Зарубежный и отечественный опыт в области формирования представлений о мире растений у дошкольников — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Зарубежный и отечественный опыт в области формирования представлений о мире растений у дошкольников

2018-01-14 474
Зарубежный и отечественный опыт в области формирования представлений о мире растений у дошкольников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Детство — это период бурного развития ребенка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования многогранных отношения к природе и людям.

Исследования психоло­гов (В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, Д. Б. Эльконина, В. С. Мухиной, С. Д. Дерябо и др.) доказали возможность формирования у старших дошкольников значительно более высокого уровня психического развития, элементов логического, абстрактного мышления, культуры поведения в природном и социальном окружении.

В психолого-педагогических исследованиях доказаны возможности освоения детьми различных по содержанию и характеру связей и зависимостей в природе. Если единичные, наиболее простые, зримые связи доступны пониманию уже для детей младшего возраста, то старшие дошкольники способны устанавливать более сложные (многозвенные) связи, цепочки связей: некоторые биоценологические связи внутри лесного сообщества, луга, водоема; связь комплекса признаков и зависимость жизни растений, обитающих на определенной территории — леса, луга и т.д. Именно в этом возрасте у детей появляется способность к осмыслению причинно-следственных связей и к абстрактному мышлению, что необходимо для понимания существующих в природе взаимосвязей.

Основными возрастными характеристиками старших дошкольников являются: активность, стремление к развитию; преобладание когнитивного компонента в отношении к окружающему; стремление выявить существующие в мире связи и зависимости; наглядно-образный характер мышления.

Сегодня идеи современной комплексной экологии активно внедряются в практику обучения и воспитания в ДОУ. Однако многообразие, вариативность и альтернативность программ обучения, творческая инициатива многих педагогических коллективов, усиление региональных компонентов рождают множество проблем и вопросов. И важнейшие из них: чему и как обучать детей, каков объем и состав знаний по экологии может освоить ребенок этого возраста, какие пути формирования знаний наиболее приемлемы и целесообразны для дошкольника. Те же вопросы актуальны и при формировании у дошкольника знаний о растительном мире.

Широкое распространение в США получила программа Мауры О' Коннор «Свет жизни», которая в 1993 г. усилиями российских экологов появилась в нашей стране. Вторая глава этой программы — это подробное знакомство с миром растений. Дети получают знания о том, что такое пейзаж, что зеленые растения являются поставщиками кислорода, которым дышат все люди, рассматривают растения под микроскопом, узнают, что деревья бывают высокие и низкие, толстые и тонкие, веселые и грустные, если у них сломаны ветки. Они ведут настенный календарь «Растем вместе с природой», сами перевоплощаются в деревья и, прочувствовав через медитацию это состояние, сочиняют рассказ «Если бы я был деревом...».

Интересная форма приобщения детей к природе имеется в Швеции, где уже 40 лет работают лесные школы — школы Мулле, созданные по инициативе Густава Фрома. Главная задача таких школ — длительное пребывание детей на воздухе, жизнь в согласии с природой. Главные принципы лесной школы — развитие детей средствами природы, укрепление физического и психического здоровья. Воспитатели проводят с детьми наблюдения в природе, опыты с растениями и природным материалом, игры. Во всех затеях участвует лесной мальчик Мулле - символ школы.

Большое количество исследований по формированию знаний о растительном мире проводится и отечественными педагогами. В целом ряде таких работ ставятся вопросы о том, какие формы и методы познания наиболее эффективны в экологическом воспитании дошкольников.

Наблюдению как важному методу познания природы придавали очень большое значение все педагоги дошкольного воспитания (Е. И. Тихеева, О. Иогансон, А.А. Быстров, В.М. Басе, Э. И.Залкинд, С. А. Веретенникова, В. Г. Саморукова и др.).

Большинство изменений в природе носит закономерный характер; изменения живых организмов, как правило, экологически обусловлены состоянием неживой природы; погодно-климатические факторы создают сезонноменяющиеся условия для жизни растений и животных. Можно выделить два процесса, которые доступны наблюдению дошкольников и могут продемонстрировать им закономерные изменения объектов природы. К этим процессам относятся: рост и развитие растений, сезонные явления природы и их смену на протяжении года. Объективно оба процесса взаимосвязаны друг с другом: рост и развитие живых организмов подчиняются сезонноменяющимся условиям жизни.

Каждый раз педагог продумывает форму, содержание, приемы проведения наблюдения. Общая педагогическая цель взрослого при этом заключается в том, чтобы пробудить интерес, познавательную активность детей, развить их наблюдательность, желание и умение смотреть на окружающий мир. Наблюдение как целостный педагогический процесс становится совместной интеллектуальной деятельностью воспитателя и детей, в которой умственные действия взрослого направлены на планирование и организацию наблюдения, на решение воспитательно-образовательной задачи, а умственные усилия детей — на полноценное восприятие объекта, на поиск и получение нужной информации. При такой схеме совместной интеллектуальной деятельности наблюдение становится методом экологического воспитания, посредством которого у дошкольников формируются круг конкретных экологических знаний об объектах наблюдения и отношение к ним.

Отношение к природе, возникающее в процессе наблюдения, - это отношение к конкретным объектам, которое лишь постепенно при систематической работе педагога с детьми принимает более общие формы и распространяется на новые объекты. Практика показывает, что методом наблюдения у детей формируются разные оттенки отношения к природе.

Прежде всего, развивается познавательный интерес — у детей возникают интеллектуальные чувства от удовлетворения потребности познавать новое. Стойкое познавательное отношение формируется также благодаря тому, что взрослый демонстрирует причинно-следственные связи живого организма со средой его обитания, предлагает детям отвечать на вопросы: Как? Почему? Зачем? На основе понимания причинно-следственных связей в природе, зависимости состояния живого организма от условий, в которых он находится, возникают сочувствие, крупицы моральной ответственности за его жизнь, готовность помочь. Это тот случай, когда знания трансформируются в отношение, если только оно сопряжено с действием. Важно подчеркнуть, что знание, полученное в наблюдении, рождает осознанно-правильное понимание того, что происходит, почему надо (или, наоборот, не надо) делать что-либо.

Еще один аспект отношения к природе рождается в процессе наблюдений — эстетический. Этому способствует детальное и чувственное восприятие объекта, всех его сенсорных особенностей — формы, окраски, пропорций, размера.

На развитие процесса наблюдения большое позитивное влияние оказывает процесс труда по уходу за растениями.

Проблемы трудового воспитания детей до­школьного возраста, их трудовой деятельности в детском саду и семье, ее значимости для воспитания и развития (в частности, нравствен­ного) активно исследовались и исследуются в настоящее время (Е. И. Радина, В. Г, Нечаева, Я. 3. Неверович, Р. С. Буре, Л. В. Загик, С. А. Козлова, Т. А. Маркова, А. И. Порембская, Д. В. Сергеева и др.).

Ценно, что фактически все ученые доказывают первостепенную необходимость нравственного воспитания ребенка с помощью труда — деятельности интересной и значимой для дошколь­ника, естественно, требующей квалифициро­ванного внимания со стороны взрослых к содержанию, формам и методам его организа­ции. Особое внимание уделяется формированию у детей отзывчивости, сочувствия и сопережива­ния, добросовестности, творческого (в меру возможностей ребенка) отношения к делу, начал самостоятельности и ответственности, дисципли­нированности в индивидуальной и коллективной работе, трудолюбия и деловитости (Л. В.. Князева, Г. Н. Година, К.В. Кузовкова, А. Д. Шатова, Н. А. Стародубова и др.). Ценно и то, что во всех исследованиях ярко отражаются идеи взаимо­связи и взаимовлияния труда и игры ребенка в ее возрастной специфике (младший, средний, старший возраст); развития познавательной ак­тивности, художественного вкуса и художествен­ных умений в процессе трудовой деятельности

Экологический подход к организации труда в природе за­ключается в том, что его надо рассматривать как процесс созда­ния условий для живых существ — обитателей детского учреж­дения. В центре внимания должны быть растения, за которыми осуществляется уход: их состояние, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд по уходу за растениями— это восполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению в соответствии с его биологическими потребностями. Поэтому трудовыми действия­ми взрослого или ребенка восполняется дефицит условий. Труд в природе — это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это пони­мание благополучного или неблагополучного состояния обита­телей уголка природы, это — сочувствие и жалость, это — жела­ние, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе — это правильные действия и операции с предметами ухода и оборудованием.

Экологический подход к организации детского труда по уходу за природными объектами — это демонстрация и осо­знание посреднической роли человека в существовании всех тех, кого он решил опекать и выращивать. Человек и его труд — это средообразующий фактор в их жизни. Необходимо» чтобы это понимали воспитатели и формировали такое же понимание у детей.

Экологический взгляд на трудовую деятельность выдвигает новые требования к ее организации и методике проведения. Значительная роль отводится наблюдению, которое помогает определить состояние живого объекта и условий, в которых он находится. Первоначальный осмотр растений и животных позволяет установить, что надо сделать, определить набор и характер трудовых действий. Благодаря наблюдению труд становится осмысленным, осознанным, экологически целесооб­разным.

В организации любого труда в природе — совместного ли воспитателя и ребенка, плановых ли дежурств в уголке приро­ды, коллективного ли на участке, на огороде или в комнате природы — необходимо четкое выделение трех этапов:

1) наблюдение-осмотр живых объектов, выявление их со­стояния и самочувствия, недостающих условий для полноцен­ной жизни и необходимых трудовых операций;

2) трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре;

3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов.

Необходимо сделать особый акцент на первом и третьем этапах, их значении, приемах осуществления. Нельзя, чтобы они превращались в длительные беседы, утомляющие ре­бенка. Смысл начального наблюдения — выявить необходи­мость трудовых усилий. Смысл завершающего наблюдения - дать ребенку почувствовать удовлетворение, получить положи­тельные эмоции от проделанной работы. Он должен увидеть, что не зря трудился: Комнатные растения прекрасно выглядят, цветут. И это от его ребячьих усилий.

В младших группах детского сада, когда преобладает совме­стная деятельность взрослого и ребенка, когда дети выполняют лишь отдельные поручения, воспитатель сам воспроизводит эту схему — демонстрирует начальный осмотр, определяет необхо­димые трудовые действия, выполняет их вместе с ребенком, а затем они вместе любуются результатом, радуются ему.

Однако труд оказывает свое развивающее воздействие лишь при условии, если будет обеспечено постепенное усложнение трудо­вых обязанностей детей, воспитание у них все большей самостоя­тельности. Дети должны не только выполнять установленный круг трудовых обязанностей, но и решать, что делать, как делать и почему именно так, т.е. их обязательно надо ставить перед необхо­димостью выбора.

Еще одним методом формирования знаний о растительном мире дошкольника является игровая деятельность. Игровая деятельность дошкольника достаточно разнопланова. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное обсуждение окружающего мира, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углубленному переживанию детей, расширению их представлений о мире» (Т.С. Комарова).[11]

Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекает внимание педагогов. К.Д.Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если они сопровождаются игрой. Такого же мнения придерживались ведущие отечественные педагоги А.С.Макаренко, Е.И.Тихеева, Р.И.Жуковская, Д. В. Менджерицкая и др.

Большое значение игры в экологическом воспитании отмечает С.Н.Николаева:

а) игра — это ведущая деятельность детей в период дошко­льного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

б) игра доставляет радость ребенку, поэтому познание при­роды, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспита­ния и обучения;

в) игра, в определенном смысле, противоположна взаимо­действию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.[12]

В процессе формирования знаний о растениях могут применяться различные виды игр.

Возможность использования сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании детей опирается на ряд теоретических положений.

Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей эмоциональный отклик, не может не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного мира. Подтверждением является исследование Л.А.Абрамян, которая показала, что через игру легко формируется позитивное отношение к окружающим людям, новые положительные эмоции и чувства.[13]

Основу сюжетной игры составляет фабула событий, для воспроизведения которых дети наделяются ролями. Очевидно, что сюжет и ролевое распределение сближает дидактическую игру с сюжетно-ролевой. Примером могут служить игры в магазин («Овощи — фрукты», «Семена», «Цветы»), а также «Консервный завод», «Овощехранилище» и др. Игра как метод экологического воспитания — это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию (ИОС), характеризует следующее:

1) имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;

2) в игре используются необходимые игрушки, атрибутика; для нее специально организуется пространство и предметная среда;

3) в содержание игры заложены дидактическая цель и воспитательная задача, которой подчинены все ее компоненты — сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;

4) игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет ее на протяжении всей ИОС, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;

5) воспитатель руководит всей игрой: следит за развитием сюжета, исполнением ролей детьми, ролевыми взаимоотношения-, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действия, через которые и осуществляется дидактическая цель. В формировании у детей эмоционального заинтересованного сношения к природе воспитатель использует не только сюжетно-ролевые, но и все другие виды игр.

Важное развивающее значение в экологическом образовании имеют игры с правилами — подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.).

Исследования Н.Я.Михайленко, Н.А.Коротковой, О.Петровой показали, что центральное звено таких игр — правила — является главным фактором развивающего воздействия на детей. Ребенок учится подчинять свое поведение правилам, т.е. развивает произвольность. Именно правила побуждают ребенка быть активным: сосредоточивать свое внимание на игровой задаче, быстро реагировать (движением, словом) на игровую ситуацию. Правила вынуждают детей подчиняться обстоятельствам — вовремя уступить место ведущего, проигравшему — выйти из игры, следить за результатами других участников.

Среди игр с правилами более других исследованы дидактические игры (А.И.Сорокина, В.Н.Аванесова, В.А.Дрязгунова, А.К.Бондаренко, З.М.Богуславская, Е.О.Смирнова и др.). Все исследователи признают важную обучающую и развивающую функцию дидактической игры. А. К. Бондаренко подчеркивает: такая игра может рассматриваться как метод обучения, как форма организации обучения. Она является самостоятельной игровой деятельностью и оказывает всестороннее влияние на развитие личности ребенка. Исследователь выделяет структуру игры: дидактическую задачу, игровые правила, игровые действия. В экологическом воспитании игры с правилами могут занять важное место в общей системе. Они дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы.

Важное место в процессе ознакомления детей с природой принадлежит моделям и моделирующей (экспериментальной) деятельности с предметами.

Психологи в своих работах показали, что использование моделирования как средства формирования разнообразных знаний и навыков оказывает положительное влияние на интеллектуальное развитие детей. Исследованиями Л.А.Венгера, В.Я.Гальперина, В. В.Давыдова, А. В. Запорожца, Н. Н. Поддьякова установлено, что с помощью пространственных и графических моделей относительно легко и быстро совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные, интеллектуальные и практические действия, происходят сдвиги в развитии мышления. Л.А.Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим содержанием формирующихся в дошкольном возрасте общих умственных способностей «являются действия пространственного моделирования - построения и использования наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям».[14]

Тип моделирования природных объектов применялся в исследованиях Н. И. Ветровой. Она ставила задачу расширить и уточнить конкретные представления о растениях у детей дошкольного возраста. С этой целью их обучали приемам расчленяющей абстракции с помощью моделирования различных признаков строения растений. Н. И. Ветровой были разработаны модели-шкалы признаков цвета, величины, характера поверхности и расположения, форм, численности отдельных частей растения. Наблюдая за растениями, дети самостоятельно составляли сенсорную модель — полоску, отображающую его варьирующие признаки. В результате обучения изменился характер наблюдения детей, появилась многоплановость в восприятии объектов. Дети научились характеризовать растения одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа способствовало сенсорному развитию детей.

Как отмечалось ранее, при ознакомлении дошкольников с живой природой важное значение имеют закономерно протекающие изменения: рост и развитие живых существ, сезонные изменения в природе и др. Особую роль в познании природных изменений играет сопоставление, которое выявляет устойчивые и меняющиеся признаки объектов. Исследования показывают, что сопоставление различных состояний меняющегося объекта или явлений, разделенных большими промежутками времени, требует развитого образного мышления. Такое сопоставление становится доступным детям дошкольного возраста лишь при специальной организации обучения — создании графических моделей, отражающих эти процессы.

Итак, практика и выводы современных ученых позволяют пересмотреть прежние взгляды и установки на ребенка старшего дошкольного возраста. Традиционное представление о нем, существенно отличается от реального ребенка, который нередко проявляет себя как деятельный субъект воспитания. Особая чувствительность и эмоциональность детей этого возраста создают особые предпосылки для появления интереса к самому себе, к людям, к своему здоровью, к состоянию природной и социальной среды, что является непременным условием эффективности экологического образования на этом возрастном этапе.

Именно поэтому в процессе экологического образования старшего дошкольника используются методы, учитывающие психологические особенности данного возраста. Существует множество различных форм и методов формирования экологических представлений у дошкольников. Наблюдения, моделирование, труд в природе, различные сюжетные и дидактические игры спо­собствуют усвоению знаний о многообразии растений, выработ­ке умений сравнивать, анализировать, обобщать, находить целое и его часть, описывать предметы.

Особое место среди методов занимает наблюдение. Оно может применяться как отдельно, так и в системе с трудом в природе или моделированием. Актуальность деятельности наблюдения в старшем дошкольном возрасте вызвана тем, что ее развитие обеспечивает подготовку детей к школе. Становясь в младших классах одним из видов учебной деятельности, наблюдение затем перерастает в один из важнейших методов научного познания. Благодаря наблюдению труд и опытная деятельность становятся осмысленными, осознанными, экологически целесооб­разными.

Наблюдение является очень важным методом экологического воспитания детей: оно позволяет пробудить чувства природе, развить наблюдательность, сенсорные ощущения и, благодаря им, богатое восприятие. Наблюдение расширяет кругозор детей, обогащает их мышление множеством конкретных сведений о таинствах жизни в природе.

Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является игровая деятельность. В играх, прежде всего, в дидактических, заложены большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру. Игра позволит удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение мира растений, помочь овладеть способами познания связей между предметами и явлениями.

 

 


ВЫВОД

Растению как всякому живому организму свойственны определенные размеры и формы, обмен веществ, подвижность, раздражимость, рост и размножение. Кроме того, любой живой организм через свои потребности и необходимость их удовлетворения связан со средой обитания посредством морфофункциональной приспособленности (адаптации) к определенным условиям жизни. Под морфофункциональной приспособленностью понимается приспособленность строения и функционирования растения к определенным условиям окружающей его среды.

Восприятию дошкольника в первую очередь доступны внешние морфологические особенности растений: характерные черты строения, размеры, форма, окраска и прочие признаки, по которым в дальнейшем дети могут узнавать знакомые объекты и сравнивать их с новыми. Внешние проявления функционирования также доступны наглядно-образному мышлению ребенка и интересны ему. Поэтому и знание о приспособленности, продемонстрированное на конкретных примерах, может быть ему понятным.

Учитывая особенности восприятия и мышления детей этого возраста, при формировании у дошкольника понятий о многообразии растений важно показать ребенку, как разнообразны растения по внешнему виду, окраске, происхождению, требованию к теплу, влаге, почве; как тот или иной живой организм приспособлен к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, научить видеть его красоту, сформировать понимание зависимости жизни растений от действий человека, в том числе и самого ребенка.

При всем многообразии существующих форм и методов экологического воспитания дошкольника для формирования представлений о многообразии растительного мира, мы считаем, необходимым использовать наблюдение как отдельным методом, так и в системе с трудовой деятельностью и экологическим моделированием, а также дидактические экологические игры.

Наблюдая и исследуя почки, листья, цветки, кору деревьев, стебли травянистых расте­ний, плоды, дети смогут описать их с точки зрения чувственного опыта (сенсорики): цвет, форму, поверх­ность, край листьев, лепестков, запах; для этого все нужно понюхать, потро­гать, попробовать на вкус. Умение наблюдать, вырабатываемое в процес­се познания природы, способствует развитию логического мышления. По­этому столь важны в дошкольном, возрасте наблюде­ния за живой природой и исследовательская деятельность.

В процессе ухода за растениями дети научатся их поливать рыхлить почву, очищать листья от пыли, используя известные способы и учитывая морфофункциональную приспособленность растений, правильно разме­щать их по отношению к свету (в зависимости от потребностей). Кроме того, это позволит сформировать у дошкольников общетрудовые умения, заложить основы культуры труда, закрепить полученные знания, воспитывать береж­ное отношение к природе.

Дидактические и сюжетно-дидактические игры, вызывающие у ребенка эмоциональный отклик, не могут не оказать влияния на формирование правильного отношения к объектам растительного мира.

Мы ожидаем, что наблюдения, экологическое моделирование, труд детей по уходу за растениями, дидактические игры будут спо­собствовать усвоению знаний о растительном мире, формированию представлений об их многообразии, выработке умений сравнивать, анализировать и обобщать. В процессе ис­следовательской деятельности дети на­учаются слушать воспитателя и сверс­тников, логично отвечать на постав­ленные вопросы, доказывать мысль, у них постепенно возникает интерес к знаниям и эмоциональная отзывчи­вость на красоту природы.

 



Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.