Программа курса «Экономическая теория» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Программа курса «Экономическая теория»

2018-01-14 237
Программа курса «Экономическая теория» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Программа курса «Экономическая теория»

Введение в экономику

Возникновение и развитие экономики как науки. Основные экономические школы. Место экономики в системе общественных наук. Предмет и методология экономики. Понятия микро- и макроэкономики. Позитивная и нормативная экономика. Хозяйственная деятельность и экономическая среда жизнедеятельности человека. Общие проблемы экономической организации общества. Потребности людей и средства их удовлетворения. Ограниченность экономических ресурсов. Проблема выбора в экономике. Альтернативные издержки. Граница производственных возможностей. Эффективность использования экономических ресурсов. Собственность и социально-экономические отношения. Собственность в здравоохранении. Понятие экономической системы. Типы экономических систем.

История экономических учений: особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).

 

Микроэкономика

Общая характеристика рыночной экономики. Условия возникновения и сущность рынка. Рыночная структура и формы конкуренции. Предпринимательство и конкуренция.

Теория спроса и предложения. Частичное рыночное равновесие. Потребительский выбор, эластичность спроса и предложения. Эффект дохода и эффект замещения. Проблема государственного вмешательства в функционирование рынков. Фирма, предприятие, отрасль. Организационно-правовые формы фирмы. Издержки производства. Предпринимательский доход, бухгалтерская и экономическая прибыль. Оптимальный объем производства.

Основные модели рынка. Совершенная и несовершенная конкуренция. Рыночная власть, формы ее реализации и причины возникновения. Чистая монополия. Проблема эффективности в условиях основных форм рынка. Антимонопольное регулирование рынка и антимонопольное законодательство.

Рынки факторов производства. Формирование цен на ресурсы. Рынок труда и заработная плата. Инвестиции. Рынок капитала и процент. Особенности рынка земли. Рента и цена земли. Формирование и распределение доходов в рыночной экономике. Дифференциация доходов и проблема бедности. Кривая Лоренца, индекс Джини, децильный коэффициент. Социальная политика государства.

Государство в рыночной экономике. «Провалы рынка» и функции государства. Внешние эффекты и общественные блага. «Недостатки государства».

 

Макроэкономика

Система национальных счетов. Валовой национальный продукт (ВНП) и валовой внутренний продукт (ВВП), чистый национальный продукт, национальный доход. Номинальный и реальный ВНП. Потребление и сбережение. Макроэкономическое равновесие.

Макроэкономическая нестабильность. Безработица, ее формы. Естественный уровень безработицы. Закон Оукена. Инфляция, ее виды, социально-экономические последствия. Инфляция спроса и инфляция издержек. Кривая Филлипса. Антиинфляционная политика.

Цикличность развития рыночной экономики, фазы экономического цикла. Механизм циклических колебаний экономики. Государственное антикризисное регулирование экономики. Стагфляция.

Финансовая система. Деньги, их происхождение, сущность и виды. Функции денег. Кредит: сущность и виды. Денежные агрегаты. Спрос на деньги, предложение денег. Закон денежного обращения. Рынок ценных бумаг: структура, функции. Банки, их экономические функции. Двухуровневая банковская система. Основные банковские операции. Механизм депозитно-ссудной эмиссии платежных средств. Денежно-кредитная политика государства.

Система государственных финансов, государственный бюджет. Бюджетная система государства. Бюджетный дефицит и государственный долг. Фискальная политика государства. Налоговая система. Виды налогов. Принципы и формы налогообложения. Кривая Лаффера. Налогово-бюджетная политика.

Экономический рост: содержание и основные модели. Источники экономического роста. Структурные проблемы экономического роста. Интернационализация хозяйственной жизни и мировое хозяйство. Платежный баланс. Торговый баланс. Валютные отношения и валютные системы.

Переходная экономика: либерализация цен, приватизация собственности, инфраструктура хозяйствования, структурная перестройка экономики, влияние глобализации на выбор стратегии национальной экономики.

 

Рекомендации к изучению тем курса и планы семинарских занятий раздела «микроэкономика» по курсу «Экономика».

 

Самостоятельная работа 1.

1. Предполагается, что данная экономика производит только два товара: Аспирин и Ренгенаппарат. Считается, что все ресурсы полностью заняты в производстве обоих товаров. Таблица показывает альтернативные варианты выпуска товаров.

 

Товар A B C D E F
Аспирин‚ млн.шт            
Ренгенаппарат‚шт.            

 

а) Постройте кривую производственных возможностей общества. Если экономика находится в данный момент времени в точке‚ соответствующей производственной альтернативе С‚ то какова будет альтернативная стоимость производства дополнительного - третьего Ренгенаппарата?

б) Покажите на графике точку X (Ренгенаппаратов - 2, Аспирина ‑ 9). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

в) Покажите на графике точку Y (Ренгенаппаратов – 4, Аспирина ‑ 11). Как можно охарактеризовать состояние экономики в этой точке?

д) Введение новых технологий позволило при данных ресурсах увеличить максимально возможное количество выпускаемых Аспирин до 18. Покажите на графике изменение производственных возможностей данной экономики.

е) Рост рождаемости привел к увеличению численности занятых, возросли объемы используемых ресурсов. Покажите на графике изменение производственных возможностей данной экономики.

2. В парламенте страны обсуждались два варианта плана производства:

 

  Ренгенаппарат, шт. Аспирин ‚ млн.шт.
Вариант 1    
Вариант 2    

 

а) Каковы краткосрочные последствия принятия разных вариантов плана?

б) Каковы долговременные последствия принятия разных вариантов плана? Проиллюстрируйте графиком, показывающим изменение производственных возможностей экономики.

Практические задания и вопросы.

 

1. Приведите примеры, когда вода или воздух являются свободным благом, то есть их потребление не связано с затратами. Как вы думаете, что теоретически имеют в виду под термином “экономическое благо”? Могут ли вода и воздух быть экономическими благами?

2. Почему труд и предпринимательский талант рассматриваются как два разных вида экономических ресурсов‚ ведь предприниматель так же как маляр‚ учитель‚ продавец‚ затрачивает свой труд?

3. Ирина Васильева после окончания средней школы могла бы работать закройщицей на швейной фабрике‚ получая зарплату 800 руб. в месяц‚ серетарем-машинисткой с окладом 400 руб. или продавцом с месячным доходом 1000 руб. Однако Ирина решила стать студенткой и поступила в Кемеровскую Государственную Медицинскую Академию. Какова альтернативная стоимость ее выбора?

4. Укажите, какое из следующих утверждений относится к микроэкономике, а какое к макроэкономике:

а) уровень безработицы в США составлял в прошлом году 7 %;

б) Кемеровский молкомбинат уволил в прошлом месяце 15 рабочих;

в) внезапные холода сократили урожай цитрусовых и вызвали повышение цен на апельсины;

г) ВВП России, с поправкой на инфляцию, возрос в течении года на 2,5 %;

д) на прошлой неделе Сбербанк снизил процентную ставку на ссуды частным предприятиям на половину процентного пункта;

е) инфляция на прошлой неделе составила "минус" 0.1%.

 

Тестовые задания

 

1. Экономическое благо отличается от неэкономического тем, что:
а) оно является материальным благом;
б) оно удовлетворяет существующие потребности людей;
в) оно имеется в ограниченном количестве;
г) верно все перечисленное выше.

2. В приведенном ниже перечне все относится к нематериальным благам, за исключением:
а) прием у врача;
б) снятие копии с текста;
в) репетиторство;
г) научные медицинские исследования.

3. Капитал как экономический ресурс - это:
а) все произведенные и накопленные человеком блага;
б) все произведенные человеком средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и их доставке потребителю;
в) деньги, пускаемые в оборот;
г) верно все выше перечисленное.

4. Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:
а) определить технические условия производства;
б) ликвидировать инфляцию и безработицу;
в) установить справедливое общественное устройство;
г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

5. Выберите наиболее полное и корректное определение предмета теоретической экономики:
а) экономика изучает деятельность, включающую производство и обмен товарами;
б) экономика изучает переменные величины, поведение которых воздействует на состояние народного хозяйства (цены, производство, занятость и т.д.);
в) экономика изучает, как общество использует ограниченные ресурсы, необходимые для производства различных товаров в целях удовлетворения потребностей его членов;
г) экономика изучает деньги, банковскую систему, капитал.

6. Кривая производственных возможностей показывает:
а) точные количества двух товаров, которые хозяйство намерено производить;
б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;
в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;
г) время, когда вступает в действие закон убывающей производительности факторов производства.

7. Точка, находящаяся внутри кривой производственных возможностей, характеризует:
а) эффективное использование имеющихся ресурсов;
б) неэффективное использование имеющихся ресурсов;
в) недостижима при имеющихся технологии и объеме ресурсов;
г) эффективное, но несправедливое распределение экономических ресурсов.

8. Экономическая модель не является:
а) идеальным типом экономики или политики, во имя которых мы должны работать;
б) инструментом для экономических прогнозов;
в) комплексом экономических принципов;
г) объяснением, как функционирует экономика и ее отдельные сектора.

9. Процесс фокусирования только на наиболее важных факторах для объяснения феномена или явления называется:
а) абстракция;
б) предельный анализ;
в) рациональный выбор;
г) контролируемый эксперимент.

10. “Человеку экономическому” характерны все ниже перечисленные черты, кроме:
а) он действует в интересах достижения коллективной цели;
б) ему характерно максимизирующее поведение (стремление добиться максимального результата);
в) он способен оценивать все возможные варианты использования ресурсов и предугадать последствия их реализации;
г) он - рационально действующий человек.

11. Позитивная экономическая теория изучает:
а) “что есть”;
б) положительные тенденции в экономическом развитии;
в) что должно быть;
г) оценочные суждения.

12. Микроэкономика может быть определена как область экономической науки, которая изучает:
а) экономическое поведение отдельных групп потребителей, фирм и собственников ресурсов;
б) только экономическое поведение отдельных фирм;
в) отношения между отдельными представителями разных классов;
г) использование микрокомпьютеров в экономических исследованиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. История экономических учений / Под ред. В. Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учеб. Пособие. – М.: Инфра – М, 2000.

2. История экономических учений. Ч.1 (до I мир. войны) / Под ред. В. А. Жамина и др. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

3. История экономических учений. Ч.2 (межвоенный период) / Под ред. А. Г. Худокормова и др. – М.: Изд-во МГУ, 1989.

4. История экономических учений. Ч.3 (современный этап) / Под ред. А. Г. Худокормова и др. – М.: Изд-во МГУ, 2002.

 

 

Тема 3. Основные понятия рыночной системы.

Вопросы:

1. Рыночная организация хозяйства как экономическая система

2. Экономические основы функционирования рынка.

3. Предпринимательство и конкуренция.

4. Кругооборот благ и доходов.

 

Осуществляя свой экономический выбор индивидуально, человек вынужден координировать свои действия с другими людьми. Во всем разнообразии конкретных механизмов координации экономической деятельности, действующих в разных странах, выделяют четыре типичные модели: традиционная экономика, командная экономика, рыночная экономика, смешанная экономика. Выявите сущностные характеристики этих моделей. Признано, что из всех известных способов координации экономической деятельности людей наибольший вклад в развитие экономики внесла рыночная система. И хотя современную экономику характеризуют как смешанную, мы обращаемся к характеристике рыночной, так как она составляет ее основу.

Анализ рыночной системы начните с изучения ее основ: господство частного интереса, при этом разберитесь с понятиями собственность и частная собственность; свобода выбора; единые для всех «правила игры». Обратите внимание на различия свободы выбора от произвола. Рыночная экономика основана на производстве и последующем обмене результатами этого производства. Соответственно выделяют и две основные сферы: сфера производства и сфера обращения. Изучите такие понятия как: производство, обмен, издержки производства (издержки производства, издержки обращения, трансакционные издержки). Остановитесь более подробнее на анализе трансакционных издержек, их сущности и видах.

В основе изучения второго вопроса лежит выявление и анализ основных проблем осуществления процесса обмена. К ним относят: общественное разделение труда, как основа обмена; деньги, как посредник обмена; частная собственность и конкуренция. При изучении общественного разделения труда обратите внимание на следующие понятия: специализация и кооперация. Разберитесь с принципом сравнительных преимуществ. Как с помощью данного принципа можно определить, будет ли обмен между странами и, кто на чем будет специализироваться? Далее можно переходить к изучению основных проблем собственно сферы обмена, к которым относятся понятие рынок, функции рынка, деньги и их значение в осуществлении обмена, цена, номинальная и реальная цена.

Предпринимательская деятельность - это особая полезная экономическая деятельность, ориентированная на получение прибыли. Проанализируйте ее основные признаки: это деятельность по организации и рационализации производства, содержание которой заключается в поиске такого варианта сочетания различных экономических ресурсов, который позволяет при наименьших затратах производить больше продукции и получать прибыль; это инициативная и новаторская деятельность; это деятельность, связанная с риском и полной экономической ответственностью за ее результаты. Конкуренция - это механизм взаимодействия экономически обособленных субъектов, преследующих свои частные интересы. Она представляет собой широкое рассредоточение экономической власти, при котором отдельный производитель и потребитель беспрепятственно вступают на какой-либо рынок и имеют на нем незначительную долю. При изучении конкуренции обратите внимание на ее две сущностные характеристики: борьба и взаимодействие.

Изучение заключительного вопроса дает общее представление о взаимосвязях и взаимозависимостях в рыночной системе. Прежде чем анализировать модель кругооборота благ и доходов необходимо разобраться со следующими категориями: субъекты рыночной системы, богатство, доходы и их виды. При изучении кругооборота благ, ресурсов и доходов обратите внимание на то, что он во-первых, показываетвсеобщую взаимосвязь экономических субъектов рыночной системы, которая основана на превращении расходов одних в доходы других, и во-вторых, он имеет два потока - реальный и денежный.

 

План семинарского занятия:

 

1. Рынок и его функции.

а) модели традиционной, командной, рыночной и смешанной экономики;
б) основные черты рыночной системы координации экономической деятельности;
в) роль частной собственности в функционировании рыночной системы.

 

2. Предпринимательство и конкуренция.

а) предпринимательский фактор производства;
б) принципы принятия решений предпринимателем: альтернативная стоимость, предельный доход и предельные издержки;
в) конкуренция.

 

3. Кругооборот экономических благ, ресурсов и доходов как простейшая модель рыночной системы.

а) субъекты рыночной системы, принцип платности факторов производства;
б) модель кругооборота экономических благ, ресурсов и доходов;
в) равновесный подход как метод экономического исследования.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнев Л.С.‚ Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающихся по неэкономическим специальностям и аправлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. - Гл.1. - С.55 – 62; Гл.2. - С.70-101.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - С.Пб., 1992. - Гл.1.- С.14-16.

3. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.‚ проф. Киселевой Е.А.– Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл. 4; Гл.5. - С.74-79; 84-90

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. / Пер. с англ.11-го изд. - М.: Республика‚ 1992. - Т.1. - Гл.2. - С.37-38; 47-49; Гл.3; Гл.5. - С.81-88.

5. Самуэльсон П. Э.‚ Нордхаус В. Д. Экономика. / Пер. с англ. - М.: Изд.дом "Вильямс"‚ 2000. – Гл.2.

6. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.1. - С.9 – 12; Гл.2. - С.21 – 23.

7. Экономика: Учебник. - 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Введение. - Гл.1.; Гл.2. - С.62-65; Гл.3,4,5.

9. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС‚ 2001. - Гл.2. - С.37-39; Гл.3.

 

Самостоятельная работа 2.

1. Используя данные таблицы из практического задания темы1, ответьте на следующие вопросы:

- Чему равна альтернативная стоимость Ренгенаппарата при увеличении его производства с 1 до 2 единиц?

- Чему равна альтернативная стоимость Ренгенаппарата при увеличении его производства с 3 до 4 единиц?

- Почему альтернативная стоимость единицы Ренгенаппарата не является в данном примере постоянной?

 

2. Данные о производстве в странах А и В (в единицах) представлены в таблице. Заполните в ней пустующие клетки.

 

Продукт Страна А (е) Страна В (р)
ед. товара альтернативная стоимость ед. товара альтернативная стоимость
Нефть        
Роботы        

 

- Какая страна будет специализироваться на добыче нефти, а какая - на производстве роботов?

- Будет ли торговля между странами А и В взаимовыгодной в краткосрочном и долговременном периодах?

- как такая специализация отразится на темпах их социально-экономического развития?

Практические задания и вопросы.

 

1. Перечислите основные трансакционные издержки функционирования магазина розничной торговли.

2. Объясните, почему традиционная система отличалась консерватизмом, а в условиях рыночной экономики произошло резкое ускорение процессов специализации и кооперации? Какие преимущества в углублении общественного разделения труда могла иметь командная система? Почему, тем не менее, СССР сильно отстал в НТП?

3. Эффективно ли кормить семью, используя в больших количествах "удобную еду" (полуфабрикаты, готовые к употреблению, довольно дорогоие). При каких условиях эти дорогие пищевые продукты могут являться наименьшими затратами для получения результата приготовления семейного обеда? Какое сомнительное предположение делают те, кто обвиняет покупателей "удобных продуктов" в пустой трате денег на том основании, что те переплачивают вдвое по сравнению со стоимостью обеда, приготовленного дома?

4. Вам известен индекс цен - 120. Определите: во сколько раз выросли цены; на сколько процентов выросли цены; как изменилась реальная цена, если номинальная выросла с 500руб. до 550руб.

5. Оцените следующее высказывание: "Один из верных способов сэкономить на продуктах - исключить посредничество, приобретая продукты непосредственно у производителей. С этой целью в городе организуется серия ярмарок". Какие экономические функции выполняют посредники?

6. Используя модель кругооборота, найдите ответ на следующие вопросы. Зависит ли объем и структура производства от характера распределения доходов? Зависит ли технологический выбор от структуры доходов? Какой технологический выбор характерен для фирм‚ когда доходы - низкие?

 

Тестовые задания.

 

1. Критериями разграничения типов экономических систем служат:
а) форма собственности на ресурсы;
б) тип координационного механизма;
в) уровень благосостояния членов общества;
г) верны ответы а) и б).

2. Характеристиками свободного рыночного хозяйства выступают:
а) неограниченное число участников конкуренции;
б) свободный доступ к рыночной информации;
в) ограниченная роль правительства в экономике;
г) верно всё указанное.

3. Альтернативные издержки нового стадиона - это:
а) оплата его охраны и другого персонала;
б) цена строительства стадиона в будущем году;
в) изменение реальной ставки налога, которая выплачивается из доходов стадиона;
г) цена других товаров и услуг, производство которых принесено в жертву строительству этого стадиона.

4. Сравнительные преимущества в производстве сапог имеет тот, кто может производить в день:
а) 8 мешков зерна или 4 пары сапог;
б) 1 мешок зерна или 2 пары сапог;
в) 3 мешка зерна или 3 пары сапог;
г) 6 мешков зерна или 5 пар сапог.

5. Производство зерна обходится в США в 30$, ткани - в 20$. Производство зерна обходится в Японии в 9000 йен, ткани - в 4500 йен. Альтернативная стоимость производства зерна в США равна:
а) 9000 йен;
б) 20$;
в) 1,5 ед. ткани;
г) 2/3 ед. ткани.

6. Каковы экономические последствия углубления общественного разделения труда:
а) рост производительности труда;
б) повышения качества продукции;
в) развитие отношений обмена;
г) все верно.

7. Реальная стипендия уменьшится, если:
а) номинальная стипендия будет расти более высокими темпами, чем цены;
б) номинальная стипендия будет расти медленнее цен;
в) сократятся обязательные выплаты (налоги, взносы и т,п.);
г) номинальная стипендия останется прежней, а цены упадут.

8. Рынок - это:
а) сфера, где совершается обмен экономических благ;
б) система отношений купли-продажи вещей и услуг;
в) совокупность всех сделок по обмену экономическими благами;
г) верно все выше перечисленное.

9. Конкуренция - это (выберите наиболее полное определение):
а) широкое рассредоточение экономической власти, являющейся основой экономического состязания, которое устанавливает пределы для реализации личного интереса участников сделок;
б) экономическое соперничество за наиболее благоприятные условия производства и реализации какого-либо товара;
в) борьба между участниками рыночных сделок за более полную реализацию каждым своих эгоистических интересов;
г) экономическое соперничество за наиболее выгодные сферы приложения капитала.

 

 

Тема 4. Механизм функционирования рынка.

 

Вопросы:

1. Спрос.

2. Предложение.

3. Частичное рыночное равновесие.

4. Рыночное равновесие и деятельность государства.

5. Эластичность спроса и предложения.

 

Рыночная система - это система рынков (благ и ресурсов). Следовательно, ее изучение предполагает раскрытие механизмов функционирования отдельного рынка. Целью данной темы является построение на примере рынка благ теоретической модели рынка. Эта модель является общей для всех других рынков, но при этом рассматриваются и особенные характеристики рынка экономических благ. На рынке действуют два типа хозяйствующих субъектов - продавцы и покупатели. Общая направленность их деятельности представлены на рынке в виде спроса и предложения.

Спрос - это представленная на рынке потребность в товаре, платежеспособная потребность. Выявите закон спроса и на основании этого закона, постройте кривую спроса. Проанализируйте неценовые факторы, влияющие на спрос, при этом обратите внимание, что будет происходить с кривой спроса при изменении данных факторов.

Предложение - это количество товаров, которое производитель может и считает для себя выгодным произвести и продать при определенном уровне цен на эти товары. Определите закон предложения. Постройте кривую предложения. Также как и со спросом проанализируйте неценовые факторы, влияющие на предложение, при этом обращая внимание на изменение предложения и ее кривой под воздействием данных факторов.

При изучении третьего вопроса переходим от моделей поведения продавцов и покупателей к общей модели рынка. Рассмотрим цены как результат действий продавцов и покупателей. Простейшая модель рынка является инструментом анализа влияния рыночной конъюнктуры на цену. Изучите частичное рыночное равновесие и механизм его установление. Проанализируйте условия необходимые для длительного рыночного равновесия. Обратите внимание на роль равновесной цены.

Устойчивое рыночное равновесие означает сбалансированность интересов хозяйствующих субъектов. Достигается эффективное распределение ресурсов, стимулируется эффективная деятельность. Государственное вмешательство в функционирование рынков сопровождается тем, что возникает целая группа экономических проблем, которые необходимо рассмотрены в данном вопросе. К подобным проблемам относят проблемы связанные с установлением государством «пола» или «потолка» цен, а также с установлением налогов и выдачей дотаций. Проанализируйте данные проблемы и выявите пути их решения. При изучении проблем связанных с налогообложением обратите внимание на такое понятие как налоговое бремя.

Эластичность - это гибкость, быстрота и глубина реакции производителя и потребителя на изменение различных рыночных параметров. Выделяют разные виды эластичности. Изучите эластичность спроса по цене и эластичность предложения. Спрос на какие товары будет эластичным, а на какие неэластичным?

 

План семинарского занятия:

 

1. Спрос и предложение.

а) спрос, закон спроса, факторы определяющие спрос;

б) предложение, закон предложения, факторы определяющие предложение.

 

2. Рыночное равновесие.

а) простая модель рынка;
б) равновесная цена и равновесный объем производства, функции равновесной цены;
в) механизм установления рыночного равновесия;

 

3. Проблемы государственного регулирования цен.

а) "пол" и "потолок" цены;
б) налоги и дотации, бремя налогообложения.

 

4. Эластичность спроса и предложения.

а) ценовая эластичность спроса;
б) эластичность предложения.
в) краткосрочные и долгосрочные кривые спроса и предложения, циклы рыночной конъюнктуры.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гребнев Л.С.‚ Нуреев Р.М. Экономика. Курс основ: Учебник для студентов высш.уч.завед.‚ обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. – М.: Вита – Пресс‚ 2000. - Гл.4. - С.132-164.

2. Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Рынок: микроэкономическая модель. - С.-Пб., 1992. - Гл.2,3.

3. Курс экономической теории: Учебник. – 4-е дополненное и переработанное издание / Под общ. ред. проф. Чепурина М.Н.‚ проф. Киселевой Е.А.– Киров: "АСА"‚ 1999 г. – Гл. 5. - С.88-90; С.91-104; Гл.14. - С.295-304.

4. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. В 2 т. / Пер. с англ.11-го изд. - М.: Республика‚ 1992.-Т.1.- Гл.4; Т.2.- Гл.22.

5. Самуэльсон П. Э.‚ Нордхаус В. Д. Экономика. / Пер. с англ.: - М.: Изд.дом "Вильямс"‚ 2000. – Гл.2.

6. Фишер С.‚ Дорнбуш Р.‚ Шмалензи Р. Экономка / Пер. с англ. со 2- го изд. – М.: Дело‚1998. - Гл.3, 5.

7. Экономика: Учебник. - 3-е изд.‚ перераб и доп. / Под ред. д-ра экон.наук проф. А.С.Булатова. - М.: Юристъ, 2002. – Введение. - Гл.6; Гл.9. - С.186 – 200.

8. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева. – 7-е изд.‚ перераб. и доп. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС‚ 2001. - Гл. 5.

Самостоятельная работа 3.

 

1. Даны шкалы спроса и предложения на рынке помидоров:

Цена за 1 кг (руб.) Спрос (млн. кг в год) Предложение (млн. кг в год)
     
     
     
     
     
     

 

а) Начертите кривые спроса и предложения для помидоров и найдите равновесную цену и равновесное количество.

б) Что будет иметь место – дефицит или избыток помидоров на рынке‚ - если правительство установит предельно допустимую цену - 12 руб.‚ 20 руб.?

в) Почему и в каком направлении будут изменяться равновесная цена и равновесное количество‚ если Министерство здравоохранения России предупредит‚ что от потребления помидоров краснеют белки глаз и на коже выступает сыпь. Объясните‚ почему цены не сохранились на своем первоначальном уровне.

д) Покажите на графике‚ как изменится равновесная цена и равновесное количество‚ если правительство в порядке поддержания сельского хозяйства введет субсидию на каждый килограмм выращенных помидоров.

 

2. Заполните таблицы: “Факторы, определяющие спрос”, “Факторы, определяющие предложение”, “Факторы ценовой эластичности спроса”, по следующей схеме:

Фактор Влияние фактора на спрос
Увеличение значения фактора Снижение значения фактора
     

 

В таблице дайте два вида описаний: словесное и графическое.

Вопросы и практические задания.

 

1. Если даны цены за килограмм говядины в различных городах области: в Кемерово-25 руб., в Белово-20 руб., в Новокузнецке-23 руб., в Междуреченске-22 руб., в Юрге-19 руб., то можно ли будет по этим данным построить кривую спроса на говядину?

2. Являются ли идентичными понятия “величина спроса” и “спрос”? В каких случаях они употребляются? Правильно ли употребляется понятие “спрос” в приводимых ниже утверждениях, или его надо заменить понятием “величина спроса”:

o Когда ОПЕК подняла цены на нефть в 70х гг., спрос на нефть упал;

o Когда разразилась ирано-иракская война, среди нефтеперерабатывающих компаний началась паника, вырос спрос на нефть и поднялась цена;

o Ограничение скорости 55 милями в час привело к сокращению спроса на нефть.

3. Модель рынка, “нефтяной шок”.

o Как страны ОПЕК могли взвинтить спрос? Покажите на графике.

o Как изменится поведение потребителей? Покажите на графике. Как при этом изменятся цены на нефть?

o Объясните в связи с этим рост популярности японских автомобилей. Как изменился спрос на американские автомобили?

o Почему наблюдался общий рост уровня цен (инфляция)?

o Почему со временем ОПЕК ослабла? Как это отразится на рынке нефти? Покажите на графике.

4. Назовите экономически обоснованные аргументы “за” и “против” государственного регулирования цен.

5. Объясните, каким образом гуманитарная помощь, предоставляемая развитыми странами развивающимся, способна решать их собственные проблемы.

6. С какими характеристиками спроса на сельскохозяйственную продукцию связаны следующие высказывания: “для фермеров сбор большого урожая может быть нежелательным”; “для политиков повышение дохода фермеров зависит от ограничения фермерского производства”?

7. Модель конъюнктурных колебаний:

o В России резко вырос спрос на персональные компьютеры. Как это отразится на ценах в краткосрочном периоде? Покажите на графике.

o Спрос продолжает расти, но цены стабилизируются. С чем это может быть связано? Покажите на графике.

o Спрос продолжает расти, цены падают. С чем это может быть связано? Покажите на графике.

o Что произойдет, когда фирмы начнут обновлять свой компьютерный парк, созданный в начале 90х гг.?

8. Известно‚ что при цене товара Х в 28 руб. за 1 кг величина спроса на него равна 84 кг‚ а при цене товара Х 32 рубля за 1 кг – 76 кг. Определите эластичность спроса по цене. Будет ли спрос на товар Х эластичным?

 

Тестовые задания.

1. Спрос на товар - это:
а) количество товара, удовлетворяющее существующую общественную потребность в нем;
б) представленная на рынке потребность в товаре, подкрепленная платежеспособностью и выбором потребителя;
в) количество товара, необходимое людям;
г) количество товара, заказанное потребителем и включенное производителем в план.

2. Кривая рыночного спроса показывает:
а) как будет повышаться потребление блага при росте его цены;
б) как будет снижаться потребление блага при сокращении дохода покупателей;
в) как будет снижаться потребление блага при росте его цены;
г) как будет повышаться потребление блага при росте дохода покупателей.

3. Два товара, которые считаются субститутами:
а) кофе и чай;
б) хлеб и масло;
в) шотландское виски и сода;
г) бензин и зубная паста.

4. Сдвиг кривой спроса вправо (рост спроса) может быть результатом:
а) падения цен;
б) роста доходов потребителей;
в) сокращения доходов потребителей;
г) снижения цен на товары-заменители.

5. Рост налогов ведет:
а) к сдвигу кривой предложения вправо, способствует падению цен;
б) к сдвигу кривой предложения вправо, способствует росту цен;
в) к сдвигу кривой предложения влево, способствует росту цен;
г) к сдвигу кривой предложения влево, способствует падению цен

6. При прочих равных условиях рост предложения приведет:
а) к росту цены равновесия и равновесного объема продаж;
б) к снижению цены равновесия и равновесного объема продаж;
в) к росту цены равновесия и снижению равновесного объема продаж;
г) к снижению цены равновесия и росту равновесного объема продаж.

7. Если рыночная цена ниже равновесной, то:
а) появляются избытки товаров;
б) возникает дефицит товаров;
в) формируется рынок покупателя;
г) падает цена ресурсов.

8. В результате введения налогов:
а) доходы государства = потерям производителей;
б) доходы государства = потерям потребителей;
в) доходы государства = сумме потерь производителей и потребителей;
г) доходы государства < суммы


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.146 с.