Воспитательные задачи курса истории. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Воспитательные задачи курса истории.

2018-01-14 398
Воспитательные задачи курса истории. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В процессе изучения истории наряду с образовательными задачами, в неразрывном единстве с ними осуществляются и задачи воспитательные, важнейшими из которых считают:

1. Гражданское воспитание учащихся (воспитание социальной активности, принципиальности в отстаивании своей позиции, способности участвовать в общественной жизни, воспитание чувства ответственности за судьбу страны). Эта задача является наиболее трудной для решения ее в специальной (коррекционной) школе. Но, обратившись к историческим примерам, учитель может способствовать воспитанию необходимых качеств в своих учениках. На примере восстания декабристов с учениками поразмышлять, в чем состоял их гражданский подвиг. Или на примерах жизни наших современников, таких выдающихся личностей отечественной науки, как А. Д. Сахаров, Д.С. Лихачев. Учитель должен подбирать ситуации из жизни и обсуждать их с учениками с позиции проявления гражданского долга.

2. Патриотическое воспитание учащихся (это воспитание любви к Родине, своему народу, уважения к историческому прошлому, сопричастности событиям, происходящим в настоящее время; готовности к защите Родины в случае необходимости – т. е. военно-патриотическое воспитание). Курс истории дает большие возможности для осуществления военно-патриотического воспитания на примере героической борьбы за независимость Отечества в разные эпохи, начиная с борьбы с монголо-татарским нашествием, Невской битвы, Ледового побоища и завершая Великой Отечественной войной. Подвиги выдающихся полководцев (Александр Невский, Дмитрий Донской, А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Г.К. Жуков), героев великих битв и безымянных защитников Отечества послужат убедительными примерами патриотизма для учеников. Учащимся специальной школы необходимо показать, что патриотизм проявляется не только в военное, но и в мирное время. Примером того является деятельность великого русского ученого М.В. Ломоносова, внесшего огромный вклад в развитие отечественной науки, образования, культуры.

3. Воспитание уважительного отношения к народам разных национальностей (это воспитание стремления жить в дружбе и согласии, уважать обычаи и традиции разных народов, знакомиться с их культурой проявлять солидарность с теми, кто оказался в беде). Сегодня, когда распался СССР, продолжаются военные действия в Чечне, совершаются террористические акты, решать эту задачу непросто. Поэтому, обращаясь к историческому материалу, учителю следует показать учащимся, как в годы военных испытаний все народы нашей страны поднимались на защиту Отечества (например, в Отечественную войну 1812 г. или во время Великой Отечественной войны). В мирное время успехи в развитии страны также достигались в совместной деятельности всех республик, всего народа (например, крупнейшие стройки первых пятилеток, восстановление страны после победы над фашизмом и т. п.). Дальнейшее развитие России также зависит от совместных усилий проживающих в ней народов, т. к. наше государство по-прежнему остается многонациональным.

4. Нравственное воспитание учащихся (это воспитание таких качеств, как мужество, смелость, честность, честь и достоинство, сострадание, милосердие, доброта, отзывчивость и т. д.). Эта задача тесным образом связана с первыми тремя, но в то же время она подразумевает и такие аспекты, которые не обязательно связаны с гражданским долгом или патриотизмом. Проявлением высоких нравственных качеств могут служить такие примеры в истории, как подвиг жен декабристов, последовавших в Сибирь за своими мужьями; мужество и взаимопомощь советских людей, проявленные в тылу врага и в фашистских концлагерях и т. п. Развитие общества на современном этапе порождает много проблем, которые необходимо обсуждать с учениками специальной (коррекционной) школы и оценивать происходящее. Это, например, проблемы нищих и бездомных детей, брошенных родителями, проблемы преступности и многое другое.

5. Эстетическое воспитание учащихся (это воспитание умения видеть красивое и безобразное в искусстве, жизни, природе, человеке; дать оценку с эстетической точки зрения; развитие эстетического вкуса). Решению этой задачи в курсе истории способствует привлечение различных средств наглядности на уроках, организация экскурсий. С другой стороны, эстетическое воспитание осуществляется посредством изучения развития культуры в разные исторические эпохи. Например, ученики знакомятся с праздниками, обычаями, традициями древних славян, искусством древнерусских ремесленников, архитектурным обликом старинных городов, достижениями культуры в более поздние века. Но программой не предусмотрено изучение культуры страны в XX в. Этот недостаток должен восполнить учитель, продумав тематику и содержание уроков, посвященных вопросам культуры.

6. Трудовое воспитание учащихся (это привитие уважения к людям труда и результатам их трудовой деятельности, воспитание добросовестного и ответственного отношения к труду, понимания необходимости труда и готовности трудиться). Эта задача наиболее актуальна в специальной (коррекционной) школе, выпускники которой должны быть не только практически, но и психологически подготовлены к трудовой деятельности. Решается эта задача на протяжении всего курса истории, т. к. основные его идеи – следующие: труд – основа жизни на Земле, все материальные и духовные богатства созданы трудом людей, труд – основа прогресса в развитии общества. При изучении исторического материала в хронологической последовательности учащиеся узнают об изменениях орудий труда, занятий людей; их взаимоотношениях в процессе труда, требованиях к труженику, которые усложняются по мере развития общества. Школьники могут наблюдать, как люди относились к труду, как проявляли трудовой героизм в годы первых пятилеток, во время Великой Отечественной войны, послевоенный период; какими качествами должен обладать трудящийся человек в современных условиях.

7. Экологическое воспитание учащихся (это воспитание бережного отношения ко всему окружающему, забота о природе и ее ресурсах, оздоровлении окружающей среды, сохранении ее для будущих поколений). Конечно, на уроках истории эта задача не решается так широко, как на уроках географии и естествознания, но и на историческом материале можно показать, как люди вторгались в окружающую среду, строя крупные гидроэлектростанции и гиганты-комбинаты; рассказать о Чернобыльской трагедии, повлиявшей на судьбы многих людей; поговорить о способах защиты окружающей среды, которые существуют в современном мире (например, «движение зеленых», «Красная книга»).

8. Правовое воспитание учащихся (это воспитание правовой культуры, т. е,. уважительного отношения к законам, стремления их выполнять, проявлять нетерпимое отношение к тем, кто нарушает законы). Эта задача имеет очень большое значение для социальной адаптации выпускников специальной (коррекционной) школы, и в курсе истории она решается на протяжении всех трех лет его изучения.

Изучая историю нашей Родины с древнейших времен до революции, школьники знакомятся с неравным положением разных классов в обществе с функциями государства на протяжении разных эпох. История советского периода дает возможность увидеть изменения в положении людей, связанные с построением нового общества, познакомиться с Конституцией СССР, правами и обязанностями, которые провозглашались основным законом, но не всегда соблюдались в жизни.

Распад СССР и образование самостоятельного государства Россия вводит учащихся в круг проблем (и правового характера в частности), связанных с дальнейшим развитием общества, положением граждан России.

9. Формирование мировоззрения учащихся (мировоззрение – это совокупность принципов, взглядов и убеждений, определяющих направление деятельности и отношение к действительности отдельного человека, социальной группы или общества в целом). Конечно, сформировать мировоззрение учащихся с нарушением интеллекта очень непросто, но это не означает, что в специальной школе от решения такой задачи можно отказаться. Научные знания, полученные учащимися в курсе истории, служат цели непосредственной практической ориентации в окружающей социальной реальности. Нравственные и правовые принципы и нормы регулируют взаимоотношения, поведение людей и вместе с эстетическими взглядами определяют отношение к окружающему миру.

Таким образом, реализация всех образовательных и воспитательных задач курса истории будет способствовать формированию мировоззрения учащихся специальной (коррекционной) школы. Их взгляды и убеждения, которые удалось сформировать за годы обучения в школе, в частности, на уроках истории, помогут ученикам правильно оценивать свои и чужие поступки, события, происходящие в России и мире.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.