Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Топ:
Марксистская теория происхождения государства: По мнению Маркса и Энгельса, в основе развития общества, происходящих в нем изменений лежит...
Методика измерений сопротивления растеканию тока анодного заземления: Анодный заземлитель (анод) – проводник, погруженный в электролитическую среду (грунт, раствор электролита) и подключенный к положительному...
Интересное:
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2018-01-14 | 240 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Все население страны старше 16 лет по отношению к занятости делится на две основные части. Экономически пассивное население - это та часть населения, которая предпочитает незанятость или неоплачиваемую деятельность (типа благотворительности). Экономически активное население - это та часть взрослого населения, которая предпочитает работу и поиск рабочего места. Рассмотрите основные категории этих частей населения.
Безработными является лишь определенная часть незанятого населения, относящегося к его экономически активной части. Изучите э кономический критерий определения безработицы и критерии безработицы, разработанные МОТ. Рассмотрите два методологических подхода к определению статуса безработного: административный учет и специальные обследования домашних хозяйств. Проанализируйте недостатки административного учета. Уровень безработицы определяется как доля безработных в экономически активном населении.
В современной экономической литературе существуют разные точки зрения на происхождение безработицы, сравните их: теория добровольной безработицы, поисковая теория безработицы, теория естественного уровня безработицы, теория вынужденной безработицы. Определите экономические и социальные последствия безработицы. Уделите внимание такому последствию как "ловушка безработицы": длительно безработные теряют уверенность в себе, их конкурентоспособность сокращается.
Рассмотрите несколько классификаций безработицы: по формам проявления (полная, частичная и скрытая безработицы), по продолжительности (краткосрочная, долговременная и застойная), безработицу и др. Особое внимание уделите видам безработицы по происхождению. Фрикционная безработица (трение) - безработица, вызванная динамичностью рынка труда. Структурная безработица возникает в том случае, когда изменения в спросе на рабочую силу вызывает несовпадение между структурой спроса и структурой предложения услуг труда. Циклическая безработица (безработица недостаточного спроса) возникает в результате снижения деловой активности. По мере роста деловой активности она сокращается. Сезонная безработица также является безработицей недостаточного спроса. Она наблюдается в отдельных отраслях, подвергающихся циклическим колебаниям (сельское хозяйство, строительство и т.п.). Рассмотрите, каких безработных относят к тому или иному виду, какие факторы, определяют уровень той или иной безработицы. Изучите естественный уровень безработицы и факторы его определяющие.
|
Инфляция является вторым проявлением макроэкономического неравнoвесия. Инфляция - это процесс обесценивания денег, снижения их покупательной способности. Выясните в чем она проявляется. Рассмотрите формулы определения темпов открытой и скрытой инфляции. При нарушении пропорциональности развития денежной сферы и сферы реального производства, возникает инфляция. оценки экономистов по вопросу о причинах этого нарушения расходятся. Проанализируйте разные точки зрения на природу инфляции (монетаристов, кейнсианского направления и др.).
Инфляция является сложным экономическим явлением, формирующимся под воздействием целого ряда факторов. Изучите монетарные и немонетарные факторы инфляции. Рассмотрите существующие механизмы развертывания инфляции, которые делают ее самовоспроизводящейся (адаптивные инфляционные ожидания, спираль "зарплата - цены", спираль "цена товара - цена ресурса"). Обратите внимание на меры борьбы с разными механизмами.
В следующем вопросе рассмотрите виды инфляции по следующим критериям: темпы инфляции, происхождение, условия возникновения. Определите влияние, какое они оказывают на экономику и каких мер требуют.
|
Эмпирическое доказательство существования обратной зависимости между уровнями инфляции и безработицы было предложено после второй мировой войны и известно как Кривая Филлипса (ее современная трактовка). Изучите ее. Обратите внимание на неоклассическую трактовку взаимосвязи уровня инфляции и уровня безработицы.
План семинарского занятия:
1. Занятость населения:
а) экономически активное и экономически пассивное население;
б) статус безработного‚ методы определения численности безработных;
в) продолжительность и формы проявления безработицы.
2. Виды безработицы:
а) добровольная и вынужденная безработица;
б) фрикционная‚ структурная и циклическая безработица;
в) естественный уровень безработицы, факторы его определяющие.
3. Инфляция и формы ее проявления:
а) монетарная и немонетарная природа инфляции;
б) инфляция спроса и инфляция издержек;
в) умеренная, галопирующая и гиперинфляция;
г) ожидаемая и непредвиденная инфляция, ее воздействие на доходы.
4. Взаимосвязь инфляции и безработицы, кривая Филлипса.
ЛИТЕРАТУРА
1. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс.- Т.1.- Гл.10.- С.157-172; Гл.19.- С.338-341.
2. Экономика: Учебник / Под ред. А.С.Булатова. - М.: Изд-во БЕК, 1997. - Гл.10. - С.237-242, §3, Гл.18.
3. Введение в рыночную экономику:Учеб. пособие для вузов/ Под ред. А.Я. Лившица, И.Н. Никулиной.- М.,1995.-Гл.15.
Самостоятельная работа 11.
1. Заполните пробелы в таблице:
Категория | ||
Люди в возрасте 16 лет и старше | 173,494 | 173,657 |
Совокупная рабочая сила | 111,333 | |
Работающие | 99,581 | |
Безработные | 11,243 | |
Норма безработицы | ||
Не входящие в состав рабочей силы | 62,456 | |
Процент не входящих в состав рабочей силы |
2. Заполните таблицу «Виды безработицы»:
Естественная безработица | Циклическая безработица | ||
Фрикционная безработица | Структурная безработица | ||
Определение | |||
Факторы роста | |||
Факторы снижения |
3. Заполните таблицу «Виды инфляции":
Инфляция спроса | Инфляция предложения | |
Определение | ||
Причины возникновения | ||
Схема развертывания | ||
Методы сокращения темпов инфляции |
4. Заполните таблицу «Типы инфляции»:
|
Умеренная инфляция | Галопирующая инфляция | Гипер-инфляция | |
Темпы нарастания инфляционных процессов | |||
Характер воздействия на экономику |
5. Постройте кривую Филлипса по следующим данным:
Уровень безработицы в % | ||||
Темпы инфляции в % | -2 |
Что должно сделать правительство, чтобы снизить уровень инфляции с 6% до 4%? Как при этом изменится уровень безработицы? Что должно сделать правительство, чтобы снизить уровень инфляции с 4% до 2%? Как при этом изменится уровень безработицы?
Практические задания и вопросы.
1. Иванова, токаря-интрументальщика, зарабатывающего 6 тыс. рублей в месяц, уволили с работы. а) В течение двух недель Иванов постоянно ходит в службу занятости и читает вакансии для токарей-инструментальщиков. Является ли он в это время безработным по критериям, принятым МОТ? б) По истечении двух недель ему предлагают место водителя фургона, развозящего хлеб, с оплатой 3 тыс. рублей в месяц. Он отказывается от этого предложения. Остается ли Иванов безработным? в) Ему предлагают работу токаря-инструментальщика в городе расположенном в 125 км от его места жительства. Он отказывается. Остается ли Иванов безработным? г) После трех месяцев поисков Иванов теряет надежду и перестает искать работу. Является ли он безработным?
2. Используя приведенные данные, рассчитайте величину рабочей силы и официальный уровень безработицы. Все население составляет 500 человек, из них 120 чел. - дети до 16 лет; 150 чел. выбыли из состава рабочей силы; 23 чел. - безработные; рабочие занятые неполный рабочий день и ищущие работу - 10 человек.
3. Почему фрикционная безработица может быть с точки зрения общества желательной? Чем структурная безработица отличается от фрикционной? Какая безработица, на ваш взгляд, преобладает в России?
4. Почему естественный уровень безработицы не является постоянным во времени? Почему в разных странах устанавливается различный естественный уровень безработицы?
5. Предположим, что в данном году естественный уровень безработицы составлял 5%, а фактический уровень – 9%. Пользуясь законом Оукена, определите величину потерь ВВП в процентном и денежном выражении, если номинальный ВВП в том же году составлял 500 млрд. руб.
|
6. Предположим, что принятая программа выплат пособий по безработице обеспечивает доходом незанятое население. Почему безработица продолжает вызывать беспокойство?
7. Почему определение инфляции как «роста общего уровня цен» в России является недостаточным?
8. Почему нельзя делать вывод об инфляции на основе наблюдений роста цен на отдельный товар? Какие функции может выполнить рост цен на отдельный товар и соответствующее изменение структуры цен?
9. Одинаковы ли методы борьбы с инфляцией издержек и с инфляцией спроса? Что произойдет в экономике, охваченной инфляцией издержек, если будет применяться только жесткая дефляционная политика?
10. Почему для экономики может быть опасна автоматическая индексация доходов и заработной платы?
11. Как государство может получить выгоду от непредвиденной инфляции?
12. Какую роль в российской инфляции играет ценообразование в топливно-энергетическом комплексе? Почему российская инфляция наносит основной удар по отраслям, производящим конечную продукцию? Чем такая ситуация грозит топливно-энергетическому комплексу?
13. Каким образом можно разрушить механизм самовоспроизводящейся инфляции?
14. Каким образом механизм формирования зарплаты может привести к инфляции издержек?
15. Что такое «инфляционная спираль»?
Тестовые задания.
1. Рабочая сила - это:
а) все население страны;
б) все население трудоспособного возраста;
в) все работающие лица, старше 16 лет;
г) работающие лица, а также безработные, ищущие работу.
2. Домохозяйку, добровольно отказавшуюся от работы, относят:
а) к экономически пассивному населению;
б) к безработным, не включается в рабочую силу;
в) к безработным, включается в рабочую силу;
г) к неполностью занятым.
|
|
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!