Учебной и производственной практикипо — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Учебной и производственной практикипо

2018-01-14 241
Учебной и производственной практикипо 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

К организации

Учебной и производственной практикипо

ПМ.02 «Организация различных видов деятельности и общения детей» МДК02.05

«Теория и методика музыкального воспитания с практикумом».

Специальность 44.02.01 «Дошкольное образование».

 

 

Составитель: Лопарева В.В.

 

2013 г.

 

 

Пояснительная записка

Цель практики:

1. Формирование целостного представления о роли музыкальной деятельности детей в воспитательно- образовательном процессе современного дошкольного учреждения.

2. Привлечь внимание к максимальному использованию разнообразных видов детской музыкальной деятельности, их интеграции в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса.

Задачи практики:

1. Формирование осознанного отношения и устойчивого интереса к избранной профессии.

2. Знакомство с теоритическими прикладными аспектами организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста и руководства ими.

3. Знакомство с разными видами музыкальной деятельности дошкольников.

4. Формирование умений наблюдения, анализа воспитательно- образовательного процесса, самостоятельно работать с программой по музыкальному воспитанию, методическими пособиями, литературой, планируя работу с детьми.

5. Формирование умений подбирать материал, самостоятельно изготавливать пособия к музыкальным занятиям, использовать их в практической работе с детьми.

По окончанию педагогической практики студент должен приобрести

практический опыт:

-создания в группе предметно- развивающей среды по музыкальной деятельности детей.

-Определения цели, задач, содержания, методов руководства музыкальной деятельностью.

-Организации общения детей в процессе разных видов музыкальной деятельности и в повседневной жизни ДОУ.

Уметь:

1. Планировать совместно с музыкальным руководителем различные виды музыкальных игр и организацию музыкальной деятельности дошкольников в течение дня.

2. Оказывать помощь музыкальному руководителю в организации различных видов музыкальной деятельности.

3. Разрабатывать варианты создания развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в разных возрастных группах.

4. Организовывать общение детей в процессе разных видов музыкальной деятельности, учитывая индивидуальные качества детей, уровень развития способностей.

5. Творчески применять различные формы организации музыкальной деятельности.

6. Анализировать процесс и результаты организации музыкальной деятельности, общения детей.

Знать:

1. Теоретические основы и методику организации различных видов музыкальных занятий, роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий.

2. Разнообразные формы организации музыкальной деятельности.

3. Сущность и своеобразие музыкальной деятельности дошкольников.

4. Содержание и способы организации музыкальной деятельности дошкольников.

5. Теоретические основы руководства разными видами музыкальных игр детей.

6. Роль и место музыки в повседневной жизни детского сада.

7. Теоретические и методические основы организации праздников и развлечений.

Организация практики:

Учебная и производственная практика по ПМ.О2 «Организация различных видов деятельности и общения детей».

Проводится концентрированно.

Сроки проведения: 3 курс 5 семестр (1 неделя- производственная, 18 часов.).Для организации учебной практики учебная группа делится на две подгруппы. В ходе педагогической практики студент ведет педагогический дневник к практике, в котором фиксирует результаты выполненных заданий. В своей деятельности студент руководствуется задачами, целями практики, выполнения содержания практики, используя методические рекомендации к организациям данных видов практики.

 

Основные критерии оценки практики студентов.

1. Качество выполнения заданий.

2. Уровень и глубина анализа педагогической деятельности.

3. Отношение к деятельности (дисциплинированность, добросовестность, ответственность, инициативность).

4. Стремление к независимости в суждениях, собственной позиции, творчества.

5. Умение общаться в системе «Студент- дети», «студент- групповой руководитель», «студент- студент».

Отчетная документация

1. Дневник практики с отчетом выполненных заданий.

2. Самоанализ работы студента по результатам учебно- производственной практики.

3. Материалы для портфолио студентов по итогам производственной практики.

-Роль воспитателя на музыкальном занятии, в организации музыки в повседневной жизни детского сада и разных видов музыкальных игр. Примерный план работы по музыкальной деятельности.

-Вопросы к беседе с детьми по выявлению знаний: о композиторах, их произведениях, средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, играх; по выявлению навыков, умений детей в процессе разных видов музыкальной деятельности.

-Подборка музыкальной литературы по формированию у детей знаний и представлений о средствах музыкальной выразительности, музыкальных инструментах, о композиторах, перечень ДМИ для разных возрастных групп, перечень оборудования по музыке, подбор пособий для организации разных видов музыкальной деятельности,музыкально- дидактических игр, игр с пением и т.д.)

4. По итогам практики выставляется дифференцированный зачет.

Студент, выполняющий задание по данному профессиональному модулю, а также междисциплинарным курсам должен овладеть общими компетенциями, включающими в себя способности:

ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач.

Педагогическая практика предполагает формирование у студентов соответствующих профессиональных компетенций при выполнений заданий данного профессионального модуля:

ПК 2.1. Планировать различные виды деятельности в течение дня.

ПК 2.2. Организовывать различные виды игр с детьми.

ПК 2.4. Организовывать общение детей.

ПК 2.6. Организовывать и проводить праздники и развлечения для детей раннего и дошкольного возраста.

ПК 2.7. Анализировать процесс и результаты организации различных видов деятельности и общения детей.

Содержание работы

Задание I

Знакомство с задачами, содержанием практики и методическими материалами, сопровождающими практику.

Цель:

Уточнить знания и представления студентов о понятиях музыкальной деятельности дошкольников, различных формах организации музыкальной деятельности детей, видах музыкальной деятельности.

Уточнить роль воспитателя в организации музыкальных занятий, самостоятельной музыкальной деятельности, музыки в повседневной жизни детского сада.

Познакомить с задачами, целями практики, особенностями прохождения.

Нацелить студентов на представление практического материала по итогам практики (портфолио ПМ.02.).

Примерный перечень материалов, которые студенты представляют к концу практики:

- Планирование музыкальной деятельности в режиме дня.

- Подбор музыкально- дидактических игр по разным направлениям развития детей (для развития ладового чувства, музыкально- слуховых представлений, развития чувства ритма).

- Изготовление самостоятельно (по выбору студента) атрибутов для проведения различных видов музыкальной деятельности, игр с пением и музыкально- дидактических игр;

- подбор пословиц, поговорок, стихов, репродукций по слушанию музыки к теме: «Времена года» в музыке, поэзии, живописи;

-Изготовление самостоятельно(по выбору студентов) детских музыкальных инструментов

Задание II

Изучение развивающей среды для организации самостоятельной музыкальной деятельности детей.

Цель:

Изучить особенности организации развивающей среды для самостоятельной музыкальной деятельности детей и проанализировать особенности подбора музыкального оборудования в соответствии с возрастом детей, содержание и задачи работы.

Методика выполнения задания:

Студент выясняет, какие музыкальные уголки организованны в группе, сравнивают имеющееся оборудования с утвержденным перечнем, оценивают порядок и размещение оборудования, доступность его для детей, соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям. Для изучения студенты используют ниже приведенные таблицы. Изучение развивающей среды для музыкальной деятельности студенты осуществляют в группах младшего и старшего дошкольного возраста. По завершению наблюдения студенты делают письменный анализ по вопросам:

Музыкальная предметно - развивающая среда ДОУ для развития самостоятельной деятельности детей

Условия для создания музыкальныхзон Возрастные группы
Младший дошкольный возраст (наличие) Старший дошкольный возраст (наличие)
1. Целесообразность размещения зоны, доступность оборудования для детей, хранение.    
2. Разнообразие оборудования.    
3. Учет возрастных особенностей.    
4. Эстетическое оформление музыкальной зоны и пособий, находящихся там.    
5. Возможность переноса оборудования в другие места.    

 

Вопросы для анализа

1. Какие музыкальные зоны имеются в групповой комнате, раздевалке и на участке?

2. Каковы особенности оборудования в разных возрастных группах, соответствуют ли они педагогическим и гигиеническим требованиям?

3. Комфортность и безопасность обстановки, доступность расположения оборудования?

4. Соответствие развивающей среды образовательной программе, реализующееся в детском саду?

5. Обеспечение возможности для развития творческих способностей детей.

Задание III Изучение предметно- развивающей среды для игровой деятельности

Принципы построения предметно- игровой среды:

1. Комфортность и эмоциональное благополучие ребёнка (свобода выбора, разная содержательная направленность)

2. Индивидуализация (создание центров отдыха и разгрузки)

3. Педагогическая целесообразность

4. Доступность предметно- игрового пространства

Цель: Изучить особенности организации предметно- игровой среды в младшем и старшем дошкольном возрасте, выявить особенности размещения музыкально- игрового оборудования для самостоятельной деятельности детей, мобильность игровой среды.

Методика выполнения задания

Студенты изучают перечень игрушек, находящихся в распоряжении детей, оценивают соответствие игрушек, игрового оборудования возрасту детей, игровым интересам детей, задачам музыкального воспитания и развития. Выявляют состояние игрушек, их соответствие гигиеническим и педагогическим требованиям: удобство и целесообразность хранения и размещения в группе (с учетом возраста). Выполняя задания, студенты пользуются приложением и материалом, представленным в методической справке. По окончании выполнении задания студенты анализируют увиденное и делают выводы по вопросам.

Методическая справка

Требования к музыкальным игрушкам для детей дошкольного возраста:

1. Безопасность для жизни и здоровья ребенка.

2. Забота о психическом здоровье детей.

3. Эстетичность, гигиеничность.

4. Не должна быть перегружена дополнительными деталями.

5. Должна быть полифункциональной, динамичной.

6. Должна расширять музыкальных кругозор детей, развивать художественный вкус, увлекать образами современной действительности.

7. Учитывать возрастные особенности детей.

8. Способствовать музыкальному развитию ребенка.

Примерный перечень игрушек для музыкальных игр:

-детские музыкальные инструменты,

-атрибуты для музыкальных игр -драматизаций,

-игрушки-забавы,

-аудиовизуальные средства,

-музыкальные игрушки (музыкальные шкатулки, «шарманки» и др.),

-музыкальные дидактические игры и пособия,

-Игрушки для театрализованных игр (по всем видам театра) и развлечений.

 

 

Задание IV. Работа в методическом кабинете ДОУ. Знакомство с планами воспитательно- образовательной работы в режиме дня по музыкальной деятельности

Цель: знакомство с методической литературой в помощь воспитателям в работе с детьми в организации музыкальной деятельности, примерным содержанием и формой планирования музыкальной работы в режиме дня.

Методика выполнения задания

Студенты беседуют со старшим воспитателем по данной проблеме, знакомятся с выставкой методической литературы, с примерными формами планирования, анализируют содержание работы в разных возрастных группах. Студенты с руководителем практики уточняют этапы работы над составлением плана воспитательно- образовательной работы по музыкальной деятельности в режиме дня. Осуществляет в дневнике планирование работы на один день для младшего или старшего дошкольного возраста.

 

Методическая справка

Вопросы для наблюдения и анализа работы воспитателя на музыкальном занятии

1. Участие в создании условий для проведения занятия (знакомство с планом музыкального занятия, пособиями, использованием зала и т.д.).

2. Эмоциональный настрой детей на занятия, тон педагога, темп ведения занятия в зависимости от возрастной группы.

3. Роль воспитателя на разных этапах занятия в разных возрастных группах.

4. Индивидуальная работа воспитателя на занятии.

5. Внешний вид воспитателя (одежда, обувь.)

Вопросы для анализа развлечений, праздника.

1. Тема, программные задачи, их соответствие возрасту, программе.

2. Оформление помещения, атрибуты.

3. Идейное и художественное содержание развлечения, праздника.

4. Степень активности детей.

5. Роль ведущего, участие взрослых в развлечении, празднике.

6. Традиционные и сюрпризные моменты.

7. Роль музыки.

8. Продолжительность развлечения, праздника.

9. Решение воспитательных задач

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВЕРТУШКА

· Цель: Развивать у детей представления об изобразительных возможностях музыки.

· Ход игры: Педагог предлагает детям посмотреть музыкальную вертушку, по - вращать ее, заглянуть в окошечко на вертушке и исполнить знакомую песню, соответствующую появившемуся в окошечке вертушки изображению; ребенок должен объяснить, почему он выбрал именно эту песню, какие еще песни можно соотнести сданным изображением, определить характер музыки.

· Программное содержание: Развивать музыкальную память, представление детей об изобразительных возможностях музыки, через умение по зрительному и слуховому восприятию соотносить музыкальные и художественные образы. Развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью музыки. Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором. Игровые действия: Вращать вертушку, угадывать знакомые мелодии. Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

ВЫЛОЖИ МЕЛОДИЮ.

· Цель: Развивать ритмический слух, упражнять детей в определении ритмического рисунка мелодии.

· Ход игры: Педагог исполняет знакомые детям песни с разным ритмическим рисунком, предлагает детям его прохлопать. Затем он показывает детям как можно условно изобразить ритмический рисунок с использованием квадратов, обозначающих долгие звуки.

· В ходе игры педагог исполняет знакомые детям песни и предлагает им выложить их ритмический рисунок. И наоборот просит детей вспомнить песню по предложенному педагогом условному изображению ритмического рисунка мелодии.

· Программное содержание: Развивать ритмическую и ассоциативную память. По слуховому восприятию учить детей различать длительность звуков: короткие и долгие, уметь передавать ритмический рисунок с помощью ассоциативных элементов:

· квадраты и прямоугольники, соотносить таким образом мелодию с графическим изображением.

· Игровые правила: Слушать знакомые мелодии, не мешать и не подсказывать другим.

· Игровые действия: Отгадывать песни, прохлопывать их ритмический рисунок, выкладывать его графическое изображение и наоборот. Игровая цель: Первым выложить рисунок мелодии.

ДО, РЕ, МИ.

· Цель: Учить детей различать образный характер музыки, соотносить художественный образ с музыкальным образом, отражающим явления действительности.

· Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает ребенку выбрать картинку, соответствующую ей по содержанию художественного образа, при этом ребенок должен пояснить, почему он выбрал именно эту картинку, что на ней изображено и о чем говорится в песне. В другой раз педагог предлагает детям картинку и просит их исполнить знакомую им песню, соответствующую изображению на картинке.

· Программное содержание: Развивать зрительное и слуховое восприятие, учить

· детей различать характер музыки по образу, соотносить художественный образ с

· музыкальным образом, отражающим явления действительности, развивая при

· этом музыкально-аналитическую деятельность.

· Игровые правила: Отвечать индивидуально, а петь хором.

· Игровые действия: Выбирать соответствующее изображение, накрывать

· фишкой.

· Игровая цель: Вспомнить как можно больше песен.

ЗАЙЦЫ.

· Цель: Упражнять детей в восприятии и различении характера музыки: веселого, плясового и спокойного, колыбельного. Ход игры: Педагог рассказывает малышам о том, что в одном доме жили-были зайцы. Они были очень веселыми и любили плясать (показывает картинку «Зайцы пляшут»), А когда они уставали, то ложились спать, а мама пела им колыбельную песню (картинка «Зайцы спят»). Далее педагог предлагает детям угадать по картинке, что делают зайцы? И изобразить это своими действиями (дети «спят», дети пляшут), под музыку соответствующего характера.

· Программное содержание: Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление - умение слушать и сравнивать музыку различного характера (веселую, плясовую и спокойную, колыбельную). Развивать музыкальную память, представление о различном характере музыки. Игровые правила: Прослушать до конца мелодию, не мешать отвечать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего ему изображения или показ соответствующих действий. Игровая цель: Первым показать, что делают зайцы.

КОГО ВСТРЕТИЛ КОЛОБОК?

· Цель: Развивать у детей представление о регистрах (высоком, среднем, низком).

· Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Колобок» и ее персонажей (волк, лиса, заяц, медведь), при этом он исполняет соответствующие мелодии, например: «У медведя во бору» в нижнем регистре, «Зайка» в высоком

· регистре и т.д. Когда дети усвоят звучание какого регистра соответствует художественному образу каждого животного, им предлагается поиграть и определить на слух, какой персонаж изображен в музыке и выбрать соответствующую картинку

· Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей.узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, исполненные в разных регистрах: высоком, низком, среднем, формируя при этом звуковысотное восприятие музыки и умение соотносить музыкальный образ с художественным по слуховому и зрительному восприятию.

· Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать отвечать другим, выбирать соответствующую карточку.

· Игровые действия: Загадывание и отгадывание музыкального фрагмента, выбор соответствующего изображения, можно самостоятельно исполнить мелодию в заданном регистре. Игровая цель: Угадать первым.

КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ?

· Цель: Учить детей различать высокие и низкие звуки, узнавать знакомые мелодии.

· Ход игры: Педагог знакомит детей со звучанием одной и той же мелодии в разных регистрах (в низком регистре и в высоком), например, «Кошка» Александрова. Когда дети научатся различать высокие и низкие звуки, передающие соответственно образы детеныша и матери, им предлагается поиграть. При этом педагог говорит, что в большом доме на первом этаже живут мамы, на втором (с маленькими окошками) - их детки. Однажды все пошли погулять в лес, а когда вернулись, то перепутали, кто где живет. Поможем всем найти свои комнаты. После этого педагог проигрывает мелодию «Медведь» Левкодимова в разных регистрах и просит детей угадать, кто это: медведица или медвежонок. Если ответ правильный, в окошко вставляется соответствующее изображение, и т.д.

· Программное содержание: Развивать музыкальную память, учить детей узнавать знакомые мелодии изобразительного характера, по слуховому и зрительному восприятию соотносить музыкальный и художественный образы. Развивать звуковысотное восприятие музыки - умение различать высокие и низкие звуки.

· Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

· Игровая цель: Угадать первым.

ЛЕСЕНКА.

· Цель: Различать постепенное движение мелодии вверх и вниз, отмечая его положением руки.

· Ход игры: Педагог исполняет попевку «Лесенка» Е.Тиличеевой. При повторном исполнении предлагает детям поиграть: показать рукой, куда движется девочка (кукла и т.д.) - вверх по лесенке или вниз. Затем педагог исполняет попевку, при этом он не допевает последнее слово сначала в первой, а потом во второй части попевки, и предлагает детям самим закончить ее.

· Для средних, старших и подготовительных групп используется лесенка из 5 ступенек, для последних возможно из 7. Для младших - из 3. Для 7 ступенек: Для 5 ступенек: Для 3 ступенек:

· -До, ре, ми, фа, Вот иду я вверх, Вверх иду,

· соль, ля, си. И спускаюсь вниз. Вниз иду.

· (на трезвучии).

· Программное содержание: Развивать музыкальную память и музыкально- аналитическое мышление - умение различать поступенное движение мелодии вверх и вниз. Учить детей соотносить свои действия с музыкой (движения руки) по слуховому восприятию.

· Развивать музыкальный слух - умение отличать напевное звучание мелодии от отрывистого. Развивать представление об изобразительных возможностях музыки.

· Ход игры: Педагог предлагает детям послушать как по музыкальной лесенке поднимается маленький мальчик и старая бабушка, или большой медведь и маленький зайка и сравнить музыкальные фрагменты. Игровые правила: Внимательно слушать, не мешать другим. Игровые действия: Показ рукой.

· Игровая цель: Самостоятельно закончить музыкальную фразу.

МОРЕ.

· Цель: Развивать у детей представление об изобразительных возможностях музыки, ее способности отражать явления окружающей природы.

· Ход игры: Педагог исполняет пьесу «Море» Н.Римского-Корсакова, дети делятся своими впечатлениями о характере музыки. Педагог обращает внимание на то, что композитор нарисовал яркую картину моря, показывая самые разные его состояния: оно то взволнованное, то бушующее, то успокаивающееся. Один ребенок с помощью карточек показывает изменение характера музыки на протяжении всей пьесы.

· Программное содержание: Закреплять умение различать динамические оттенки в музыке: тихо(р), громко (), не слишком громко (), очень громко () и т.д. Через умение соотносить музыкальный и художественный образы, развивать воображение, умение представить картины реальной действительности, переданные с помощью средств музыкальной выразительности. Игровые правила: Прослушать музыкальный фрагмент, не подсказывать другим. Игровые действия: Отгадывать мелодию, выбирать соответствующее ей изображение.

· Игровая цель: Угадать первым.

МУЗЫКАЛЬНАЯ КАРУСЕЛЬ

· Цель: Учить детей различать изменение темпа в музыке.

· Ход игры: Педагог исполняет песню «Карусели», спрашивает детей, как они двигались, всегда ли одинаково? Предлагает детям изобразить изменение темпа в музыке своими действиями и ответить на вопросы: когда музыка играла быстро, когда медленно и т.д.

· - Еле, еле, еле-еле (дети начинают движение)

· Завертелись карусели.

· А потом, потом, потом (бегут)

· Все бегом, бегом, бегом.

· Тише, тише, не спешите! (замедляют ход)

· Карусель остановите! (останавливаются).

· Программное содержание: Развивать музыкальную память через темповый слух. Учить детей по слуховому восприятию различать изменение темпа в музыке и соотносить это со своими действиями, движениями. Игровые правила: Внимательно слушать мелодию, не мешать другим. Игровые действия: Движения в хороводе с изменением темпа. Игровая цель: Принять участие в хороводе.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛОТО.

· Цель: Учить детей различать форму музыкального произведения (запев и припев в песне), передавать структуру песни, состоящую из повторяющихся элементов в виде условного изображения. Ход игры: Педагог исполняет песню и предлагает одному ребенку выложить ее условное изображение из разноцветных кругов (запев песни) и однотонных квадратов (припев). Остальные дети проверяют,

· правильно ли выполнено задание. В другой раз педагог сам выкладывает условное изображение песни из кругов и квадратов и просит детей исполнить " песни, соответствующие изображению.

· Программное содержание: Развивать музыкально-аналитическую деятельность детей - умение по слуховому восприятию через сравнение, сопоставление различать форму музыкального произведения (запев, припев), развивать ассоциативное мышление - умение передавать форму музыкального произведения с помощью различных графических изображений. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не подсказывать друг другу. Игровые действия: Угадывание мелодии и выкладывание ее условного изображения из кругов и квадратов и наоборот. Игровая цель: Первым угадать и выложить мелодию.

НАЙДИ И ПОКАЖИ.

· Цель: Упражнять детей в различии звуков по высоте (ре - ля).

· Ход игры:Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, используя знакомые детям звукоподражания, обращает внимание на то, что мамы поют низкими голосами, а детки высокими, тонкими; для этого он рассказывает детям о том, что в одном дворе жили утка с утятами (показывает картинки), гусь с гусятами, курица с цыплятами, а на дереве птица с птенчиками и т.д. Однажды, подул сильный ветер, пошел дождь, и все спрятались. Мамы-птицы стали искать своих детей. Первой стала звать своих деток мама-утка: Где мои утята, милые ребята? Кря-кря! А утята ей отвечают:

· Кря-кря, мы здесь! Обрадовалась уточка, что нашла своих утят. Вышла мама-курица и т.д.

· Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки, (ре-ля). Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте звука напевом.

· Игровые действия: Отгадывать, кого зовут, пропевать соответствующие звукоподражания.

· Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков.

НАЙДИ МАМУ.

· Цель: Развивать звуковысотное восприятие у детей: учить различать звуки в пределах октавы (ре1 - ре2).

· Ход игры: Педагог знакомит детей с высокими и низкими звуками, говорит, что у куклы Маши есть птички: курочка, уточка и т. д., они поют низкими голосами. И есть птенчики: цыплята, утята и т.д., они поют высокими, тоненькими голосами. Птенчики весь день играли во дворе и проголодались, и стали искать свою маму, чтобы она их покормила:

· Пи, пи, пи! Это я! Где же мама моя? - запели цыплята тоненьким голоском. А мама курочка им отвечает: Все ко мне. Цыплятки, милые ребятки! И все остальные птенчики стали звать своих мам. В ходе игры дети могут поочередно исполнять роль как птиц, так и птенчиков, используя при этом картинки с их изображением.

· Программное содержание: Через слуховое восприятие развивать звуковысотный слух у детей: умение слушать и различать высокие и низкие звуки, (ре - ля).

· Игровые правила: Слушать музыкальный вопрос, отвечать на него противоположным по высоте напевом.

· Игровые действия:Пропевать звукоподражания за педагогом. Игровая цель: Помочь птицам найти своих птенчиков

ОПРЕДЕЛИ ПО РИТМУ.

· Цель: Передавать ритмический рисунок знакомых попевок

· и узнавать их по изображению ритмического рисунка.

· Ход игры:Разучивая с педагогом попевку дети прохлопывают ее ритм,

· научившись этому они учатся узнавать знакомые попевкипо предложенному

· рисунку.

· Рекомендуемые попевки:

· «Петушок» рус.н.м. «Мы идем с флажками» «Дождик», Е.Тиличеевойрус.н.м.

· Петушок, петушок,

· Золотой гребешок! Мы идем с флажками, Дождик, дождик! Что ты рано встаешь, Красными шарами. Веселей!

· Деткам спать не даешь? Капай, капай,

· Не жалей!

· В ритмических рисунках квадраты обозначают короткие звуки, прямоугольники - длинные звуки.

· Программное содержание: Прослушивать попевку до конца, не мешать, отвечать другим.

· Игровые действия: Угадывать знакомые попевки, выбирать соответствующие им графические изображения, прохлопывать ритм попевки. Игровая цель: Угадывать первым.

СЛУШАЙ ВНИМАТЕЛЬНО.

· Цель: Развивать представление об основных жанрах музыки, способность различать песню, танец, марш. Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Одному ребенку на слух предлагается определить жанровую принадлежность заданной мелодии и выбрать соответствующую картинку, остальные дети указывают свой ответ на игровых полотнах с изображением, соответствующим различным жанрам музыки.

· Ход игры: Педагог исполняет музыкальные произведения разного жанра: колыбельную, польку, марш. Обращает внимание детей на их особенности, предлагает найти отличительные черты. Детям предлагается поиграть - определить на слух жанровую принадлежность заданной мелодии, выбрать на игровом полотне картинку с соответствующим изображением и накрыть ее фишкой. При этом ребенок должен пояснить, как называется этот жанр музыки и что под такую музыку можно делать.

· Программное содержание: Проводить музыкальный анализ основных жанров музыки по слуховому восприятию, развивать музыкальную память, способность различать песню, танец, марш,

· развивать песенное и танцевальное творчество по жанрам музыки. Ход игры: Когда дети научились различать музыку по жанровому признаку, предложить им творческие задания: самостоятельно придумать мелодию определенного жанра или вспомнить песню в этом жанре; тому, кто быстрее и лучше справится, предоставляется право назначить следующий жанр.

· Кроме задания по песенному творчеству можно использовать задания по танцевальному творчеству, т.е. предложить детям придумать и исполнить движения, соответствующие жанру музыкального произведения. При подведении итогов игры дети сами выбирают наиболее понравившееся им исполнение и повторяют его все вместе.

· Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим.

· Игровые действия: Угадывание жанра, выполнение соответствующих движений. Игровая цель: Угадать первым.

 

 

СОЛНЫШКО И ТУЧКА.

· Цель: Развивать у детей представление о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная).

· Ход игры: Детям раздают игровые полотна с изображением солнца, тучки и солнца за тучкой, которые соответствуют веселой, грустной и спокойной музыке. Педагог исполняет поочередно песни разного характера (плясовую, колыбельную, спокойную), и предлагает детям поиграть - накрыть фишкой изображение, соответствующее по настроению характеру музыки. В младшей группе предлагаются только контрастные по звучанию веселые и грустные мелодии.

· Программное содержание:Развивать музыкальную память, представление детей о различном характере музыки (веселая, спокойная, грустная). Развивать слуховое восприятие, элементарное музыкально-аналитическое мышление - умение сравнивать, сопоставлять музыку различного характера. Игровые правила: Прослушать мелодию до конца, не мешать другим. Игровые действия: Отгадывание характера музыки, выбор соответствующего изображения.

· Игровая цель: Угадать первым.

ТИХО - ГРОМКО.

· Цель: Закреплять умение детей в различении динамических оттенков музыки: тихо (р), громко (), не слишком громко (). Ход игры:Детям раздают игровые полотна с карточками одного цвета, но разной насыщенности тона, объясняя, что голубой цвет соответствует тихой музыке, темно-синий - громкой, синий - не слишком громкой. Далее педагог исполняет песню с чередованием динамических оттенков. Детям предлагается накрыть фишкой карточку, соответствующую по цвету динамическому оттенку музыки.

· Рекомендуемые цветовые сочетания:

· Для старших групп: для младших групп:

· Голубой - синий - темно-синий голубой - синий

· Розовый - красный - бордовый розовый - красный

· Бледно-желтый - оранжевый - коричневый желтый - коричневый

·

· По-разному музыка может звучать. Оттенки ее научись различать. Громко и тихо я буду напевать, Слушать внимательно, чтоб отгадать.

· Программное содержание: Развивать музыкальную память по динамическому восприятию музыки, закреплять умение детей в различении оттенков музыки: тихо (р), громко (), не слишком громко ().

· Программное содержание: Прослушивать мелодию, не мешать другим, не подсказывать.

· Игровые действия: Отгадать силу звучания музыки, выбрать соответствующий цветовой тон.

· Игровая цель: Угадать первым.

ТРИ ПОРОСЕНКА.

· Цель: Учить детей различать по высоте звуки мажорного трезвучия (до-ля-фа).

· Ход игры: Педагог предлагает детям вспомнить сказку «Три поросенка» и ее персонажей. Он говорит, что поросята теперь живут в одном домике и очень любят петь, только всех их зовут по-разному и поют они разными голосами. У Ниф-нифа самый высокий голос, у Нуф-нуфа самый низкий, а у Наф-нафа средний. Поросята спрятались в домике и покажутся только тогда, когда дети угадают кто из них поет таким голосом и повторяет его песенку. При выполнении этих условий детям показывают картинку с изображением поросенка.

· Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный

· слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, низкие и средние

· звуки в пределах мажорного трезвучия: до-ля-фа.

· Игровые правила: Прослушать напев, не мешать отвечать другим и не

· подсказывать.

· Игровые действия: Отгадать высоту звука, показать ее положением руки или самостоятельно напеть.

· Игровая цель: Угадать первым, чтобы увидеть изображение. УЗНАЙ

БУБЕНЧИК.

· Цель: Упражнять детей в различении трех звуков разной высоты (звуки мажорного трезвучия) до-ля-фа.

· Ход игры: После исполнения попевки «Бубенчики» Е.Тиличеевой педагог показывает детям карточки с изображением трех разных бубенчиков: верхний бубенчик желтого цвета - Динь, средний бубенчик зеленого цвета - Дан и нижний бубенчик красного цвета - Дон. После этого педагог предлагает детям спеть попевку и показать рукой, на какой высоте располагается каждый из бубенчиков. Когда дети достаточно хорошо освоили это, им показывают рукой и голосом, где он находится, т.е. какой это звук - высокий, средний или низкий.

· Бубенчики висят, Качаются, звенят. Повторим мы их звон: Динь-динь, дан-дан, дон-дон.

· Программное содержание: Развивать музыкальную память и звуковысотный

· слух, умение по слуховому восприятию различать высокие, средние и низкие

· звуки в пределах мажорного


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.19 с.