Лабораторно-практическое занятие № 33. «Азо- и диазосоединения: получение и идентификация» (3ч) — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Лабораторно-практическое занятие № 33. «Азо- и диазосоединения: получение и идентификация» (3ч)

2018-01-14 925
Лабораторно-практическое занятие № 33. «Азо- и диазосоединения: получение и идентификация» (3ч) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Цель: сформировать знания о получении и идентификации азо- и диазосоединений

Вопросы для обсуждения:

1. Получение диазосоединений: реакция диазотирования аминов.

2. Получение азосоединений: окисление 1,2-дизамещенных гидрозинов, диспропорционирование гадразобензолов, неполное восстановление нитросоединений.

3. Качественные реакции на азо- и диазосоединения.

Материалы и примеры для самостоятельного изучения

Пример 1. Объясните механизм реакции диазосочетания.

Решение. В промышленности соли диазония получают реакцией диазотирования ароматических аминов:

Реакция протекает в присутствии нитрита натрия и минеральной кислоты (азотистую кислоту не используют из-за ее неустойчиво­сти). Так как реакция является экзотермической, а диазосоединения легко разлагаются при нагревании, диазотирование проводят при низких температурах (0 — 5 °С). Реакция протекает в несколь­ко стадий. На первой стадии образуется нитрозоний-катион.

На следующей стадии электрофильный реагент нитрозо-кати-он атакует свободную электронную пару ароматического амина (2):

 

 

На третьей стадии (3) отщепляется протон, и в результате та­утомерии N-нитрозоамин превращается в арилдиазогидроксид. На четвертой стадии (4) происходит протонирование гидроксильной группы и отщепление воды с образованием соли арилдиазония.

 

Пример 2. Напишите схему получения анилина из диазосоединения.

Решение. По реакции Гаттермана-Зандмейера необходимо ввести нитрогруппу,

которую далее можно восстановить:

C6Н5N+2Cl-+ NaNO2 C6Н5NO2 + N2 + NaCl

C6H52 C6H5NH2

Пример 3. Напишите уравнения реакций получения хлористого п -толилдиазония и его кипячения.

Решение. Радикал толил имеет формулу СH36Н4-. соответственно, п -толилдиазоний – СH36Н4N2Cl. Следовательно, чтобы получить эту соль, исходное соединение должно содержать аминогруппу, т.е. это - п -толуидин.

Соль диазония получается реакцией диазотирования:

При кипячении соли диазония образуется п-метилфенол (n-крезол) по реакции с выделением азота:

 

Пример 4. Напишите схему синтеза 4-хлор-2-аминофенола из п-хлоранилина.

Решение. Необходимо написать формулы исходного вещества и конечного про­дукта, чтобы понять схему синтеза:

Как видно из формул, необходимо аминогруппу превратить в гидро-ксигруппу, что достигается кипячением солей диазония. Поэтому прово­дится диазотирование аминогруппы, далее кипячение:

Получен nара -хлорфенол, далее, чтобы ввести аминогруппу в бензольное ядро, необходимо провести реакцию нитрования, затем восстановить нит-рогруппу. Группа -ОН более сильный заместитель I рода, чем хлор, поэто­му ориентирует нитрогруппу в орто- положение (пара- положение занято).

Задачи для самостоятельного решения

Задача 33.1. Какие из приведенных соединений могут образовывать соли диазония:

а) мета -броманилин;

б) N-метиланилин;

в) пара -нитроанилин;

г) N, N -диметиланилин;

д) пара -толуидин;

е) пара- фенилендиамин?

Приведите объяснения. Напишите уравнения реакций.

Задача 33.2. Расположите следующие вещества в порядке усиления их реакционной способности в реакции диазотирования:

а) анилин;

б) пара- броманилин;

в) 2,4,6-тринитроанилин;

г) пара -нитроанилин;

д) пара -толуидин;

е) метоксианилин.

Задача 33.3. Напишите уравнения реакций диазотирования следующих соединений:

а) пара- толуидин;

б) сульфаниловая кислота;

в) пара- нитроанилин;

г) пара- аминобензойная кислота.

Задача 33.4. Осуществите следующие превращения:

 

Задача 33.5. Напишите уравнения реакций по схеме:

 

Установление строения соединений по их свойствам

Задача 33.6. Вещество состава С7H9N при диазотировании, последую­щем нагревании в присутствии CuCN и гидролизе дает карбоновую кислоту, при мононитровании которой образуется только один изомер. Установите строение исследуемого соединения.

Задача 33.7. Установите строение соединения C7H10N2, которое при действии азотистой кислоты и последующем нагревании с СuВr дает n-бромбензиловый спирт.

Задача 33.8. Вещество состава С12H9BrN2O обладает ярко-желтым цве­том, растворяется в щелочах, а при восстановлении (SnСl2 + HCl) превращается в n-броманилин и n-аминофенол. Какое строение имеет исследуемое соединение? Приведите схему его синтеза из бензола.

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.