Крестьянские (фермерские) хозяйства. — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Крестьянские (фермерские) хозяйства.

2018-01-14 225
Крестьянские (фермерские) хозяйства. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают особое место в системе организационно-правовых форм ведения предпринимательской деятельности.

Конституционной основой организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств служат ст. 8, 9, 34, 36 Конституции Российской Федерации. Кроме этого их деятельность регламентируется Земельном кодексом, Гражданским кодексом, другими законами и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими различные аспекты деятельности сельских товаропроизводителей в целом и субъектов малого предпринимательства.

Особое место в системе правового регулирования К(Ф)Х занимает Федеральный закон от 11 июня 2003 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». В преамбуле названного закона установлено, что он определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную деятельность.

Закон о К(Ф)Х (ст.1) содержит легальное определение крестьянского (фермерского) хозяйства: «Крестьянское (фермерским) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии».

М.И. Козырь выделяет четыре основных аспекта этого понятия:

1) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии;

2) фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином;

3) фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

4) фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской Федерации[31].

Это легальное определение фермерского хозяйства, на наш взгляд, во-первых, подводит итог дискуссии о целесообразности наделения этого хозяйства правами юридического лица, а во-вторых, о возможности образования группой лиц, не имеющих между собой родственных связей, так называемых «партнерских» фермерских хозяйств. Это особенно становится ясным из анализа ст. 3 Закона, определяющего состав фермерского хозяйства.

Так, согласно п. 2 ст. 3 данного закона членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства. Максимальное количество таких граждан не может превышать пять человек.

Тем самым приходит конец бытовавшей практике, когда в ряде случаев объявляли себя крестьянскими хозяйствами отдельные хозяйственные подразделения, а то и целые колхозы или совхозы в целях получения установленных для фермерских хозяйств налоговых и иных льгот и преимуществ.

Ст. 15 Закона в общей форме регламентирует права и обязанности членов фермерского хозяйства. Статьями 16-18 Закона определено правовое положение, полномочия и порядок смены главы фермерского хозяйства, которым по взаимному согласию становится один из членов этого хозяйства, который должен действовать в интересах представляемого им хозяйства добросовестно и разумно и не вправе совершать действия, ущемляющие права и законные интересы фермерского хозяйства и его членов.

Закон о К(Ф)Х достаточно четко и полно определяет состав и правовой режим имущества фермерского хозяйства, которое, принадлежит его членам на праве общей совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное (п. 3 ст. 6 Закона). В состав имущества фермерского хозяйства могут входить земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохозяйственная и иные техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и иное необходимое для осуществления деятельности фермерского хозяйства имущество.

Согласно п. 2 ст. 8 Закона распоряжение имуществом фермерского хозяйства осуществляется в интересах этого хозяйства его главой. При этом сделка, совершенная главой фермерского хозяйства, считается совершенной в интересах фермерского хозяйства, если не доказано, что эта сделка заключена главой фермерского хозяйства в его личных интересах (п. 3 ст. 8 Закона), то есть презюмируется совершение сделок главой в интересах хозяйства.

Таким образом, возникает весьма необычная правовая ситуация. М.Ю. Тихомиров справедливо отмечает: «В единой коммерческой структуре сосуществуют как бы два предпринимателя, действующих без образования юридического лица, - фермерское хозяйство и глава хозяйства. Между ними устанавливается своеобразное разделение функций. Хозяйство как объединение граждан является чисто номинальным предпринимателем, своеобразной «вывеской»: оно имеет фирменное наименование, под которым осуществляется предпринимательская деятельность, банковские счета, печать, «имеет» фактически не принадлежащее ему имущество и этим же имуществом отвечает по «своим» долгам, выступает в качестве истца и ответчика в суде и т.п. Однако, не участвуя непосредственно в предпринимательстве, фермерское хозяйство как объединение граждан осуществляет собственно производственную и иную разрешенную ему хозяйственную деятельность. Глава хозяйства, действующий от имени хозяйства, является реальным предпринимателем, единолично опосредующим коллективную предпринимательскую деятельность фермерского хозяйства (по этой причине главу хозяйства вряд ли можно считать индивидуальным предпринимателем в общепринятом значении этого понятия)»[32].

Таким образом, двойственная юридическая природа крестьянского (фермерского) хозяйства в настоящее время дает основания рассматривать это предпринимательское образование в качестве своеобразного комплексного предпринимателя. Такой предприниматель фактически участвует в гражданском обороте наряду с коллективными предпринимателями (юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица). Поэтому следует согласиться с теми юристами, которые полагают, что фермерское хозяйство — это самостоятельная, особая организационно-правовая форма предпринимательства в сельском хозяйстве без образования юридического лица, которая отличается как от коммерческих организаций, так и от индивидуальных предпринимателей и не имеет аналогов в действующем законодательстве[33].

Итак, после признания главы фермерского хозяйства предпринимателем в порядке, установленном законом, он приобретает предпринимательскую правоспособность и получает юридическую возможность действовать от имени соответствующего хозяйства.

Однако глава крестьянского (фермерского) хозяйства — это особый предприниматель, его вряд ли можно отождествлять с индивидуальным предпринимателем. Между указанными субъектами права имеется ряд принципиальных различий.

Во-первых, индивидуальный предприниматель осуществляет коммерческую деятельность, выступая под своим именем, включающим фамилию, собственно имя, а также отчество (при его наличии). В отличие от индивидуального предпринимателя глава фермерского хозяйства выступает в коммерческих отношениях не от своего имени, а от имени фермерского хозяйства (см. ст. 17 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»), которое имеет собственное наименование.

Во-вторых, индивидуальный предприниматель действует самостоятельно, в собственных интересах, а глава фермерского хозяйства — в интересах представляемого им хозяйства (см. п. 2 ст. 16 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

В-третьих, индивидуальный предприниматель сам определяет виды своей деятельности, приобретает соответствующие права и несет обязанности, а глава хозяйства осуществляет только те полномочия, которые предусмотрены соглашением между членами фермерского хозяйства (см. последний абзац ст. 17 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Таким образом, глава фермерского хозяйства — это не самостоятельный индивидуальный предприниматель, а обладающий определенной автономией участник комплексного предпринимателя, которым является фермерское хозяйство.

В свою очередь, фермерское хозяйство, в отличие от большинства коммерческих организаций, правила о которых применяются к его деятельности, обладает не общей, а специальной правоспособностью (в ст. 1 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» перечень видов деятельности такого хозяйства сформулирован как исчерпывающий). Поэтому хозяйство вправе осуществлять в качестве основных только те виды деятельности, которые связаны с производством, переработкой, хранением, транспортировкой и реализацией собственной сельскохозяйственной продукции[34].

В связи с этим и правоспособность главы крестьянского хозяйства как составная часть правоспособности всего хозяйства не может рассматриваться в качестве общей: она определяется пределами правоспособности указанного хозяйства как комплексного предпринимателя.

По сделкам, совершенным главой фермерского хозяйства в интересах этого хозяйства, отвечает фермерское хозяйство своим имуществом. Члены К(Ф)Х, в том числе и глава не несут ответственности по обязательствам, вытекающим из таких сделок. В этом еще одно отличие правового положения главы К(Ф)Х от иных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, которые несут ответственность по обязательствам, связанным с их предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом.

В целях обеспечения стабильности фермерского хозяйства п. 1 ст. 9 Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» установлено, что при выходе из фермерского хозяйства одного из членов земельный участок и средства производства фермерского хозяйства разделу не подлежат. Гражданин в случае выхода его из фермерского хозяйства имеет право на денежную компенсацию, соразмерную его доле в праве общей собственности на имущество фермерского хозяйства[35]. Срок выплаты денежной компенсации определяется по взаимному согласию между членами фермерского хозяйства или в случае, если взаимное согласие не достигнуто, в судебном порядке и не может превышать года с момента подачи членом, фермерского хозяйства заявления о выходе из фермерского хозяйства (п. 2 ст. 9 Закона).

Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, формируются в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Закон о К(Ф)Х подробно регулирует порядок предоставления земельных участков для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности (ст. 12).

Следует отметить, что оформление дополнительных земельных площадей через органы власти, до недавнего времени было очень сложной процедурой. Теперь, если фермер захочет получить землю сельскохозяйственного назначения, находящуюся в государственной или муниципальной собственности, решение о предоставлении ему участка в собственность или аренду должно приниматься в течение 14 дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, запрещено устанавливать минимальные размеры угодий для фермеров, деятельность которых по технологии не требует больших площадей. Речь идет об овощеводах, цветоводах, виноградарях, птицеводах, рыболовах, пчеловодах и других.

В соответствии со ст. 20 Закона фермерское хозяйство в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов фермерских хозяйств по территориальному и отраслевому признакам, а также могут быть учредителями, участниками, членами коммерческих и некоммерческих организаций.

 

2.3. Юридические лица
как субъекты предпринимательской деятельности.

Общие положения о юридическом лице.

 

Появление и законодательное закрепление института юридического лица связано, прежде всего, с потребностью общества в объединении крупных капиталов, как правило, не обещавшем быстрой отдачи и потому связанном с риском, непомерным для одного или нескольких предпринимателей. В настоящее время институт юридического лица получил очень широкое распространение. Конструкция юридического лица – наиболее распространенная форма организации предпринимательской деятельности.

Основными функциями, выполняемыми конструкцией юридического лица, являются:

1. Обособление (персонификация) имущества. В результате отчуждения части имущества учредителей возникает новый субъект права, признаваемый законом собственником данного имущества. Имущество, переданное учредителями, наделяется качествами «персоны», что дает возможность его обособления от имущества учредителей и дает ему возможность самостоятельно участвовать в гражданском обороте.

2. Объединение капиталов. Конструкция юридического лица позволяет концентрировать капитал за счет вкладов многих лиц на длительный срок. Это позволяет осуществлять предпринимательскую деятельность, требующую больших и долгосрочных вложений капитала.

3. Ограничение имущественной ответственности. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника по обязательствам юридического лица лишь суммой его вклада в уставный капитал, либо некоторой, заранее известной частью своего имущества.

4. Управление капиталом. Институт юридического лица позволяет наиболее профессионально и гибко использовать капитал в различных сферах предпринимательской деятельности.

Российское законодательство содержит четкую регламентацию правового статуса юридических лиц.

Согласно ст. 48 ГК РФ юридическое лицо – организация, имеющая в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающая этим имуществом по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Это легальное определение юридического лица, содержащееся в законе. Однако, для того, чтобы понять сущность рассматриваемого явления, необходимо не только дать ему соответствующее определение. Необходимо также выявить присущие ему признаки.

Традиционно правовая доктрина выделяет четыре признака юридического лица, необходимых для признания организации в качестве субъекта права:

1) Имущественная обособленность. Юридическое лицо наделяется каким-либо собственным имуществом, отграниченным от имущества, принадлежащего другим лицам, в том числе и учредителям (участникам) данного юридического лица. Конкретно это проявляется в том, что юридическое лицо в зависимости от его вида должно иметь либо самостоятельный баланс (коммерческие организации), либо самостоятельную смету (некоммерческие организации).

2) Самостоятельная имущественная ответственность. То есть согласно ст.56 ГК РФ участники или учредители юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителей или участников, если иное не предусмотрено законом или учредительными документами.

3) Выступление в гражданском обороте от своего имени. Это означает, что юридическое лицо от своего имени может приобретать и осуществлять гражданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

4) Организационное единство. Этот признак означает, что юридическое лицо обладает определенной устойчивой иерархической структурой органов управления и имеет четкую регламентацию отношений между его участниками.

Необходимо подчеркнуть, что даже наличие всех четырех перечисленных признаков не ведет к автоматическому признанию организации юридическим лицом - субъектом права. Для этого необходима ее государственная регистрация в этом качестве. До тех пор, пока организация не будет зарегистрирована как юридическое лицо в установленном законом порядке, она не будет обладать правоспособностью и дееспособностью, и, следовательно, не может быть признана в качестве субъекта права.

Итак, юридическое лицо как субъект права обладает правоспособностью (способностью иметь гражданские права и нести обязанности) и дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять эти права, а также создавать для себя и исполнять обязанности). У юридического лица правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно, поэтому принято рассматривать категорию правоспособности юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента его создания, то есть государственной регистрации (п.3 ст.49 и п.2 ст.51 ГК РФ), и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (п.8 ст.63 ГК РФ).

Различают два вида правоспособности юридических лиц:

1) Общая (универсальная) правоспособность. Означает возможность участия юридического лица в любых правоотношениях, то есть осуществлять любые виды деятельности не запрещенные законодательством.

2) Специальная (целевая) правоспособность. Предполагает наличие у юридического лица только таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности, определенным законом или учредительными документами.

Согласно п.1 ст.49 ГК «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности. Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом».

Таким образом, общей правоспособностью обладают все коммерческие юридические лица за исключением государственных унитарных предприятий и организаций, для которых законом определена специальная правоспособность (например, страховые компании). Все остальные юридические лица обладают специальной правоспособностью.

Учредители коммерческого юридического лица могут наделить создаваемую ими организацию специальной правоспособностью, определив в учредительных документах перечень видов деятельности, которые она будет осуществлять. Однако такое самоограничение правоспособности будет иметь силу для других участников оборота, если им было известно о таком ограничении. Так, согласно ст. 173 ГК РФ сделка, совершенная юридическим лицом в противоречии с целями деятельности, определенно ограниченными в его учредительных документах, либо юридическим лицом, не имеющим лицензию на занятие соответствующей деятельностью, может быть признана судом недействительной по иску этого юридического лица, его учредителя (участника) или государственного органа, осуществляющего контроль или надзор за деятельностью юридического лица, если доказано, что другая сторона в сделке знала или заведомо должна была знать о ее незаконности.

Правоспособность юридического лица может быть ограничена государством. Например, виды деятельности, на которые требуется лицензия, предприятие может осуществлять только после ее получения, независимо от того, зафиксирована ли возможность осуществления данного вида деятельности в учредительных документах юридического лица. Действующим законодательством предусмотрено лицензирование страховой, банковской деятельности, деятельности по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров и опасных грузов, дилерской, брокерской и некоторых иных профессиональных видов деятельности на рынке ценных бумаг и некоторых других видов деятельности, предусмотренных законами, в частности, Федеральным законом от 4 мая 2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[36].

Все юридические лица независимо от того, распространяется на них принцип специальной правоспособности или нет, могут быть ограничены в правах, в случаях и порядке, предусмотренных законом. Прежде всего, это ограничения исходящие от компетентных органов. Органы, уполномоченные выдавать лицензию за нарушение указанных в лицензии правил. Помимо указанных персональных ограничений правоспособности имеются ограничения общего характера. Так в частности, занятие отдельными видами деятельности разрешено только определенным юридическим лицам и тем самым считается запрещенными для всех остальных участников гражданского оборота. Такова деятельность, отнесенная к государственной монополии.

Отдельные виды деятельности имеют установленный законом характер исключительных. Это означает, что юридическое лицо, осуществляющее такой вид деятельности не вправе заниматься какими бы то ни было другими видами деятельности, за исключением определенных сопутствующих видов устанавливаемых законом. Таковы инвестиционная, страховая, банковская деятельности.

Объем правоспособности определяется не только ее универсальным или специальным характером, а также указаниями закона. Юридическое лицо объективно не может обладать такими правами, которые в силу своей специфики могут принадлежать лишь гражданам. Так, юридическое лицо не может завещать свое имущество, ст. 152 ГК не предусматривает возможность защиты чести и достоинства юридического лица, так как указанные нематериальные блага могут принадлежать лишь гражданину (физическому лицу).

Применительно к юридическим лицам со специальной правоспособностью важно разграничивать предмет их уставной деятельности и конкретные правомочия по осуществлению этой деятельности. Так торговля не входит в предмет уставной деятельности религиозной организации. Однако право совершения сделок купли-продажи (например культового инвентаря) у таких организаций не оспаривается, если это необходимо для ведения их основной деятельности. Таким образом, в сфере гражданского оборота конкретные правомочия организации со специальной правоспособностью могут быть шире предмета ее уставной деятельности.

Юридическое лицо приобретает права и принимает на себя обязанности, то есть реализует свою правоспособность и дееспособность через свои органы (абз.1 п.1 ст.53 ГК РФ). Действия органов юридического лица признаются действиями самого юридического лица. Органы юридического лица представляют его интересы в отношениях с другими субъектами права без доверенности.

Юридическое лицо может иметь один или несколько органов, причем они могут быть

- единоличными (директор, генеральный директор, председатель правления и т.п.);

- коллегиальными (правление, попечительский совет, общее собрание и т.п.).

Согласно абз.2 п.1 ст.53 ГК РФ порядок назначения и избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами. Единоличные органы обычно назначаются или избираются участниками (учредителями) либо избираются созданным ими коллегиальным органом. Например, в акционерном обществе председатель совета директоров (единоличный орган) избирается советом директоров (коллегиальный орган) из числа членов совета директоров (п.1 ст. 67 ФЗ «Об акционерных обществах»). Коллегиальные органы избираются всеми участниками (учредителями), либо состоят из них. Например, в акционерном обществе может быть создано три коллегиальных органа управления – общее собрание акционеров (состоит из участников данного АО) и наблюдательный совет, который избирается общим собранием акционеров, коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция).

Органы юридического лица могут также быть:

- волеобразующими и

- волеизъявляющими.

К числу первых относится большинство коллегиальных органов, например, общее собрание, попечительский совет и т.д.). Они формируют волю юридического лица, которую исполнительные органы (например, директор) должны осуществлять вовне, по отношению ко всем третьим лицам. Исполнительные органы должны действовать в интересах представляемого ими юридического лица добросовестно и разумно (п.3 ст.53 ГК РФ). В противном случае по требованию учредителей (участников) юридического лица они обязаны возместить убытки, причиненные юридическому лицу. Так, члены совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор), временный единоличный исполнительный орган, члены коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции), равно как и управляющая организация или управляющий, несут ответственность перед обществом за убытки, причиненные обществу их виновными действиями (бездействием), если иные основания ответственности не установлены федеральными законами.[37]

В целях обеспечения нормального хозяйственного оборота законодательство предусматривает индивидуализацию юридического лица.

Индивидуализация юридического лица – это его выделение из общей массы всех других организаций. Она осуществляется путем определения его местонахождения и присвоения ему наименования. Средства индивидуализации юридического лица позволяют четко определить, какая именно организация является стороной в гражданском правоотношении либо в судебном споре, какому именно юридическому лицу принадлежат те или иные субъективные права и обязанности.

Наименование юридического лица. Юридическое лицо обязательно должно иметь полное наименование на русском языке. Кроме того оно может дополнительно иметь полное наименование на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, а также сокращенное наименование. Оно обязательно должно содержать указание на его организационно-правовую форму (хозяйственное товарищество или хозяйственное общество определенного вида, унитарное предприятие, учреждение и т. п.). Наименования некоммерческих организаций, а в предусмотренных законом случаях наименования коммерческих организаций должны содержать указание на характер деятельности юридического лица. Например, общество защиты животных, фонд помощи детям-сиротам и т.д. Полное наименование унитарного предприятия также должно содержать указание на собственника его имущества (Российскую Федерацию, субъект Российской федерации или муниципальное образование) (Ст.2 Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях").

Наименование коммерческой организации называется фирменным наименованием (или фирмой). Фирменное наименование определяется в учредительных документах организации и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица (п.1. ст. 1473 ГК РФ).

Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Коммерческая организация должна иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Она вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Фирменное наименование юридического лица на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.

В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;

4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.

Фирменное наименование государственного унитарного предприятия может содержать указание на принадлежность такого предприятия соответственно Российской Федерации и субъекту Российской Федерации.

Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Юридическому лицу принадлежит исключительное право использования своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом (исключительное право на фирменное наименование), в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках. Сокращенные фирменные наименования, а также фирменные наименования на языках народов Российской Федерации и иностранных языках защищаются исключительным правом на фирменное наименование при условии их включения в единый государственный реестр юридических лиц.

В настоящее время распоряжение исключительным правом на фирменное наименование (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается (п.2 ст.1474 ГК РФ).

Не допускается использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого юридического лица. Юридическое лицо, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации (п.2 ст.54 ГК РФ) и обязательно указывается в его учредительных документах.

Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия такового - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (ст. 8 ФЗ от 8.08.2001г «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). До вступления в силу Закона о регистрации юридических лиц различались понятия «юридический адрес» (то есть адрес, по которому была произведена регистрация данного юридического лица) и «фактический адрес» (то есть место нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица). В настоящее время такие различия упразднены.

При перемене места нахождения юридического лица регистрирующий орган по прежнему месту вносит в реестр соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения.

Место нахождения юридического лица имеет ключевое значение при решении ряда вопросов материального и процессуального права. По этому месту ему направляются различные документы, в том числе судебные повестки и определяется место исполнения некоторых обязательств. В частности, согласно ст.316 ГК РФ если место исполнения обязательства не определено законом, иными правовыми актами или договором, не явствует из обычаев делового оборота или существа обязательства, а кредитором является юридическое лицо, исполнение по денежному обязательству должно быть произведено в месте нахождения юридического лица в момент возникновения обязательства, а если кредитор к моменту исполнения обязательства изменил место нахождения и известил об этом должника - в новом месте нахождения кредитора с отнесением на счет кредитора расходов, связанных с переменой места исполнения. Также место нахождения юридического лица определяет, какой именно суд вправе разрешить конкретный спор.

 

Виды юридических лиц.

 

Юридические лица подразделяются по различным основаниям, классификаций существует множество[38].

Опираясь на нормы действующего законодательства стратифицируем организации со статусом юридического лица следующим образом:

1. По цели образования организации делятся на коммерческие и некоммерческие.

2. По субъекту собственности различаются частные и государ­ственные организации.

3. В зависимости от отношения учредителей к имуществу обра­зованных организаций (п. 2 ст. 48 ГК РФ) они классифицируются как организации:

— на имущество которых учредители сохраняют обязательственные права;

— на имущество которых учредители сохраняют вещные права;

— на имущество которых учредители не сохраняют никаких имущественных прав.

Далее будут рассмотрены все три приведенных основания.

1) В зависимости от целей деятельности, возможности распределять полученную прибыль между участниками и объема правоспособности различаются две большие группы юридических лиц - коммерче­ские и некоммерческие организации.

Коммерческими организациями являются юридические лица, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. По гражданскому законодательству РФ юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ (см. § 2 гл. 4 ГК РФ), хозяйственных партнерств (см. ФЗ «О хозяйственных партнерствах»),производственных кооперативов (см. § 3 гл. 4 ГК РФ), государственных и муниципальных унитарных предприятий (см. § 4 гл. 4 ГК РФ).

Необходимо отметить, что ГК РФ содержит исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций (п.2 Ст.50 ГК РФ). В ст.6 Федерального закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»[39] разъяснено, что со дня официального опубликования части первой ГК РФ коммерческие организации могут создаваться исключительно в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены гл.4 Кодекса.

В юридической литературе отмечается, что законодатель намеренно ограничил перечень постоянных, профессиональных участников оборота, поскольку статус коммерческой организации дает возможность весьма широк


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.09 с.