Политика социальных гарантий — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Политика социальных гарантий

2018-01-14 272
Политика социальных гарантий 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Следующие два направления социальной политики связаны с обеспечением социальной справедливости. Однако понятие социальной справедливости отражает не только экономическую, но и социальную проблему общества и в силу этого является сложным и историческим, т.е. неоднозначным и развивающимся со временем. Традиционно это понятие связывают с асимметричностью или эквивалентностью вклада, который сделал субъект в общественное благосостояние, и его собственного социально-экономического положения в обществе.

Различие подходов к социальной справедливости привело к разным подходам и моделям ее реализации, представленным в разные эпохи. Так, исторически первой моделью, известной со времен знаменитого философа Платона (4 в. до н.э.), является эгалитаризм. Эта модель опирается на равное распределение благ между всеми участниками. «Чистый эгалитаризм», однако, как показала история, не удалось осуществить на практике. В качестве варианта «умеренного эгалитаризма» приводят пример бывшего СССР, где децильный коэффициент дифференциации составлял 3,3:1, в то время как в США и Великобритании он был равен 15:1[65].

Другой моделью социально справедливого общества рассматривают утилитаризм, основателем которого считается И.Бентам. Суть этой модели такова: наибольшее благо (счастье) – для наибольшего числа людей. Эта модель подвергается критике за ее двойственную неопределенность: нет четкости понятий «наибольшее благо» – и «наибольшее число людей» и поэтому считается неосуществимой.

Модель Дж.Ролза, написавшего «Теорию справедливости», можно представить так: общественное благосостояние действительно увеличивается лишь тогда, когда повышается благосостояние самых бедных членов общества, но оно не зависит от повышения благосостояния всех остальных. Из этого следует, что если увеличилось благосостояние зажиточных слоев населения, но не изменилось положение бедных, то это нельзя считать ростом общественного благосостояния.

Модель Нэша основывается на другом критерии: снижение экономической дифференциации населения. Это означает, что ростом общественного благосостояния можно считать такую ситуацию, когда экономическая дифференциация населения данной страны снизилась. Реализацией такой модели считают шведский вариант социального рыночного хозяйства.

Теперь обратимся непосредственно к еще одной структурной части социальной политики – политике социальных гарантий, которая представляет собой совокупность принципов, форм и методов, используемых государством с целью создания минимума гарантированных условий для обеспечения жизнедеятельности всех членов общества.

Главной современной формой установления социальных гарантий служат государственные минимальные социальные стандарты. Под ними понимаются разрабатываемые и утверждаемые государством социальные нормативы, определяющие минимальный уровень гарантированного удовлетворения социально-значимых потребностей членов общества в материальных благах и социальных услугах.

Важнейшим видом государственных минимальных социальных стандартов в нашей стране служит МПБ – минимальный потребительский бюджет. МПБ – это граница доходов, ниже которой не может быть обеспечено простое воспроизводство и социально-приемлемый образ жизни граждан данного общества.

Понятно, что МПБ – величина непостоянная. Порядок формирования, а также направления использования минимального потребительского бюджета определяются законами государства, которые опираются на его экономическое состояние и возможности.

Минимальный потребительский бюджет, в свою очередь, имеет несколько видов: он разрабатывается конкретно для разных социальных групп населения (для работающих, пенсионеров, студентов и т.д.), а также для средней семьи, состоящей из 4-х человек. Он изменяется в соответствии с общим экономическим ростом в стране.

Еще одним важным видом минимальных социальных гарантий является минимальная заработная плата (МЗП), представляющая социально-экономический норматив, который определяет минимально допустимый уровень денежных средств, выплачиваемых любым нанимателем работнику простого труда и способных обеспечить воспроизводство его рабочей силы.

Объективной базой минимума заработной платы должен служить минимальный потребительский бюджет, поэтому минимум заработной платы требуется пересматривать при изменении МПБ в соответствии с ним.

Кроме названных выше видов социальных гарантий, в эту систему также включаются: социальные гарантии равного доступа к государственному бесплатному образованию, государственному здравоохранению, социальным и культурным благам, равного доступа к рынкам товаров и услуг, средствам экологической безопасности и т.п.

Политика социальных гарантий должна быть взвешенной, научно обоснованной. При ее реализации возможны две крайности. С одной стороны, ее реализация может снижать стимулы экономической активности граждан и способствовать развитию их иждивенчества, подрывая эффективность экономики. А с другой стороны, эта политика, осуществляемая неумело, может расширять слои бедных со всеми последствиями как экономического, социального, так и нравственного характера. Ясно, что в экономической системе с социальной ориентацией политике социальных гарантий должно отводиться приоритетное место, и она должна разрабатываться особенно тщательно.

Политика социальной защиты

В структуру социальной политики входит также политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.

Главными принципами политики социальной защиты являются:

· гуманность;

· адресность защиты;

· всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;

· интеграционность различных частей системы защиты в единое целое;

· гибкость системы;

· надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице многодетным семьям и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют себя. Система социальной защиты представлена на рис.9.4.

 

 

 


Основными методами, используемыми для социальной защиты, являются:

· социальная помощь, осуществляемая на безвозмездных либо льготных условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

· социальное страхование как система предоставления финансовой помощи за счет взносов обязательного или добровольного порядка и в зависимости от их размера. Взносы работников, работодателей и государства в пропорциях, определяемых законодательно в разных странах по-разному, служат источником для пособий, пенсий и др. социальных выплат;

· социальная поддержка – это, прежде всего, способ защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности.

Тенденция гуманизации, человечности пробивает себе дорогу, в частности, в исторически утверждающейся в ряде стран социально ориентированной экономике рыночного типа. Эта тенденция, прежде всего, заметна в системе социальной защиты – в ее достаточности, гибкости и надежности, т.е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.037 с.