Туристская дестинация и этапы ее эволюции — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Туристская дестинация и этапы ее эволюции

2018-01-14 1276
Туристская дестинация и этапы ее эволюции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Туристская дестинация - это основополагающий элемент турист­ской системы. Под туристской дестинацией понимается территория, обладающая свойствами туристской привлекательности, что стимулирует туристский интерес, а, следовательно, и развитие самого туризма.

Туристские дестинации различаются по масштабности и назначе­нию, то есть по интересу со стороны туристов и по целям поездки.

Можно выделить следующие туристские дестинации:

• крупные туристские дестинации (столицы различных стран мира, иные крупные и средние города, не являющиеся столицами);

• средние и мелкие туристские дестинации (малые города, города-курорты, и т.д.);

• специализированные туристские дестинации, созданные специ­ально для туристских целей (Диснейленд, национальные парки и т.д.).

Необходимо разделять понятия туристский регион и туристская дестинация.

Туристский регион - это более масштабное понятие по отношению к туристской дестинации. Туристский регион может включать в себя не­сколько туристских дестинации. Например, туристский регион Италия включает в себя такие туристские дестинации, как Рим, Венеция, Милан, Флоренция, Пиза, Турин и т.д. При этом туристский регион может вклю­чать в себя различные дестинации как по своей масштабности, так и по своему туристскому назначению.

Для всех туристских дестинации характерны следующие общие черты:

• ценность с точки зрения туристов (туристы должны считать дестинацию достаточно привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие; ценно­сти дестинации должны удовлетворять потребности туристов в отдыхе, познании (изучении), лечении и т.д.);

• неразделимость с туристским продуктом (туристский продукт потребляют там, где производят, поэтому ту­рист должен физически присутствовать в дестинации; при этом услуги туристской дестинации не могут быть запасены впрок, т.е. все, что не будет использовано, будет потеряно - свободные номера в гостиницах, места в ресторанах, театральные билеты не могут быть отложены в меж­сезонье для последующей продажи во время туристского сезона и т.д.);

• использование объектов туристских дестинаций не только тури-с гами, но и местным населением (развитие инфраструктуры дестинаций имеет двойное назначение -обслуживание местных жителей и туристов; для повышения уровня об­служивания туристов создается специальная туристская инфраструкту­ра - гостиницы, предприятия питания и т.д.);

• взаимодополнение различных элементов дестинаций друг другом (важно, чтобы качество каждого из элементов дестинаций и пред­ставляемых в нем услуг были в достаточной степени равноценными -плохая кухня ресторана или некомфортабельный номер в гостинице мо­гут снизить впечатление от хорошего во всех остальных отношениях от­дыха; проблема здесь в сложности координации деятельности между ту­ристскими предприятиями, особенно, если они между собой не взаимо­действуют).

Необходимо отметить, что различные туристские дестинаций имеют свои характерно-индивидуальные особенности. Рассмотрим особенности развития туризма в крупном городе, как одном из видов туристских дес­тинаций (рис. 1).

Некоторые особенности крупного города как вида туристской дес­тинаций:

• высокая степень дифференциации туризма (являясь исторически сложившимися предметно-овеществленными сферами человеческой деятельности, крупные города в своем развитии отражают этапы развития цивилизации и сосредоточивают множество туристских ресурсов различной природы; их большая концентрация -предпосылка разностороннего развития туризма; таким образом, туризм в крупных городах достаточно разнообразен);

• краткая продолжительность пребывания туриста (пребывание туриста в крупном городе, как правило, носит кратко­срочный характер в сравнении с посещением туристами таких турист­ских дестинаций, как курорты; замечено, что среднестатистическое время пребывания туриста в крупном городе составляет, как правило, 4-5 дней (от 2-7 дней), в то время как пребывание на курорте в среднем - 10 дней (7-14 дней и более));

 

• большое влияние со стороны заинтересованной клиентуры (каждое туристское предприятие крупного города осуществляет свою деятельность в окружении различных заинтересованных лиц и кли­ентов, что оказывает на него сильное влияние; кроме того, внутри от­дельных заинтересованных групп имеются свои личные интересы, более Дифференцированные и специфичные в крупном городе, нежели в иных туристских дестинациях; это связано с разнообразием людских масс в мегаполисе, различиями в их уровне жизни, потребностях и иными фак­торами, таким образом, появляется тенденция индивидуализации в мас­совости и массовость в совокупности индивидуализации);

• значительная конкуренция и сложность во взаимодействии уча­стников туристского рынка (эта особенность связана с большим количеством участников тури­стского рынка, каждый из которых стремится занять свою нишу, очертив при этом свой сегмент туристского рынка; жесткая конкуренция препят­ствует взаимодействию участников туристского рынка крупного города по сравнению с теми туристскими дестинациями, где имеются более тес­ные взаимосвязи между туристскими предприятиями, которые в рамках обеспечения своего бизнеса и предложения более качественных турист­ских услуг в соответствии с потребностями туристов нацелены на взаи­модействие);

• низкая степень сезонности (туризм в крупных городах характеризуется низкой степенью се­зонности; причина этого - дифференциация туризма и возможность предложения туристских уллуг с различными потребительскими свойст­вами; однако во многих крупных городах Российской Федерации, напри­мер, в Санкт-Петербурге, влияние сезонности на туристские потоки су­ществует, и это является одной из проблем туризма, которую необходимо анализировать и искать пути ее разрешения);

• непервичность экономики туризма в выживании крупного города (крупный город может развиваться с помощью туризма, но не ис­ключительно за его счет).

Туристская дестинация должна отвечать следующим требованиям:

• достопримечательностью (достопримечательность может быть природной - созданной приро­дой', культурно-исторической - созданной по большей части человечест­вом2, событийной - созданной исключительно человеком3; если дестина­ция обладает всеми вышеперечисленными достопримечательностями, то ее туристская привлекательность возрастает; это в значительной степени способствует снижению сезонности в туристской дестинации до полной независимости дестинации от сезонных колебаний);

• доступностью (развитие и поддержание эффективных транспортных связей с тури­стскими рынками необходимо для успеха туристской дестинации; слабая транспортная доступность может существенно ограничить туристские потоки в дестинацию и, как следствие этого, привести к деградации по­следней; при этом необходимо отметить, что не всегда развитая транс­портная доступность может быть положительным фактором развития

туристской дестинации, что в большей степени имеет отношение к ку­рортам; так, развитая транспортная доступность наносит определенный вред экологии курорта, и многие курорты сознательно ограничивают транспортную доступность в целях сохранения природной (климатиче­ской) достопримечательности дестинации; может быть и иной вариант, когда желаемому развитию транспортной доступности мешают объек­тивные факторы, например, невозможно подвести железную дорогу к туристской дестинации из-за рельефа местности в гористых районах; на практике очень часто встречаются случаи, когда развитие транспортной доступности одновременно осложнено невозможностью развития и со­хранением достопримечательности; яркий пример тому - город-курорт Ялта в Крыму, куда можно добраться только автомобилем либо автобус-но-троллейбусным транспортом; однако для туристов важна не только физическая доступность дестинации благодаря наличию транспортных связей с ней, но и наличие развитого внутреннего транспорта - прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения об­зорных экскурсий, трансферов до мест размещения в дестинации и т.д.);

• наличием удобств или инфраструктурной обеспеченностью

(при посещении дестинации турист испытывает определенные по­требности в размещении, питании, развлечении и т.д.; для удовлетворе­ния этих потребностей дестинация должна быть наиболее полно оснаще­на объектами инфраструктуры - туристской (средства размещения, пред­приятия питания, развлечения и др.) и сопутствующей (предприятия роз­ничной торговли и иные предприятия сферы услуг, такие как парик­махерские, банки, пункты обмена валют, страховые агентства и т.д.).

Сектор размещения и питания дестинации не только обеспечивает приют и пищу, но также создает общее ощущение радушного приема и надолго оставляет приятные впечатления о местной кухне и продуктах питания.

Традиционно находящийся в руках малого бизнеса, сектор разме­щения обычно предлагает различные типы гостиниц, и для дестинации очень важно обеспечить их соответствие требованиям рынка.

На некоторых курортах наблюдается тенденция к использованию гибких форм размещения, таких как частные квартиры и таймшер, в про­тивовес традиционным формам. Размещение может быть и в коммерче­ском секторе (гостиницы, апартаменты с самообслуживанием и т.д.), и в частном неформальном секторе (дачи, трейлеры и т.п.). Последние явля­ются довольно обширной, хотя и не всегда востребованной частью инду­стрии размещения.

Следует отметить, что чем более развита инфраструктурная обеспе­ченность и чем выше степень ее дифференциации, тем более разнообраз­ным потребностям туристов она может отвечать и стать посещаемой раз­личными категориями туристов, увеличивая туристские потоки.

Любая туристская дестинация имеет свой жизненный цикл, дли­тельность которого строго индивидуальна для каждой конкретной дести-нации.

Жизненный цикл дестинации подразделяется на 7 этапов (рис. 2). В процессе жизненного цикла туристской дестинации должны учи­тываться основные принципы устойчивого развития туризма в дестинации:

• туризм должен быть признан как положительная деятельность, способная приносить пользу обществу и местности наравне с ту­ристами;

• отношения между туризмом и окружающей средой должны регу­лироваться в интересах сохранения окружающей среды; туризм не должен наносить ущерб природным богатствам;

• туристская деятельность и ее развитие должны учитывать приро­ду, характер и масштабы местности, в которой они осуществля­ются;

• интересы туриста, местности и проживающего там населения должны находиться в гармонии.

В динамически развивающемся мире некоторые изменения являют­ся неизбежными, а иногда и полезными. Однако они не должны осущест­вляться в ущерб вышеприведенным принципам. Туристская индустрия, местные власти и природоохранные организации обязаны соблюдать вышеизложенные принципы и совместно добиваться их практической реализации.

Дестинации не статичны - они меняются и эволюционируют. Каж­дый этап жизненного цикла имеет свою длительность и находится в зави­симости от конкретно рассматриваемой дестинации. Постоянно развива­ясь, средства обслуживания и доступность туристской дестинации меня­ются как в количественном, так и в качественном отношении в соответ­ствии с требованиями рынка. Следующие одна за другой волны туристов различаются по количеству и типу, имеют различные предпочтения, мо­тивации и желания на каждой последующей стадии развития дестинации. Таким образом, жизненный цикл дестинации не ограничен какими-то временными рамками.

При этом становление местности как туристской дестинации с предъявляемыми к ней требованиями и со свойственными ей особенно­стями занимают, как правило, не менее 20 - 25 лет.

 

 

1-й этап. Красота нетронутой природы или культура дестинации привлекают небольшое число предприимчивых туристов. Их количество невелико из-за трудного доступа и недостатка удобств. На этой стадии привлекательность дестииации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма, и уровень контакта с местным населением довольно высок.

2-й этап. Местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестинации, что приводит к устойчивому росту числа туристов. Формируется туристский сезон и рынок, а перед государственным сектором ставится задача по обеспечению инфраструктуры.

3-й этап. Наблюдается высокий рост туристских прибытий в дестинацию, и в период высокого сезона число туристов достигает или даже часто превосходит число местных жителей. При этом могут проявляться определенные проблемы, такие как: перегрузка и износ средств обслуживания. Проявляется необходимость более тщательного планирования и управления развитием дестинации для решения текущих и преодоления будущих проблем.

4-й этап. Темп прироста туристов начинает снижаться, хотя общее их число еще растет и часто все еще превышает количество местных жителей. Туристская дестинация уже полностью оснащена всем необходимым для туристов.

5-н этап. Количество туристских прибытий в дестинацию начинает снижаться, дестинация перестает быть модной и существует за счет постоянных туристов. Появляются социальные, экономические и иные проблемы.

6-й этап. Происходит спад туристской активности. Дестинация уже не составляет конкуренцию иным туристским дестинациям, и для туристов она становится неинтересной. Инфраструктура дестинации меняет владельцев и переоборудуется для других целей. При этом администрация туристской дестинации может на этой стадии принять решение о ее возрождении.

7-н этап. Принимается решение о переориентировании дестинации на новое использование, новые рынки и каналы сбыта, изменяются средства привлечения туристов. Дестинации могут извлекать выгоду из ранее не использовавшихся ресурсов, для того чтобы продлить сезон и привлечь новых туристов.

 

Рис. 2. Этапы жизненного цикла туристской дестинации

 

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.