Развитие системы охраны интеллектуальной собственность в России — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Развитие системы охраны интеллектуальной собственность в России

2018-01-14 292
Развитие системы охраны интеллектуальной собственность в России 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Охрана изобретений в России уходит своими корнями в XVI-XVII века. Ее юридическая форма возникла на основе феодальной «привилегии» и еще долго сохраняла природу выдававшихся монаршей милостью «жалованных грамот». Грамоты выдавались, например, на заведение мануфактур.

В разные периоды развития патентной системы в России к изобретению предъявлялись различные требования. На ранней стадии необходимым считалось только условие новизны, неразрывно связанное с полезностью, т.е. достаточно было наличия новых признаков в объекте защиты.

Так, в 1748 г. бургомистру Новоторжского магистрата Антону Тавлеву, ратману Ивану Дедову и ржевскому купцу Терентию Волоскову была выдана привилегия на «Устроение фабрик для делания красок», в которой указывалось, что «представленные образцы красок...были испытаны и явились в сравнении с немецкими и венецианскими красками весьма удовлетворительного качества».

А в 1752 г. получил привилегию великий русский ученый М.В. Ломоносов на «Устройство фабрик для изобретенных способов делания разноцветных стекол, бисеру и стеклярусу и прочих галантерейных вещей», «дабы он, Ломоносов, яко первый в России тех вещей секрета сыскатель, за понесенный им труд удовольствие иметь мог: того ради от нынешнего времени 30 лет никому другому в заведении тех фабрик дозволения не давать». Выдача монополии – закрепляется не только само новшество но и запрет третьим лицам делать что-либо подобное.

1794 г. - В проекте «Начертаний о поощрении полезных изобретений», представленном Екатерине II в предлагалось выдавать монопольную привилегию только на новую вещь, ранее неизвестную в России.

1812 г - 17 июня 1812 г. был подписан манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». По существу это был первый патентный закон, который регламентировал содержание и форму привилегий на изобретения, процедуру их выдачи, срок действия, пошлины, основания для аннулирования и порядок судебного разбирательства. Первоначальная стадия охраны изобретений приобрела завершенную юридическую форму.

В этом манифесте требование новизны неразрывно связывалось с полезностью изобретения: § 7 Манифеста о привилегиях 1812 г.: «На изобретения, не приносящие пользы или вредные для общества, привилегии не выдаются».

С развитием производительных сил в стране в XIX в. возросло количество изобретений, удовлетворяющих действующему условию новизны. Одного отличия изобретения от известных достижений в области техники оказалось уже недостаточным для получения правовой охраны. Возникла потребность оценки изобретения: его степени, его качества или уровня новизны, являющегося плодом творчества изобретателя. Необходимо было отделить изобретения от простых усовершенствований известных объектов и рационализаторских предложений.

В связи с этим было введено условие патентоспособности, отражающее творческий характер изобретения. Оно выражалось разными терминами: «существенная новизна», затем «существенные отличия». В настоящее время используется термин «изобретательский уровень».

Впервые новое условие патентоспособности изобретения появилось в 1896 г. «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования». В п. 71 Закона отмечалось: «Привилегии выдаются лишь на такие изобретения или усовершенствования, которые представляют существенную новизну или во всем объеме, или в одной или нескольких частях, или же в своеобразном сочетании частей, хотя и известных в отдельности». Но что понимается под существенной новизной в Законе не раскрывалось. Оценку новизны проводили в Комитете по техническим делам силами внештатных экспертов. Естественно, что результаты такой оценки носили сугубо субъективный характер.

Это же «Положение о привилегиях на изобретения и усовершенствования» закрепило основные элементы более современной патентной системы. Так же оно включало требование представления описания изобретения с выделением в нем предмета и отличительных особенностей, проведения содержательной экспертизы изобретений на новизну, предоставление исключительного права пользования изобретениями сроком на 15 лет и др.

Однако, собственно патент, как форма охраны новшеств - изобретений, был введен 12 сентября 1924 г. руководством вновь образовавшегося на территории бывшей Российской империи Советского Союза.

ПАТЕНТ - от лат PATENS – свидетельство, грамота – документ, удостоверяющий государственное признание технического решения изобретением и закрепляющий за лицом, которому он выдан, исключительное право на изобретение.

Патент удостоверяет:

· приоритет изобретения, промышленного образца, полезной модели. Понятие приоритета тесно связано с подачей заявки (подробнее условия установления приоритета излагаются в разделе, посвящённом рассмотрению заявок на получение патента);

· авторство создателя защищаемого новшества;

· исключительное право владельца патента на использование охраняемого объекта.

В этот период государство признало, что автору кроме права признаваться автором (личные неимущественные права) принадлежат и исключительные права (право распоряжаться своим изобретением), т.е. лицо могло быть правообладателем.

Единовластие патентной системы просуществовало лишь до 1931 г., когда «Положением об изобретениях и технических усовершенствованиях» была введена, в качестве главной, форма правовой охраны изобретений с использованием авторского свидетельства. Не внося каких либо существенных изменений в саму процедуру получения охранного документа, новая система кардинально меняла изобретательские правоотношения, при которых все регистрируемые таким образом изобретения объявлялись достоянием государства.

И лишь в 90-х годах, в ходе происходящих тогда социально- экономических преобразований, сначала в Советском Союзе (1991 г.), а затем и в Российской Федерации (1992 г.) патентная система была восстановлена вновь.

Таким образом, понятие «интеллектуальная собственность» закрепилось на рубеже XVIII и XIX веков ввиду того, что возникла необходимость охраны прав творцов в условиях развивающегося рынка. Т.е. нужно было выработать механизм правовой защиты, который выполнял бы такую же экономическую функцию, как существовавший тогда и весьма подробно разработанный институт права собственности на вещи. Естественно, поэтому, было воспользоваться уже знакомым понятием «собственность», но отграничить его от вещного права собственности уточняющим определением «интеллектуальная».

Организационные формы управления системой правовой охраны промышленной собственности претерпевали многократные изменения. В дореволюционный период патентные процедуры свершались в недрах Сената, Мануфактур-коллегии, Министерства финансов, Департамента торговли и мануфактур Министерства внутренних дел, при котором в 1896 г. были учреждены Комитет по техническим делам и патентная библиотека.

Еще более богатым на перемены был советский период. На смену созданному в 1918 г. Комитету по делам изобретений при Научно-техническом совете Высшего Совета Народного хозяйства пришел Комитет по изобретательству при Совете Труда и Обороны (1931 г.), за ним последовали Комитет по изобретениям и открытиям (1947 г.) и Комитет по делам изобретений и открытий при Совете Министров СССР (1955). С образованием Российской Федерации соответствующие функции патентного ведомства стали выполнять Комитет по патентам и товарным знакам (1992 г.), а с 1996 г. - Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент).

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Российское агентство по патентам и товарным знакам преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам,которая находится в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности. Администрация Президента Российской Федерации и Аппарат Правительства Российской Федерации совместным распоряжением от 6 августа 2004 г. №1363/1001 утвердили сокращенные названия министерств, служб и агентств, В том числе, за Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам оставили сокращенное наименование «Роспатент». Подведомственные организации:

- Федеральное государственное учреждение "Федеральный институт промышленной собственности" (ФГУ ФИПС) Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Отделение ФГУ ФИПС – Палата по патентным спорам

- Российский государственный институт интеллектуальной собственности (РГИИС)

Роспатент осуществляет единую государственную политику в области охраны промышленной собственности, включая охрану прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименование места происхождения товаров, а также в области правовой охраны программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем.

Роспатента выполняет следующие функции:

· принимает к рассмотрению заявки на изобретения, полезные модели и промышленные образцы;

· проводит по ним экспертизу;

· осуществляет государственную регистрацию изобретений полезных моделей и промышленных образцов;

· выдаёт от имени государства патенты и публикует официальные сведения.

Роспатент разрешает также споры, связанные с рассмотрением заявок. Этим занимается специальная организация Роспатента – Палата по патентным спорам. Роспатенту предоставлено, кроме того, право разрабатывать, принимать и издавать в пределах своей компетенции правила и разъяснения по применению законодательства об охране промышленной собственности, обязательные к исполнению на всей территории России; регистрировать лицензионные договоры о предоставлении прав на использование объектов промышленной собственности, договоры отчуждения исключительных прав на объекты интеллектуальной собственности и товарные знаки и о залоге прав на объекты промышленной собственности.

В числе задач, выполняемых Роспатентом, следует отметить аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также контроль за их деятельностью.

 

Система Российского и зарубежного законодательства по охране интеллектуальной собственности

 

Законодательство в отношении интеллектуальной собственности можно рассматривать в двух значениях.

ПЕРВОЕ – В широком смысле: это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности.

ВТОРОЕ – В узком смысле: это Гражданский кодекс РФ и другие федеральные законы, регулирующие вышеуказанные отношения (общественные отношения по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности) – ст. 3 ГК РФ.

Структурная иерархия законодательства РФ:

Конституция РФ – акт, обладающей высшей юридической силой.

В России основным, базисным источником права является Конституция РФ, устанавливающая правовые основы всей жизни в стране.

Ст. 44 Конституции гласит:

«Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.»

Ст. 71 Конституции предусматривает, что вопросы охраны интеллектуальной собственности отнесены к предмету ведения Российской Федерации. Это означает, что в отношении интеллектуальной собственности могут приниматься только федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России – ст. 76 Конституции.

Основой правовых взаимоотношений в области ИС является гражданское законодательство, состоящее из

- Гражданского кодекса РФ

- Законов, принятых в соответствии с ГК РФ

- Иные правовые акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и т.д.)

- Акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти.

Принятие IV части ГК РФ, введённой в действие с 1 января 2008 года продиктовано желанием прояснить понимание сущности интеллектуальной собственности, дать обобщающее понятие вышеперечисленным объектам, которые определялись в отмененных законах, гармонизировать Российское законодательство с зарубежным.

Помимо гражданского законодательства отдельные правовые нормы содержатся так же в Уголовном кодексе РФ (УК РФ), в кодексе РФ об Административных правонарушениях (АП РФ), и Гражданском процессуальном кодексе РФ (ГПК РФ).

Конституция РФ ст. 44 гарантирует охрану ИС. Одной из гарантий реализации прав на ИС является уголовно-правовая защита этих прав, установленная в ст. 146, 147, 180 УК РФ. В УК РСФСР предусматривалась ответственность за нарушение авторских и изобретательских прав в одной норме - ст. 141. В УК РФ уголовно-правовая защита авторских и изобретательских прав разграничена.

В ст. 146 УК предусмотрена защита помимо авторских, защита смежных прав (права артистов-исполнителей, организаторов эфирного вещания и организаторов звукозаписи).

В УК РФ исключена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, патентных прав и прав на товарный знак, если оно не причинило крупного ущерба.

Предмет преступления – это чужое научное, литературное, музыкальное или художественное произведение, а также средство индивидуализации. Объективная сторона выражается в совершении одного из двух действий:

1. Незаконное использование объектов авторского, смежных прав, патентных прав и средств индивидуализации.

2. Присвоение авторства чужого произведения, либо разглашение без разрешения автора сущности изобретения, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации сведений о них, либо незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара,

При этом обязательнонеобходимы последствия в виде крупного ущерба и причинная связь между одним из указанных действий и наступившим последствием, т.е. причинение крупного ущерба.

Незаконное использование объектов ИС это:

- воспроизведение,

- распространение,

- демонстрация,

- оглашение (обнародование) без согласия автора,

- оглашение без выплаты автору гонорара (частично или полностью),

- внесение изменений, дополнений или сокращений в произведение без согласия автора,

- переиздание без согласия автора и т.д.

Первым уровнем в структуре источников права по ОИС являются федеральные законы. До 1 января 2008 года основными законами, регулирующими общественные отношения по созданию и использованию объектов интеллектуальной собственности, были шесть законов, отмененных введением 4 части ГК РФ.

Федеральный закон «ЗАКОН О КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЕ». (2004)

Принят Государственной Думой 9 июля 2004 года. Одобрен Советом Федерации 15 июля 2004 года (в ред. Федеральных законов от 02.02.2006 N 19-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ)

Статья 1. Цели и сфера действия настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с отнесением информации к коммерческой тайне, передачей такой информации, охраной ее конфиденциальности в целях обеспечения баланса интересов обладателей информации,составляющей коммерческую тайну, и других участников регулируемых отношений, в том числе государства, на рынке товаров, работ, услуг и предупреждения недобросовестной конкуренции, а также определяет сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну.

 

Федеральный закон «О РЕКЛАМЕ» (2006)

Принят Государственной Думой 22 февраля 2006 года. Одобрен Советом Федерации 3 марта 2006 года. (в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ,

от 07.05.2009 N 89-ФЗ)

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.

Вторым уровнем в структуре источников права по ОИС являются Указы Президента РФ и Постановления Правительства РФ.

Указ Президента РФ «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» от 5 декабря 1999 г. № 1471.

На практике отсутствует реально действующий механизм его применения, вследствие чего указ не имеет силы.

Постановление Правительства РФ «О порядке проведения проверки наличия в заявках на выдачу патента на изобретение или полезную модель, созданные в Российской Федерации, сведений, составляющих государственную тайну» от 24.12.2007 г. № 928

 

Следующий, третий уровень – это документы, непосредственно регулирующие процедурные вопросы по регистрации ОИС, продления срока действия исключительных прав, распоряжение исключительными правами и т.д.

 

Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по организации приема заявок на изобретение и их рассмотрения, экспертизы и выдачи в установленном порядке патентов Российской Федерации на изобретение (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 октября 2008 г. № 327)

 

Следующий раздел в системе источников права по ОИС являются Ведомственные акты

 

Правила подачи и рассмотрения ходатайств о прекращении действия на территории Российской Федерации авторских свидетельств СССР на изобретения, свидетельств СССР на промышленные образцы, а также патентов СССР, выданных на имя Государственного фонда изобретений СССР, и выдачи патентов Российской Федерации на оставшийся срок (утв. приказом Роспатента от 25.06.93 г. № 35)

 

Правила выдачи дубликата патента РФ на изобретение, промышленный образец, полезную модель, свидетельства на полезную модель, товарный знак, знак обслуживания, свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара, охранного документа СССР и свидетельства об официальной регистрации программы для электронных вычислительных машин, базы данных или топологии интегральных микросхем (утв. приказом Роспатента от 03.04.03 № 51)

 

Рекомендации по вопросам экспертизы заявок на изобретения и полезные модели

 

Временные методические рекомендации по вопросам отнесения заявленных решений к охраняемым в качестве полезных моделей (утв. приказом Роспатента от 11.10.2005 № 121)

 

Говоря об источниках правовогорегулирования в РФ следует упомянуть судебную практику. В прямом смысле судебная практика не является источником прав по ОИС, т.к. правовая система РФ, исходя из принципа разделения властей, не предоставляет возможности судам создавать нормы права. Тем не менее, судебные прецеденты по делам, вытекающих из споров в отношении ОИС, играют важную роль в деятельности судов, функционирования законодательства и развития юридической науки.

Место судебной практики в системе источников права определяются:

- с одной стороны – необходимостью конкретизации правовых норм в процессе применения,

- с другой стороны – необходимостью восполнения пробелов в праве, которые неизбежно появляются.

Постановления пленумов Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ являются актами официального толкования и не должны подменять собой нормативно-правовые акты, а тем более противоречить им.

Однако в комментариях к решениям Палаты по патентным спорам говорится о том, что практики прецедентов в отношении ОИС не существует. И нельзя думать, что решения ППС по одному и тому же вопросу и в сходных ситуациях будут идентичны. Практика прецедентов не применяется также и при вынесении решений о госрегистрации ОИС, в частности, товарных знаков.

Следующий раздел в системе источников правового регулирования общественных отношения в области ОИС являются Международные документы. Они регулируют:

- Общие вопросы по регулированию отношений в области ОИС,

- Договоры по охране промышленной собственности

- Договоры о глобальной системе охраны

- Соглашения о классификациях

- Международные соглашения со странами СНГ

- Авторское право и смежные права

- Охрана новых сортов растений

 

На территории России действуют также нормы международных договоров в области охраны промышленной собственности. Как правопреемник Советского Союза Россия участвует в Парижской конвенции по охране промышленной собственности, Договоре о патентной кооперации 1970 года, Мадридской конвенции о международной регистрации товарных знаков 1973 г., и двухсторонних договорах с рядом европейских стран о правовой охране промышленной собственности (в частности с Австрией, Францией и др.).

Как участник Парижской конвенции Россия вошла в Международный Союз по охране промышленной собственности, образованный его участниками в 1893 году (Парижский союз) и Конвенцию о создании Всемирной организации интеллектуальной собственности 1967г. (ВОИС), объединяющих несколько международных союзов.

Парижская конвенция является наиболее представительным многосторонним международным договором: в ней участвуют около ста государств. Основная цель Конвенции - облегчить гражданам и юридическим лицам государств, входящих в Конвенцию, взаимную защиту прав на изобретения, промышленные образцы и другие объекты промышленной собственности.

В частности, участие в ней России создаёт наиболее приятные условия для приобретения, защиты и использования промышленных прав иностранцами в России, а россиянами в зарубежных странах, т.е. иностранцы в каждой стране - участнице Конвенции пользуются теми же правами и преимуществами, которые имеют в данной области собственные граждане и юридические лица (принцип предоставления национального режима).

К важнейшим субъективным правам граждан и организаций государств - участников Конвенции относятся:

· право получения конвенционного приоритета;

· право получения выставочного приоритета;

· право изобретателя на указание его имени в патенте.

Важное значение для охраны общественных интересов имеют такие правила о свободном использовании изобретений и промышленных образцов, о праве преждепользования, о принудительных лицензиях и др.

 

Общие вопросы:

- Всемирная декларация по ИС

- Конвенция, учреждающая ВОИС

- Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

 

Всемирная декларация по ИС

от 26 июня 2000 г.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.092 с.