Что современная экономическая наука понимает под рынком? — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Что современная экономическая наука понимает под рынком?

2018-01-14 316
Что современная экономическая наука понимает под рынком? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Возможно ли существование рыночной экономики при отсутствии частной собственности?

4. Что понимается под теневой экономикой в условиях командной экономики? рыночной экономики?

5. Необходимо ли в условиях современной рыночной экономики предварительное наличие товаров у продавцов и денег у покупателей?

Какую роль играют цены в рыночной экономике?

7. Каковы основные черты командной экономики? Действуют ли в условиях этой экономики законы рынка?

В чем заключается рыночный кругооборот?

9. Какую роль в рыночной экономике играют домохозяйства и предприятия? В каком качестве они выступают на рынках продуктов и факторов производства?

10. Каковы социально-экономические последствия реализации рыночных методов хозяйствования?

Что понимается под «смешанной экономикой»?

Каковы функции государства в рыночной экономике?

13. В какой степени характерные черты рыночной экономики присутствуют в современной России?

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ.Обоснуйте его.

1.Рынок- это:

а) совокупность актов купли - продажи товаров и услуг;

б) сложное передаточное устройство, позволяющее с наибольшей эффективностью использовать экономическую информацию, рассеянную среди бесчисленного множества индивидуальных агентов;

в) механизм обратной связи между продавцами и покупателями;

г) все утверждения являются верными.

 

2. Домашние хозяйства:

а) выполняют функции потребления товаров и услуг;

б) представляют собой обобщенный элемент потребительской сферы экономики;

в) имеют своей целью максимизацию полезности потребляемых благ;

г) все утверждения являются верными.

 

3.Государство в рыночной экономике:

а) занимается распределением потребительских благ;

б) централизованно планирует производство основных видов инвестиционных товаров;

в) создает условия функционирования рыночной системы;

г) верно а) и б).

 

4.Какая из указанных характеристик не относится к рыночной экономике?

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свободное предпринимательство.

 

5.В модели рыночного кругооборота домашние хозяйства:

а) выступают покупателями на рынке ресурсов;

б) выступают покупателями на рынке продуктов;

в) выступают продавцами на рынке ресурсов;

г) верно б) и в).

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

1. Критерием разграничения типов экономических систем является характер координационного механизма.

2. В рыночной экономике вопрос о том, какие товары и услуги должны производиться, в конечном счете, решают потребители.

3. Проблема «для кого» в рыночной экономике не может быть решена без государственного участия.

4. Уровень эффективности экономики характеризуется социальными гарантиями, которыми обладают члены данного общества.

5. Экономическая власть в условиях рыночной экономики в отличие от командной экономики широко рассеяна.

6. В экономической модели рыночного кругооборота домашние хозяйства предъявляют спрос на ресурсы.

 

Задачи и упражнения

 

1. На рисунке 3.1 изображена схема рыночного кругооборота. Объясните, что означает каждый из потоков.

 

 
 

 


Рис.3.1

2. На рисунке 3.2 изображена схема рыночного кругооборота, включающая в себя домохозяйства, фирмы, а также государство. Объясните, что означает каждый из представленных потоков.

 

Фирмы
Государство
Рынок ресурсов

       
   
 

 


Рис. 3.2.

 

 

Тема 4. Основы рыночного механизма.

План лекции:

Контрольные вопросы

 

1. Что следует понимать под спросом и величиной спроса?

2. Что показывает кривая спроса?

3. В чем заключается закон спроса?

4. В каких случаях рост цен может сопровождаться увеличением объема спроса?

5. Когда можно говорить об изменении величины спроса, а когда – об изменении спроса?

6. Какие факторы оказывают влияние на изменение спроса?

7. Что следует понимать под предложением и величиной предложения?

8. Что показывает кривая предложения? Почему «нормальная» кривая предложения имеет положительный наклон? В каких случаях кривая предложения оказывается вертикальной линией? загибающейся линией?

9. В каких случаях можно говорить об изменениях предложения, а в каких – об изменении величины предложения?

10. Какие факторы оказывают влияние на изменение предложения?

11. Что понимается под равновесным объемом рынка и равновесной ценой? Объясните механизм их взаи

12. Почему возникают выигрыш потребителя и выигрыш производителя?

13. Как влияет на сдвиг рыночного равновесия увеличение (уменьшение) спроса при неизменном предложении? увеличение (уменьшение) предложение при неизменном спросе? Одновременное увеличение (уменьшение) спроса и предложения?

14. Чем отличаются друг от друга мгновенный, короткий и длительный периоды?

15. Как влияет на изменение равновесной цены и равновесного объема рынка увеличение деятельности рассматриваемого периода?

 

Тесты:

I. Укажите на правильный ответ. Обоснуйте его.

1.Кривая спроса на товар Х показывает:

а) какое количество товара Х будет продано по равновесной цене;

б) в какой степени вырастут расходы покупателей на приобретение товара Х при увеличении их денежных доходов;

в) объем спроса на товар Х при каждом значении его цены за данный период времени, при условии неизменности других факторов, оказывающих влияние на спрос

г) объем продаж товара Х при каждом значении его цены.

 

2.Закон спроса заключается в следующем:

а) превышение спроса над предложением приводит к снижению цены товара;

б) объем спроса на товары растет по мере увеличения денежных доходов покупателей;

в) величина спроса на товар снижается при увеличении его цены;

г) кривая спроса имеет положительный наклон.

 

3.Предположим, что произошел сдвиг кривой спроса на товар Х влево вниз. Какое из приводимых объяснений этого явления представляется Вам правильным?

а) выросла цена товара Х, в связи с чем покупатели стали приобретать его в меньшем объеме;

б) изменились вкусы покупателей в пользу товара Х, вследствие чего вырос спрос на данный товар;

в)цена товара Х выросла; поэтому сократился спрос на товар Х;

г) ни одно из объяснений не является правильным.

 

4.Рынок находится в равновесном положении, когда:

а) продавцы и покупатели могут купить и продать по рыночным ценам такое количество товаров, какое пожелают;

б) отсутствуют тенденции к изменению цен;

в) объем спроса равен объему предложения;

г) все ответы являются верными.

 

5. Предположим, что при цене 5 руб. покупатели предъявляют спрос на 4000 единиц товара в неделю. Продавцы готовы предложить 5000 единиц при данной цене за этот период времени. В этом случае:

а) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше, чем 5000 единиц;

б) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку больше, чем 5000 единиц товара;

в) рыночная цена упадет ниже 5 руб. и покупатели предъявят спрос меньше, чем на 4000 единиц;

г) рыночная цена вырастет выше 5 руб. и продавцы предложат рынку меньше единиц товара, чем прежде.

 

6. Излишек производителя:

а) делится поровну между всеми производителями;

б) большей частью достается производителям с самыми низкими издержками;

в) большей частью достается производителям с самыми высокими издержками;

г) все ответы являются неверными.

 

П.Определите, верными или неверными являются следующие утверждения. Обоснуйте свой ответ.

  1. Увеличение спроса показывает движение вдоль кривой спроса в направлении, которое показывает рост общего количества покупаемого товара.
  2. Изменение потребительских предпочтений приводит к движению точки по кривой спроса, а рост доходов покупателей к сдвигу кривой спроса.
  3. Снижение цены на товар Х приводит к падению объема спроса на товар-заменитель товара Х.
  4. Если одновременно увеличиваются спрос и предложение товара, то растут равновесный объем рынка и цена данного товара.
  5. Объем предложения товара всегда является функцией его цены.
  6. Величина излишка покупателя зависит от уровней цен, по которым покупатели согласны купить предложенный на рынке товар.

 

Задачи и упражнения

 

1. На рисунке 4.1. показано, как изменилось положение кривых спроса (D) и предложения (S) товара Х. Сплошными линиями обозначено первоначальное положение кривых, пунктирными – новое положение

а) Укажите, в каком направлении изменились равновесный объем и равновесная цена в результате сдвига кривых в каждой из приведенных на рисунке 4.1. рыночных ситуаций.

б) Укажите, какая из приведенных на рисунке 4.1. ситуаций иллюстрирует следующие процессы:

(1) увеличение издержек производства товара Х;

(2) изменение вкусов потребителей, отдающих предпочтение другим товарам – заменителям товара Х;

(3) увеличение спроса на другой товар, который выпускается производителями товара Х вместо данного товара;

(4) сокращение доходов покупателей товара Х, происшедшее вследствие экономического спада;

(5) увеличение цены товаров – заменитель товар Х;

       
 
   
 


Р Д

S

 

 

0 Q

 

 

Q

 

Д Д S 1

P S Р S 1 S1

 

 

0 Q

 

Рис. 4.1

 

 

(6) отмену высоких импортных пошлин на товар Х;

(7) существенное увеличение цены сырья, используемого в производстве товара Х;

(8) сокращение количества покупателей товара Х;

(9) увеличение штрафов, которые должны уплачивать производители товара Х за загрязнение окружающей среды.

 

2. В табл.4.1 приведены данные об объемах спроса и предложения при различных значениях цены товара Х.

Таблица 4.1.

Цена, руб. Объем спроса, штук Объем предложения, штук
     
     
     
     
     

 

а) изобразите кривые спроса и предложения на рынке товара Х;

б) определите величину излишка или дефицита при цене 8 руб.;

в) определите величину излишка или дефицита при цене 32 руб.;

г) определите равновесные объем и цену товара Х;

д) выведите уравнения объемов спроса и предложения и ответьте на поставленные выше вопросы, решив задачу аналитическим способом.

 

3. а) Функция спроса на данный товар: QD = -2Р+20. Функция предложения данного товара: QS =2Р - 4 Определите равновесный объем и цену товара аналитическим и графическими способами.

б) Объем спроса на данный товар вырос на 4 штуки при каждом уровне цены. Вследствие этого функция спроса: Qd = - 2Р + 24.

Определите равновесный объем и цену товара аналитическим и графическими способами.

в) В результате изменения предложения товара: Qs = 2Р – 8.

Определите равновесный объем и цену в этом случае.

 

 

Тема 5. Эластичность спроса и предложения.

 

Контрольные вопросы:

1. Как рассчитываются коэффициенты ценовой эластичности спроса? спроса по доходу? перекрестной эластичности? предложения по цене? Каково их экономическое содержание?

2. Что понимается под дуговой и точечной эластичностью? Как рассчитывается коэффициент точечной эластичности?

3. Как изменяется величина коэффициента ценовой эластичности спроса на протяжении кривой спроса, если она выражена линейной функцией? Почему происходит изменение величины этого коэффициента?


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.07 с.