И услуг в сфере оценочной деятельности — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

И услуг в сфере оценочной деятельности

2018-01-14 338
И услуг в сфере оценочной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Основные понятия

 

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудиторская тайна - любые сведения и документы, полученные и (или) составленные аудиторской организацией и ее работниками, а также индивидуальным аудитором и работниками, с которыми заключены трудовые договоры, при оказании аудиторских услуг и услуг, сопутствующих аудиту.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности - степень точности данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая позволяет пользователю получить представление о финансовом положении аудируемого лица и результатах его финансовой деятельности в соответствии с правилами отчетности.

Контроль качества аудита - система организационных мер, методик и процедур, применяемых для проверки соблюдения требований правил (стандартов) аудиторской деятельности и других нормативных документов, регулирующих аудиторскую деятельность в Российской Федерации.

Обязательный аудит - ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.

Отчетность финансовая (бухгалтерская) - единая система показателей, отражающих имущественное и финансовое положение хозяйствующего субъекта и результаты его хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по результатам отчетного периода и по состоянию на отчетную дату по установленным формам.

Оценочная деятельность - профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой или иной стоимости.

Саморегулируемая организация аудиторов - некоммерческая организация, созданная на условиях членства в целях обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности.

Саморегулируемая организация оценщиков - некоммерческая организация, созданная в целях регулирования оценочной деятельности и контроля за деятельностью своих членов в части соблюдения ими требований Закона об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки, иных нормативных правовых актов РФ в области оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, правил деловой и профессиональной этики, включенная в единый государственный реестр саморегулируемых организаций оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков.

Стандарты аудиторской деятельности - нормативные документы, содержащие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и аудиторских услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалификации.

Субъекты оценочной деятельности (оценщики) - физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности.

Эксперт саморегулируемой организации оценщиков (член экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков) - член саморегулируемой организации оценщиков, сдавший единый квалификационный экзамен и избранный в состав экспертного совета саморегулируемой организации оценщиков общим собранием членов саморегулируемой организации оценщиков.

 

Основные нормативные акты и материалы судебной практики

 

Гражданский кодекс РФ (ст. 2, гл. 37, ст. ст. 779 - 783).

Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".

Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности" с последующими изменениями.

Временное положение об организации и осуществлении контроля за соблюдением аудиторами правил (стандартов) профессиональной деятельности и профессиональной этики, одобренное Советом по аудиторской деятельности при Минфине России от 30 октября 2008 г.

Информационное письмо Минфина России от 30 января 2009 г. N 07-ЛШ-07/6 "О представлении отчета об аудиторской деятельности".

Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22 марта 2012 г., протокол N 4; с изменениями от 27 июня 2013 г., протокол N 9).

Приказ Минэкономразвития России от 22 октября 2010 г. N 508 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости (ФСО N 4)".

Приказ Минэкономразвития России от 4 июля 2011 г. N 328 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения (ФСО N 5)".

Приказ Минэкономразвития России от 7 ноября 2011 г. N 628 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков (ФСО N 6)".

Приказ Минэкономразвития России от 25 сентября 2014 г. N 611 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка недвижимости (ФСО N 7)".

Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 297 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки (ФСО N 1)".

Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 298 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)".

Приказ Минэкономразвития России от 20 мая 2015 г. N 299 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Требования к отчету об оценке (ФСО N 3)".

Приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 326 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка бизнеса (ФСО N 8)".

Приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 327 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка для целей залога (ФСО N 9)".

Приказ Минэкономразвития России от 1 июня 2015 г. N 328 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка стоимости машин и оборудования (ФСО N 10)".

Приказ Минэкономразвития России от 22 июня 2015 г. N 385 "Об утверждении Федерального стандарта оценки "Оценка нематериальных активов и интеллектуальной собственности (ФСО N 11)".

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".

Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 мая 2005 г. N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком".

 

§ 1. Аудиторская деятельность и аудит

 

Понятие и сущность аудиторской деятельности и аудита. Одной из составляющих рыночного хозяйства является функционирование рынка аудиторских услуг. Институт аудита имеет свою историю. Если в целом рассматривать его как финансовый контроль, то первой страной, создавшей аудиторскую систему, был Китай.

Однако аудит в современном понимании начал формироваться лишь в середине XIX в. в Великобритании в связи с мощным развитием рыночных отношений. Становление рыночной экономики сопровождалось массовыми банкротствами компаний, часто вызванными не объективными экономическими причинами, а недобросовестностью и злоупотреблениями управляющих. Разоренным акционерам необходима была защита, а потенциальным инвесторам - достоверная информация о состоянии дел в компаниях.

В настоящее время во многих странах институт аудита является важным элементом инфраструктуры рынка, особой организационной формой контроля. В этом и состоит его определяющая особенность.

В России аудит как вид профессиональной деятельности появился недавно. Законодательное закрепление частной собственности и создание хозяйственных обществ и товариществ, уставный капитал которых формировался из вкладов коммерческих организаций и (или) физических лиц, обусловили необходимость разработки системы контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью. Очевидно, что этот контроль не должен был осуществляться ни государственными органами, ни финансовыми службами самих обществ, поскольку в этом случае информация о реальном положении дел не всегда была бы достоверной и объективной, а также не всегда доходила бы до акционеров.

Функцию такого независимого контроля за финансово-хозяйственной деятельностью частных компаний и взял на себя аудит.

В настоящее время можно говорить о том, что в условиях развития рыночной экономики в России сложился рынок аудиторских услуг, представляющий собой совокупность форм и способов взаимодействия субъектов аудита, позволяющих защитить интересы собственников от искажений и злоупотреблений в области бухгалтерского учета и финансовой отчетности и уменьшить уровень информационного риска для других пользователей такой отчетности.

Аудит в любой стране лишь элемент ее финансово-экономической системы, что определяет его содержание и функции. Поэтому в разных странах приняты различные толкования термина "аудит".

В зарубежных странах на практике и в специальной литературе термин "аудит" часто применяют в широком смысле: к аудиту относят различные виды деятельности, суть которых - независимая проверка, оценка, экспертиза бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

Вместе с тем в зарубежной литературе можно встретить и другой подход к определению данного понятия, согласно которому аудит - это проверка, результатом которой является формирование мнения о достоверности и объективности финансовой отчетности. Таким образом, термин "аудит" за рубежом применяется прежде всего для определения специфического вида деятельности - проверки финансовой отчетности.

Действующее российское законодательство не отождествляет понятия "аудит" и "аудиторская деятельность", но рассматривает как равноценные понятия "аудиторские услуги" и "аудиторская деятельность", трактуя последнее как "деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, осуществляемую аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами". Таким образом, аудит является лишь составной частью аудиторской деятельности.

Заметим, что в соответствии с положениями Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (утратил силу) аудиторская деятельность отождествлялась с аудитом, а сопутствующие аудиту услуги не включались в аудиторскую деятельность. К сопутствующим аудиту услугам относились различные по своей правовой природе услуги: услуги аудиторского характера, налоговое, финансовое, правовое и иное консультирование, постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета и др.

Анализируя соотношение понятий "аудиторская деятельность", "аудиторские услуги", "сопутствующие аудиту услуги", "прочие услуги" в соответствии с действующим российским законодательством, следует обратить внимание на структуру аудиторской деятельности, включающей два элемента:

1) деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих услуг, в основу регулирования которой положены нормативные правовые акты РФ в области аудиторской деятельности <1>;

--------------------------------

<1> На данное обстоятельство обращали внимание ряд авторов, например: Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. М., 2014. С. 6.

 

2) прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью <1>.

--------------------------------

<1> Там же. С. 7 - 8.

 

В рамках первого направления рассматриваются аудит и сопутствующие услуги, такие как обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 696 "Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности".

 

Второе направление включает услуги, не являющиеся сопутствующими аудиту, но закрепленные в ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности", а именно: постановка, восстановление и ведение бухгалтерского учета, составление бухгалтерской (финансовой отчетности), различного рода консультирование, включая бухгалтерское, налоговое, управленческое, оказание юридической помощи и т.д.

Таким образом, аудиторская деятельность (аудиторские услуги) включает:

1) аудит бухгалтерской отчетности, предусмотренный законодательством о бухгалтерском учете;

2) сопутствующие услуги, установленные федеральными стандартами аудиторской деятельности;

3) прочие услуги, связанные с аудиторской деятельностью (закрытый перечень).

Длительное время дискуссионным оставался вопрос о характере деятельности, осуществляемой аудиторами.

Позиция законодателя по этому вопросу в соответствии с положениями Закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ состояла в том, что аудиторская деятельность представляла собой предпринимательскую по своей сути деятельность.

Именно данное положение послужило основанием для возникновения в юридической литературе различных точек зрения. Так, В.В. Нитецкий полагал, что определение аудиторской деятельности как предпринимательской "принижает и сужает цели и задачи аудита... Предпринимательство направлено на получение прибыли, а это не является основной задачей аудиторской деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> Нитецкий В.В. Правовые основы независимой аудиторской деятельности // Аудиторские ведомости. 1997. N 3. С. 13.

 

По мнению других авторов, появление термина "предпринимательская деятельность" в определении понятия "аудит" было обусловлено, во-первых, тем, что с помощью этого технического приема аудиторская деятельность в фискальных целях была формально отнесена к предпринимательской, а во-вторых, до вступления в силу Временных правил деятельность физических и юридических лиц, называвших себя аудиторами и аудиторскими фирмами, была именно предпринимательской, поскольку осуществлялась инициативно и самостоятельно, на свой страх и риск и имела организационно-правовые формы, предусмотренные Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" <1>.

--------------------------------

<1> См.: Кожура Р.В. К истокам профессии // Аудитор. 1996. N 1. С. 29.

 

Сторонники юридико-процессуальной модели аудита определяют данное понятие как юридический процесс, право на осуществление которого есть важнейшая, определяющая правовую природу аудиторской деятельности привилегия, в широком смысле - юрисдикционная, правоохранительная. Государство и общество наделяют определенных лиц привилегиями, связанными с выполнением особых социально значимых функций (таких, как защита конституционных прав и свобод, охрана имущественных прав и законных интересов и т.д.). В свою очередь, указанные лица обязуются сделать выполнение этих функций основной целью и смыслом своей профессиональной деятельности, в результате чего они отказываются от преследования цели извлечения прибыли.

Интересен тот факт, что аудитор в России с 1716 г. до военно-судебной реформы 1867 г. был "процессуальным лицом", которое следило за соблюдением установленного порядка производства военно-судебных дел, "чтобы каждый подсудимый, невзирая ни на какое лицо, был судим по точной силе законов" <1>. Эта позиция позволяет рассматривать аудит не только как неотъемлемый элемент инфраструктуры рынка, но и как составную часть структуры социального контроля в обществе наряду с судом и другими правоохранительными органами, нотариатом и т.д.

--------------------------------

<1> Там же. С. 38.

 

Следует обратить внимание на отсутствие в новом определении аудиторской деятельности указания на ее предпринимательский характер. Вместе с тем усиливается профессиональная составляющая этой деятельности.

Виды аудита. В действующем законодательстве отсутствуют положения, касающиеся критериев классификации аудита: в Федеральном законе "Об аудиторской деятельности" содержится лишь статья об обязательном аудите (ст. 5) <1>.

--------------------------------

<1> В информационном сообщении Минфина России от 30 декабря 2009 г. N 4 уточняется, что Федеральный закон не содержит положений, предусматривающих особенности проведения аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, отличного от обязательного.

 

Законодатель, не давая определения обязательного аудита, приводит перечень критериев, по которым организация подлежит обязательной аудиторской проверке, в частности, если она имеет организационно-правовую форму акционерного общества, является кредитной организацией, бюро кредитных историй, страховой организацией, обществом взаимного страхования, товарной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

Закон "Об аудиторской деятельности" определяет ряд иных важных положений (ч. ч. 3, 4 ст. 5), а именно: 1) обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями в отношении организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также в отношении консолидированной отчетности; 2) заключение договоров оказания аудиторских услуг должно осуществляться только по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса, если в уставном (складочном) капитале организации доля государственной собственности составляет не менее 25%, а также на проведение бухгалтерской (финансовой) отчетности государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия. Порядок проведения торгов предусмотрен положениями Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

В современной правовой литературе выделяют и иные виды аудиторской деятельности, в частности, аудит подразделяется на внутренний и внешний. При этом внешний аудит проводится в целях составления мнения о достоверности информации, представленной в финансовых отчетах и отражающей финансовое положение, результаты операций и движение денежных средств экономического субъекта в соответствии с общепринятыми бухгалтерскими принципами.

Внутренним аудитом является независимая деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в собственных интересах.

Зарубежное законодательство содержит более детальную регламентацию видов аудита. Например, в законодательстве США выделяются такие разновидности аудита, как внутренний, управленческий, государственный аудит, аудит регулирующих органов. Так, под внутренним аудитом понимается осуществляемая в интересах организации независимая деятельность внутренних аудиторов по проверке и оценке работы организации. В качестве управленческого аудита рассматривается деятельность внутренних и внешних аудиторов по изучению хозяйственных операций в целях выработки рекомендаций относительно экономичного и эффективного использования ресурсов, достижения конечного результата и выработки политики организации <1>.

--------------------------------

<1> См.: Пятенко С.В., Волкова Е.Г. Крупнейшие фирмы на российском рынке аудиторско-консультационных услуг // Финансовые и бухгалтерские консультации. 1997. N 4.

 

Принципы аудиторской деятельности. Анализируя правовой статус аудиторской организации и индивидуальных аудиторов, следует отметить, что их деятельность основывается на определенных принципах.

Основным является принцип независимости аудитора. Независимость предполагает свободу аудитора от контроля и посторонних влияний на этапах планирования аудита (при разработке плана и программ аудита, выборе применяемых для этих целей методов, определении областей аудита), аудиторского исследования (свобода выбора методов проведения аудита и наличие доступа ко всем необходимым источникам информации), представления аудиторского заключения (отсутствие влияния третьих лиц на аудитора при формировании им мнения о достоверности бухгалтерской отчетности).

Реализация данного принципа достигается прежде всего путем введения законодательного запрета на проведение аудиторской проверки отдельными аудиторами. Так, аудит не может осуществляться:

1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности;

2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой (бухгалтерской) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов);

3) аудиторскими организациями в отношении дочерних организаций, филиалов и представительств, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников) и т.д. (ч. 1 ст. 8 Закона "Об аудиторской деятельности").

Оказывая какие бы то ни было профессиональные услуги, аудитор должен быть объективен. Принцип объективности предполагает, что основой для выводов, рекомендаций и заключений аудитора может быть только необходимый объем требуемой информации.

В соответствии с принципом профессиональной компетентности достаточный профессиональный уровень оказываемых аудитором услуг обеспечивается определенным объемом навыков и знаний, необходимых для добросовестного и профессионального выполнения принятого им обязательства. Профессиональная компетентность аудитора основывается, в частности, на необходимости сдачи квалификационных экзаменов, подтвержденных соответствующими аттестатами, на опыте практической работы по оказанию аудиторских услуг и т.д.

Одним из важнейших принципов аудиторской деятельности является принцип конфиденциальности. Конфиденциальную информацию о делах клиента, полученную при оказании профессиональных услуг, аудитор должен сохранять в тайне без ограничения во времени и независимо от продолжения или прекращения непосредственных отношений с клиентом.

 

§ 2. Субъекты рынка аудиторских услуг

 

Закон "Об аудиторской деятельности" устанавливает субъектный состав отношений, возникающих в сфере оказания аудиторских услуг, и раскрывает особенности правового статуса этих субъектов, к которым отнесены: аудитор; аудиторская организация; аудируемые лица и (или) лица, заключившие договор оказания аудиторских услуг; уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности; совет по аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе; саморегулируемые организации аудиторов; иные лица.

Аудитором признается физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Закон "Об аудиторской деятельности" предусматривает два варианта деятельности физического лица в качестве аудитора:

1) на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией;

2) в качестве индивидуального аудитора.

Физическое лицо признается аудитором с даты внесения сведений о нем в реестр аудиторов и аудиторских организаций.

Индивидуальный аудитор вправе проводить обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности, за исключением обязательных проверок указанной отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, а также консолидированной отчетности (ч. 3 ст. 5 названного Закона).

В Законе "Об аудиторской деятельности" определены достаточно жесткие требования к претендентам на получение квалификационного аттестата аудитора. Это высшее образование, полученное в российских образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, а также наличие ко дню объявления результатов квалификационного экзамена стажа работы, связанной с осуществлением аудиторской деятельности либо ведением бухгалтерского учета и составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности, не менее трех лет.

Порядок проведения экзамена, форма квалификационного аттестата устанавливаются уполномоченным федеральным органом, но проводится экзамен единой аттестационной комиссией, создаваемой совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов <1>.

--------------------------------

<1> В соответствии с положениями одноименного Закона 2001 г. аттестационная комиссия на проведение квалификационного экзамена утверждалась уполномоченным федеральным органом.

 

Квалификационный аттестат аудитора выдается без ограничения срока действия, однако каждый аудитор ежегодно обязан проходить обучение по программе повышения квалификации, утвержденной саморегулируемой организацией, членом которой он является.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций и соответствующая установленным признакам. Допускается создание аудиторской организации в любой организационно-правовой форме, предусмотренной действующим законодательством для коммерческих организаций, за исключением публичного акционерного общества, государственного или муниципального унитарного предприятия.

Законом "Об аудиторской деятельности" установлены требования, предъявляемые к кадровому составу аудиторской организации: во-первых, в штате каждой аудиторской фирмы должно числиться не менее трех аудиторов; во-вторых, доля уставного (складочного) капитала коммерческой организации, принадлежащая аудиторам и (или) аудиторским организациям, должна быть не менее 51%; в-третьих, численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе коммерческой организации должна быть не менее 50% состава такого исполнительного органа; в-четвертых, лицо, являющееся единоличным исполнительным органом, должно быть аудитором. При этом полномочия исполнительного органа коммерческой организации не могут быть переданы по договору другой коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю (управляющему).

При проведении аудиторской проверки аудиторские организации и индивидуальные аудиторы наделяются определенными правами и обязанностями. Действующее законодательство, аудиторская практика позволяют выделить следующие группы данных прав и обязанностей:

1) общепринятые (общие) права и обязанности, закрепленные действующими нормативными актами и прежде всего Законом "Об аудиторской деятельности";

2) рекомендательные права и обязанности, закрепленные в кодексах профессиональной этики;

3) специфические права и обязанности, установленные внутрифирменными аудиторскими стандартами;

4) права и обязанности, обусловленные оказанием конкретных аудиторских услуг, закрепленные в соответствующих договорах.

Так, аудиторская организация (индивидуальный аудитор) имеет право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований действующего законодательства, а также конкретного договора оказания аудиторских услуг.

В целях достижения полноты, достоверности и объективности аудиторской проверки аудитор имеет право изучать в полном объеме документацию, связанную с финансово-хозяйственной деятельностью аудируемого лица, а также проверять наличие любого имущества, отраженного в этой документации. При этом аудитор обязан обеспечить сохранность документов, получаемых в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержание без согласия аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ (ст. 9 Закона "Об аудиторской деятельности").

Основной обязанностью аудиторов является квалифицированное проведение аудиторской проверки и оказание сопутствующих аудиту услуг. Действующее законодательство не содержит формальных критериев квалифицированного проведения такой проверки. Однако в соответствии с общепринятой аудиторской практикой аудиторская проверка считается квалифицированно проведенной, если она планировалась и осуществлялась с соблюдением требований нормативных актов, а также правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Если возникли сомнения в квалифицированности аудита, возможно проведение внешнего контроля качества работы аудиторов и аудиторских организаций, осуществляемое саморегулируемыми организациями аудиторов в отношении своих членов (ч. 4 ст. 10 названного Закона). Внешний контроль качества работы аудиторских организаций, проводящих обязательный аудит, осуществляют саморегулируемые организации аудиторов в отношении своих членов, а также уполномоченный федеральный орган (ч. 5 ст. 10 названного Закона).

Как показывает мировой опыт, общественное доверие к качеству оказываемых профессиональных услуг возрастает тогда, когда существуют высокие внутренние стандарты поведения и профессиональной деятельности аудиторов. Поэтому в экономически развитых странах большую роль играют не только нормативные правовые акты, но и кодексы этических профессиональных норм, которые устанавливают дополнительные права и обязанности аудиторов. Так, в Кодексе профессиональной этики США (AICPA) объединены стандарты идеального и практического поведения аудиторов (независимость, честность, объективность, компетентность, обязательства перед клиентами, обязательства перед коллегами и др.) <1>.

--------------------------------

<1> См.: Андреев В.К. Правовое регулирование аудита в России. М., 1996. С. 72.

 

По мере становления и развития рынка аудиторских услуг в России также начинают формироваться этические нормы, которые должны соблюдать лица, занимающиеся аудиторской деятельностью. Например, ассоциация "Аудиторская палата России" разработала Кодекс профессиональной этики аудиторов, базирующийся на этических нормах, принятых в международной практике <1>.

--------------------------------

<1> См.: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Аудит: Учеб. пособие. М., 2000. С. 87.

 

В Законе "Об аудиторской деятельности" четко закрепляется круг прав и обязанностей аудируемого лица и (или) лица, заключившего договор оказания аудиторских услуг (ст. 14). При этом некоторые права такого лица непосредственно вытекают из обязанностей аудитора. В частности, исходя из того, что аудитор обязан обоснованно подготовить и передать аудиторское заключение в срок, установленный договором оказания аудиторских услуг (ч. 2 ст. 13), аудируемое лицо вправе требовать этого от аудитора (ч. 1 ст. 14).

Что касается обязанностей аудируемых лиц, то они также четко сформулированы в названном Законе. Так, при проведении аудиторской проверки аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор оказания аудиторских услуг, обязано:

1) создавать аудиторской организации (индивидуальному аудитору) условия для своевременного и полного проведения аудиторской проверки;

2) предоставлять аудитору информацию и документацию, необходимую для осуществления аудита;

3) давать по запросу индивидуальных аудиторов или аудиторских организаций исчерпывающие разъяснения и объяснения в устной и письменной формах и т.д.

 

§ 3. Организация и регулирование аудиторской деятельности

в России

 

Нормативное регулирование аудиторской деятельности. В России на современном этапе складывается сложная система регулирования аудиторской деятельности. К первой группе этой системы относится Закон "Об аудиторской деятельности".

Ко второй группе могут быть отнесены подзаконные нормативные акты, определяющие общие вопросы регулирования аудиторской деятельности, являющиеся обязательными для исполнения всеми субъектами рынка.

К актам третьей группы можно отнести стандарты аудиторской деятельности, устанавливающие нормы аудита, обязательные для всех субъектов рынка. Данные стандарты, согласно ст. 7 Закона "Об аудиторской деятельности", подразделяются на международные и федеральные. На территории РФ применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством РФ. Федеральные правила являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников. К их числу можно отнести следующие стандарты: 1) аудиторская выборка; 2) аудиторские доказательства; 3) внутрифирменный контроль качества аудита; 4) действия аудитора при выявлении искажений бухгалтерской отчетности; 5) документирование аудита; 6) использование работы эксперта и т.д. Кроме того, к данной группе могут быть отнесены нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие правила организации аудиторской деятельности и проведения аудита применительно к конкретным отраслям, организациям и по отдельным вопросам.

По мнению ряда авторов, вероятно, на этом уровне могут быть разработаны и правила (стандарты) аудиторской деятельности, регулирующие специальные виды аудита <1>.

--------------------------------

<1> См., например: Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А. и др. Указ. соч. С. 38.

 

К четвертой группе могут быть отнесены стандарты саморегулируемых организаций аудиторов, определяющие действия конкретных аудиторских фирм в конкретных условиях.

Возможность установления данных стандартов предусматривается законодателем при выполнении следующих условий: во-первых, указанные стандарты не могут противоречить международным стандартам аудиторской деятельности; во-вторых, они не должны создавать препятствия осуществлению аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами аудиторской деятельности; в-третьих, стандарты являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, являющихся членами указанной саморегулируемой организации аудиторов.

Анализируя правовую природу внутренних стандартов, в правовой литературе высказана точка зрения, согласно которой данные правила не содержат всех признаков нормативного


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.105 с.