Тема 6. Основные типы рыночной структуры. — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Тема 6. Основные типы рыночной структуры.

2018-01-14 493
Тема 6. Основные типы рыночной структуры. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы:

1. Основные формы рынка, признаки их выделения.

2. Модель совершенной конкуренции.

3. Модели несовершенной конкуренции: монополистическая конкуренция, олигополия, монополия.

4. Антимонопольное регулирование.

 

В этой теме рассматривается взаимодействие фирм на рынке, зависимость решений, принимаемых фирмой, от других фирм на рынке: их числа, рыночной стратегии. В экономической теории по критерию хозяйственного поведения фирмы на рынке выделяют несколько форм рынка (структур рынка), изучению которых и посвящена данная тема.

Изучая первый вопрос предложенной темы необходимо разобраться в том, что такое структура рынка и по каким критериям ее можно классифицировать. Далее переходим к анализу основных форм рынка. Разбирая модель совершенной конкуренции следует уяснить ее основные черты (вид продукции, способ установления цен, вид конкуренции, доступ к информации, механизм входа на рынок и выхода с него). Выясните, почему модель совершенной конкуренции называют идеальной моделью и принимают в качестве базовой. При этом при данной модели рынка существует проблема эффективности, выявите, в чем состоит эта проблема.

Рынками несовершенной конкуренции признаются такие рынки, на которых либо покупатель, либо продавец принимают в расчет свою способность воздействовать на цену, т.е. предполагается наличие рыночной власти. Разберитесь в сущности и механизме рыночной власти. Рассмотрение моделей рынка относящихся к несовершенной конкуренции начнем с модели абсолютно противоположной модели совершенной конкуренции – модели чистой монополии. Изучая данную модель рыночной структуры, выявите ее основные черты, сущность монопольной власти, рассмотрите основные барьеры вступления в отрасль, где существует монополист и виды монополии. Заострите свое внимание на проблеме экономических потерь от монополизма (механизм установления цен, объем выпуска продукции, недораспределение ресурсов, Х-неэффективность).

Анализ модели монополистической конкуренции также начните с выявления основных черт, при этом обращайте внимание на те аспекты, которые являются отличительными от модели совершенной монополии. Проанализируйте эффективность рынка в условиях монополистической конкуренции.

Олигополия как рыночная структура занимает место между монополистической конкуренцией и чистой монополией именно поэтому вей присущи черты той и другой моделей. Выявите основные черты олигополии и сравните ее с другими моделями несовершенной конкуренции. В связи с наличием при олигополистическом рынке нескольких фирм, предполагается их взаимодействие, которое может принимать различные формы, вплоть до ценовой войны. Проанализируйте данные формы взаимодействия. Изучите основные формы объединения фирм в интересах установления контроля над рынком: картель, синдикат, трест, концерн, конгломерат.

В завершении данной темы следует рассмотреть основные проблемы антимонополистического регулирования. Основными вопросами здесь являются определение критериев отнесения бизнеса к высококонцентриро-ванному, с тенденцией к монополизации, а также мер государственного воздействия на рынки с целью предотвращения их монополизации. Изучите основные направления и методы антимонополистического регулирования, а также проблему регулирования естественной монополии.

План семинарского занятия:

 

1. Основные типы рыночной структуры:

а) признаки выделения основных моделей рыночной структуры;

б) модель совершенной конкуренции и ее роль в экономической теории.

в) эффективность производства и распределения ресурсов в условиях совершенной конкуренции;

 

2. Чистая монополия:

а) рыночная власть, формы ее реализации и причины возникновения;

б) чистая монополия, "барьеры" вступления в отрасль;

в) виды монополии;

г) проблема эффективности производства и распределения ресурсов в условиях монополии.

 

3. Монополистическая конкуренция и олигополия:

а) дифференциация продукта, неценовая конкуренция и модель монополистической конкуренции;

б) олигополия и ее виды;

в) проблемы эффективности в условиях приобретения фирмой рыночной власти;

 

4. Антимонопольное регулирование рынка:

а) критерии концентрации производства и монополизации рынка;

в) основные принципы антимонопольного регулирования экономики;

г) особенности регулирование естественной монополии.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнев Л.С.‚Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающимся по неэконом. специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. – Гл.8. - С.232 – 244.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Пб., 1992. - Гл.7. - С.164-167; Гл.8.-С.194-195; Гл.9. - С.216-233; Гл.16.

3. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.‚ проф. Киселевой Е.А.– Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл. 5. - С.88 – 91; Гл.7.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т./ Пер.с англ.11-го изд. - М.: Республика‚ 1992. - Т.2. - Гл.25. - С.65-67, 84-88; Гл.26. - С.92-96, 102-105; Гл.27. - С.112-114, 116-121; Гл.34.

5. Самуэльсон П.Э.‚ Нордхауз В.Д. Экономика / Пер.с англ.: 16-е изд.: Уч.пос. – М.: Издательский дом "Вильямс"‚ 2000. - Гл. 8, 9, 10. - С.142-186.

6. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.9‚ 11‚12.

7. Экономика: Учебник. 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Гл.5. - С.98-102; Гл.12.

8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС‚ 2001. - Гл. 9.

 

Самостоятельная работа 5.

 

1. Заполните таблицу:

  Совершен-ная конкурен- ция Монополи-стическая конкурен- ция Олиго-полия Монопо- лия
Число фирм        
Доля отдельных фирм на рынке        
Тип продукта        
Контроль отдельной фирмы над ценой и объемом выпуска        
Условия вступления в отрасль и виды барьеров        
Характер и формы конкуренции        
Способы увеличения прибыли        
Экономические потери для общества        
Источники ресурсов для инвестиций        
Преимущества        
Сфера распространения        

 

2. Рассчитайте показатели концентрации (CR‚ HHI) рынка автомобилей в Японии по данным таблицы. Определите степень концентрации данного рынка.

 

 

Доля японских автопроизводителей на внутреннем рынке (легковых и

грузовых автомобилей) в 2004 г. (%)

Daihatsu Fuji Hino Honda Isuzu Mazda Mitsubishi Nissan Nissan Diesel Suzuki Toyota Иностранные
9 5 0,5 12‚5 1‚2 5‚5 9‚5 12‚4 0‚3 10‚5 28‚9 4‚7

Вопросы и практические задания.

 

1. Фирма IBM долгое время являлась противником предоставления скидок. В основу своей маркетинговой деятельности она положила высокое качество послепродажного обслуживания. Как можно оценить такую конкурентную стратегию?

2. Почему дифференциация продукции разрушает совершенную конкуренцию?

3. Патентная система РФ предоставляет изобретателям монопольные права на 20 лет. Выиграло бы общество, если бы срок патента был сокращен до 10 лет?

 

4. Характеризуется ли монополистическая конкуренция ограничением конкуренции? Почему "да" или почему "нет"? В каком случае можно говорить о преобладании конкуренции‚ а в каких - о преобладании монополии при исследовании монополистической конкуренции?

5. Какие олигополистические структуры являются устойчивым‚ а какие - нет? Каковы критерии и условия стабильности равновесия в условии олигополии? Каковы условия существования лидерства в ценах?

6. В августе 1981 года газетная статья сообщила о так называемом "загадочном происшествии". Представитель фирмы-производителя известной марки лыж пытались скупить весь запас собственных лыж, предложенных для распродажи по очень низким ценам. В одном из магазинов скупленные лыжи были тут же сломаны. Прокомментируйте это событие.

7. Известно, что сельское хозяйство является отраслью, которая наиболее близко соответствует совершенной конкуренции. Основные нововведения в эту отрасль инициируются правительственными научными исследовательскими учреждениями и крупными фирмами, производящими сельскохозяйственное оборудование, но не самими сельскохозяйственными предприятиями. Как вы думаете, с чем это связано?

Тестовые задания.

1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:
а) значительное число фирм, оперирующих в отрасли, выпускают стандартные товары;
б) имеется много покупателей, приобретающих этот товар по текущей цене;
в) все продавцы и покупатели имеют полную информацию о рынке;
г) все предыдущие ответы - верны.

 

2. Монополистическая конкуренция - это рыночная структура, где оперирует:
а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;
б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;
в) небольшое количество конкурирующих фирм;
г) только одна крупная фирма.

 

3. К какой модели рынка относится рынок, характеризуемый следующим образом: "фирмы конкурируют, продавая дифференцированную продукцию; проникновение новых фирм на рынок не ограничено":
а) к совершенной конкуренции;
б) к монополистической конкуренции;
в) к олигополии;
г) к чистой монополии.

 

4. Контроль над ценой в условиях олигополии:
а) отсутствует;
б) значительный;
в) некоторый, но в довольно узких рамках;
г) существенный, но ограничен взаимной зависимостью.

 

5. "Входные барьеры" в отрасль отсутствуют, если отраслевой рынок является:
а) рынком совершенной конкуренции;
б) рынком монополистической конкуренции;
в) олигополистическим рынком;
г) рынком чистой монополии.

 

6. Какой из следующих рынков больше всего соответствует условиям олигополии:
а) услуг парикмахерских;
б) мясных продуктов;
в) автомобилей;
г) бензина.

 

7. Что из следующего не приводит к монополии:
а) лицензии;
б) авторские права;
в) контроль над естественным источником товара;
г) производство и сбыт товара, имеющего много заменителей.

 

8. X-неэффективность - это:
а) потери, связанные с производством данной фирмой устаревшей продукцией;
б) внутренняя неэффективность, связанная со снижением стимулов к рационализации производства;
в) отставание от фирм совершенной конкуренции в научно-техническом прогрессе;
г) все перечисленное - верно.

 


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.