Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников развлечений. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников развлечений.

2018-01-14 763
Использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников развлечений. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Теория и практика дошкольной педагогики определяет следующие формы организации музыкальной деятельности: занятия, использование музыки на праздниках и развлечениях, самостоятельной деятельности.

Музыкальные занятия – основная форма организации воспитания, обучения, развития детей – базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников. [7,19]

Музыкальные занятия строятся с учетом общих задач музыкально – эстетического воспитания детей и проводятся по заранее намеченному плану. При этом принимается во внимание то, что содержание и структура занятий должны быть вариативными и интересными, с использованием разнообразных приемов, помогаюших детям воспринимать музыкальное произведение, понять элементарные основы музыкальной грамоты. [4,8]

На занятиях происходит различная смена деятельности: дети поют, танцуют, играют, слушают музыку.

Музыкально – дидактические игры, используемые в процессе пения, помогают нам научить детей петь выразительно, непринужденно, учат брать дыхание между музыкальными фразами, удерживать его до конца.

В детском саду дошкольники поют песни различного характера. Постепенно дети начинают понимать: чтобы передать то или иное настроение в песне, надо исполнять их по – разному: одни песни отрывисто или протяжно, другие – легко и напевно.

В свободное от занятий время дети самостоятельно организуют различные музыкально – дидактические игры, связанные с пением. В качестве примера можно привести музыкально – дидактическую игру «Музыкальный магазин», которую дети часто организуют в группе.

Продавец – ребенок, предлагая покупателю требуемую пластинку, должен голосом воспроизвести мелодию. От его исполнения зависит, возьмут у него данную пластинку ил попросят другую, т. е. от ребенка требуется и чистота звучания, и правильная нюансировка звука, и соблюдение всех оттенков при исполнении.

Попевку «Бубенчики» можно использовать по – разному: для закрепления знаний о звуках разной высоты и в качестве музыкально – дидактической игры. Раздают карточки, на которых изображены три колокольчика, разные по цвету, соответствующие звучанию того или иного колокольчика (красный – низкий, желтый – средний, зеленый – высокий). Когда на каком – либо инструменте звучит низкий звук, дети поднимают карточку с красным колокольчиком и т. д. [4, 10]

Различные попевки, прибаутки могут звучать в следующих дидактических играх: «Определи по ритму», «Отгадай», «Сколько нас поет?» и др.

Многие педагоги используют в своей работе «Музыкальный букварь» Н.А.Ветлугиной. Здесь подобран материал с учетом постепенного перехода от простого задания к сложному, а яркие красочные иллюстрации дают возможность лучше понять разницу звуков по высоте, длительности, заинтересовать ребенка той или иной песенкой. Все задания в букваре даны в игровой форме, а следовательно, они доступны детям. [4,8]

Применение музыкально – дидактических игр на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно.

В процессе слушания музыки дети знакомятся с инструментальными, вокальными произведениями разного характера, они переживают, испытывают определенные чувства.

Для того чтобы ребенок лучше понимал музыкальное произведение, мог сопоставить музыкальные образы, мы опять – таки обращаемся к музыкально – дидактическим играм.

Во время слушания музыки с детьми младшего дошкольного возраста используются различные игрушки, которые могут «двигаться», «разговаривать» с малышами. Например, в «Чудесный мешочек» могут спрятаться игрушки, которые пришли к детям в гости на занятие. Звучат знакомые мелодии: «Зайчик» М.Старокодомского, «Медведь» В.Ребикова. Дети узнают мелодии, и после этого игрушки достаются из мешочка.

Интересную музыкально – дидактическую игру «В лесу» можно проводить во всех возрастных группах. В кармашки планшета можно вставлять различные картинки, соответствующие содержанию любой песни, пьесы. Дети подготовительной группы могут встретиться в этой игре и с Чебурашкой, и с Крокодилом Геной.

Игра «Музыкальная шкатулка» также может быть использована для закрепления знаний о различных музыкальных произведениях. [4.15]

При проведении музыкально – дидактической игры «Кто больше?» в старшей группе, детям показывают портрет П.И.Чайковского и предлагают назвать его произведения.

В игре «Какая музыка?» дети определяют вокальную и инструментальную музыку. Игру можно провести, используя грамзапись.

Большое влияние на воспитание и музыкальное развитие детей оказывают русские народные мелодии. Эти мелодии могут разнообразить содержание многих музыкально – дидактических игр. Это мелодии: «Лиса по лесу ходила», «Бай – качи, качи», игровые песни для младших дошкольников «Петушок», «Ладушки».

Одним из видов музыкальной деятельности детей являются ритмические движения. На занятии значительная часть времени отводится разучиванию различных движений под музыку.

Детям младшего дошкольного возраста свойственны подражательные движения. Поэтому для малышей 2 лет желательно использовать в музыкально – дидактических играх разнообразные игрушки, с помощью которых можно побуждать детей к выполнению неложных действий под музыку. Например, куклу бибабо (петрушка, зайчик, петушок).

Деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма, что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.

В музыкально – дидактической игре «Кто из лесу вышел?» дети 6 лет должны не только определить по характеру музыки, кто вышел из лесу: медведь, лиса, зайчик и др., но и передать движения неуклюжего, медленно ступающего медведя, быстрого трусливого зайчишку и т. д. Каждый ребенок по - своему применяет умения и знания в этой игре. [4,18]

Игра создает широкие возможности для выявления интересов детей, активизирует творческое мышление ребенка, формирование которого начинается уже с раннего возраста. В процессе творчества выявляются способности каждого ребенка, направленность личности, своеобразие детских интересов и потребностей. [9,93]

Рассмотрим некоторые возможности использования музыки в часы досуга, во время игр детей, на прогулках, в условиях различных занятий, связанных с художественной деятельностью детей.
Дети любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они слушают песни, танцевальную, инструментальную музыку в грамзаписи.

Музыка в часы досуга.

У детей старшего дошкольного возраста возникает интерес к музыке определенного характера, жанра, появляются любимые произведения, которые хотелось бы слушать чаще. Поэтому так важно иметь в каждом детском саду электропроигрыватель и комплект грампластинок с записями детских песен, танцев, музыкальных сказок, инсценировок и т. д. Воспитатель должен поддерживать интерес детей к музыке, желание слушать ее. Его основной задачей в плане музыкального воспитания детей является закрепление тех знаний, умений, навыков, которые дети получают на музыкальных занятиях. С этой целью он поет вместе с ними знакомые песни, занимается с отдельными детьми, помогая им освоить игру на музыкальных инструментах или сложный элемент танца.

Следовательно, воспитатель должен хорошо знать весь музыкальный репертуар, который разучивается во время музыкальных занятий. В повседневной работе с детьми (особенно в группах с круглосуточным пребыванием детей) воспитателю помогают детские радио- и телепередачи, в которых также звучит музыка, исполняемая либо их сверстниками, либо профессиональными музыкантами. Используя диапроекторы, фильмоскопы, воспитатель может показать диафильмы с музыкальным сопровождением. Во многих детских садах организуются поздравления детей с днем рождения. В такие дни музыка, самостоятельное пение, танцы детей очень уместны. Ребята могут сами сочинить для своего товарища песню, исполнить танец, сыграть на музыкальных инструментах. Все это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботиться друг о друге, делать и исполнять то, что приятно товарищу. [7,212]

Музыка во время игр детей.

 

В свободное от занятий время дети часто устраивают игры, в которых музыке отводится значительная роль. Например, играя в «концерт», «музыкальное занятие», «цирк» и т. д., дети вспоминают и исполняют знакомые песни, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняя собственные песенки и подбирая их на металлофоне или другом музыкальном инструменте.
Даже если дети играют в игры, не связанные с музыкальной тематикой, музыка, разнообразное музыкальное сопровождение в них тоже может иметь место. Так, дети часто используют различные музыкальные инструменты для того, чтобы дать сигнал для отправления поезда, парохода. Веселая песенка, исполняемая детьми, может сопровождать их «путешествие» на автомобиле. Мальчики, играя в «солдат», четко маршируют под звуки барабана, «аккомпанируют» себе, отстукивая ритмический рисунок песни с помощью кубиков, палочек и т. д.
Существенную роль в музыкальном воспитании детей играют музыкально-дидактические игры, которые развивают музыкальный слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усваивать элементы нотной грамоты. Некоторые из них предварительно разучиваются на занятиях. В повседневной жизни воспитатель повторяет, закрепляет с детьми эти игры и знакомит с новыми.

Во многих музыкально-дидактических играх используются детские музыкальные инструменты (металлофон, цитра, колокольчики, бубен, барабан, треугольник и др.). Так, в игре на различение тембра воспитатель поочередно играет на разных детских инструментах и обращается к каждому играющему с просьбой назвать инструмент, который звучал, или найти среди карточек, разложенных на столе, ту, на которой изображен этот инструмент.
Для дидактической игры на различение ритма воспитатель заранее готовит карточки с условной записью ритмического рисунка знакомых детям попевок из «Музыкального букваря» («Андрей-воробей», «Считалочка», «На лыжах», «Я иду с цветами» Е. Тиличеевой ). Перед началом игры каждый играющий выбирает себе музыкальный инструмент (металлофон, триолу, бубен, погремушку и т. д.) Воспитатель показывает детям карточки, на которых в виде чередующихся прямоугольников и квадратиков разного цвета, условно обозначающих четверти и восьмью, «записан» ритм попевок. Сначала дети прохлопывают ритмический рисунок, изображенный на карточке, затем исполняют его на музыкальных инструментах и называют попевку. Выигрывает тот, кто правильно назовет большее количество попевок. [7,213]
С помощью магнитофона, электропроигрывателя можно организовать игру на различение характера танцевальной музыки. Слушая танцевальную музыку в грамзаписи, дети стараются определить, что это — полька, вальс или русская плясовая.

Определить характер музыки иногда помогают движения под нее. Двигаясь под музыку, дети как бы проверяют, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.

 

Музыка на прогулке

 

Музыка оказывает свое воспитательное воздействие и во время прогулок детей, стимулируя их активность, самостоятельность, вызывая различные эмоциональные переживания, создавая хорошее на-
строение, оживляя накопленные впечатления. Наиболее подходящим для музыкальных проявлений детей на прогулках является летний период. В это время на участке организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем петь любимые песни, водить хороводы («Мы на луг ходили» А. Филиппенко, «Земелюшка-чернозем», русская народна; песня в обработке Е. Тиличеевой и др.). Многие песни можно интересно инсценировать, например «Пошла млада за водой» — русская народная песня в обработке В. Агафонникова, «На мосточке» А. Филиппенко и др.
На прогулке воспитатель помогает организовать подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок» и др.). Играя в такие игры, как «прятки», «салочки», перед началом дети обязательно выбирают водящего. Поэтому с ними хорошо заранее выучить несколько несложных считалочек, например «Конь ретивый», «Цынцы-брынцы, балалайка», «Зайка белый, куда бегал» и др. Дети с удовольствием будут использовать их в своих играх.
Летом на прогулку можно захватить детские музыкальные инструменты, предоставив детям возможность импровизировать, исполняя несложные мелодии. При наличии определенных навыков игры на инструментах объединяться в ансамбль. Музыкально-дидактические игры во время прогулок также имеют место, но здесь большее предпочтение следует отдавать подвижным играм, таким, как «Узнай по голосу», «Тише-громче в бубен бей» Е. Тиличеевой и др. Интересно можно провести игру на различение тембра музыкальных инструментов («На чем играем?» Е. Тиличеевой. [7,214]
Воспитатель должен заранее продумать проведение прогулки так, чтобы было интересно всем детям, помнить о том, что активное музицирование детей на прогулке зависит от того, насколько прочно овладели дети музыкальным репертуаром и могут самостоятельно его исполнить. Успех этой работы во многом зависит от активности воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.

Музыка на художественных занятиях.

На занятиях по ознакомлению с художественной литературой, изобразительной деятельностью музыка также может найти широкое применение. Знакомя детей с русскими народными сказками «Кот, петух и лиса», «сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Колобок» и др., воспитатель сопровождает свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок, характеризующих персонажей. Сначала поет песенки воспитатель, а когда сказка будет усвоена, дети исполняют ее самостоятельно.
Гораздо быстрее и интереснее сказка будет восприниматься детьми, если при первоначальном ее пересказе педагог использует разные музыкальные инструменты. Например, знакомя детей с, русской народной сказкой «Колобок», он может изобразить на металлофоне, как «покатился колобок», как «скачет» заяц; с помощью барабана и трещотки показать, как тяжело, ломая сучья в лесу, шагает медведь, а с помощью цитры изобразить мягкие, изящные движения хитрой лисы. Дети очень любят сказку «Три поросенка» С. Михалкова. Ее чтение хорошо сопровождать музыкальными фрагментами — исполнением песенки веселых поросят и волка из музыкальной инсценировки этой сказки, записанной на пластинку.
Знакомя детей со стихотворением А. Барто «Лошадка», будет интересно прослушать в грамзаписи одноименную музыкальную пьесу Н. Потоловского. В старшей группе перед разучиванием стихотворения «Осенью» А. Пушкина целесообразно прослушать в грамзаписи «Осеннюю песню» П. Чайковского. Музыка помогает передать в рисунке характерные особенности художественного образа, обогащает детские впечатления. Например, пьеса «Клоуны» Д. Кабалевского, прослушанная детьми в грамзаписи в начале занятия, создает определенный настрой, дает им возможность по-своему изобразить. веселого и смешного клоуна в рисунке.
На занятиях по рисованию в младшей группе воспитатель учит детей делать мазки кистью, передавая определенный ритм движений, и в то же время вносит элемент игры — ритмичные мазки называет капельками дождя. «Кап-кап-кап — капает дождик сначала медленно, а потом все быстрее и быстрее»,— говорит воспитатель и поет песенку: «Дождик, дождик, пуще, дадим тебе гущи, дадим тебе ложку — хлебай понемножку!» [7,215]

Музыка в различных видах деятельности дошкольника должна найти применение благодаря активной организаторской деятельности педагога.
Использование музыкальных произведений в часы досуга, на прогулке, на занятиях, обогащает детей новыми впечатлениями, способствует развитию самостоятельной, творческой инициативы. В организации этой работы большую помощь воспитателю оказывает музыкальный руководитель. [1, 214]

Такие режимные моменты как одевание, прием пищи, укладывание спать сопровождать различными жанрами устного народного творчества: потешками, песенками и т. п… Например, при мытье рук читать детям потешки: «Водичка, водичка...», «Ай, лады - лады - лады...», «В ручейке вода струится...», на прогулке на свежем воздухе использовать игры: «Я загораю». «Я на солнышке лежу», «Ножки, ножки, где вы были?», «Солнышко – колоколнышко…» и т д. Потешки, песенки, прибаутки, заклички и т.п. способствуют созданию положительно эмоционального настроения.

Считаю, что фольклор является актуальным средством духовно-нравственного развития, поэтому советую использовать его в различных видах деятельности, прежде всего в режимных моментах, которые занимают много времени в педагогическом процессе с детьми.

Использование музыки в режимных моментах:

ü на утренней гимнастике и в непосредственной образовательной деятельности (область «Физическая культура»);

ü в непосредственной образовательной деятельности;

ü во время умывания;

ü в другой непосредственной образовательной деятельности (области «Познание», «Чтение художественной литературы», и др.);

ü во время прогулки (в теплое время);

ü перед дневным сном;

ü при пробуждении;

ü в сюжетно-ролевых играх;

ü в театрализованной деятельности;

ü перед дневным сном;

ü при пробуждении;

ü на праздниках и развлечениях.

В игре дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих и музыкально – ритмических движений и даже в области слушания музыки. Использование музыкально - дидактических игр в музыкальном воспитании детей позволяет в простой, доступной детям игровой форме дать представления о музыке, ее выразительных возможностях, научить различать разнообразную гамму чувств, настроений переданных музыкой. [4,16]

Благодаря применению музыкально - дидактических игр у детей активно развиваются музыкально - сенсорные способности, а также общие музыкальные способности – ладовый слух, чувство ритма, звуковысотный слух, эмоциональная отзывчивость. Задания, выполненные в музыкально - дидактических играх значительно активизируют умственную деятельность ребенка, развивают самостоятельную деятельность, которая приобретает творческий характер.

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются такие игры как «Где мои детки?» (на развитие звуковысотного слуха и закрепления программного материала), «Прогулка» (для развития чувства ритма), «»Наш оркестр» (для развития тембрового слуха).

Детям старшего дошкольного возраста рекомендованы следующие игры: «Ступеньки» (на развитие звуковысотного слуха), «Учитесь танцевать» (для развития чувства ритма), «Определи инструмент» (для развития тембрового слуха), «Громко – тихо запоем» (для развития диатонического слуха), «Сколько нас поет?» (на развитие музыкальной памяти и слуха).

Виды самостоятельной деятельности ребенка в детском саду разнообразны. Среди них - музыкальная. В свободное от занятий время дети устраивают игры с пением, самостоятельно музицируют на детских музыкальных инструментах, организуют театрализованные представления. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально-дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Самостоятельная музыкальная деятельность возникает по инициативе детей. Каждый ребенок старается по – своему выразить то, с чем познакомился на музыкальном занятии, он настойчиво повторяет элементы пляски или подбирает мелодию на музыкальном инструменте и т. д. Самостоятельная музыкальная деятельность является результатом обучения на занятиях, приобретенных музыкальных впечатлениях на праздниках и развлечениях и возникает на основе накопленного опыта. [1,124]

 

Праздники и развлечения являются источником, питающим самостоятельную музыкальную деятельность ребенка. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго.

Сценарии праздничных утренников включает в себя различные виды деятельности, здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на инструментах оркестром и индивидуально. С детьми всех возрастных групп на праздниках можно проводить музыкально-дидактические игры. В основном они хорошо знакомы детям, но требуют новой формы обыгрывания, особого праздничного оформления.

На утреннике можно проводить и новые музыкально-дидактические игры. Содержание таких игр строится на знакомом детям материале. Многие музыкально-дидактические игры вносятся как сюрприз, они могут быть связаны с раздачей подарков и т.д.

Например, Петрушка за ширмой играет на различных музыкальных инструментах, дети определяют звучание каждого инструмента. Затем Петрушка предлагает прослушать звучание всех этих инструментов одновременно и спрашивает, как такое исполнение называется. Дети отвечают: «Оркестр». Звучит оркестр детских музыкальных инструментов, играют дети старших групп. Или на утренник к малышам приходит веселый Буратино, он играет на металлофоне песни «Петушок», «Елочка» М. Красева и др. Малыши должны узнать эти песни. Затем Буратино играет на барабане и раздает детям подарки, вложенные в маленькие коробочки в форме барабана. [4,52]

На праздниках обычно присутствуют две группы детей, поэтому содержание музыкально-дидактической игры должно быть доступно всем детям. Составляя сценарий праздничного утренника, следует всегда помнить о занятости всех детей. Активное участие каждого ребенка находит затем отражение в его самостоятельной деятельности. Застенчивые дети, которые боятся присутствия гостей, принимают самое активное участие в музыкально-дидактической игре, предложенной ведущим.

Естественно, музыкально-дидактическую игру надо подбирать с учетом программы всего утренника, она должна быть связана с отдельными номерами и создавать единое целое всего сценария.

Например, на новогодний праздник с Дедом Морозом приходят лесные гости. Дед Мороз предлагает угадать по музыкальному произведению, кто из зверей пришел к ребятам. Звучит вступление к песне «Медвежата» М. Красева, дети называют произведение, затем исполняется небольшая инсценировка под эту песню. Аналогично обыгрывается приход других зверей.

Развлечение, так же как и праздничный утренник, - радостное событие в детском саду, каждое развлечение должно обогащать впечатления детей, вызывать радостные эмоции. В нашем детском саду проводятся различные виды театров, организуется просмотр диафильмов, устраиваются музыкально-литературные вечера, конкурсы детских рисунков, детского творчества, инсценируются сказки, отмечаются дни рождения детей, на которых главное место занимает выступление оркестра.

В развлечения мы также включаем музыкально-дидактические игры. В игровой форме, доступной каждому, дети вспоминают произведения, услышанные в исполнении детского оркестра или в грамзаписи, повторяют знакомые песни, пляски. [4,53]

Развлечения в детском саду разнообразны по своей тематике и организации. В некоторых видах развлечений, где исполнители – взрослые, дети выступают в роли зрителей. В других сами танцуют, поют, читают стихи и т. д. Иногда совместно выступают дети и взрослые.

Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке. [4,23]

Таким образом: использование музыкально-дидактических игр на занятиях, в повседневной жизни, при проведении праздников и развлечений, в режимных моментах, дает возможность активно включать детей в творчество.

 

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.