей «естественности».

Имплицитная теория взрослости подразумевает целостную структуру взрослости, которая состоит из осознаваемых пластов и неосознаваемых.

Эмпирическая часть

Схема исследования — межгрупповое сравнение.

Группы испытуемых

В качестве испытуемых были выбраны мужчины и женщины 25-30 лет, а так же юноши и девушки 15-19 лет. В первой группе оказалось 15 человек, 6 мужчин и 9 женщин, во второй – 20 человек, 6 юношей и 14 девушек.

Описание методик

Обоснование выбора методик

Данные методики были выбраны потому, что позволяют выявить тот субъективный образ взрослости, который респондент может применить к себе. Методика «Линия жизни» дает представление о событиях, наполняющих образ взрослости, а методика «Двадцать я» - о социальных ролях и психологических качествах.
Результаты исследования

Методика «Линия жизни»

Для начала стоит отметить, что как среди подростков, так и среди взрослых были респонденты, отказывавшиеся принимать участие в исследовании после ознакомления с инструкцией методики «линия жизни». Среди обоснований указывалось как нежелание сообщать факты личной биографии, так и утверждение, что события будущего невозможно предсказать, поэтому их бессмысленно планировать, а понятия «взрослость» и «зрелость» слишком относительны. Второе утверждение в той или иной форме было высказано как минимум восьмью респондентами(как старшего, так и младшего возраста) в ответ на прямое предложение принять участие в исследовании.

Методика «Линия жизни», насыщенность событиями

(числа под таблицей – среднее арифметическое; интенсивность цвета – высокая, средняя и низкая группа)


Группа 25-30 лет
события прошлого события будущего обозримое будущее, лет
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
12,266667   15,533333
       
       
Группа 15-19 лет
события прошлого события будущего обозримое будущее, лет
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
7,6315789 4,9444444 11,5

     

Взрослые в целом указывали больше событий прошлого, что логично сочетается с более длинной жизнью, событий будущего – больше у подростков. Оба возраста заглядывают в будущее не дальше 60-го юбилея, среди взрослых у половины образ будущего состоит из 1-3 событий, как правило это брак и рождение детей.

 

Далее проанализируем отнесенность к наиболее часто встречающимся сферам событий. В скобках указало количество людей, отметивших события из данной сферы, не обязательно одно.

 

Рождение и смерть

Смерть указывается только одним взрослым испытуемым(без указания возраста, с пометкой «как можно позже»), рождение указывается у 3 подростков и 6 взрослых.

 

Детство(0-11)

Вообще не указало событий детства пятая часть подростков и треть взрослых.

Из событий дошкольного и младшего школьного детства подростками указывается поступление в школу(6), детский сад(5), знакомство с друзьями(4), переживание потери близкого(4), покупка игрушек(3).

Взрослые указывали поступление в школу(7), переживание потери близкого(5), появление компьютера или телевизора(3), серьезную болезнь(3), влюбленность(2).

Подростничество(11-19)

Из значимых событий подростками указывается влюбленность(11), предательство и смерть близких(10), знакомство с друзьями(9), учебные достижения(10), появление новых интересов(7), прочтение важных книг(6), поражения(4).

Взрослыми указывается: поступление в ВУЗ(10), влюбленность(8), определение сферы интересов(8), знакомство с друзьями(4), начало трудовой деятельности(4), прочтение важных книг(2).

 

Взрослость(от 19)

Предполагаемые события у подростков: связанные с обучением(15), связанные с любовными отношениями и браком(15), рождение детей(12), связанные с карьерой(10).

Совершившиеся события у взрослых: связанные с карьерой(10), связанные с любовными отношениями и браком(9), негативные события(5).

Предполагаемые события у взрослых: рождение детей(11), связанные с любовными отношениями и браком(9), связанные с карьерой(6).

События, связанные с уже достигнутой взрослостью у взрослых – работа(5), любовные отношения и брак(3).

События, связываемые с уже достигнутой зрелостью – конкретные события отмечены у четверых и связаны с принятием решений(сменить работу и бросить курение), а так с важным путешествием и с переездом.

С предполагаемой – рождение детей(1), брак(1), защита кандидатской диссертации(1).

У подростков возраст наступления взрослости как правило не привязывается к определенным событиям. 17-19 лет можно привязать к переходу из статуса школьника в статус студента, 20-27 – с предполагаемым обретением определенной финансовой независимости и вступлением в брак. В качестве дополнительного в конце анкеты был задан прямой вопрос, что такое взрослость, и подавляющее большинство подростков выделили главным свойством взрослости самостоятельность и ответственность.

Зрелость оценивается различно. У 8 из 20 зрелость находится за пределами обозримого будущего, что, учитывая данные второй методики следует трактовать скорее как стадию стабильности. У двоих подростков зрелость предшествует взрослости – в одном случае зрелость связано с первой влюбленностью, а взрослость с сексуальным дебютом, в другом – зрелость соответствует началу трудовой деятельности, а взрослость предшествует рождению детей. То есть зрелость у данных респондентов трактуется как субъективное ощущение, а взрослость – как следствие инициирующего события.

В ответах на прямой вопрос, что такое зрелость – преобладало определение её через мудрость, на втором месте – через завершение жизни и подведения итогов.

Образ поздней зрелости

Среди подростков только двое указали события после 33-летия, и в обоих случаях это «рождение внуков». Среди взрослых в событиях после 45 так же у двоих упоминается «рождение внуков» и еще у двоих «выход на пенсию», но никаких достижений или индивидуальных событий респондентами в этом периоде не ожидается.

 

Гендерная вариативность

На столь малочисленной выборке сложно сделать выводы о гендерных различиях в содержании автобиографических событий. Единственное, что можно выделить однозначно – все юноши и мужчины отметили наступление зрелости как возраст после 30 лет, однако среди женщин треть выборки уже считает себя зрелыми.

 

 

Профессиональная рефлексия

Главным недостатком исследования является малый объем выборки испытуемых. При таком количестве респондентов трудно отделить возрастные и индивидуальные различия, а так же разницу понимания инструкции от первого и второго.

Так же целесообразно было бы продолжить исследование с помощью методик, направленных на выяснение причин индивидуальных особенностей респондентов и/или более структурированными методиками, дающими более определенные результаты.

 

Заключение

Психология взрослости, механизмы и закономерности её формирования, содержание образа взрослости нуждаются в систематической разработке в русле различных подходов, так как единого подхода пока не существует. Методики М. Куна и А. Кроника имеют большой, но определенно недостаточный потенциал по исследованной проблематике. Из-за недостатка времени и малой выборки данное исследование носит скорее ознакомительный характер. Для более полного исследования необходимо подключить другие методики, в частности семантический дифференциал и существенно расширить выборку.


Приложения:

Московский Государственный Университет им. М.В Ломоносова

Факультет психологии

Кафедра возрастной психологии


 

Курсовая работа на тему:

 

Образ взрослости

 

Автор работы:

Павлюк Наталья

Студентка факультета психологии

5 курс, вечернее отделение

 

Научный руководитель:

кандидат психологических наук


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.052 с.