Сильные стороны кредитно-денежной политики — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Сильные стороны кредитно-денежной политики

2018-01-14 233
Сильные стороны кредитно-денежной политики 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Большинство экономистов рассматривают кредитно-денежную политику как важную часть политики ста­билизации национальной экономики в США, осо­бенно в свете следующих обстоятельств и фактов.

Быстрота и гибкость, В отличие от фискальной (бюджетной) политики кредитно-денежная полити­ка поддается быстрому изменению. Мы знаем, что применение фискальных мер может быть надолго отсрочено из-за длительных обсуждений в Конгрес­се. Иначе обстоит дело с кредитно-денежной поли­тикой. Федеральный комитет по операциям на от­крытом рынке Совета управляющих ФРС в состоя­нии ежедневно покупать и продавать ценные бума­ги и тем самым немедленно влиять на предложение денег и процентную ставку

Независимость от политического давления. Посколь­ку члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14-летний срок, они относительно устойчивы к лоббированию тех или иных интересов и не слиш­ком подвержены «предвыборному влиянию*. Поэто­му Совет легче, чем Конгресс, идет на политически непопулярные меры, которые могут потребоваться для долгосрочного оздоровления экономики. Кро­ме того, кредитно-денежная политика по своей при­роде мягче и «деликатнее» фискальной политики. Изменения в государственных расходах непосред­ственно отражаются на распределении ресурсов, а изменения налоговой системы могут иметь весь­ма разнообразные и далеко идущие политические последствия. Кредитно-денежная политика, наобо­рот, действует тоньше и потому более привлекатель­на с политической точки зрения.

Успехи 80-х и 90-х годов. Доводы в пользу кредит­но-денежной политики получили мощное подкреп­ление благодаря ее успешному применению в 80— 90-х годах. Политика «дорогих» денег позволила сбить темпы инфляции с 13,5% в 1980 г до 3,2% три года спустя.

А совсем недавно, в начале 90-х годов, федераль­ная система, успешно используя кредитно-денеж­ную политику, помогла вывести экономику - пона­чалу очень медленно, а затем стремительно - из спада 1990-1991 гг. Эти успехи весьма знаменатель­ны, поскольку из-за огромного бюджетного дефи­цита в 80-х и начале 90-х годов фискальная полити­ка оказалась совершенно недейственной. Бюджет­ная деятельность Конгресса была направлена глав­ным образом на сокращение этого дефицита, а совсем не на стимулирование экономики. Повы­шение налоговых ставок и сокращение государ­ственных расходов в тот период по общим меркам фискальной политики носили умеренно ограничи­тельный характер. Но проводимая ФРС политика «дешевых» денег привела к снижению процентной ставки по коммерческим ссудам с 10% в 1990 г. до 6% в 1993 г. Как и следовало ожидать, результат не замедлил сказаться: инвестиционные и чувстви­тельные к процентной ставке потребительские рас­ходы быстро возросли, вызвав увеличение реально­го ВВП.

Рост ВВП, начавшийся в 1992 г., продолжался. несмотря на снижение уровня безработицы с 7,5 до 5% в 1997 г. Чтобы обезопасить экономику от по­вторного витка инфляции в 1994 и 1995 гг., а затем снова в 1997 г., ФРС сократила резервные требова­ния к банкам с целью увеличения процентной став­ки и замедления темпов роста заимствований и рас­ходов. И такая стратегия сработала: на протяжении всего периода рост инфляции находился под конт­ролем.

Конгресс проявляет пристальное внимание к

поддержанию сбалансированного федерального бюджета США, а рассматриваемая кредитно-денеж­ная политика позволяет успешно стабилизировать инфляцию и способствовать экономическому рос­ту поэтому на сегодняшний день эта кредитно-де­нежная политика служит основным инструментом стабилизации американскои экономики.

Недостатки и трудности

Однако несмотря на недавний успех, кредитно-де­нежная политика имеет определенные пределы, кроме того, ее применение в реальной жизни со­пряжено с некоторыми сложностями.

Ослабление контроля? Кое-кто из экономистов выс­казывает опасения, что изменения в банковской практике (некоторые из них обсуждены в главе 13)

-денежная политика

могут ослабить или сделать менее предсказуемым контроль за предложением денег со стороны ФРС. Нововведения в финансовой сфере позволили лю­дям быстро переводить «почти деньги» из взаим­ных фондов и с разных инвестиционных счетов на чековые счета, и наоборот. Из-за такого перемеще­ния средств в рамках финансовой системы конк­ретные меры кредитно-денежной политики, направ­ленные на изменение банковских резервов, могут утратить свою эффективность. К примеру в ответ на проведение политики «дорогих» денег люди мо­гут начать быстро обращать «почти деньги» со сво­их счетов во взаимных фондах и другие ликвидные финансовые инструменты в деньги на своих чеко­вых счетах. А в результате сокращение банковских резервов, возможно, не достигнет намеченного ФРС уровня, процентная ставка не возрастет, совокуп­ный спрос останется неизменным, К тому же фи­нансы и банковское дело все быстрее приобретают общемировой характер. Потоки финансовых ресур­сов в США или из США способны существенно ослабить, а то и полностью подорвать эффект внут­ренней кредитно-денежной политики, И наконец, перспективы распространения электронных денег и смарт-карт (электронных кредитных карточек) мо­гут затруднить проблему измерения денежной мас­сы и дополнительно затруднить контроль их эми­тирования.

Насколько обоснованно это беспокойство? Об­новление сферы финансов усложняет для Совета управляющих ФРС задачу проведения кредитно-денежной политики. Но последние исследования и собственный опыт ФРС убеждают в том, что тради­ционные инструменты кредитно-денежной полити-к и, котор ы м: и ц е н тр ал ьн ы е банк и р е гул и р уют пр е д-ложение денег и процентные ставки, сохраняют свою эффективность.

Циклическая асимметрия. Политика «дорогих» де­нег, если проводить ее достаточно энергично, дей­ствительно способна сократить резервы коммерче­ских банков настолько, чтобы вынудить их ограни­чить объем кредитов. Это означает и ограничение предложения денег, Но политика «дешевых» денег сталкивается с проблемой, которую выражает по­словица: «Можно подвести коня к воде, но нельзя заставить его пить». Политика «дешевых» денег в состоянии обеспечить коммерческим банкам избы­точные резервы? необходимые для выдачи ссуд. Од­нако она не способна гарантировать, что банки дей­ствительно будут' предоставлять ссуды и предложе­ние денег увеличится. Если коммерческие банки в своем стремлении к ликвидности отказываются от кредитования, усилия Совета управляющих по про­ведению политики «дешевых» денег окажутся ма­лоэффективными. Население тоже может сорвать планы ФРС, решив не брать в долг избыточные ре­зервы банков. Кроме того, деньгами, которые федеральные резервные банки направляют в эконо­мик)1; покупая у населения облигации, люди могут воспользоваться для погашения имеющихся займов. Короче говоря, эта потенциальная циклическая асимметрия действительно существует. Кредитно-денежная политика может оказаться высокоэффек­тивной для контроля и сдерживания инфляции, но в целом бессмысленной и неэффективной для вы­ведения экономики страны из полосы спада, или депрессии и продвижения ее в направлении полной занятости. Однако такая потенциальная цикличес­кая асимметрия за последние годы еще не успела пока создать серьезные помехи кредитно-денежной политике. Со времени Великой депрессии избыточ­ные резервы обычно оборачиваются дополнитель­ным кредитованием и тем самым — увеличением предложения денег.

Изменение скорости обращения денег» Совокупные

расходы можно определить как денежное предло­жение, умноженное на скорость обращения денег, то есть на число, указывающее, сколько раз в среднем доллар расходуется на товары и услуги в течение года. Следовательно, если денежное предложение составляет 150 млрд дол., то при скорости обраще­ния денег, равной 4, совокупные расходы составят 600 млрд дол., а при скорости обращения денег, рав­ной 3, - лишь 450 млрд дол.

По мнению некоторых экономистов, скорость обращения денег меняется в направлении, проти­воположном изменению денежного предложения, тем самым тормозя или даже полностью устраняя изменения в денежном предложении, вызванные политикой. В периоды инфляции, когда политика ограничивает денежное предложение, скорость об­ращения денег может возрастать. И наоборот, ког­да принимаются меры для увеличения денежного предложения в периоды спада, обращение денег может замедляться.

Подобное поведение скорости обращения денег объясняется спросом на деньги как на активы. По­литика «дешевых» денег, например, ведет к увели­чению денежного предложения по сравнению со спросом на них и тем самым — к падению процент­ной ставки (рис. 15-2а). Но теперь, когда процент­ная ставка - альтернативные издержки владения деньгами в качестве актива — понизилась, населе­ние захочет держать большее количество денежных средств. Это значит, что доллары будут переходить из рук в руки - от домохозяйств к фирмам и обрат­но - медленнее. Таким образом, скорость обраще­ния денег снижается. При обратном ходе событий политика «дорогих» денег вызовет, вероятно, уве­личение скорости обращения денег.

Инвестиционный эффект. Некоторые экономисты сомневаются в том, что кредитно-денежная поли­тика оказывает такое сильное воздействие на инве^

стации, как это показано на рис. 15-2. Сочетание относительно пологой кривой спроса на деньги с относительно крутой кривой спроса на инвестиции означает, что конкретное изменение денежного предложения не вызовет слишком большого изме­нения инвестиций и, следовательно, равновесного ВВП.

Более того, осуществление кредитно-денежной политики (см. рис. 15-2) может оказаться затрудне­но или даже временно приостановлено неблаго­приятными изменениями в расположении кривой спроса на инвестиции. Например, политика «доро­гих» денег, направленная на повышение процент­ных ставок, может оказать очень слабое воздействие на инвестиционные расходы, если одновременно кривая спроса на инвестиции (см. рис. 15-26) сме­шается вправо вследствие делового оптимизма, тех­нологического прогресса или ожидания в будущем

повышения цен на капитал. В таких обстоятельствах для эффективного сокращения совокупного спроса

кредитно-денежная политика должна поднять про­центную ставку чрезвычайно высоко. И наоборот, глубокий спад может подорвать доверие к предпри­нимательству, резко сместить кривую спроса на ин­вестиции влево и тем самым существенно ослабить эффект политики «дешевых» денег

Проценты как доход. Мы уже знаем, что кредитно-денежная политика опирается на концепцию, со­гласно которой процентные ставки обратно пропор­циональны величине расходов на инвестиционные товары и чувствительные к изменению процентной ставки потребительские товары. А теперь мы долж­ны осознать, что фирмы и домохозяйства, помимо вс е го п ро ч е го, я вл я ю тс я п ояу ч am елями дох ода в виде проиентов и что величина зтого дохода, а также рас­ходов, источником которых он служит, изменяется прямо пропорционально уровню процентных ставок. Предположим, усиливается инфляция и ФРС повышает процентные ставки, чтобы увеличить сто­имость затрат на капитальные товары, жилье, авто­мобили. Проблема здесь в том, что рост проыент-н ых ста вок бол ьш и н ства фи на н со вы к и н струм е н то в {в частности, облигаций, депозитных сертификатов, чековых счетов) увеличит доходы и расходы владею­щих этими инструментами фирм и домохозяйств. Такой прирост расходов входит в очевидное про­тиворечие с усилиями ФРС по сокращению сово­купного спроса. Например, в 1991 и 1992 гп ФРС несколько раз снижала процентные ставки, с тем что­бы стимулировать вялую экономику Одна из возмож­ных причин, по которым этой стратегии потребова­лось столь длительное время для достижения эффек­тивных результатов, заключается в том, что домохо­зяйства, получавшие в конце 80-х годов по 8—10% на свои облигации и депозитные сертификаты, в нача­ле 90-х годов стали получать лишь 4-5%. Такое снижение процентного дохода несомненно привело и к сокращению расходов.

Здесь важно понять вот что: если проценты рас­сматриваются как затраты, то в результате измене­ния процентной ставки расходы меняются в проти­воположном направлении; но если проценты рас­сматриваются как доходу то в результате изменения процентной ставки расходы меняются в том же са­мом направлении. Изменение величины расходов получателей процентного дохода отчасти перекры­вает или уменьшает изменение величины расходов покупателей инвестиционных товаров, домов, ав­томобилей.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.