Политическая власть и её виды. — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Политическая власть и её виды.

2018-01-14 2441
Политическая власть и её виды. 4.80 из 5.00 5 оценок
Заказать работу

Политическая власть – это организованная воля одной группы людей по отношению к другой, на основе которой осуществляется подчинение во имя достижения определенных целей. Отличительные признаки политической власти:

ü легальность использования силы в пределах государства;

ü верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникнове­ния в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

ü публичность, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

ü моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия реше­ний;

ü многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только при­нуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Виды политической власти:

1) Государственная власть – это социально-организованная власть, располагающая правом издавать законы, обязательные для всего населения и опирающаяся на особый аппарат принуждения. Это воля всего сообщества, направленная на достижение общих целей и поддержания стабильности общества. Функционирование государственной власти обеспечивается специальными учреждениями или органами государственной власти (парламент, правительство, суд и т.д.).

2) Общественная власть – власть различных общественных организаций, решения которых обязательны только для ее членов. Общественную власть осуществляют политические партии, церковь, профсоюзы. Власть общественного мнения обладает свойством локальности.

 

Понятие общественных организации и их разновидности.

Общественная организация – добровольное объединение граждан на основе общности интересов, имеющее относительно устойчивую организационную структуру, фиксированное индивидуальное и коллективное членство. Для общественной организации характерно наличие устава, управленческого аппарата, относительная стабильность состава, материальное участие ее членов в создании имущественной основы (членские или целевые взносы).

К общественным организациям можно отнести профсоюзы, союзы предпринимателей, кооперативные, молодежные, женские, ветеранские организации, творческие союзы (писателей, художников, композиторов и т.д.), разнообразные добровольные общества (научные, технические, культурно-просветительные и т.д.).

Основанием для создания могут быть экономические, религиозные, социальные, культурные и другие потребности. В них происходит согласование множества честных требований граждан и социальных групп, оформления первоначально расплывчатых взглядов и мнений в конкретные требования, выработка на их основе общепризнанных целей деятельности организаций.

 

 

Соотношение понятий политического и государственно-правового режима.

Соотношение понятий политического и государственно-правового режимов заключается в том, что под политическим режимом понимается в целом система воспроизводства определенных политических порядков, т.е. понимается система взаимодействия государства и различного рода политически и общественных организаций, которые являются равноправными. Государственно-правовой режим – совокупность способов и методов осуществления государственной власти. Государство выступает как публичная власть, обладающая признаками – суверенитетом, территориальной организацией населения, наличием специального аппарата управления, правом взимать налоги во взрослого населения. Государство втянуто в политическую борьбу. Возникает большое желание овладеть властью.

 

 

Типология и ресурсы власти.

Особенности различных элементов власти: субъекта, объекта, ресурсов и процесса — могут использоваться в качестве оснований ее типологии. Одной из наиболее содер­жательных классификаций власти является ее деление в соответствии с ресурсами:

2) Экономическая власть -контроль над экономичес­кими ресурсами, собственность на различного рода матери­альные ценности. В обычные, относительно спокойные пе­риоды общественного развития экономическая власть доминирует над другими видами власти, поскольку «эко­номический контроль - не просто контроль одной из областей человеческой жизни, никак не связанной с осталь­ными, а это контроль над средствами достижения всех наших целей». В своем воздействии на политику экономи­ческая власть обладает следующими свойствами: связь с материальными, первичными, наиболее сильно действующими потребностями людей; универсальность мотивационного воздействия (широчайшие воз­можности денег); постоянство воздействия; незаметность и широкие способности проникновения (носитель экономической власти - деньги).

3) Соци­альная власть - распределе­ние положения в социальной структуре — статусов, должностей, льгот и привилегий. Современные государст­ва обладают большой социальной властью. С помощью со­циальной политики они могут влиять на общественное по­ложение широких слоев населения, обретая тем самым их лояльность и поддержку.

4) Культурно-информационная (духовно-информацион­ная) власть - власть над людьми с помо­щью научных знаний, информации и средств их распро­странения. Кроме того, она включает моральную, религиозную и некоторые другие виды властей, связанные с подчинением на основе авторитета. В современном обще­стве из всех видов духовного влияния на первый план вы­двигается научно-информационная власть. Знания исполь­зуются как для подготовки правительственных решений, так и для непосредственного воздействия на сознание людей в целях обеспечения их политической лояльности и поддержки. Информационная власть способна служить разным целям: не только распространению объективных сведений о деятельности правительства, положении в обществе, но и манипулированиюсознанием и поведением людей вопреки их интересам и воле, основанно­му на специальных методах обмана.

5) Принудительная власть опирается на силовые ресурсы и означает контроль за людьми с помощью применения или угрозы применения физической силы. Принудительную власть не следует отождествлять с властью политической, хотя легальное использование силы в масштабах государ­ства - важнейшая особенность последней. Насилие, физи­ческое принуждение могут использоваться и неполитичес­кой властью, например, в отношениях между рабами и рабовладельцами, между деспотом - главой семьи и ее членами, между главарем и членами преступной группи­ровки и т.д.

6) Политическая власть находится в особом отношении ко всем другим властям в обществе, поскольку она обычно включает в большей или меньшей степени все другие отме­ченные разновидности властей. Отличительные признаки политической власти:

ü легальность использования силы в пределах государства;

ü верховенство, обязательность решений для всякой иной власти, способность проникнове­ния в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

ü публичность, т.е. политическая власть, в отличие от личной, при­ватной власти, которая обычно существует в небольших, контактных группах, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

ü моноцентричность, наличие в лице государства единого центра принятия реше­ний. В отличие от политической власти, экономическая, социальная и духов­но-информационная власти полицентричны (здесь сущест­вует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов);

ü многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только при­нуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы.

Типология власти не сводится к рассмотренным выше видам властей. В зависимости от того что выбирается основой для классификации можно привести довольно много различных классификаций. В зависимости от субъектов власть бывает: автократическая (самодержавие); олигархическая (группократия); самоуправленческая (власть всех членов группы или организации). По сферам проявления власть делится на государственную, партийную, профсоюзную, армейскую, семейную и т.п. По широте распространения выделяются: мегауровень (международные организации); макроуровень (центральные органы государства); мезоуровень (подчиненные центру организации (областные, районные и т.п.)); микроуровень (власть в первичных организациях и малых группах).

Ресурсы власти - средства, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы власти – это либо важные ценности (деньги, предметы потребления), либо средства, способные повлиять на внутренний мир человека (СМИ), либо орудия, с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых считается жизнь (оружие, карательные органы). Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения. Существует несколько классификаций ресурсов.

Ресурсы делятся: утилитарные ресурсы (материальные и другие социальные блага); принудительные (меры уголовного и административного воздействия); нормативные (средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека). Они призваны обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований.

Деление ресурсов в соответствии со сферами деятельности: экономические (материальные ценности), социальные (способность повышения/пониже­ния социального статуса, места в социальной иерархии), политико-силовые (оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди) и культурно-информационные (знания и информация, а также средства их получения - институты науки и образования, СМИ).

Демографический ресурс - специфический ресурс власти - человек, который создает другие ресурсы. Использование ресурсов власти приводит в движение все ее компоненты, делает реальностью ее процесс.

 

 


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.