Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Проблема типологии научных революций: Глобальные научные революции и типы научной рациональности...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Дисциплины:
2018-01-14 | 203 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
«ИЖЕВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»
КАФЕДРА «РЕМОНТ МАШИН И ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ. ТЕХНОЛОГИЯ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ»
И ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
студентам заочной формы обучения
по направлению подготовки бакалавриата «Агроинженерия»
Ижевск 2013 г
УДК
ББК Р-
Методическое указание составлено на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, утвержденного приказом МО РФ по направлению подготовки бакалавров по направлению «Агроинженерия» «___»___________
Методическое указание рассмотрено и рекомендовано к изданию кафедрой «Ремонт машин и технология конструкционных материалов» ИжГСХА, протокол №___от_________20 г.
Рекомендован к изданию методической комиссией агроинженерного
факультета ИжГСХА, протокол №__ от_____ 20 г.
Рецензент:
Харанжевский Е.В. – к.т.н., доцент кафедры «Общая физика» ГБОУ ВПО Удмуртский ГУ
Составители:
Стрелков С.М. – к.т.н, доцент кафедры «Ремонт машин и технология конструкционных материалов», Ипатов А.Г. – к.т.н, доцент кафедры «Ремонт машин и технология конструкционных материалов»
Ответственный за выпуск - зав. кафедрой «Ремонт машин и технология конструкционных материалов» к.т.н. доцент Широбоков В.И.
Методическое указание по материаловедению и технологии конструкционных материалов: Методическое указание/Состав. С.М. Стрелков, А.Г. Ипатов Ижевск: ИжГСХА, 2013г.
|
В методическом указании приводятся методические сведения, ориентирующие студентов на изучение дисциплины «Материаловедение и технология конструкционных материалов». Методическое указание рассчитано для студентов 1 курса заочного отделения инженерных факультетов по направлению бакалавриата «Агроинженерия».
ББК
УДК.
© ИжГСХА, 2013
© Стрелков СМ.
© Ипатов А.Г.
Содержание
Раздел I 5
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.. 5
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА.. 5
Раздел 2. 8
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЕЙ КУРСА 8
2.1 МОДУЛЬ 1 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ.. 8
2.1.1 Строение и свойства металлов и сплавов. 9
2.1.1.1 Общие сведения о металлах. 9
2.1.1.2 Способы получения металлов. 10
2.1.1.1 Пластическая деформация и рекристаллизация. 12
1.1.1.4 Основы теории сплавов. 12
2.1.2 Железоуглеродистые сплавы.. 14
2.1.2.1 Диаграмма состояния системы железо-цементит. 14
2.1.2.2 Углеродистые стали. 15
2.1.2.2 Чугуны.. 15
2.1.2.2 Легированные стали. 15
2.1.2 Термическая обработка стали. 16
2.1.3.1 Основы теории термической обработки стали. 16
2.1.3.1 Технология термической обработки стали. 17
2.1.3.1 Основы химико-термической обработки. 18
2.1.4 Материалы, применяемые в автомобилях, тракторах и сельскохозяйственных машинах. 18
2.1.4.1 Конструкционные стали и сплавы.. 18
2.1.4.2 Инструментальные стали и твердые сплавы.. 19
2.1.4.3. Стали и сплавы с особыми физико-химическими свойствами. 20
2.1.4.4 Цветные металлы и сплавы.. 21
2.1.4.4 Порошковые (металлокерамические) сплавы.. 21
2.1.4.4 Неметаллические материалы.. 22
2.2 МОДУЛЬ 2 - ГОРЯЧАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ.. 22
Введение. 22
2.2.1 Литейное производство. 23
2.2.1 Обработка металлов давлением.. 24
2.2.3 Сварка металлов. 26
2.2 МОДУЛЬ 3 - ОБРАБОТКА КОНСТРУКЦИОННЫХ.. 30
МАТЕРИАЛОВ РЕЗАНИЕМ.. 31
2.2.1 Цель и задачи темы.. 31
2.3.2 Процесс резания и его основные элементы.. 31
2.3.3 Физические основы процесса резания металлов. 32
2.3.3 Металлорежущие станки. 33
2.3.3.1 Основные механизмы металлорежущих станков. 33
2.3.3.1 Эксплуатация металлорежущих станков. 34
|
2.3.3.1 Токарная обработка. 35
2.3.4.4 Сверление, зенкерование, развертывание. 36
2.3.4.5 Фрезерование. 38
2.3.4.6 Строгание, долбление и протягивание. 39
2.3.4.7 Зубонарезание. 40
2.3.4.8 Резьбонарезание. 41
2.3.4.8 Шлифование и методы доводки поверхностей. 42
2.3.4.8 Специальные методы обработки материалов. 43
ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ.. 46
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 46
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ №1. 47
Материаловедение. 47
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ № 2 и № 3. 58
Технология конструкционных материалов. 58
Вопросы к контрольной работе №2. 59
Горячая обработка металлов. 59
ПРИЛОЖЕНИЕ. 79
Раздел I
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Методические указания составлены в соответствии с программой дисциплины «Материаловедение и технология конструкционных материалов».
Приступая к изучению данной дисциплины, необходимо иметь учебную литературу и настоящие методические указания.
Рекомендуется освоение материала курса совмещать с практическим изучением каждого раздела на соответствующих производственных предприятиях. Это осуществляется путем ознакомления с технологическими процессами, конструкцией и работой применяемых машин и оборудования (печи, молоты, станки и т.д.). Практическое ознакомление с производственными процессами и оборудованием намного облегчает изучение материала по учебным пособиям, закрепляет полученные знания, способствует успешному выполнению лабораторных работ во время лабораторно-экзаменационной сессии.
После изучения каждой темы необходимо ответить на вопросы для самопроверки. Когда будут изучены все темы соответствующего раздела, следует в письменном виде ответить на вопросы контрольных работ. Порядок выполнения контрольных работ изложен в конце методических указаний.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Цель изучения дисциплины - познание природы и свойств материалов, а также методов их упрочнения, горячей обработки и обработки резанием для наиболее эффективного использования в технике. Задачи дисциплины заключаются в раскрытии физической сущности явлений, происходящих в материалах под воздействием на них различных факторов в условиях производства и эксплуатации и их влияние на свойства материалов. Установить зависимость между составом, строением и свойствами материалов. Изучить теорию и практику термической, химико-термической обработки и других способов упрочнения материалов. Изучить влияния технологических методов получения и обработки заготовок на качество деталей, для последующего обоснованного выбора материала, формы изделия и способа его изготовления с учетом требований технологичности.
|
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
Руководствуясь методическими указаниями, в межсессионный период студент-заочник самостоятельно изучает дисциплину «Материаловедение и технология конструкционных материалов» по рекомендуемым учебникам, которые он может получить в библиотеке образовательного учреждения. После изучения каждой темы рекомендуется устно ответить на вопросы для самопроверки, приведенные в конце каждой темы в методических указаниях.
Для контроля усвоения изученного материала учебным планом предусматривается выполнение трех контрольных работ: одна на первом курсе в первом семестре и две на первом курсе во втором семестре, выполняемых до начала лабораторно-экзаменационной сессии (ЛЭС). На ЛЭС студенты первого курса 1 семестра занимаются 22 ч (14 ч лекций и 8 ч лабораторных занятий), во втором семестре 10 ч (10 ч лабораторных).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Гуляев А. П. Металловедение. М.: Металлургия, 1986.
2. Лихтин Ю. М. Леонтьева В. П. Материаловедение. М.: Машиностроение.1990.
3. Мозберг Р. К. Материаловедение. М.: Высш т.к.. 1991
4. Дриц. М. Е.. Москалева М. А. Технология конструкционных: материалов и материаловедение. М.: Высш. шк„ 1990.
5. Практикум по технологии конструкционных материалов и Мате- рналоведению/С. С. Некрасов, Г. К. Потапов, А. М. Пономаренко и Др.: Иод общ ред. С. С. Некрасова. М.- Агропромиздат, 1991
6. Технология конструкционных материалов/А. М. Дальский. И. А. Арутюнова, Т. М. Барсукова и др.: Под общ. ред. А. М Дальского. М.: Машиностроение, 1985.
7. Кондратьев Е. Т. Технология конструкционных материалов и ма- териаловедение. М.- Колос, 1983.
8. Справочник сварщика/Ю. А Денисов, Г. И. Кочена. Ю. А. Маслов Под общ ред. В В Степанова -М.: Машиностроение, 1982.
9. Некрасов С. С Обработка материалов резанием М: ВО агропромиздат, 1988.
|
Раздел 2
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ МОДУЛЕЙ КУРСА
МОДУЛЬ 1 - МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ
Введение
Материаловедение — наука, изучающая строение и свойства материалов и устанавливающая связь между составом, строением и свойствами, а также разрабатывающая пути воздействия на их свойства с полью получения необходимых эксплуатационных характеристик.
Большой вклад в развитие этой пауки сделали паши отечественные ученые и производственники: М. В. Ломоносов, П. П. Аносов, Д. К. Менделеев, Д. К. Чернов, А. М. Бутлеров, Н. С. Курнаков, С. Б. Лебедев, Г. В. Курдюмов, А. Д. Байков, А. М. Бочвар и их последователи. Вспомните из школьной программы, почитайте рекомендуемую литературу и уясните конкретные вклады наших ученых в развитии науки материаловедения. На примере техники нашего хозяйства составьте список материалов, из которых изготовлены детали машин, а также конструкции. Оглянитесь вокруг себя, остановитесь на мгновение, проанализируйте материалы, из которых изготовлены окружающие вас привычные и необходимые предметы, здания, сооружения. Инженеру нужно знать свойства материалов, прежде чем назначить конкретный материал для конкретной детали. От чего зависят свойства материала? От его строения. Как получить такое строение материала? Как получить исходный материал? Из чего? Как изготовить деталь, конструкцию, отвечающих требованиям эксплуатации? На эти и многие другие вопросы отвечает наука, у подножия изучения которой вы стоите. Интересно? Если да, то в путь!
2.1.1 Строение и свойства металлов и сплавов
Общие сведения о металлах
Прежде всего, нужно уяснить, что такое металл, какими основными свойствами обладают металлы и чем эти свойства обусловлены. Ознакомиться и разобраться с классификацией металлов. Уяснить атомно-кристаллическое строение металлов, отличие их строения от строения неметаллов. Узнать основные типы кристаллических решеток. Здесь нужно разобраться, почему металлы, имеющие однотипные кристаллические решетки, обладают неодинаковыми свойствами. Характеристики кристаллических решеток — параметры, координационное число, плотность упаковки. Ознакомиться с основными типами связей, встречающимися в твердых телах и в металлах в частности. Уяснить отличие строения «реальных» кристаллов от «идеальных». При этом необходимо понять, что металлы, используемые в практике, тела поликристаллические, состоят из множества мелких кристаллов - зерен, в которых имеется большое количество точечных, линейных и поверхностных дефектов (вакансий, дислокаций). Уясните их появление в кристаллах и влияние на свойства металлов, обратив особое внимание на роль дислокаций при пластической деформации. Познакомьтесь с явлением анизотропии свойств в кристаллах и возможности получения этого явления у поликристаллического металла. Разберитесь с явлением аллотропии металлов и в его использовании для получения нужных эксплуатационных свойств металлов.
|
При рассмотрении вопросов плавления и кристаллизации металлов нужно разобраться в термодинамических основах фазовых превращений. Следует уяснить, что стремление к наименьшему запасу свободной энергии, которое обусловливает плавление и кристаллизацию металла, является частным случаем общего закона природы. Этим же объясняется наличие при разных температурах в одних и тех же металлах разных типов кристаллических решеток.
Разобраться в механизмах процесса кристаллизации чистых металлов, влиянии примесей на этот процесс, образовании зерен, дендритов, образовании и строении слитка.
Уяснить, какими параметрами характеризуются механические, технологические, физические и химические свойства металлов и основные методы их определения.
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие строения металлов от неметаллов?
2. Чем отличается строение «реального» кристалла металла от «идеального»?
3. Какими основными механическими, технологическими, физическими и химическими свойствами обладают металлы?
4. Какое условие необходимо для протекания процесса кристаллизации?
5. Как получить мелкое зерно в литом металле?
6. Что такое полиморфное превращение и от чего оно зависит?
Способы получения металлов
По материалу, из которого изготовлялись орудия труда, называли века: каменный век, бронзовый век, железный век. Наш век называют по-разному: космический, ядерный и т. д. Но основным элементом, входящим в материалы, из которых изготовляют современные орудия труда, детали машины и конструкции является железо.
Железо, как и многие другие металлы, в чистом виде для изготовления деталей, конструкций не используются из-за низких механических и др. свойств, Используются сплавы металлов. Основными сплавами железа являются сталь и чугун. В России выплавляется в год около 60 млн т чугуна и 90 млн т стали.
При рассмотрении вопросов получения чугуна обратите внимание па исходные материалы доменного процесса, процесса восстановления железа в доменной печи, формирование чугуна. Рассмотрите продукты доменного производства — передельный и литейный чугуны, ферросплавы, шлак, доменный газ и их применение в народном хозяйстве. Обратите внимание па основные технико-экономические показатели доменного процесса.
Изучая производство стали, уясните отличие химического состава ее от чугуна и. в связи с этим, основные физико-химические процессы, происходящие в сталеплавильных агрегатах. Разберитесь в устройстве и работе кислородного конвертора, мартеновской и электрической печей. Обратите внимание на разновидность этих процессов в зависимости от футеровки печей и состава шихты.
Рассмотрите и уясните вопросы, связанные с раскислением стали получением при этом спокойной, полуспокойной и кипящей стали, различие свойств стали, строения слитков и применения.
Изучите другие разновидности методов получения металлов: обработка синтетическим шлаком, вакуумирование, электрошлаковый переплав. На примере Старооскольского электрометаллургического комбината разберите прямое восстановление железа из руд, минуя доменное производство чугуна и перспективы его развития.
Разберитесь в схемах производства меди, алюминия, титана.
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность технологии получения чугуна в доменных печах?
2. В чем заключается сущность технологии получения стали и кислородном конверторе, мартеновской и электрической печах?
3. Для каких целей проводится раскисление стали, сущность, разновидности?
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность пластической деформации?
2. Чем отличается холодная пластическая деформация от горячей?
3. Что такое наклеп, возврат, рекристаллизация?
4. Когда будет крупнее рекристаллизованное зерно: после деформации на 25% или на 75%?
5. Происходит ли процесс рекристаллизации после деформации со степенью ниже критической?
Основы теории сплавов
При изучении этой важной темы нужно сначала разобраться с понятиями: система, компонент, фаза, структура, сплав.
Сплавы можно получать различными способами: металлургическим - из расплавов и спеканием порошков, гальваническим и др. При этом свойства сплавов будут зависеть от того, в какие взаимодействия вступают при сплавлении компоненты, образующие сплав при кристаллизации: 1) элементы не растворяются друг в друге и не образуют химическое соединение, а при кристаллизации образуются кристаллические решетки сплавляемых чистых металлов, например система сплавов Рb—Sb; 2) элементы растворяются частично или полностью друг в друге — образуется кристаллическая решетка твердого раствора — решетка одного металла, в которой часть атомов замещена атомами другого металла (Сu—Ni) или атомы другого элемента (чаще неметалла) внедряются, размещаются между атомами первого — твердый раствор внедрения (Fе—С); 3) элементы, образующие сплав, при кристаллизации образуют совершенно новую решетку, более сложную, химического соединения, где на определенное количество атомов одного элемента приходится постоянное число атомов другого элемента (цементит Fe3С).
Изменение строения сплавов конкретной системы в зависимости от температуры, т. е. сплавов, образованных одними и теми же элементами, но с разной их концентрацией принято анализировать на диаграммах состояния сплавов. Диаграммы состояния строятся экспериментальным путем с помощью термического анализа. Уясните методику его проведения. Для анализа сплавов используют правило фаз (закон Гиббса), которое позволяет понять многие особенности фазовых превращений, происходящих в реальных системах. Вторым важным правилом, которым нужно научиться пользоваться при анализе диаграмм состояния, является правило отрезков.
Для того чтобы разобраться с более сложной и важной диаграммой Fе—Fе3С, уясните основные типы диаграмм: 1) отсутствие растворимости компонентов в твердом состоянии; 2) растворимость в твердом состоянии; 3) образование химических соединении И. С. Курников установил связь между диаграммами состояния и свойствами сплавов. Уясните эту связь.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое система, компонент, фаза, структура, сплав?
2. В чем заключается термический метод построения диаграмм сплавов?
3. Что такое эвтектика? Опишите процесс кристаллизации эвтектики.
2.1.2 Железоуглеродистые сплавы
Вопросы для самопроверки
1. Кто из ученых считается основоположником диаграммы сплавов системы железо-цементит?
2. Вычертите диаграмму сплавов системы железо-цементит и покажите, какие структуры существуют в равновесном состоянии у железоуглеродистых сплавов при различных температурах.
3. Какие фазы образуются в системе сплавом Fе—Fе3С и Fе—С?
Углеродистые стали
Уяснить влияние углерода и постоянных примесей на микроструктуру, механические и технологические свойства стали. Изучить современную классификацию и маркировку сталей, но назначению и качеству согласно ГОСТ 380—88, ГОСТ 1050—88, ГОСТ 1435—90 и области их применения.
Вопросы для самопроверки
1. Как влияют углерод и постоянные примеси на свойства углеродистых сталей?
2. Как классифицируются и маркируются углеродистые стали?
Чугуны
Изучить влияние углерода и примесей на строение и свойства чугуна. Разобраться с условиями графитизации чугуна, получением, строением и свойствами белого, серого, ковкого и высокопрочного чугуна, их маркировкой по ГОСТ 1412—85. ГОСТ 1215—79. ГОСТ 7293—85 и областью их применения.
Вопросы для самопроверки
1. Как влияют углерод и примеси на строение и свойства чугунов?
2. Как классифицируются и маркируются чугуны?
Легированные стали
Изучение этой части начните с классификации примесей. Рассмотрите влияние легирующих элементов на полиморфизм железа, на свойства феррита и аустенита, на положение критических точек, структуру и свойства стали. Разберитесь, какие элементы образуют в стали карбиды, что они собой представляют, как влияют на ее свойства. Уясните основные дефекты, встречающиеся в легированной стали. Внимательно разберитесь с классификацией и маркировкой легированной стали по ГОСТ 4543—71.
Вопросы для самопроверки
1. Как влияют легирующие элементы на критические точки, структуру и свойства стали?
2. Как классифицируются и маркируются легированные стали по ГОСТ?
Термическая обработка стали
Вопросы для самопроверки
1. Что понимают под «наследственностью» зерна аустенита в стали, ее разновидности?
2. Какие происходят превращения в стали при ее охлаждении?
Вопросы для самопроверки
1. Привести классификацию видом термической обработки.
2. Какие цели преследуются при отжиге, нормализации, закалке и отпуске?
3. В чем заключаются особенности термической обработки легированной стали?
Вопросы для самопроверки
1. В чем отличие ХТО от термической обработки?
2. В каких случаях, для каких деталей применяют цементацию, азотирование, нитроцементацию?
3. После какой ХТО проводят термическую обработку, почему и как?
4. В чем заключается технология проведения цементации, азотирования и нитроцементации?
2.1.4 Материалы, применяемые в автомобилях, тракторах и сельскохозяйственных машинах
Вопросы для самопроверки
1. Какие углеродистые стали обыкновенного качества можно использовать для деталей, конструкций, подвергаемых сварке?
2. Какие конструкционные стали применяются в качестве цементуемых и улучшаемых?
3. Каким требованиям должны отвечать улучшаемые стали?
4. Какие стали используются для изготовления пружин, рессор? Приведите марки пружинных сталей.
5. Какие элементы, вводимые в сталь, улучшают их обрабатываемость резанием? Приведите марки автоматных сталей.
Вопросы для самопроверки
1. Каковы преимущества легированных инструментальных сталей перед углеродистыми?
2. Какие стали применяются для изготовления режущего и мерительного инструмента?
3. Какие стали применяют для изготовления штампов для холодной и горячей штамповки?
4. Какие группы и марки металлокерамических твёрдых сплавов применяют для оснащения металлорежущего инструмента?
Вопрос для самопроверки
Какие стали являются нержавеющими, износостойкими, жаропрочными, жаростойкими?
Цветные металлы и сплавы
Изучение начните со свойств чистой меди, затем перейдите к изучению строения, свойств и термической обработки медных сплавов, которые делятся на две основные группы: латуни и бронзы.
Латунь и бронза классифицируются по технологическим свойствам на литейные и деформируемые. В свою очередь, бронзы литейные и деформируемые делятся на оловянные (содержащие в своем составе олово) и без оловянные. Рассматривая маркировку по ГОСТ, обратите внимание на различие маркировки литейных и деформируемых бронз и латуней.
Изучение алюминиевых и магниевых сплавов также начните с рассмотрения свойств чистого алюминия и магния.
Как и медные сплавы, алюминиевые и магниевые сплавы делится на литейные и деформируемые. Обратите особое внимание на термическую обработку сплавов этих металлов. Познакомьтесь с их маркировкой и применением.
Рассмотрение антифрикционных сплавов нужно начать с требований, предъявляемых к ним. Изучить структуру, обеспечивающую выполнение этих требований, маркировку этих сталей. Применение цветных металлов и сплавов в сельскохозяйственном и автотракторном машиностроении.
Вопросы для самопроверки
1. Какой термической обработке подвергаются медные, алюминиевые, магниевые сплавы и как при этом изменяются их свойства?
2. Какие сплавы отвечают требованиям, предъявляемым к антифрикционным сплавам?
Вопросы для самопроверки
1. В чем заключается сущность технологии изготовления деталей из порошковых сплавов?
2. Какие порошковые сплавы нашли применение для изготовления деталей машин?
Неметаллические материалы
Изучение этого подраздела нужно начинать с повторения соответствующих разделов курса органической химии. Необходимо знать строение и свойства полимерных материалов. Разобраться с классификацией полимеров и особенностями свойств полимерных материалов. Знать основные термореактивные и термопластичные полимерные смолы и пластические массы на их основе. Разобрать состав, классификацию и физико-механические свойства резин. Познакомиться с основными методами переработки пластмасс и резины в изделия и технико-экономической эффективностью их применения в автотракторном и сельхозмашиностроении.
Вопросы для самопроверки
1. Какие термореактивные и термопластичные пластмассы нашли применение в автотракторном и сельскохозяйственном машиностроении?
2. Какими основными методами получают детали из пластмасс и резины?
2.2 МОДУЛЬ 2 - ГОРЯЧАЯ ОБРАБОТКА МЕТАЛЛОВ
Введение
Материал этого раздела посвящен рассмотрению методов получения конкретных деталей, конструкций и полуфабрикатов литьем, обработкой давлением и сваркой. Познакомьтесь с историей развития этих методов, вкладом русских и советских ученых и производственников в совершенствование процессов литья, обработки давлением и сварки.
Литейное производство
Литье является одним из древних методов получения конкретных деталей машин из металлов, который в наше время получил большое развитие. Уясните значение литейного производства для сельскохозяйственного машиностроения и тракторостроения.
Изучение начните с рассмотрения общей схемы технологического процесса получения отливки. Затем разберитесь с каждой частью этого процесса подробнее. Изучите литейные сплавы и теоретические основы литейного производства отливок, изготовление отливок в песчано-глинистых формах, заострив внимание на модельном комплекте, формовочных и стержневых смесях, литниковых системах и технологии изготовления литейной формы. Познакомьтесь с машинной формовкой механизацией и автоматизацией изготовления литейных форм.
Все большее применение при массовом производстве находят такие прогрессивные способы литья, как литье в металлические формы, центробежное литье, литье под давлением, оболочковое литье, литье по выплавляемым моделям. Уясните схемы технологий получения отливок этими методами, их преимущества и недостатки.
Изучите особенности изготовления отливок из различных сплавов; чугуна (серого, высокопрочного, ковкого), стали, алюминиевых, магниевых и медных сплавов. Обратите при этом внимание па литейные свойства этих сплавов (температура плавления и заливки, жидкотекучесть, усадка), способы плавления их и материалы для шихтовки, заливку сплавом форм, особенности литниковой системы.
Познакомьтесь с технологичностью конструкций литых деталей, основой их конструирования, дефектами литья, причинами их возникновения и методами исправления.
Уясните основные вопросы техники безопасности в литейных цехах.
Вопросы для самопроверки
1. Из каких элементов состоит схема технологического процесса изготовления отливки?
2. Какие требования предъявляются к формовочным и стержневым материалам, какие материалы отвечают этим требованиям?
3. В чем сущность получения отливок в металлические, и оболочковые формы, центробежного литья, литья по выплавляемым моделям, под давлением?
2.2.1 Обработка металлов давлением
Обработка давлением широко применяется при изготовлении и ремонте деталей тракторов, автомобилей и сельскохозяйственных машин Изучение этого очень важного подраздела следует начать с рассмотрения теоретических основ обработки давлением Необходимо хорошо усвоить понятие физической природы упругой и пластической деформации, влияние обработки давлением на структуру и свойства металлов. Повторить часть первого раздела по пластической деформации и рекристаллизации.
Изучая процессы, происходящие в металле при нагреве, уясните сущность явлений пережога, перегрева, обезуглероживания, угара и способы их предотвращения. Научитесь определять температурный интервал горячей обработки давлением углеродистых сталей и обосновывать этот выбор. Познакомьтесь с печами и устройствами, применяемыми для нагрева заготовок.
Сначала уясните сущность процесса продольной прокатки как наиболее распространенной. Уясните, благодаря чему и как происходит захват заготовки валками, как происходит деформация металла в валках. Ознакомьтесь с устройством прокатного стана, схемами расположения рабочих клетей. Рассмотрите поперечную и поперечно-винтовую прокатку. Необходимо запомнить названия и назначение прокатных станов для проката различных заготовок, последовательность выполнения операций прокатки разных видов продукции, знать основные сортовые профили, некоторые специальные виды проката и их применение в сельхозмашиностроении.
При рассмотрении процесса волочения поймите его сущность, возможности. Разберите различные схемы волочения для получения большого разнообразия продуктов волочения. Уясните весь технологический процесс волочения в целом, обратите внимание на предварительную подготовку заготовки перед волочением. Познакомьтесь с продукцией волочильного производства и ее применением. Приступая к изучению процесса прессования, вникните в его сущность и широкие возможности применения благодаря увеличению пластичности металла за счет его всестороннего неравномерного сжатия. Познакомьтесь с различными схемами прессования, продукцией и областью ее применения.
Изучение процесса свободной ковки начните с рассмотрения основных операций ковки. При этом обратите внимание на процессы, протекающие в очаге деформации, изменение микроструктуры и свойств обрабатываемого металла. Изучите применяемое при ковке оборудование. Познакомьтесь с последовательностью и методикой разработки технологического процесса: разработкой чертежа поковки, расчетом размеров заготовки, выбором оборудования, последовательностью операций ковки, технологическими требованиями к деталям.
Перейдя к изучению объемной штамповки, поймите ее отличие, преимущества и недостатки перед свободной ковкой. Разберитесь с разновидностями объемной штамповки: горячей и холодной, в открытых и закрытых штампах. Познакомьтесь с технологией одноручьевой, многоручьевой и раздельной штамповки на молотах, применяемыми инструментом и оборудованием. Поймите сущность холодной высадки.
Разберитесь с технологией листовой штамповки.
Изучение технологий обработки давлением закрепите рассмотрением изготовления поковки конкретной детали
Рассмотрите основные вопросы по технике безопасности при обработке металлов давлением.
Вопросы для самопроверки
1. Чем обусловливается выбор температурного режима горячей обработки давлением?
2. Чем отличается структура и свойства литого металла от кованого?
3. В чем сущность технологий ковки, прокатки, волочения, прессования, объемной и листовой штамповки?
2.2.3 Сварка металлов
Изучение материала рекомендуется начинать с рассмотрения общих сведений о сварке как о технологическом процессе, в результате которого достигается неразъемное соединение вследствие образования межатомных связей между соединяемыми деталями. При этом следует обратить внимание на преимущества сварки по сравнению с другими видами соединений металлов.
Приступая к изучению классификации способов сварки, следует уяснить, что сближение атомов может быть достигнуто путем пластического деформирования (в холодном или нагретом состоянии) или расплавлением соединяемых кромок, что и определяет физическую сущность сварки давлением и сварки плавлением. Необходимо также уяснить, как сварочные процессы при сварке плавлением классифицируются по виду энергии, применяемой для нагревания металла. Следует разобраться, почему однородные металлы хорошо свариваются, а разнородные плохо, какие надо принимать меры для улучшения свариваемости.
Необходимо знать роль русских (Н. Н. Бенардос, Н. Г.Славянов) и советских (Е. О. Патон и др.) ученых в развитии сварочного производства.
Прежде чем приступить к изучению отдельных видов сварки, надо четко уяснить сварочные свойства электрической дуги, а затем рассмотреть способы ручной дуговой сварки, полуавтоматической и автоматической сварки плавлением: сварку под флюсом, сварку в среде защитных газов, электрошлаковую сварку, плазменную сварку и др. При этом необходимо уяснить сущность каждого способа сварки, применяемого оборудования и сварочных материалов, а также изучить их технологические возможности и область применения.
При изучении газовой сварки рекомендуется, в первую очередь, рассмотреть получение и строение отдельных видов сварочного ацетиленокислородного пламени, способы получения и хранения ацетилена и кислорода, после чего приступить к изучению способов сварки, процессов, протекающих при газовой сварке, устройства и работы оборудования; указать технологические возможности и область применения газовой сварки.
При изучении огневой резки металлов следует уяснить сущность способов резки металлов: кислородной, кислородо-флюсовой, плазменной, воздушно-дуговой. Изучить технологические особенности каждого способа резки и применяемую аппаратуру.
Изучение способов сварки давлением следует начинать с рассмотрения трех основных разновидностей контактной сварки: стыковой, точечной и шовной. Следует усвоить физическую сущность, устройство и электрические схемы каждого вида контактной сварки, разобраться в основах их технологии. При этом надо уяснить, что общим для всех видов контактной сварки является то, что металл в зоне контакта двух свариваемых элементов при прохождении электрического тока достаточно большой силы нагревается в одних случаях до пластического состояния, в других — до температуры плавления, после чего производится сжатие.
Следует также уделить внимание изучению новых способов сварки давлением: диффузионной в вакууме, ультразвуковой, трением. Нужно четко уяснить сущность и технологические особенности каждого из этих способов сварки, область их применения.
Изучите особенности кристаллизации сварного шва. Возникновение деформаций и напряжений в сварных деталях. Классификация материалов по их свариваемости.
Сварка конструкционных сталей: углеродистых, низколегированных и легированных. Понятие о сварке высоколегированных сталей, чугуна, меди, алюминия, титана и их сплавов.
Для усвоения теоретических основ сварки плавлением необходимо знать диаграмму железо-углерод, температурные точки аллотропических превращений. Знание диаграммы поможет изучить структурные изменения в зоне шва и близлежащих зонах при кристаллизации и охлаждении сварного шва, а также уяснить, какие структурные превращения происходят в металле в зоне термического влияния, возникающего в процессе сварки. Особое внимание следует уделить причинам и механизму образования напряжений и деформации при сварке, мерам по их уменьшению и устранению.
Необходимо внимательно изучить три основные причины: неравномерный нагрев свариваемого металла, линейную усадку расплавленного металла и структурные изменения в металле шва при его затвердевании.
Изучая особенности технологии сварки различных сталей, чугуна, металлов и сплавов, а также наплавки твердых сплавов необходимо, прежде всего, запомнить зависимость свариваемости углеродистых и низкоугл
|
|
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...
Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...
Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!