Социоэкономическая эффективность использования туристских ресурсов — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Социоэкономическая эффективность использования туристских ресурсов

2018-01-14 427
Социоэкономическая эффективность использования туристских ресурсов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Для оценки эффективности формирования и использования ресур­сов туристской дестинации для развития туризма требуется расчет целого ряда показателей.

Следует отметить, что в мировой практике наиболее глубоко прора­ботаны вопросы экономической оценки, хотя имеются существенные расхождения в методах оценки развития туризма.

Так, органы государственной статистики многих стран рассчитыва­ют экономическую эффективность как общую сумму доходов (прибылей) туристских предприятий (турфирм), иногда добавляя к этим показателям доходы (прибыли) гостиниц, туристских комплексов и других объектов с четкой ориентацией на обслуживание туристов (приезжающих). Данный подход к определению эффективности несовершенен по следующему ряду причин:

1) экономический эффект от использования туристских ресурсов образуется не только у турфирм, так как туризм - деятельность более широкого масштаба;

2) экономический эффект является многоуровневым, и его нельзя сводить исключительно к оценке результатов работы субъектов хозяйст­вования в какой-то одной сфере; известно, например, что бюджетный эффект достигается при пополнении бюджетов различных уровней за счет налоговых поступлений и т.д.;

3) статистикой не учитывается эффект от неорганизованного туриз­ма, где его инициатором выступает сам турист;

4) статистика очень часто основывается на неофициальных данных, что порождает разночтение в этой сфере деятельности;

5) в систему оценочных показателей, как правило, не включены за­траты, поэтому часто понятие эффективности подменяется понятием эф­фекта.

Особенно подробно следует рассмотреть последнюю, пятую причи­ну. Оценивая эффективность развития туризма, зачастую оперируют по­казателями доходности и прибыльности, забывая о необходимости соиз­мерения выгод с затратами. Часто при расчетах учитывают только те за­траты, которые непосредственно связаны с коммерческой деятельностью предприятий, обслуживающих туристов, однако на практике воздействие на туризм могут оказывать иные виды и источники затрат. Например, реконструкция памятников культуры и архитектуры финансируется, в первую очередь, за счет местного, регионального или государственного бюджетов, международных фондов и т.д. При этом, как правило, турист­ские коммерческие предприятия не участвуют в финансировании. Однако после реставрации таких объектов и открытия доступа к ним приток ту­ристов существенно увеличивается, обеспечивая дополнительные доходы туристским фирмам.

Таким образом, сегодня в сфере туризма существует проблема учета полных затрат на развитие туризма, и для ее разрешения требуется соот­ветствующий методологический подход.

Оценивать эффективность использования ресурсов туристской дес­тинации на развитие туризма необходимо с учетом соразмерности затрат на поддержку и стимулирование туризма с его отдачей.

Для определения эффективности формирования и использования туристских ресурсов на развитие туризма следует дифференцировать показатели эффективности по уровням их воздействия (рис. 7).

Таким образом, под экономической эффективностью в туризме следует понимать соотношение финансовых затрат и результатов, свя­занных с использованием ресурсов для развития туризма. Экономическая эффективность - достаточно общее понятие, поэтому необходимо под­разделять ее на две составляющие: бюджетная (прямая и косвенная) и коммерческая эффективность.

Прямая бюджетная эффективность отражает финансовые послед­ствия формирования и использования ресурсов туристской дестинации на развитие туризма для государственного (федерального), регионально­го или местного бюджетов. Эти показатели характеризуют величину по­ступления налогов от объектов туристской сферы в бюджеты соответст­вующих уровней как в абсолютном, так и относительном выражении.

Оценивая бюджетную эффективность развития туризма в турист­ской дестинации, целесообразно дифференцировать эффект, получаемый от сферы туризма, по видам туризма. Следует отдельно учитывать эф­фект от въездного (ЭО и выездного (Э2) туризма с точки зрения их вклада в экономику дестинации.

 

 

РИС.7 Классификация эффективности формирования туристских ресурсов дестинации для развития туризма по уровням воздействия

Математически это будет выглядеть следующим образом.

Для въездного туризма (Россия):

Э1= [(Птф + Па) х Н] / 100%,

где:

Э1 - эффект от выездного туризма;

Птф - балансовая прибыль всех турфирм дестинации от выездного ту­ризма;

Па - балансовая прибыль транспортных предприятий (авиакомпаний, железнодорожных, автотранспортных предприятий и т.д.) от продажи биле­тов по выездам из дестинации;

Н - налоги, подлежащие выплате в местный бюджет.

Для выездного туризма (Россия):

Э2= [(Пер + Пм + Псп + Па + Ппп + Пко) х Н] / 100%,

где:

Э2 - эффект от въездного туризма;

Пер - балансовая прибыль средств размещения;

Пм - балансовая прибыль объектов экскурсионного показа;

Псп - балансовая прибыль от предприятий сувенирной продукции;

Па - балансовая прибыль местных авиакомпаний с продажи билетов в дестинацию;

Ппп - балансовая прибыль предприятий питания от туристов дестинации;

Пко - балансовая прибыль предприятий культуры от туристов.

Эффективность въездного туризма (Россия):

Эфв= ДЭ2 / Д3, где:

Эфв - эффективность от въездного туризма;

ДЭ2 — прирост эффекта от въездного туризма;

ДЗ - прирост совокупности затрат на туризм из местного бюджета (прямые затраты).

 

Данный подход к оценке эффективности требует качественно ново­го подхода к организации маркетинга на всех предприятиях туристской индустрии и четко отлаженного механизма определения бюджетной эф­фективности формирования и использования ресурсов туристской дести­нации. Сегодня же распространены такие методы оценки, как суммиро­вание доходов турфирм и отелей; статистическо-математический метод (Метод заключается в том, что на каждый доллар оплаченных туристом услуг турфирме приходится 3-7 долларов, потраченных им дополнительно в месте пребывания по своему желанию. Таким образом, в экономику «вливаются» дополнительные средства, соответственно, в 3 - 7 раз превышающие стоимость реализованных путевок) и др..

 

Определить общую эффективность использования ресурсов дести-нации для развития туризма можно следующим образом:

ЭФ = (Э,+Э2) / 3, где:

ЭФ - общая эффективность от всех видов туризма в рамках туристской дестинации.

 

Следует отметить, что для большей точности учета показатель (ЭФ) нужно скорректировать на среднестатистическое значение затрат «неор­ганизованных» туристов дестинации. Динамика показателя ЭФ покажет рациональность использования туристских ресурсов для развития туриз­ма. Чем выше значение показателя ЭФ, тем эффективнее использовались ресурсы и больше отдача.

В то же время необходимо учитывать, что значение эффективности развития туризма тесно и неразрывно связано с жизненным циклом са­мой туристской дестинации. Так, на этапе становления дестинации суще­ствуют значительные издержки, в то время как на следующем этапе, эта­пе развития, издержки значительно снижаются, а отдача существенно повышается.

При оценке бюджетной эффективности туризма необходимо оцени­вать также динамику показателя ввоза и вывоза валюты туристами как в денежном, так и в процентном выражении, как в платежном балансе.

Под косвенной бюджетной эффективностью следует понимать прирост величины налоговых поступлений от предприятий различных сфер деятельности туристской дестинации в бюджеты соответствующих уровней, как в абсолютном, так и в относительном выражении.

Формирование косвенной бюджетной эффективности туризма осно­вано на стимулировании им развития смежных сфер деятельности эконо­мики, результатами которых пользуются туристы во время своего пребы­вания в дестинации. Оценка данной эффективности затруднена по при­чине сложности отделения влияния туризма на смежные сферы деятель­ности от иных факторов, например, от влияния моды, политики и т.п.

Под коммерческой эффективностью понимают прирост финансо­вой активности участников туристского бизнеса. Оценивая коммерче­скую эффективность развития туризма, необходимо учитывать ее состав­ляющие:

• коммерческую эффективность, отражающую финансовые послед­ствия развития туризма для непосредственных участников тури­стского бизнеса - турфирм, гостиничных предприятий и т.д.;

• коммерческую эффективность, отражающую финансовые послед­ствия развития туризма, которые выходят за пределы прямых фи­нансовых интересов участников туризма, но опосредованно оказывают влияние - предприятия бытового обслуживания, торговли

и т.д.

К основным показателям коммерческой эффективности следует от­носить:

• динамику темпа роста объема реализации туристских услуг (ту­ристских товаров);

• динамику повышения уровня рентабельности туристского произ­водства, а также производства предприятий смежных сфер эко­номики и т.д.

Следует отметить, что, соизмеряя затраты на формирование и ис­пользование ресурсов туристской дестинации для развития туризма с их отдачей (выгодой), необходимо делать это с учетом временной разницы между ними. Это связано с тем, что экономический эффект проявляется только через определенный промежуток времени. Иногда он носит дол­говременный характер и составляет несколько лет. Так, развитие турист­ской инфраструктуры очень капиталоемкий процесс, поэтому полный эффект от ее развития наступает только по истечении 5-6 лет. Таким образом, необходимо оценивать показатели экономической эффективно­сти в их динамике на основе средне- и долгосрочного стратегического прогнозирования.

Однако, если экономическую эффективность использования турист­ских ресурсов для развития туризма можно выразить количественно, оценив ее в денежном выражении, то систему общих и частных показате­лей социального плана измерить очень сложно, а порой просто невоз­можно.

К общим показателям социального плана следует относить показа­тели социальной эффективности от развития туризма для города и его жителей в целом:

• снижение уровня безработицы через появление новых рабочих мест в сфере туризма;

• духовное развитие населения (повышение культурного уровня социума как результат развития культурно-исторического потен­циала туристской дестинации).

Частные показатели свидетельствуют, прежде всего, об удовлетво­ренности работников туристской сферы и адаптации их к условиям внут­ренней и внешней среды, о чем свидетельствуют:

• повышение квалификации работниками сферы туризма;

• улучшение условий труда и культурно-бытовых условий работ­ников сферы туризма;

• рост мотивации к повышению качества туристских услуг;

• улучшение материального климата и повышение удовлетворен­ности персонала и т.п.

Необходимо производить оценку социальных показателей и по вли­янию на туристов дестинации. К числу таких показателей следует отнести:

• предложение более дифференцированного туристского продукта, с качественно новыми потребительскими свойствами;

• повышение качества обслуживания туристов и т.д.

Следует отметить, что показатели социального плана базируются на росте экономических показателей, то есть они взаимосвязаны - повыше­ние одного экономического показателя ведет, как правило, к возрастанию ряда социальных показателей, измерение которых на сегодняшний день достаточно затруднено ввиду отсутствия специально разработанного оценочного механизма и наоборот.

Оценивая эффективность использования туристских ресурсов на ос­нове показателей экономической эффективности, необходимо помнить, что:

• показатели взаимосвязаны между собой, причем между ними су­ществует системная взаимозависимость - изменение одного по­казателя может вызвать цепную реакцию и привести к измене­нию положения дел в туристской сфере в целом;

• следует оценивать не каждый конкретный показатель в отдельно­сти, а их совокупность, так как это позволит выявить общую (ре­альную) картину положения дел в туризме и сделать объективные выводы (оценить) относительно эффективности использования ресурсов для развития туризма;

• показатели следует оценивать в динамике для выявления причин, вызвавших изменения, с целью последующего принятия соответ­ствующих управленческих решений;

• разграничение во времени затрат на формирование туристских ресурсов и получаемых от этого выгод требует проведения стра­тегического прогнозирования показателей экономической эффек­тивности.

Таким образом, развитие туризма, определение его места и значения в системе туристской дестинации и, в конечном счете, развитие самой дестинации в целом как социоэкономичёской системы будет зависеть от того, насколько эффективно используются туристские ресурсы. Судить об этом помогает расчет показателей экономической эффективности, анализ их динамики с учетом временных рамок процесса затрат и про­цесса получения прибыли, а также то, насколько отлажен механизм управления в сфере туризма в соответствии с полученными данными.

 

2.6. Туристская нагрузка и методика ее определения как фактор устойчивого развития туризма

При формировании и рациональном использовании ресурсов тури­стской дестинации следует учитывать тот фактор, что в основе развития туризма лежит принцип максимально допустимой нагрузки, превышение которой приводит к негативным последствиям физического, психологи­ческого и социального характера.

Концепция допустимой нагрузки берет свое начало в менеджменте ресурсов. Особенно важна она именно сейчас, когда ограниченные ре­сурсы дестинации подвергаются все возрастающему давлению со сторо­ны их пользователей (туристов).

Допустимая туристская нагрузка - это та максимальная нагрузка, которую может выдержать туристская дестинация (или конкретный ту­ристский объект) без серьезного ущерба для местных ресурсов, без нега­тивного впечатления от поездки и без возникновения социально-эконо­мических проблем у населения.

Допустимую нагрузку можно разделить на три основных вида.

1. Экологическая допустимая нагрузка - это уровень посещаемости туристской дестинации или объекта, превышение которого приводит к неприемлемым экологическим последствиям. Происходит это либо в ре­зультате действий туристов, либо вследствие негативных последствий от функционирования обслуживающей туризм инфраструктуры.

2. Туристская социальная допустимая нагрузка - уровень посещае­мости туристской дестинации или туристского объекта, превышение ко­торого влечет за собой ухудшение впечатлений от поездки.

3. Местная социальная допустимая нагрузка - уровень посещаемо­сти туристской дестинации, превышение которого приводит к негатив­ным последствиям для местной культуры и ухудшению взаимоотноше­ний местного населения с туристами.

Определение допустимой туристской нагрузки на туристскую дестинацию не имеет единого механизма расчетов. Это обусловлено особен­ностями самих туристских дестинации, которые могут быть крупным городом, курортом и др., а также внутренними особенностями, т.е. ори­ентацией на те или иные виды туризма.

Можно выделить следующие основные методы оценки (расчета) до­пустимой туристской нагрузки на дестинацию.

Определение допустимой туристской нагрузки (на примере курорта Сочи)

Город-курорт Сочи является крупнейшим курортом России на Черно­морском побережье Кавказа. Природно-ресурсный потенциал Сочи послу­жил начальным фактором и катализатором развития санаторно-курортной деятельности.

Основу природно-ресурсного потенциала составляет совокупность рекреационных и лечебных факторов: климатических условий, запасов ми­неральных вод, морской акватории, рельефа и др.

Природно-ресурсный потенциал г. Сочи можно рассматривать с по­зиции освоенных ресурсов и ресурсов, пригодных к освоению. Объем во­влеченных в оборот природных ресурсов позволяет вести рекреационно-туристскую деятельность в течение всего года. При этом теплый сезон, есте­ственно, предпочтительнее.

Основной природный фактор рекреации - это море. В пределах го­рода насчитывается 123 пляжа общей площадью 1866 тыс. кв. м (табл. 5).

Таблица 5 Оценка потенциала морской рекреации города Сочи

 

  Районы г. Сочи   Площадь пляжей, тыс. кв. м   Предельная разовая вместимость пляжей, тыс. чел.  
Адлерский      
Лазаревский      
Центр - Хоста      
Всего по городу:      

Природный потенциал морской рекреации можно оценить с помо­щью показателей предельной емкости пляжей.

Пропускная способность пляжей практически определяет допустимую туристскую нагрузку (пропускную способность) курорта в теплый сезон, поскольку практически все туристы, размещающиеся в пределах прибреж­ной зоны, считают морские купания главной целью поездки (или одной из главных целей). При этом как цель поездки морские купания могут носить условный, не совсем точный характер, поскольку значительное количество туристов приезжает на курорт в город Сочи с лечебной целью, так как наря­ду с морскими и климатическими ресурсами основным природным факто­ром рекреации являются минеральные воды.

Допустимую туристскую нагрузку крайне сложно определить в период вне купального сезона, поскольку зимой помимо бальнеологических факто­ров туристов привлекает зимний курорт Красная Поляна, потенциал которо­го ограничен не столько природными факторами, сколько степенью освое­ния горнолыжных трасс. Существующие оценки предельной емкости Крас­ной Поляны исходят из единовременной антропогенной нагрузки не более 20 тысяч человек, включая местное население (4 тыс. человек). Таким обра­зом, за сезон курорт могут посетить 130 - 140 тыс. туристов и примерно та­кое же количество однодневных экскурсантов.

Таким образом, определение допустимой туристской нагрузки с мак­симальной степенью точности крайне затруднительно.

Определение допустимой туристской нагрузки на примере крупного города - Санкт-Петербурга

Определение допустимой туристской нагрузки на крупный город затруднительнее, чем для иных туристских дестинаций. Это обусловлено особенностями крупных городов и спецификой развития в них туризма.

Данный подход к определению допустимой туристской нагрузки ориентирован, в первую очередь, на крупные города, являющиеся цен­трами познавательного туризма - Санкт-Петербург, Рим, Париж и др.

Суть подхода заключается в определении взаимосвязи пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала крупного города с необходимостью и достаточностью развития гостиничного ком­плекса в нем, а также иных элементов туристской инфраструктуры.

Рассмотрим подход к определению допустимой туристской нагруз­ки посещения 'крупного города туристами на примере Санкт-Петербурга (рис. 8).

Следует отметить, что в основе подхода лежит целевая туристская направленность города, в первую очередь на познавательный туризм. Таким образом, в расчетах выделяются следующие этапы.

1-Й ЭТАП - дифференциация по целям поездки на основе монито­ринга туристских потоков. Это крайне важно для определения програм­мы пребывания туриста в городе. Весь туристский поток (D) принимают за 100% и определяют удельный вес каждого конкретного вида туризма:

D 100 (%) = d1 (%)+ d2(%) + d3(%) +...dn,

 

где:

dl - познавательный туризм;

d2 - деловой туризм;

d3 - паломнический туризм;

dn - другие виды туризма.

 

 

Рис. 8. Алгоритм определения допустимой туристской нагрузки на крупный город (на примере Санкт-Петербурга)

Мониторинг туристских потоков с дифференциацией по целям поездки, что необходимо для определения программы пребывания туриста в крупном городе.

 

Определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов культурно-исторического потенциала крупного города туристами (с учетом корректировки посещения данных объектов местными жителями и неорганизованными туристами).

 

Определение размера существующего номерного фонда, средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (с учетом количества мест на туристских паромах, прибывающих в крупный город, скорректированных на время их пребывания, и их количества в порту города в течение дня).

 

Определение количества туристов (один постоялец - одно койко-место), прибывших с целью познавательного туризма, с выделением процента гостей в гостиницах, которые совмещают цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории (например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой.туризм).

 

 

Определение допустимой нормы расширения номерного фонда средств размещений крупного города (койко-мест) для туристов, прибывающих с познавательной целью визита, с учетом допустимой пропускной способности объектов культурно-исторического потенциала.

 

= = = = = =

2-Й ЭТАП - определение ежедневной пропускной способности наиболее посещаемых туристских объектов, формирующих культурно-исторический потенциал крупного города, который и привлекает тури­стов (С). Культурно-исторический потенциал Санкт-Петербурга развит только на одну треть. Причина - низкая степень его дифференциации.

Отсюда в экскурсионную программу туриста включается определенный набор объектов туристского показа - Эрмитаж, Русский музей, Екатери­нинский дворец в Пушкине и т.п.:

 

С=(с1 + с2 + сЗ+...) х (1- Ir)

где:

cl - пропускная способность объекта 1;

с2 - пропускная способность объекта 2;

сЗ - пропускная способность объекта 3 и т.д.;

Ir - коэффициент корректировки посещения объекта местными жите­лями и неорганизованными туристами.

 

Трудность вызывает определение коэффициента Iг. Для этого тре­буется совместная, (двухсторонняя) работа по маркетингу всех турист­ских потоков в маркетинговой службе туристской фирмы и руководства объектов туристского показа.

Следует отметить, что учет по первым двум этапам может осущест­вляться одновременно.

 

3-Й ЭТАП - определение размера существующего номерного фонда средств размещений крупного города, удовлетворяющего определенным стандартам качества и потребностям различных сегментов туристского потока (Н):

Н = hi + h2 + h3 + In,

где:

hi - количество мест в отелях высшей категории;

h2 - количество мест в отелях средней категории;

hЗ - количество мест в отелях низшей категории;

In - количество мест на туристских паромах, прибывающих в город, скорректированное на время пребывания, и количество паромов в порту го­рода (в период сезона) в течение дня.

 

 

4-Й ЭТАП - определение количества размещений из расчета - один постоялец - одно койко-место - для туристов, прибывших прямо или кос­венно с целью познавательного туризма (К).

Существует определенный процент гостей, которые совмещают ос­новную непознавательную цель своего пребывания в крупном городе с изучением его культуры и истории, например, организация культурной программы в рамках деловых переговоров - деловой туризм.

Номерной фонд средств размещений города следует скорректиро­вать на количество мест на туристских паромах, прибывающих в круп­ный город, так как основной целью круизных туристов является именно познавательный туризм:

T = (H - In) x dl,

 

К.= ((Н - In) - Т) х Iо + Т + In, где:

Т — количество мест в средствах размещения крупного города, соответ­ствующее числу туристов, цель приезда которых - познавательный туризм;

dl - доля познавательного туризма в туристском потоке;

Iо - коэффициент туристов, посещающих объекты туристского показа, чья цель визита не соответствует познавательному туризму.

 

5-Й ЭТАП - определение допустимой нормы увеличения номерного фонда средств размещений в городе (койко-мест) для туристов, прибы­вающих с познавательной целью, учитывая допустимую пропускную способность объектов культурно-исторического потенциала крупного города (Р):

Р = С - К.

Важным критерием рассмотренного подхода выступают известные объекты туристского показа, поэтому, чем более развит культурно-исторический потенциал крупного города и чем выше степень его диф­ференцированности, тем шире границы максимальной пропускной спо­собности.

Под культурно-историческим потенциалом следует понимать как результаты деятельности человеческого общества в овеществленной форме, так и результаты духовного развития, то есть материальные и ду­ховные ценности, созданные предшествующими поколениями, которые отражают их традиции, обычаи и особенности бытовой и хозяйственной деятельности.

Как правило, чем древнее (в историческом плане) крупный город, тем более богата его культура и тем выше его культурно-исторический потенциал. Все это влияет на развитие туризма, особенно познавательного.

Для развития туризма и расширения границ пропускной способно­сти туристской дестинации должна проводиться совместная работа на уровнях:

• администрации туристской дестинации (продвижение и позицио­нирование объектов туристской привлекательности на турист­ском рынке);

• объектов туристской привлекательности;

• туристских фирм (разработка новых экскурсионных программ с включением в них иных объектов, привлекательных для туристов и не встречающихся ранее в стандартных программах, т.е. дивер­сификация деятельности).

Тесная и взаимосвязанная работа на всех трех уровнях позволяет расширить границы использования культурно-исторического потенциала города, а его развитость и дифференцированность окажет существенную помощь в развитии познавательного туризма как свидетельство степени туристской освоенности культурно-исторического потенциала турист­ской дестинации.

Применение алгоритма (рис. 8) ограниченно рамками несовершен­ства статистической маркетинговой туристской информации. Для прак­тического применения этого алгоритма работа в сфере маркетинга долж­на представлять собой комплексную целенаправленную систему и про­водиться на постоянной основе, так как она служит отправной точкой для принятия решений о развитии инфраструктуры туристской дестинации, о необходимых маркетинговых мерах, а также о корректировке уже приня­тых и реализующихся программ. Кроме того, чем точнее маркетинговые данные, тем точнее оценка экономического эффекта туризма для эконо­мики туристской дестинации и тем эффективней вложения денежных средств в данный сектор экономики.

В туристской дестинации необходима работа специальной службы (отдела) маркетинга, которая изучает положение дел в дестинации с точ­ки зрения перспектив развития туризма. Работа службы маркетинга должна осуществляться на постоянной основе и не ориентироваться только на краткосрочную перспективу для решения проблем, актуальных сегодня. Маркетинговая служба призвана дополнять статистические дан­ные проведением непосредственно маркетинговых исследований в сфере туризма дестинации, основанных на:

• установлении тесных контактов с обслуживающей туристской инфраструктурой (для получения материала возможны как пря­мые контакты в виде бесед с управляющими данных предпри­ятий, так и косвенные в виде анкет, опросников и т.п.; здесь важ­на заинтересованность сторон, при которой, с одной стороны, ту­ристская дестинация заинтересована в выявлении существующих в туристской сфере проблем, а с другой - предприятия заинтере­сованы в улучшении своего бизнеса благодаря помощи со сторо­ны администрации дестинации);

• поддержании контактов с различными туристскими ассоциациями в целях выявления потребностей населения и туристов в сфере туризма;

• организации прямого контакта с гостями туристской дестинации с целью выявления их оценки сегодняшнего положения дел в дестинации в сфере туризма, а также с точки зрения удовлетво­рения их потребностей и ожиданий.

Таким образом, маркетинговая служба:

• выявляет проблемы в развитии туризма в туристской дестинации, носящие комплексный характер, и определяет источник их появ­ления;

• оценивает возможности дестинации, выявляя скрытые, не ис­пользуемые резервы для развития туризма, составляет кадастр туристских ресурсов;

• изучает степень понимания местным социумом значения разви­тия туризма для дестинации и установление у него позитивного отношения к туристам;

• выявляет потребности и возможности туристов дестинации;

• анализирует перспективы развития конкретных видов туризма в дестинации и туристской сферы в целом;

• определяет объекты, которые можно отнести в разряд туристских ресурсов, если они обладают свойствами какой-либо привлека­тельности для туристов;

• определяет возможности преобразования имеющихся ресурсов в туристские и их развитие для туризма;

• оценивает эффективность формирования туристских потенциалов в экономическом, социальном, культурном и иных аспектах.

Полученная своевременно информация поможет наиболее точно определить уровень допустимой туристской нагрузки на туристскую дес-тинацию и ее объекты со стороны туристов, что позволит:

• обеспечить рациональное и устойчивое функционирование дес­тинации, а также предупреждение негативных, проблемных си­туаций для жизнедеятельности местного социума (например, обострение транспортной ситуации в крупном городе и т.п.);

• предоставить качественный туристский продукт, обеспечиваю­щий максимальную степень комфорта в период пребывания ту­ристов в дестинации, и обеспечить свободный доступ к объектам туристской привлекательности (туристского интереса);

• снизить негативные последствия культуры в дистинации, напри­мер, чрезмерную коммерциализацию культуры, и улучшить меж­личностные взаимоотношения местного населения и туристов. Следует отметить, что учет допустимой нагрузки на туристскую дестинацию и ее объекты будет способствовать повышению обоснован­ности в принятии управленческих решений при планировании развития туризма.

Вопросы к разделу

1. Дайте определение туристской дестинации и опишите, какие ос­новные черты ее характеризуют.

2. В чем отличительные особенности организации туризма в круп­ном городе в отличие от иных видов туристских дестинации?

3. В чем заключается положительное влияние туризма на экономику туристской дестинации и страны в целом, где она территориально распо­ложена?

4. Что такое туристские ресурсы (ресурсы туристской сферы) и ка­кова их классификация?

5. Обоснуйте необходимость использования воспроизводственных процессов в сфере туризма.

6. В чем заключается социоэкономическая эффективность исполь­зования туристских ресурсов? На каких уровнях она может проявляться?

7. Какие виды туристских нагрузок Вы знаете? Опишите их. Как можно измерить допустимую туристскую нагрузку на туристскую дести­нацию?

Макроэкономика туризма

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.099 с.