Воспроизводство в сфере туризма и его влияние на развитие туристской дестинации — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Воспроизводство в сфере туризма и его влияние на развитие туристской дестинации

2018-01-14 698
Воспроизводство в сфере туризма и его влияние на развитие туристской дестинации 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Воспроизводство рассматривается обычно как процесс производст­ва, взятый в динамике его непрерывного возобновления.

Воспроизводственные процессы в туризме требуют систематизации масштабов процесса воспроизводства на различных уровнях: на уровне отдельно взятого индивидуума, на уровне предприятий сферы туризма и на уровне туристской дестинации в целом.

Следует отметить, что на всех уровнях воспроизводственные про­цессы тесно взаимосвязаны, представляя собой целостную комплексную систему с прямыми и обратными связями.

Особенность организации воспроизводственных процессов в сфере туризма связана со сложностью выделения туристских ресурсов в систе­ме туристской дестинаиии. Туристские ресурсы не обособлены и не абст­рагированы от жизнедеятельности дестинации и ее (местного) социума и используются одновременно как туристами, так и местными жителями.

Например, организация воспроизводственных процессов на объектах культурно-исторического потенциала дестинации выражается в смене выставочной экспозиции. Это привлекает не только туристов, но и вызы­вают интерес у местных жителей. Поэтому эффективность организации воспроизводственных процессов в сфере туризма важна не только для самих туристов, но и для жителей самой дестинации.

В то же время именно туристы являются основными и непосредст­венными потребителями (пользователями) туристских ресурсов. Это обу­словливает необходимость воспроизводства в первую очередь самих ту­ристов. Под воспроизводством туристов следует понимать повышение культурного и образовательного уровня туристов, их стремление к удов­летворению возрастающих духовных и материально-вещественных по­требностей. Это ведет к необходимости повышать культурный и образо­вательный уровень туристов уже в мировом масштабе как стимулирую­щий стремление к познанию окружающего мира.

Результатом воспроизводства туристов является обеспечение моти­вации к совершению туристских поездок и, как результат, получение до­полнительных туристских потоков и повышение удельного веса совер­шения повторных туров в дестинацию.

Однако следует отметить, что для удовлетворения возрастающих духовных и материально-вещественных потребностей туристов необхо­димо разрабатывать (совершенствовать) и предлагать туристам более дифференцированный туристский продукт с улучшенными потребитель­скими свойствами, что возможно при расширенном воспроизводстве ту­ристского продукта.

Наряду с этим необходимо отметить, что туристы с высоким куль­турно-образовательным уровнем требуют и высокой культуры обслужи­вания в рамках своего пребывания в дестинации, а для этого необходимо организовать:,

• воспроизводство процессов материально-технической базы дес­тинации, и в первую очередь сферы туризма, на основе,внедрения инновационных разработок в деятельность туристских предпри­ятий;

• воспроизводство процессов духовного, культурного и интеллек­туального потенциала социума дестинации, и в первую очередь работников сферы туризма и т.д.;

• воспроизводство процессов нематериальных активов туризма.

Таким образом, развитие туризма обусловливается за счет воспро­изводства туристов на основе повышения их культурно-образовательного уровня, а также при максимально полной организации воспроизводст­венных процессов в туристской индустрии, что отвечает современным потребностям туристов (рис. 5).

 

 

Таблица 3

Примерная структурно-оценочная таблица кадастра туристских ресурсов дестинации

Категория ресурсных потенциалов   Вид ресурса   Критерии оценки   Лимитирующие факторы   Общий лимитирующий фактор  
         
Культурно-исторический потенциал   Объекты туристско-экскурсионного показа   Мировой уровень   Норма пропускной способности объекта   Допустимая туристская нагрузка на дестинацию и ее объекты  
Национальный уровень  
Местный уровень  
Инфраструктур­ный потенциал   Средства размещения   Классность (звездность)   Количество мест номерного фонда  
Ориентированность предприятия по сегментам потребителя  
Другие критерии  
Предприятия питания   Тип предприятия   Количество накрытий  
Классность предприятия  
Кухонная направленность  
Другие критерии  
Транспортная инфраструктура   Виды транспортной доступно­сти   Пропускная способность транспортной системы  
Интенсивность движения  
Другие критерии  
           
Инфраструктур­ный потенциал   Торговля   Виды продукции   Насыщенность рынка товарами   Допустимая туристская нагрузка на дестинацию и ее объекты    
Другие критерии    
Банковская система (банки)   Виды услуг   Кредитные спо­собности банка    
Другие критерии    
Иная обслуживающая туристская инфраструктура   Различная совокупность критериев   Критерии возможности обслуживания    
Природно-рекреационный потенциал   Климатический фактор   Режим осадков   Режим воздействия    
Атмосферная циркуляция    
Ветровой режим    
Другие критерии    
Водный ресурс   Вид ресурса   Допустимая антропогенно-рекреационная нагрузка: технологическая и психолоТиче-ская    
Оценка берега    
Характеристика дна    
Санитарно-гигиенические характеристики    
Применимость в развитии туризма    
Другие критерии    
Садово-парковый ресурс (парки, сады, скверы)   Вид ресурса   Экологическая пропускная способность    
Тематика ресурса    
Другие критерии    
               

 

Рис. 5. Организация процесса воспроизводства в сфере туризма

 

Материально-вещественное воспроизводство принято подразделять на два основных типа:

1) простое (определяется как возобновление в тех же размерах);

2) расширенное (возобновление производства во все увеличиваю­щихся размерах, когда размеры произведенного турпродукта и его каче­ство из года в год возрастает и совершенствуется).

Следует отметить, что конкурентоспособность туристской дестина-ции в сфере туризма и отдельно взятого предприятия туристской сферы напрямую зависит от внедрения новейших разработок научно-техниче­ского прогресса. Поэтому перспективное развитие туристской сферы должно базироваться исключительно на расширенном воспроизводстве, как ориентире на повышение потребительских свойств туристского про­дукта (туруслуги).

Обеспечение прогресса воспроизводственных процессов в сфере ту­ризма, базирующегося на простом воспроизводстве, приводит к стагнации туризма, что в конечном итоге оборачивается потерей конкурентоспособности туристской дестинации на мировом туристском рынке (рис. 6).

 

Рис. 6. Влияние видов воспроизводства на развитие туризма в дестинации на основе материально-вещественной базы туристской инфраструктуры

Например, воспроизводство ресторанно-гостиничного комплекса с новыми, качественно улучшенными строительными, технико-эксплуата­ционными и техническими свойствами способно обеспечить и турист­скому предприятию, и дестинации в целом конкурентное преимущество на туристском рынке за счет предоставления туристской услуги, более полно отвечающей нуждам и потребностям туристов.

Организация интеллектуального воспроизводства в сфере туризма не менее важна для его развития, и величина успеха здесь в большей степени зависит от человеческого фактора. Однако ранее рассмотрению данного вопроса уделялось недостаточно внимания.

Необходимость интеллектуального воспроизводства работников ту­ристской индустрии во многом определяется протеканием воспроизвод­ственных процессов в духовной, культурной и образовательной сфере жизни социума туристской дестинации и туристов как свидетельства взаимосвязи воспроизводственных процессов в туризме.

Интеллектуальное воспроизводство представляет собой воспроиз­водство персонала (туристских кадров) выраженное не в пополнении кадров, а в уровне культурного, интеллектуального (профессионального) развития работников сферы туризма.

Процесс воспроизводства интеллектуального потенциала заключа­ется в обучении и непрерывном повышении квалификации работников предприятий туризма, а также в повышении их культурного уровня.

Однако проблема интеллектуального воспроизводства часто заклю­чается не только в том, что знания, умения и навыки могут устареть и необходима их замена новыми, а в неудовлетворенности работников мо­ральными и материальными стимулами - низкой заработной платой, со­циальной незащищенностью и т.п. Поэтому при организации воспроиз­водства интеллектуального потенциала работников туристской сферы следует учитывать также и мотивационные аспекты трудовой деятельно­сти. Такой подход важен и для самого работника, и для туристского предприятия в целом, позитивно отражаясь на системе обслуживания туристов дестинации.

Под воспроизводством нематериальных активов сферы туризма следует понимать совершенствование имиджа дестинации, деловых свя­зей, законов, постановлений и нормативно-законодательных актов в сфе­ре туризма на местном уровне.

Воспроизводство нематериальных активов в туризме во многом за­висит от результатов интеллектуального воспроизводства участников туристского рынка: администрации туристской дестинации, руководите­лей и работников туристских предприятий и т.д. Например, благодаря интеллектуальному воспроизводству работников администрации туризма происходит воспроизводство (изменение и корректировка) законодатель­но-нормативных документов, регламентирующих и регулирующих сферу туризма.

Следует отметить, что. эффективность воспроизводственных про­цессов в сфере туризма во многом определяется их цикличностью.

Воспроизводственный цикл в туризме представляет собой времен­ной интервал, в течение которого происходит совершенствование тури­стского продукта дестинации.

Процесс воспроизводства в туризме представляет собой прогрес­сивную модель, где каждый последующий цикл воспроизводства по сво­им характеристикам лучше предыдущего. С философской точки зрения развитие туризма происходит по спирали, где каждое последующее (вос­производимое) поколение туристов обладает большими знаниями об ок­ружающем мире и более высокими потребностями, удовлетворение кото­рых возможно при соответствующем прогрессе воспроизводства.

Следовательно, воспроизводственный цикл в туризме дестинации связан с воспроизводством туристского продукта, предлагаемого участ­никами туристского рынка, и воспроизводством самой дестинации. По­следнее необходимо в целях воспроизводства туристского впечатления и формирования туристского интереса к посещению туристами данной де­стинации.

Воспроизводство в туризме - достаточно емкое понятие, состоящее из целой совокупности процессов. Например, воспроизводство гостинич­ного комплекса, как основного элемента туристской инфраструктуры дестинации, представлено воспроизводством самих объектов средств размещения и их материально-технической базы, воспроизводством ин­теллектуального потенциала работников данных предприятий и т.д.

Эффективное развитие туризма в дестинации требует обеспечения согласованности по времени воспроизводственных процессов на всех уровнях.

Временной разрыв в организации воспроизводственных процессов в сфере туризма может привести к порой трудно предотвратимым потерям, что негативно сказывается на развитии всей туристской сферы дестина­ции. Так, несогласованность в организации воспроизводственных про­цессов может привести к тому, что возросшие потребности туристов не будут удовлетворены в должной мере, что отрицательно скажется на имидже самой дестинации и страны в целом.

Существует определенная сложность в организации временной со­гласованности воспроизводственных процессов, и одна из них - различ­ная продолжительность воспроизводственных циклов. Так например, воспроизводственные циклы в туризме в сфере материального воспроиз­водства часто устанавливаются исходя из полезного срока службы мате­риально-вещественных элементов. При этом не учитывается целый ряд факторов, имеющих доминирующее значение для развития туризма.

К таким факторам следует отнести:

• изменение интеллектуального уровня туристов, а, следовательно, и их потребностей;

• моды и вкусов в мировой индустрии туризма и т.д.

В связи с быстрым развитием туризма учет этих доминирующих факторов приобретает большое значение. Поэтому при определении не­обходимости воспроизводственных процессов следует учитывать несоот­ветствие материально-технической базы туризма не только с физической, но и с моральной стороны, т.е. принимать во внимание степень морального устаревания (морального износа). Например, меблировка холла гости­ничного комплекса может морально устареть, так как изменились мода, вкусы, а значит, потребности и ожидания постояльцев отеля (туристов), хотя физического износа она еще не достигла.

Необходимо учитывать и экономический аспект процесса матери­ально-вещественного воспроизводства. Это связано с тем, что любое предприятие туристской сферы всегда ограничено в финансовых ресур­сах. В то же время бывает, что моральное устаревание объекта матери­ально-технической базы туристского предприятия не вызывает сомнения и требует воспроизводства в целях обеспечения конкурентоспособности предприятия на туристском рынке, но его экономическая окупаемость (экономический износ) еще не наступил. Таким образом, предприятие становится перед дилеммой выбора: осуществлять или нет воспроизвод­ство на текущем этапе жизненного цикла объекта. Для принятия пра­вильного решения необходима комплексная финансовая оценка эконо­мических выгод и потерь воспроизводственного процесса.

Определение цикла материально-вещественного воспроизводства в туризме - сложный экономический вопрос, требующий мониторинга всех факторов (внешних и внутренних), оценки степени возможных выгод и финансовых потерь для туристского предприятия.

Цикл интеллектуального воспроизводства определить еще труднее ввиду невозможности его выражения с помощью общепринятых мер из­мерения - процентов, долей и др. Доминирующая роль здесь отводится маркетингу, который позволяет провести всесторонний анализ потребно­стей и ожиданий туристов. Один из путей, позволяющий проследить за Циклом воспроизводства интеллектуального потенциала работников, -показатель объема продаж. Его снижение может явиться сигналом к не­обходимости воспроизводства данного ресурса.

В то" же время следует учитывать, что на объем продаж одновре­менно влияет множество факторов, поэтому маркетинговые исследова­ния должны проводиться постоянно и ориентироваться исключительно на оценку туристом уровня его обслуживания. Иными словами, необхо­димо проводить мониторинг в интересах потенциальных туристов. Такой подход позволит своевременно заметить необходимость воспроизводства интеллектуального потенциала, выявить цикл его воспроизводства с уче­том того, что он не постоянный и изменяется в зависимости от ряда фак­торов (табл. 4).

Таблица 4


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.