Налогово-бюджетная политика: понятие, виды. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Налогово-бюджетная политика: понятие, виды. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро

2018-01-14 689
Налогово-бюджетная политика: понятие, виды. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Фискальная (налогово-бюджетная) политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирования средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (сокращение темпов инфляции, увеличение объемов производства, обеспечение занятости).


 

 


Как реальный инструмент государственного регулирования экономики это понятие связано с именами Дж.Кейнса и его последователей (А.Пигу, Р.Харрод, Э.Хансен).

Налогово-бюджетную политику принято подразделять на два типа: дискреционную (гибкую) и недискреционную (автоматическую).

Дискреционная налогово-бюджетная политика – это сознательное манипулирование законодательной власти налогообложением и государственными расходами с целью воздействия на уровень экономического развития (на изменения объема производства, занятости, уровня цен и ускорение экономического роста).

Все эти меры оказывают воздействие как на совокупный спрос, так и на совокупное предложение. В рамках кейнсианского подхода дискреционная налогово-бюджетная политика предусматривает непосредственное воздействие на совокупные расходы.

Изменение любого из компонентов совокупного спроса – будь то потребительские расходы, капиталовложения, государственные расходы, чистый экспорт (последнее – в рамках открытой экономики) повлечет за собой мультипликативные эффекты, приводящие к соответствующему изменению дохода.

Фискальная дискреционная политика в коротком периоде может сопровождаться эффектами ряда мультипликаторов: государственных расходов, трансфертов, налогов и сбалансированного бюджета.

Мультипликатор [26] государственных расходов (бюджетный мультипликатор) – отношение изменения реального национального продукта к вызвавшему его изменению государственных расходов.

Налоговый мультипликатор – отношение изменения национального дохода к вызвавшему его изменению налогов.

Трансфертный мультипликатор – отношение изменения реального национального дохода к вызвавшему его изменению социальных выплат (трансфертов).

Мультипликатор сбалансированности бюджета – равное увеличение государственных расходов и налогов; он вызывает увеличение дохода на величину, равную приросту государственных расходов и налогов. Мультипликатор сбалансированного бюджета (К) – численный коэффициент, равный единице[27].

Стабилизировать совокупный спрос на уровне, соответствующем полной занятости, можно через налогообложение. К примеру, государство вводит аккордный налог, т.е. налог постоянной величины, который дает одну и ту же сумму налоговых поступлений при любых размерах национального дохода. Это – известное упрощение, так как в реальности в большинстве стран используется прогрессивная система налогообложения, т.е. с ростом дохода увеличивается налоговая ставка.

Рассмотрим, что произойдет с расходами на потребление и сбережение после введения этого налога. Естественно, если уменьшится располагаемый доход (Y–T), то сократятся и потребление, и сбережение. Потребление уменьшится, но не ровно на 20 млрд. долл. Почему? Нужно вспомнить о МРС и MPS. Если МРС =0,8, то потребление сократится: 20´0,8=16 млрд. долл. Сбережения также уменьшатся: 20´0,2=4 млрд. долл. В итоге произойдет уменьшение дохода: T´МРС´k =20´0,8´5=80. Следовательно, график совокупных расходов (С+I+G+NX) сдвинется вниз (в этом случае на 16 млрд. долл.), и равновесный уровень национального дохода, учитывая эффект мультипликатора, снизится в 5 раз. Уменьшение же аккордного налога, наоборот, поднимает вверх график совокупных расходов и увеличит национальный доход. Следовательно, правительство при борьбе со спадами может как увеличивать государственные расходы, так и снижать налоги.

Что же сильнее воздействует на экономику? В нашем примере наглядно видно, что больший стимулирующий эффект оказывает политика государственных расходов (произошло изменение дохода на 100 млрд. долл.). При таких мерах происходит непосредственное воздействие на совокупные расходы. А изменение налогов оказывает косвенное воздействие на уровень национального дохода, так как затрагивает величину располагаемого дохода (У–T). Так, изменение налогов на 20 млрд. долл. вызвало смещение С+I+G+NX только на величину 16 млрд. долл.

Различают стимулирующую и сдерживающую фискально-дискреционную политику, которые используются для преодоления спада и сдерживания подъема экономики (рис.4.2).

Следовательно, дискреционная стимулирующая налогово-бюджетная политика предполагает рост государственных расходов и/или снижение налоговых ставок. Напротив, дискреционная сдерживающая налогово-бюджетная политика предполагает снижение государственных расходов и/или рост ставок налогов.

Стимулирующая политика, как отмечалось выше, может сопровождаться бюджетным дефицитом, т.е. превышением текущих расходов государства над доходами. Она проводится с целью борьбы со спадами и, соответственно, циклической безработицей. Это – главная цель. Но не следует забывать о временных лагах.

 
 

 


Поэтому правительство, принимая решение о проведении дискреционной фискальной политики (т.е. сознательно изменяя величину государственных расходов или ставок налогов), должно ясно представлять, на каком из отрезков траектории циклического развития находится экономика. Действительно ли в экономике начался спад, и такое нежелательное изменение совокупного спроса нужно блокировать стимулирующей налогово-бюджетной политикой.

Одной из сложнейших проблем в проведении налогово-бюджетной политики принято считать проблему выбора времени. «Дорого яичко к Христову дню!» – гласит русская поговорка. Так и налогово-бюджетная стимулирующая политика хороша именно в период спада. Но о том, что происходит с ВВП в текущем квартале, мы узнаем из отчета статистических служб лишь в начале следующего квартала. Политика экономической стабилизации должна полагаться на прогнозы, а краткосрочные экономические прогнозы, по выражению американского экономиста П.Хейне, не только точной наукой, но и уважаемым ремеслом трудно назвать. Предположим, произошло резкое падение цен на акции. Что это – спад? Нужно немедленно начинать стимулирующую налогово-бюджетную политику? А если это вызвано не экономическими, а политическими причинами? И если государство начнет увеличивать государственные расходы, то только вызовет инфляцию, потому что на самом деле никакого спада не было. Но даже если государством точно установлено, что в экономике начался спад, то нужно еще время, чтобы продумать конкретные фискальные мероприятия, альтернативы, последствия введения новых законов. Налоговые законопроекты и программы государственных расходов нужно провести через парламент. Другими словами, существует большой лаг между осознанием проблемы и принятием конкретного решения. И вот нужный момент будет упущен. Американские экономисты любят подчеркивать, что спад 1974–1975 годов на самом деле начался еще в конце 1973 года. Налоговый законопроект, направленный на борьбу с ним, Конгресс принял только в марте 1975 года. Но было уже поздно. К тому времени спад пошел на убыль, началось оживление и подъем американской экономики, и во многом стимулирующая налогово-бюджетная политика способствовала раскручиванию инфляции. Фактор времени важен и при сборе налогов: в период высокой инфляции поступления в бюджет от прямых налогов успевают обесцениться в промежуток времени между получением дохода и уплатой налога – так называемый эффект Танзи-Оливера [28].

Таким образом, фактор времени осложняет дискреционную налогово-бюджетную политику. Но этого недостатка лишен другой тип макроэкономической политики, а именно недискреционная, или автоматическая налогово-бюджетная политика, где отсутствует лаг принятия решений.

Автоматическая налогово-бюджетная политика – это автоматические изменения в уровне налоговых поступлений, независимые от принятия решений правительством. Ведь законодательный орган определяет только ставки налогов, а не размер налоговых поступлений. Автоматическая налогово-бюджетная политика является результатом действия автоматических, или встроенных стабилизаторов, т.е. механизмов в экономике, которые уменьшают реакцию реального ВВП на изменения совокупного спроса. Главные из них – пособия по безработице и прогрессивное налогообложение. Механизм действия та кого встроенного стабилизатора, как прогрессивное налогообложение, представим графически (рис.4.3).

 

 

 


Наклон ломаной кривой Т на каждом из ее участков зависит от ставки налога (t). Налоговые поступления при каждом уровне дохода определяются по формуле: Y´t=T. Например, если доход (T) составляет 500 млрд. долл. то при налоговой ставке 0,2 (20%) налоговые поступления составят 100 млрд. долл. При более высоком уровне дохода повышается и налоговая ставка, и кривая Т становится более крутой; наоборот, при снижении дохода величина t уменьшается и кривая Т принимает более пологий вид.

По мере спада производства уменьшается реальный выпуск, налоговые поступления также автоматически уменьшаются. Так, подоходный налог и налог на прибыль корпораций в странах рыночной экономики – основная часть доходов бюджета. Эти налоги взимаются по прогрессивной шкале. И если во время спада доходы уменьшаются, то одновременно происходит и уменьшение налогового бремени. Иначе говоря, в период спада легче становится налоговый пресс и тем самым смягчается экономический спад. Кроме того, во время спада и сопровождающей его циклической безработицы увеличившийся бюджетный дефицит означает, что автоматически увеличивается общая сумма пособий безработным и другие социальные выплаты. Таким образом, благодаря встроенным стабилизаторам во время спадов происходят определенные приросты доходов (меньшее налоговое бремя, больше пособий), и колебания совокупного спроса оказываются не столь сильными.

Напротив, во время бума (подъема) в экономике налоговые поступления автоматически возрастают – все из-за той же прогрессивности налогообложения. Налоговый пресс усиливается, и тем самым сдерживается экономический подъем. Автоматически уменьшаются и пособия по безработице. Следовательно, «размах качелей» (т.е. колебаний совокупного спроса), как и в случае со спадом, оказывается меньшим. Таким образом, бюджетные дефициты оказывают стимулирующее воздействие, а бюджетные профициты (излишки) – сдерживающее воздействие на экономику. Бюджетный дефицит помогает бороться со спадом и безработицей, а бюджетные профициты – бороться с перегревом экономики и инфляцией. Экономисты-теоретики положительно оценивают роль недискреционной (автоматической) налогово-бюджетной политики, полагая, что она в послевоенный период играла роль стабилизатора и способствовала плавному развитию экономики западных стран.

Воздействие встроенных стабилизаторов на государственный бюджет можно представить схематично (рис.4.4).

Однако следует подчеркнуть, что встроенные стабилизаторы не могут на 100% предотвратить нежелательные колебания совокупного спроса как в сторону уменьшения, так и в сторону повышения. И все-таки они способны уменьшить размах колебаний, по некоторым оценкам, приблизительно на 1/3.

 

 

 


П.Самуэльсон проводит интересную и поучительную аналогию между автоматической налогово-бюджетной политикой и действием автопилота: «В настоящее время автопилот может держать самолет почти стабильно, пока пилот дремлет. Но, если произошло что-то необычное, пилот должен снова взять руль. Еще никто не нашел приспособления, обладающего всей гибкостью человека. Точно так же и в социальной сфере: ни одна нация еще не достигла той стадии, чтобы создать для себя набор конституционных процедур, которые исключили бы необходимость проведения дискреционной политики»[29].

Встроенные стабилизаторы, названные П.Самуэльсоном «первой линией обороны», не слудет смешивать с такими элементами самоорганизации рыночного механизма, как гибкость цен, перелив капитала из нерентабельных в прибыльные отрасли, формирование потребительского спроса не только в зависимости от текущего, но и от ожидаемого в будущем национального дохода.

На практике правительства промышленно развитых стран проводят комбинированную налогово-бюджетную политику, сочетающую дискреционные и недискреционные методы.

Проблемы государственного долга затрагивают широкий спектр социально-экономических последствий внутренних и внешних заимствований как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе. Пока в экономическом мире господствовало кейнсианство, считалось, что бюджетные дефициты и накапливающийся государственный долг «не так страшны, как их малюют». Но в 70–80-х годах, когда обострились проблемы бюджетных дефицитов во многих западных странах, увеличились темпы прироста государственной задолженности, вновь в экономической науке повысился интерес к краткосрочным и особенно долгосрочным последствиям государственной задолженности и экспансионистской фискальной политики.

Отражением этих теоретических дискуссий является теорема эквивалентности Рикардо, нередко называемая теоремой эквивалентности Рикардо-Барро [30].

Когда государство проводит стимулирующую фискальную политику, оно может снизить налоги при постоянных государственных расходах. Рассмотрим, какое влияние окажет эта мера на потребление, инвестиции и национальные сбережения. Экономисты, обеспокоенные накапливанием государственной задолженности (их называют сторонниками традиционной точки зрения на государственный долг), обращали внимание на следующее: в краткосрочном плане снижение налогов приведет к росту потребительских расходов и, следовательно, снижению национальных сбережений; рост ставки процента, вызванный обострением конкуренции со стороны инвесторов за сбережения, приведет к снижению инвестиций; в открытой экономике приток иностранного капитала вследствие роста ставки процента повлечет за собой рост обменного курса национальной валюты, а, значит, снижение конкурентоспособности отечественных товаров. В долгосрочном плане сокращение национальных сбережений приведет к уменьшению накопленного капитала и снижению объема национального продукта.

Таким образом, экспансионистская фискальная политика снижения налогов может привести к тому, что жизнь нынешнего поколения может улучшиться из-за увеличения располагаемого дохода и роста потребления, но бремя нынешнего бюджетного дефицита ляжет на плечи будущих поколений.

Американский экономист Роберт Барро предложил иной подход. По его мнению, фискальная экспансия не оказывает сколько-нибудь значительного влияния на текущее потребление. Действительно, снижение налогов, например, паушального налога (т.е. одинакового для всех домашних хозяйств) при неизменных государственных расходах увеличивает государственный долг (накапливаются бюджетные дефициты). Но потребление зависит не только от текущего дохода. Если даже снизятся налоги, то население не обязательно увеличит потребление и снизит сбережения. Ведь граждане понимают: сегодня снижение налогов обернется их повышением завтра. Следовательно, экономические агенты, прогнозируя свое будущее, не уменьшат сбережения при снижении налогов, а будут копить деньги, оставляя их потомству: ведь именно оно будет платить налоги в последующие годы. Вот почему, как комментируют иногда экономисты концепцию Барро, детям оставляют наследство. Если же рассмотреть стимулирующую налогово-бюджетную политику с другой стороны – как увеличение государственных расходов, финансируемых за счет государственной задолженности, – то вывод будет тот же. Ин формированные граждане, по мнению Барро, воспринимают государственные расходы следующим образом: их финансирование происходит за счет роста государственной задолженности (размещения облигаций). А это можно рассматривать как налоги, которые мы платим сегодня или будем платить завтра: долг надо обслуживать и погашать. Следовательно, опять можно предположить, что текущее потребление не увеличится, несмотря на увеличение государственных расходов, так как люди дальновидны и будут копить на будущее, учитывая необходимость выплаты налогов будущими поколениями. Согласно подходу Барро, государственный долг нельзя рассматривать как богатство частного сектора.

Таким образом, рикардианское равенство, или теорема эквивалентности Рикардо-Барро, состоит в том, что финансирование государственных расходов за счет долга равно финансированию государственных расходов за счет налогов.

Теорема эквивалентности Рикардо-Барро построена при определенных допущениях: во-первых, люди обладают абсолютным предвидением будущего налогового бремени, т.е. рациональны настолько, что способны дисконтировать ценность сегодняшних налогов и налогов, уплачиваемых в будущем. Во-вторых, предполагается, что люди принимают решения в условиях бесконечного периода планирования. В-третьих, во внимание принимается случай единовременного, или фиксированного налогообложения (паушальный налог), которое, по крайней мере, теоретически, не вызывает искажения стимулов хозяйствен ной деятельности.

Оппоненты рикардианского равенства обращают внимание на то, что несоблюдение этих допущений нарушает теорему эквивалентности. Неполная рациональность, ограниченный горизонт планирования потребительских расходов домашними хозяйствами (люди – не бессмертные особи) и существующая на практике прогрессивная система налогообложения учитываются в многочисленных эмпирических исследованиях, посвященных теореме эквивалентности Рикардо-Барро. Отсутствие бесспорных эмпирических доказательств правоты подхода Барро, однако, не делает его взгляды теоретически менее интересными. В экономической науке существует много гипотез и концепций, которые фигурируют в многочисленных изданиях учебного и научного характера, несмотря на то, что они не выдержали эмпирической проверки на их абсолютную достоверность: эффект Гиффена, «ликвидная ловушка» и многие другие. Теорема эквивалентности Рикардо-Барро важна и интересна, прежде всего, тем, что обращает внимание на проблемы межвременного выбора в процессе потребления и связи между нынешним и будущими поколениями налогоплательщиков.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.024 с.